Этнографы нашли более ста жертвенных покрывал

В 2019 году Отдел этнографии Института археологии и этнографии СО РАН организовал 16 экспедиций, в основном, в Западной и Восточной Сибири. Приполярный этнографический отряд занимается изучением обрядовой и религиозной практики хантов и манси и ежегодно пополняет Музей народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН уникальными экспонатами.

– Все в совокупности музеи Зауралья и Западной Сибири – Тюменской, Томской областей, а также ЯМАО и ХМАО – не располагают столь обширной коллекцией этнографических экспонатов, – отметил на отчетной пресс-конференции доктор исторических наук Аркадий Бауло.

В этом году этнографам удалось обнаружить и привезти в Новосибирск уникальные экспонаты, связанные с почитанием различных духов. Красный халат середины 19 века представлял собой жертву семейному духу-покровителю. Чтобы жертва была более значительной, в карман халат складывали купюры, серебряные и медные монеты. Более редкие находки связаны с долговременным изучением культа небесного всадника.

Север Западной Сибири представляет собой заболоченную территорию с множеством мелких рек, поэтому в той местности никогда не использовались лошади для верховой езды. Тем не менее, ученые обратили внимание на странный феномен: дух покровителей ханты и манси – это всадник. Аркадий Викторович продемонстрировал собравшимся представителям СМИ жертвенное покрывало хантов и манси рубежа 19 и 20 века, которое использовалось при жертвоприношении коня. Небесный всадник должен прибыть на церемонию жертвоприношения – для него есть специальная попона. Священные стилизованные изображения всадников нанесены с изнаночной стороны, чтобы скрыть их от глаз посторонних людей. Зачастую по краю такие покрывала обшиты мехом белки или лисы.

– Подобные экспонаты можно видеть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, но там их, в общей сложности около 20-ти, а у нас находки такого типа до сих пор достаточно регулярны, на сегодняшний день их уже более сотни, – подчеркнул выступающий.

Но принести в жертву коня не всегда получалось. Если, например, человек тяжело болен и не в состоянии осуществить этот ритуал, то приглашали шамана и использовалась фигурка коня из папье-маше, которую клали в сундук, также добавляя к ней купюры в игрушечное седло, выполняющее роль кошелька. Эта традиция символизировала собой будущее жертвоприношение, которое должен был совершить больной, если он выздоровеет.

Все находки Отдела этнографии отреставрированы и находятся в Фонде Музея истории Сибири и Дальнего Востока, где они доступны для демонстрации посетителям.

https://archaeology.nsc.ru/etnografy-nashli-bolee-sta-zhertvennyh-pokryval/

Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук

 

подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image