Просека в тайге на месте будущего Красного проспекта
«Одна широкая наезженная дорога вела поперек бора к деревне Каменке, а другая, в одну колею, вела на станцию. Обе дороги обступали величественные столетние сосны. Они стояли задумчиво, чуть шевеля хвоей, и даже грозные ураганы, по словам стариков, не мешали им покойно дремать и смотреть в глубь веков... Но вот застучали топоры в вековом бору, запели неприхотливые песни пилы, подрезая и разрезая великанов на брусья, доски и всякий другой материал, и тут же, на местах их векового стояния, их уложили люди в постройки и зажили, кто как умел».
Из воспоминаний Н.П. Литвинова
Приобская тайга
«Здесь Ермак нечеловеческими усилиями проложил себе путь к славе. Прошли века, и вот мы пришли докончить великое дело. Проведением дороги мы эти необъятные края сделаем реальным достоянием русской земли».
Н.Г. Гарин-Михайловский
Мост
«...Во главе изыскательской партии для определения места строительства моста через Обь был назначен талантливый инженер-путеец, известный русский писатель Н.Г. Гарин-Михайловский. Его 5-я изыскательная партия проложила (не на планшете — на местности!) более 80 вариантов пересечения Оби, из которых, по предложению инженера В. Роецкого, и был выбран наилучший, наикратчайший, самый выгодный и оптимальный — у села Кривощеково, основанного в далеком 1699 году одним из первых поселенцев — крестьянином Первушей Криницей по прозвищу Кривощек».
А. Денисенко. «По страницам нашей памяти»
Река Каменка
«Еще большего удивления заслуживает правый берег Оби. До 1893 года на этом берегу, против села Кривощековское, ниже впадения маленькой реки Каменки в Обь, по берегу расположено было 26 избенок, окруженных со всех сторон непроходимым бором. Но с весны 1893 года местность быстро изменилась: наехали строители железной дороги, а с ними множество разных предпринимателей, и на месте непроходимого бора стали вырастать всевозможные жилые помещения. Первые пришельцы и начали строиться по правому, крутому берегу реки Каменки, так как этот берег, благодаря своей крутизне, представлял весьма удобное место для землянок и бараков. Само собой разумеется, что между этими жилыми помещениями, расположенными в самом хаотическом беспорядке, много было (да и теперь ещё есть) таких, что невольно поражаешься выносливости русского человека, способного жить в помещении, в котором добрый хозяин постесняется и скотину запереть. Находившиеся до 1893 года на правом берегу 26 избенок при самом начале постройки железной дороги были перенесены с берега в бор, а на месте их уже в 1894 году была устроена пароходная пристань и проложен рельсовый путь».
Журнал «Нива», 1898 г.
Общий вид поселка
«...Народы, стекавшиеся на постройку дороги, не имели никакого пристанища, железнодорожные бараки и помещения не давали возможности разместиться всем работающим на дороге людям, и, кроме того, неудобство приготовления пищи более всего отражалось на рабочем элементе. Ввиду подобных неудобств масса рабочих, складываясь по нескольку семейств, старались каждый построить какой-нибудь барак или хату. Строились бесконтрольно, кто где вздумал... такое заселение поселка продолжалось более года, и лишь только в 1893 году приехал окружной старший лесничий из города Барнаула и первоначально было решено им выдворить всех из бора... но выдворить было уже невозможно, так как настроено было более 500 домов...»
И.Г. Титлянов, первый староста поселка Новониколаевск
Пристань на реке Обь
«Промышленность нашла в этом городе действительно благоприятные условия, поэтому опередила промышленность всех прочих городов и, в данное время, занимает первое место в Сибири. Что за причины, которые способствуют такому интенсивному росту города Ново-Николаевска? Этими причинами являются: богатство непосредственно прилегающих сельскохозяйственных районов и центральность его положения в отношении магистральных путей сообщений железнодорожных и водных...
Общая картина города дает полное основание предполагать, что через несколько лет город Ново-Николаевск превзойдет численностью населения и своим благоустройством все города Сибири.
Возможно, что недалеко то время, когда Ново-Николаевск будет сделан губернским городом, так как он вполне заслуживает этого уже в настоящее время».
Городской голова В.И. Жернаков
Вокзал станции Обь (Новониколаевск)
«Как известно Вашему Превосходительству, поселок Ново-Николаевский обязан своим возникновением Средне-Сибирской ж. д. При начале возведения мостовых сооружений через р. Обь и оборудовании мастерских явилась масса рабочих и служащих по разным отраслям железнодорожных управлений и строительства, а вместе с тем, для удовлетворения нужд вышеуказанных лиц, в Ново-Николаевск хлынула также масса торгового и промышленного люда для сбыта своих произведений и торговых операций.
Ныне число жителей продолжает прогрессивно возрастать, разнообразится торговля и промышленность жителей поселка, вследствие особенно выгодного положения его на берегу Оби. Такое привилегированное положение п. Ново-Николаевского дает полную возможность капиталистам развивать здесь свои коммерческие предприятия, и потому уже теперь главные торговцы хлебом -- колыванские купцы перенесли свои операции в Ново-Николаевск, а томские промышленники открыли здесь свои конторы и оперируют на миллионы рублей; все эти обстоятельства не остались без влияния на развитие жизни обывателей».
Из сообщения томского губернатора генерал-майора А. А. Ломачевского
Закаменская часть
«К лету 1894 года правый берег реки совершенно преобразился: бор постепенно исчез, а на его месте росли не землянки, а вполне приличные дома, строившиеся пока в беспорядке, так как за порядком следить было решительно некому. Появился у впадения реки Каменки в реку Обь довольно солидный базар с магазинами, лавками, лавочками, балаганами и проч., насчитывающий до 60 торговых помещений.
К осени 1894 года на правом берегу Оби насчитывалось уже до 400 жилых помещений, а народ все прибывал и прибывал; квартиры поднялись в цене до ужасающих размеров. Несмотря на дороговизну квартир, новый поселок все увеличивался; базарная площадь оказалась слишком тесной, а потому осенью 1895 года, в сентябре месяце, базарная торговля была переведена на вновь отведенную базарную площадь, которая была в первое время до того усеяна пнями, что почти невозможно было пробираться по ней на лошади».
Журнал «Нива», 1898 г.
Набережная, часть железнодорожного моста – архитектурный памятник
«Когда-то старый мост был символом нашего города. Теперь он стал символом его неповторимой истории. Часть пролета старого моста теперь навечно пропишется на набережной Оби как памятник и как смотровая площадка, с которой откроется прекрасная панорама города».
А.В. Целько. «История промышленности Новосибирска», том 1