Манифестация горожан, 1917 год
«Начальный период Первой мировой войны сообщил Новониколаевску дополнительную динамику развития. Неизбежные деструктивные последствия войны докатились до далекой от траншей и сражений Сибири лишь на третий год военной драмы. Экономика войны похожа на карусель, которая, оставаясь на месте, создает лишь видимость движения. К середине 1917 года энергия этой "карусели" приблизилась к грани исчерпания ее потенциала. Гражданская война, линия фронта которой проходила не только на местности, но и рассекала на многочисленные враждующие, непримиримые части массовое сознание и социальные интересы, обошлась Новониколаевску дорогой, небывалой в его короткой истории ценой утрат и разрушений».
«История промышленности Новосибирска», том 2
Трамвай на пл. Ленина
«В 1934 году пустили трамвай. Первая его веточка была малюсенькая — от оперного театра к фабрике ЦК швейников (нынче она называется "Синар"). Линия была одноколейная, и вагон имел две кабины — впереди и сзади. Закончив маршрут, вагоновожатая переходила в другой конец вагона и отправлялась в обратный путь».
Из воспоминаний А.Ф. Гутова
Мост через Каменку
В начале 1920-х годов Новосибирск состоял из двух частей по разным берегам Оби, между которыми не было автомобильного моста. А так как часовой меридиан проходил прямо по реке, то в городе было два времени. На левом берегу разница с Москвой составляла 3 часа, а на правом — 4. Хотя большого неудобства это положение новосибирцам не доставляло, ведь каждая половина жила обособленно, и даже браки между жителями разных берегов города были редки.
«Если в 20-е и 30-е годы город котировался как сибирский центр, и его застройка имела всесоюзный, даже мировой резонанс, связанный с общим экономическим подъемом Сибири, то в послевоенный период он застраивается по меркам всего лишь областного центра с соответствующими ассигнованиями. Тем не менее в этот период в городе строится целый ряд учебных, административных и жилых зданий с довольно представительной архитектурой, портиками, колоннадами и другими атрибутами классики».
«История города. Новониколаевск-Новосибирск»
Строительство на пл. Ленина
«Новосибирск в этот период превращается в административный и общественно-политический центр Сибири. В нем с наибольшим размахом развернулось строительство: из всех новостроек в городах Сибирского края около трети сооружений приходилось на Новосибирск. Таких новых больших общественных зданий, которые были построены в Новосибирске в эти годы, не знал ни один из других крупных городов Сибири».
С.Н. Баландин. «Новосибирск»
Строительство обувной фабрики
«Город переменил имя: он стал Новосибирском. Он переменил не только имя: он начал другую жизнь... Старые дома сносили. Улиц больше не было, и весь город превратился в стройку. Он пах олифой, нефтью и смолой. Автомобили прыгали по ухабам, вязли в грязи и, тяжело дыша, вырывались на окраины. На окраинах было ветрено и пыльно. На окраинах люди рыли землю, и редактор "Советской Сибири" острил: "В Америке небоскребы, а у нас землескребы"».
И. Эренбург. «День второй»
Железнодорожный клуб на улице Шамшурина, 39
«Наступает новый качественный период в развитии зодчества Новосибирска, оставивший целый ряд сооружений, в значительной мере определивших архитектурное лицо центра города и закрепивших ряд планировочных элементов в его структуре...»
С.Н. Баландин. «Новосибирск»
Строительство Оперного театра на пл. Ленина
«Строить театр помогал весь город. Вечерами и в выходные дни сюда приходили рабочие фабрик и заводов, служащие учреждений, помогали копать котлованы, укладывать фундаменты».
А. Иванов. «Вечный зов»
Новосибирский государственный академический театр оперы и балета на площади Ленина сегодня
«Многие здания и сооружения 20-х и 30-х годов сформировали на десятки лет архитектурный облик города и еще длительное время будут в значительной мере определять облик центральной части Новосибирска».
«История города. Новониколаевск-Новосибирск»
Улица Революции
«Город благоустраивался. С 1937 года строится на левом берегу водопровод, увеличивается протяженность трамвайных линий. К 1939 г. в городе имелось уже 82 школы, в которых училось 54 528 школьников».
С.Н. Баландин. «Новосибирск»
Красный проспект на пересечении с улицей Свердлова
«В 1930-е годы Новосибирск быстрее, стремительнее других сибирских городов прорывался и реально продвигался в будущее практически по всем направлениям технико-экономического и социокультурного прогресса. К концу 30-х годов Новосибирск раньше или быстрее других сибирских городов окончательно распрощался с фартуком ремесленно-кустарного производства и встал к станку и конвейеру современного промышленного предприятия, прозрел от темноты почти сплошной безграмотности к общему, среднетехническому и высшему специальному образованию, приобщился к прогрессу культурной и общественно-политической жизни страны...»
«История промышленности Новосибирска», том 2
Улица Мичурина
«Визитной же карточкой добродушного гиганта на Оби по-прежнему остается центральная часть с её неповторимым патриархальным обликом, в который так органично вписан колоссальный пантеон Академического театра оперы и балета, чья судьба дает основание назвать его еще и "драматическим".
Заложенный в мае 1931 года, он фактически строился голыми руками, но, как и в случае с мостом-первенцем — по совершенно потрясающему новаторскому проекту. 22 июня 1941 года жизнь на стройке замерла, но в 1942-м, самом тяжелом году войны (сегодня это кажется фантастикой), к Оперному вновь потянулись люди в спецовках. 12 мая 1945 года, на третий день Победы, оперой Михаила Глинки "Иван Сусанин" началась сценическая жизнь театра, которому впоследствии рукоплескали все континенты и большинство столиц мира, совершенно не ведавшего, что еще в далеком 1921 году в заснеженном, занесенном метелями "провинциальном" Ново-Николаевске было не так-то просто достать контрамарку на знаменитую Сибоперу, дававшую постановки в прекрасном крячковском здании, где ныне возрождает былую славу "Красный факел" — прославленный "сибирский МХАТ", как называла его вся страна в шестидесятые годы».
А. Денисенко. «По страницам нашей памяти»
Красный проспект (на пересечении с улицей Державина)
«Город не лез ввысь, силуэт его был приземист и монотонен. Он раздался вширь на сибирских просторах. Только за одну пятилетку он шагнул на левый берег Оби, сметая корпусами Сибкомбайна село Кривощеково; он рванулся на восток, и загородная станция Ельцовка оказалась в центре нового соцгородка, он вторгся в Заельцовский бор и потеснил его крупнейшим в Сибири мясокомбинатом, получив за это звание "сибирского Чикаго"; на реке Иня вырос Первомайский район, возле новой станции Эйхе, которую называли "воротами в Кузбасс". Город, как богатырь, притягивал железнодорожными линиями к себе всю Западную Сибирь».
А. Никульков. «В буче»