Чебанов Вениамин Карпович

Дата рождения: 28 Августа 1925г.

Живописец, график, участник Великой Отечественной войны.

 Вениамин Карпович Чебанов – художник из поколения шестидесятников. Начало его творческой деятельности приходится на конец 50-х – начало 60-х годов, период подъема культурной жизни в городе. Этому способствовала оттепель, когда на смену идеализации в изобразительное искусство пришел суровый стиль и взгляды художников обратились не на вождей и героев, а на рядового человека и трудовые будни, возник интерес к правде жизни. С этим направлением во многом связаны творческие интересы В. Чебанова.

 Художник родился 28 августа 1925 г. на Украине, в Николаевской области. Его отец был столяром-краснодеревщиком, он делал мебель, музыкальные инструменты, резал по дереву. В 1935 году семья переехала в Новосибирск. К началу войны В. Чебанов окончил семилетку, в 1942 году начал работать слесарем паровозного депо станции Инская, собираясь быть железнодорожником. Но вместо этого он стал курсантом Новосибирского пехотного училища и 9 ноября 1944 года был отправлен на 1-й Украинский фронт командиром стрелкового взвода. За участие в Великой Отечественной войне В. Чебанов награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, многими медалями. Демобилизовавшись в 1947 году, он работает художником оформителем в Доме культуры железнодорожников станции Инская, затем в Доме культуры стрелочного завода, не оставляя мечты об учебе. В 1953 году В. Чебанов поступает учиться на архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института, но желание стать художником победило и, проучившись в институте всего год, он с рекомендательным письмом педагога по рисунку Иосифа Александровича Беляева поступает на III курс Иркутского училища искусств. Закончив училище в 1956 году, художник работает учителем рисования и черчения в одной из школ Новосибирска, а затем руководит изостудией Дома культуры железнодорожников станции Инская. Параллельно шла самостоятельная работа, результатом которой стала выставка рисунков и этюдов, прошедшая в Доме культуры. Примером творчества тех лет являются рисунки углем «Медсестра» и «Автопортрет» (оба – 1957 г.), точно передающие состояние моделей.

 В 1957 году В. Чебанов стал сотрудничать с Западно-Сибирским книжным издательством, что стало для него школой профессионального становления. Среди книг, оформленных художником, наиболее интересны иллюстрации к поэме А. Смердова «Пушкинские горы» (Новосибирск, 1975), посвященной событиям Великой Отечественной войны. В книге существуют две линии образов: историческая, представленная заставками к главам с портретом А.С. Пушкина на фоне пейзажа, и непосредственно военные эпизоды.

 Вся дальнейшая творческая деятельность мастера также связана в основном с искусством графики. Лучшие работы В. Чебанова, особенно в 60-е годы, близки суровому стилю. Об этом говорит выбор важных, ключевых моментов в сюжетах, обращение к социально значимой тематике, активность художественного языка. Наиболее полно подобному видению соответствовала гравюра с ее большими размерами, сочетанием крупных пятен черного и белого, оживленных штрихами, упрощенными, рублеными очертаниями, плоскостностью, конструктивно решенными композициями. Именно в линогравюре созданы лучшие работы художника.

 Центральное событие в жизни Новосибирска конца 50-х – начала 60-х годов – строительство Академгородка. Серия гравюр, посвященных этой теме, выдвинула В. Чебанова в число ведущих графиков региона. Лучшим листом цикла является работа «Сибирский университет готов» (1963 г.). Начало новой жизни, ее обновление – таково настроение, царящее здесь. Гармоничность композиции с фигурами трех девушек на фоне больших окон, умелое введение в изображение пейзажа, мягкая, серебристого оттенка штриховка – все свидетельствует о цельности листа. Данной серией художник участвовал на I зональной выставке «Сибирь социалистическая» в 1964 году. В этом же году он был принят в члены Союза художников СССР.

 Две серии линогравюр стали центральными в творчестве В.К. Чебанова. Первая из них – «Годы войны» (1966 г.), состоявшая из 7 листов, отражающих основные вехи тех трагических дней. Первая работа цикла – «1941 год. Мать» с пожилой женщиной в телогрейке и грубых ботинках, скорбно смотрящей вслед уходящим на фронт солдатам. Вертикаль фигуры справа и в глубине цепочки бойцов и состав с орудиями – детали эти точны и выразительны. Есть здесь и элементы метафоры, как, например, большая, с рваными очертаниями черная туча, закрывающая солнце или два колоска, льнущие к ногам матери. Центром композиции «Прощание» являются скрещенные руки мужчины и женщины. Знаком войны воспринимаются сброшенная на стул шинель и вещмешок, а также фотографии на стене, со сдвинутыми с привычного места рамками, одна из которых пуста. От свечи на столе свет растекается по комнате, выхватывая существенные детали: фигуру женщины, окно, а также создавая ореол вокруг стула и мужской фигуры. Две гравюры посвящены непосредственно военным действиям: «Атака» и «Привал с дороги направо». В «Атаке» фигуры образуют своеобразный триптих – двое бойцов бегут, на первом плане раненый пытается подняться, в глубине сраженный солдат падает назад. Активные клубящиеся линии фона, дополненные траекториями ракет и светом, пробивающимся сквозь облака, дополняют ощущение напряжения боя. Иной по характеру лист «Привал» со спящими на земле солдатами, фигуры которых образуют спокойный, разомкнутый на первом плане круг. Лирическую ноту в изображение вносит пейзаж и особенно листья травы. Центральным в серии стал лист «Победа» с двумя солдатами на первом плане, один из которых автор. Их лица суровы. Основное место в композиции занимает лес взметнувшихся рук с оружием на фоне неба с голубями и всполохами салюта. Своеобразно, с постепенным нарастанием динамики решена ритмика листа. Внизу спокойные фигуры, выше – руки в резком движении и в воздухе салют как выражение радости. Именно поэтому здесь использован вертикальный формат. Два последних листа: «Война ушла» и «Мир. Солнышко» рисуют картины мирной жизни. Особенно хороши в них пейзажные фоны.

 Вторая из числа значимых в творчестве художника серий «Земля и люди» (1969 г.), состоящая из 8 листов, сюжетно разделена на две основные линии. С одной стороны, это вечные ценности человеческого бытия: «Рождение человека», «Земля», «Хлеб», «Родина». Второй содержательный пласт связан с событиями конкретными, происходившими в первые годы Советской власти. Это листы «»Передел», «Председатель комбеда», гравюра «За землю», где мать склонилась над убитым в поле сыном. Если в первом цикле ключевыми были листы драматические, то в данном случае наиболее интересна лирико-философская тематика. Пример тому гравюра «Хлеб». Труд человека на земле, его тяжесть показаны здесь через фигуру уснувшей жницы. Ее окружение составляют лежащие полукругом снопы, которые уводят взгляд в глубину, где работают косари и женщины вяжут снопы. За их спинами круглящиеся очертания холмов. Простор российских далей, торжественность ритмов выводят почти будничный сюжет на уровень символа.

Во время работы в творческой группе «Индустрия Сибири» в начале 70-х годов В. Чебанов создает ряд работ , посвященных Запсибу. С одной стороны, это линогравюры в жанре индустриального пейзажа («Монтаж домны», «Запсиб», 1973 г.), трактованные описательно. Наиболее своеобразен лист «Плавка выдана», изображающий сталеваров у вентилятора. Спиралеобразность композиции дает ощущение парения фигур в воздухе, несмотря на их плотность и весомость. Наиболее примечательными среди запсибовских работ являются портреты. Благодаря использованию сангины оранжево-красноватого тона они приобретают тепло и живость. Цвет имеет здесь и образный смысл, воспринимаясь как отблески огня, горячего металла. Художник хорошо передает состояние, индивидуальные особенности своих героев, следы усталости на лице, отсутствие эмоций («Портрет горнового Денисенко») или импульсивность, внутреннее движение, волю («Портрет горнового Самарина», оба – 1972 г.).

 В 70-е годы портреты занимают ведущее место в творчестве художника. Среди них есть как работы официального характера (сборник «Наши земляки» (Новосибирск, 1972) или изображения, решенные по принципу житийной иконы, названные автором композиционными портретами (А.С. Пушкин, А.М. Горький – 1972 г.), так и камерные произведения, где изображены близкие мастеру люди («Дочь Валя», 1975 г.). Одной из лучших портретных работ художника является «Портрет Т.Р. Чебановой» (1971 г.), выполненный в технике сангины с пастелью, очень тонкий и эмоциональный. Энергией, волей, напористостью выделяется «Портрет поэта Л. Решетникова» (1975 г.).

 С начала 80-х годов В. Чебанов обращается к живописи, выполнив ряд портретов («Портрет поэта Леонида Чикина», 1980; «Портрет академика Е.Н. Мешалкина», 1981; «Портрет механизатора П.Н. Коновалова», 1980). Переход к цвету у художника прошел не без потерь, поскольку гравюра предполагает работу на цветовых контрастах, живопись же, напротив, требует тонкости тональных переходов, что дается не сразу.

 Празднование в 1985 году юбилея Победы побудило мастера вернуться к событиям тех лет и создать триптих «1941 год. Говорит Совинформбюро», выполненный в технике черно-белого рисунка. Здесь перед нами женщины, старики, дети слушают сводку с фронта. Разная гамма чувств отражена на их лицах: от горя и отчаяния до гнева. Военная тема присутствует в творчестве художника и в 90-е годы, пример тому холст «За живых и мертвых» (групповой портрет художников В. Чебанова, П. Поротникова, В. Кирьянова – 1998 г.). Наряду с этим мастер обращается к глобальным проблемам человеческого существования, вопросам нравственного выбора как это сделано в картине «Куда идешь, человек?» (1985 г.). Фигура мужчины, который одной рукой держит ребенка, а другой оружие, изображена на границе света и тьмы, созидания и разрушения и символизирует человечество, находящееся на распутье. Картина довольно точно отразила сущность нашего времени. Автор поставил проблему выбора пути прямо и честно, что всегда было свойственно его произведениям.

Творчество В. Чебанова отличается основательностью, устойчивостью системы ценностей. Он всегда остается самим собой, что свидетельствует о цельности личности мастера. В 1995 году Чебанову было присвоено звание заслуженного художника России, что явилось вполне закономерной оценкой его деятельности.

 Боровикова Р.И. 75 лет со дня рождения художника В.К. Чебанова // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2000.

 ЛИТЕРАТУРА

 ВЕНИАМИН Карпович Чебанов: Живопись. Графика: кат. / Упр. культуры Новосиб. облисполкома. – Новосибирск, 1975. – 12 с.: портр.

О ПРИСВОЕНИИ почетных званий РФ // Собр. законодательства РФ. – 1995. - № 19. – С. 3233-3242.

ЧЕБАНОВ В.К. «Труд – вот главное…» // Веч. Новосибирск. – 1975. – 11 нояб. – С. 4: ил.

ПИВКИН В.М. График Вениамин Чебанов. – Новосибирск, 1984. – 79 с. : ил.

ГРАНКИН В.М., КИРЬЯНОВ В.Г. Талант художника // Сов. Сибирь. – 1995. – 26 авг. – С. 3.

    

подкатегория: 
Average: 2.5 (2 votes)

Добавить комментарий

Target Image