Человек – эпоха

В. С. Перехвальский - кандидат технических наук, профессор, проректор по учебной работе Новосибирского института инженеров водного транспорта (1961-1985), заведующий кафедрой «Гидротехнические сооружения и порты» (1955-1975, 1985-1991), участник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.

Война[1] разделила жизнь людей его поколения на «до» и «после». До войны В. С. Перехвальский окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта[2] и в 1940 году был призван в армию. Служить пришлось под Кёнигсбергом. Там и застала его война. Советские войска отступили к Ленинграду и заняли оборону. Владимир Сергеевич участвовал на Ленинградском фронте во многих боевых операциях в 1941 – 1945 г. г. в должностях рядового артиллериста и миномётчика, командира роты, а закончил войну командиром отдельного инженерного батальона 42 – ой армии. «В зону готовящегося прорыва, - вспоминает Владимир Сергеевич о своём участии в отвлекающем манёвре операции «Искра», - перебрасывалась часть войск с финского участка фронта. Чтобы немцы это не заметили, мы создали на финском направлении видимость подготовки наступления. Финны начали активно действовать, открыли яростный огонь, но мы продолжали укреплять позиции. Без потерь не обошлось, война есть война. Манёвр удался, немцы не подтянули дополнительные силы и девятисотдневная блокада была прорвана».

Вспоминаются  Владимиру Сергеевичу не только боевые операции периода блокады Ленинграда. После тяжёлой зимы 1941 – 1942 г. г., морозной, голодной, при непрерывных артиллерийских обстрелах и бомбёжках, при полном отсутствии электричества, тепла и воды, при неработающей канализации, в городе появилась опасность возникновения эпидемии. По решению Военного Совета Ленинградского фронта на очистку улиц и дворов города от  скопившихся нечистот в марте 1942 года В. С. Перехвальский мобилизовал свою роту на отведённый ей участок. «Рядом с нами работала небольшая группа гражданского населения, человек пятнадцать - двадцать, - рассказывает Владимир Сергеевич, - смотреть на них было больно. Измождённые, с потухшими глазами, работали они в полной тишине, скорее, не столько работали, сколько держались за ломики и лопаты, чтобы не упасть. Вдруг раздался звук из далёкого мирного прошлого: трель идущего трамвая. Действительно, появился трамвай с платформой для мусора. Люди поняли: раз идёт трамвай, значит, восстановлено электроснабжение, значит, город жив, город будет жить, город победит! У всех изменилось настроение, работа пошла веселее, чаще застучали ломики. Так простой звонок трамвая прозвучал для нас слаще любой музыки. Впереди ещё были годы войны и почти семьсот блокадных дней, но похоронный колокольчик для Гитлера уже прозвонил. То был звонок ленинградского трамвая весной 1942 года».

После окончания боевых действий, Владимир Сергеевич оставался на ленинградской земле на службе до конца 1945 года, занимаясь разминированием окрестностей города. Демобилизовавшись, он поступил в Ленинградскую академию водного транспорта, закончил её и в 1953 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1955 году В. С. Перехвальский был  направлен на работу в Новосибирский институт инженеров водного транспорта[3]. С тех пор жизнь его связана с подготовкой инженерных кадров для внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока. Не один десяток лет возглавлял  Владимир Сергеевич кафедру «Гидротехнические сооружения и порты». Талант организатора, высокая культура, замечательное владение словом в полной мере проявились в период его успешного руководства одним из самых трудных участков ВУЗа: почти четверть века занимался Владимир Сергеевич учебно – воспитательной работой в должности проректора. Благодаря высоким профессиональным и человеческим качествам В. С. Перехвальский, пользовавшийся большим уважением у коллег, всегда вёл общественную работу в коллективе: продолжительное время он возглавлял Совет ветеранов ВУЗа, внёс существенный вклад в дело патриотического воспитания молодёжи. В настоящее время Владимир Сергеевич активно сотрудничает с университетом в методическом плане, а также пишет замечательные стихотворные очерки – размышления о судьбе страны, которой он добросовестно служил всю жизнь, свободу и независимость которой отстаивал в тяжёлые годы войны, о перспективах развития водного транспорта. Вот строки из очерка В. С. Перехвальского «Наши дни»:

«Задача здесь для нас

Ясна без запятой:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

«Не должен транспорт для Сибири

Стать ахиллесовой пятой».

Так сформулировал ее наш Президент,

Вложив в предельно краткий аргумент».

За заслуги перед Родиной В. С. Перехвальский награждён орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 г. г.» и другими.

Музей

 [1] Великая Отечественная война 1941 – 1945 г. г.

[2] Ныне Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПГУВК)

[3] Ныне Сибирский государственный университет водного транспорта, СГУВТ

 

Добавить комментарий

Target Image