75 лет с начала деятельности АО «Киносибирь» (1926)

Предреволюционная Сибирь, вопреки долго бытовавшим представлениям, вовсе не была бледным пятном на кинокарте страны. Более сотни кинотеатров, не только в городах, но и в крупных селах и поселках, передвижные установки кооперативных объединений, хроника, периодически снимаемая для своих заведений киновладельцами – Сибирь мало чем уступала более западным регионам России.

Черная дыра образовалась после революции и гражданской войны, в ходе которых сибирское кинохозяйство развалилось почти до основания. И именно в это время в нем появилась особая нужда. Грамотность в Сибири в 2 раза ниже европейской части страны: три из четырех человек не умеют читать и писать. Рассчитывать на привычный эффект традиционных средств, печати к примеру, здесь не приходится. Масштабу пропагандистских и просветительских задач очень бы подошли универсальные возможности кино. Восстановление же его сети идет черепашьим шагом. Центральный аппарат государственной организации «Совкино» занят в основном делами столичными, отделения на местах маломощны, укомплектованы случайными людьми и нацелены прежде всего на латание репертуарных дыр и выполнение спускаемых из Москвы финпланов. Поэтому осенью 1926 года и вызревает решение: нужно развивать кино своими силами, в Сибири помимо Совкино» необходима своя киноорганизация. В течение месяца с небольшим власти определяют ее форму, а с 1 ноября в крае начинает действовать «Киносибирь».

Используя относительную самостоятельность (на уровне союзной республики), которой пользовался тогда Сибирский край и возможности НЭПа, «пошедшего на убыль, но все еще действовавшего, для «Киносибири» избирают статус смешанного акционерного общества, гарантирующего свободу в распоряжении заработанными средствами. В составе учредителей – советские, профсоюзные и отраслевые кооперативные организации: Крайисполком, Крайпроф, Краймолоко, Крайселькредит и т.д. – всего 10 пайщиков. Девиз «Киносибирни»: «деньги от кино – на развитие кино». Задача – расширение киносети и создание сибирского кинопроизводства. Любопытен субординационный принцип: во избежание политических сбоев в правление проведены надежные люди, а в кресле председателя – и вовсе главный чекист края Л. Заковский (полномочный представитель ОГПУ по Сибирскому краю), но в текущих делах и подборе кадров предоставлена довольно широкая свобода. Два основных отдела – коммерческий и производственный – доверены, к примеру, дереволюционным спецам: омскому киновладельцу A. Каплуну и столичному прокатчику Я. Задорожному, отбывавшему в Сибири административную ссылку.

Ставка на профессионализм и инициативность оправдалась. «Киносибирь» успешно восстанавливает и открывает новые кинотеатры в городах, комплектует передвижки для деревни, открывает сеть киномастерских по ремонту аппаратуры и магазинов фото-, кинотоваров, устраивает курсы киномехаников.

В трехкратном увеличении за три года киносети Сибири акционерному обществу принадлежит ведущая роль. И именно «Киносибирь», а не «Совкино», решением Крайисполкома в 1928 году объявляется основной киноорганизацией региона.

Еще более весомы успехи в развертывании киносъемочной деятельности. Начав с крохотной лаборатории в подвале кинотеатра «Пролеткино» (нынешняя «Победа»), «Киносибирь» уже в 1928 году отстраивает собственное специальное помещение, кино-фабрику, как тогда говорили, на улице Добролюбова (старый корпус теперешней копировальной фабрики). Это – первая в истории Сибири профессиональная киностудия.  

За три неполных года акционерным обществом снято около 40 лент, среди них – хроникальные журналы, документальные, научно-популярные, учебные фильмы, полнометражные художественные картины, детские, мультипликационные – немалая часть их выйдет не только на сибирский, но и на всесоюзный экран. Фундамент сибирского фильмопроизводства закладывается «Киносибирью» широким и многожанровым. Его сильно сузят сразу же после упразднения акционерного общества: съемки художественных фильмов прекратятся на 30 с лишним лет и возобновятся только с появление телевизионного кино; то же самое с детскими фильмами: мультипликация вернется совсем уж в наши дни и поступит на службу в рекламу.

«Киносибирь» упраздняют в декабре 1929 года: расчленяется Сибирский край, ликвидируются последние элементы НЭПа, страна переходит на жесткую безвариантную административную вертикаль управления не только в кино, но и во всех сферах жизни. Хозяйство «Киносибири» отходит к «Совкино». На базе ее кино-фабрики организуются две студии: «Сибтехфильм», переведенный в 1948 году в Свердловск, чтобы стать основой создаваемой там киностудии, и «Новосибирская кинохроника», существующая и поныне под именем «Западносибирская киностудия».

В. А. Ватолин

Литература и документальные источники

ВАТОЛИН В. Двое из «Киносибири» // Веч. Новосибирск. — 1995. — 8 сент. — С. 19:ил. О жизни деятелей кино Я. Г. Задорожного и П. В. Своркова, их работе в 1925 г. в Каинске (прежнее название Куйбышева) и деятельности по созданию и развитию АО «Киносибирь».

КИНО в Западной Сибири: Основные задачи сов. кинематографии и справка о развитии кино в Сибири // Весь Новосибирск: Справ. кн. — Новосибирск, 1931. — С. 100-101: ил.

Имеются краткие сведения об АО «Кино-Сибирь».

СИБИРСКАЯ советская энциклопедия. В 4т. Т. 2. З-К. — [Новосибирск]: Огиз. Зап.Сиб. отд-ние, [1931]. — 1152 стбл ил., 19 л, ил.

Из содерж.:

Колодин М. Кино. — Стб. 658-662.

Включены сведения о «Киносибири».

«Киносибирь». — Стб. 663.

ГАНО:

Р-33 (Пролеткино);

Р-275 (Союзкино);

Р-277 (Киносибирь);

Р-1123 (Сибтехфильм).

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2001 год

 

подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image