21 ноября 2012 года исполнилось 85 лет со дня рождения известного российского историка – Леонида Михайловича Горюшкина (1927-1999).
Член-корреспондент РАН, доктор исторических наук, профессор, многие годы возглавлявший Институт истории СО РАН, Леонид Михайлович Горюшкин, несомненно, принадлежит к числу крупнейших историков страны. В плеяду молодого поколения историков он вошел с приездом в конце 40-х гг. в Томск известного историка-ученого, Лауреата Сталинской премии первой степени (ныне Государственной) и любимого педагога студентов Московского университета Израиля Менделевича Разгона. Именно с ним Леонид Михайлович связывал свой путь в историческую науку. "Я с детства впитывал в себя рассказы о переселенцах, о сибирских партизанах. – отмечал он в интервью. – Этот интерес мог бы и не получить усиления. Но его развил в Томском университете, где я учился, мой научный руководитель профессор И.М. Разгон. Большая удача, когда в юности тебе выпадет хороший учитель".
Первая встреча ученика и учителя состоялась в ноябре 1949 г. Ученик был студентом IV курса исторического отделения ИФФ Томского университета. Учитель – маститый ученый, в проработочные времена борьбы с буржуазным объективизмом и космополитизмом причисленный вместе с академиком И.И. Минцем и другими известными историками (О.Л. Вайнштейном, Г.А. Дебориным, А.М. Дебориным, Л.И. Зубоком, В. Ланом, Н.Л. Рубинштейном и др.) к ведущим "космополитам" и освобожденный в марте 1949 г. от преподавательской, исследовательской и просветительской деятельности в столичных вузах и научных учреждениях (Секретариате "Истории гражданской войны, Историческом музея, обществе "Знание", Главполитиздате и др.). Более полугода был без работы и лишь в конце октября 1949 г. получил назначение в Томский университет заведующим кафедрой истории СССР на историко-филологическом факультете.
Спустя не один десяток лет его ученик Л.М. Горюшкин, выступая в 1995 г. с докладом "И.М. Разгон – ученый, педагог, человек" на Всероссийском симпозиуме, посвященном памяти профессора, отмечал исключительнейшее его влияние после приезда в Томск на развитие исторической науки в сибирском и дальневосточном регионах России и подготовку научно-педагогических кадров профессиональных историков для высшей и общеобразовательной школы . "В Томске, – говорил Леонид Михайлович, выразив тем самым свое благоговейное отношение и к своему учителю, и к его появлению на томской земле, – появился ученый высокого класса, крупный общественник и высококвалифицированный педагог с большим опытом работы в вузах" .
Конечно, понимание значения появления в Томске крупного ученого и педагога И.М. Разгона, его вклада в развитие исторической науки и гуманитарного образования в сибирском и дальневосточном регионах пришло к Леониду Михайловичу с годами. Однако то, что студент Леонид Горюшкин не воспринял профессора как "безродного космополита", а это имело место у некоторых студентов-историков на факультете, говорит о понимании им сложности общественно-политической ситуации в стране (его отец был незаконно репрессирован в 30-е годы) и трудностей в судьбе ученого. Так уже в студенческие годы у Леонида Михайловича стал проявляться дар ученого и талант исследователя – историческое предвидение.
Его учеба на историческом отделении ИФФ Томского университета выпала на первые послевоенные годы – 1946–1951. Исторический факультет в ТГУ был вновь открыт в 1940 г. В военные годы учебный процесс обеспечивался в основном учеными и преподавателями, эвакуированными из Москвы, Киева, Харькова. Однако в 1944/1945 г. все они покинули университет, и ИФФ оказался в крайне затруднительном положении. "Особенно остро нуждается в профессорско-преподавательских кадрах ИФФ," – отмечалось в отчете Томского университета за 1945/1946 учебный год .
В 1946–1948 гг. в коллектив ИФФ влилась блестящая плеяда молодых ученых, успешно защитивших кандидатские диссертации в Московском и Ленинградском университетах – историк А.И. Данилов, философ П.В. Копнин, филологи Н.Ф. Бабушкин, Н.А. Гуляев, Ф.З. Канунова, а также переведшийся из Красноярского пединститута А.П. Бородавкин. Бывшие фронтовики, они внесли в жизнь студенческого и преподавательского коллективов факультета особую атмосферу творческого поиска и увлеченности наукой.
В эту атмосферу и окунулся поступивший в 1946 г. на историческое отделение Леонид Горюшкин. Высокий, спортивного сложения юноша, с виду немного застенчивый, он вскоре становится заводилой многих начинаний и на факультете, и в университете. Учебу он сочетал с работой заведующего студенческим клубом. Уделяя большое внимание организации досуга и отдыха студенческой молодежи, занимался проведением вечеров отдыха, смотров художественной самодеятельности, танцевальных вечеров и т. п. В весенне-летнее время по инициативе Леонида организовывались походы и выезды на природу.
Для университетского студенчества особо привлекательными были окрестности Томска, береговые пейзажи и речная рябь Томи и ее притоков – Басандайки и Ушайки. Здесь готовились к экзаменам, перебрасывались шутками, обыгрывали допущенные кем-то оплошности. Не только организатором, но и душой многих коллективных походов был Лёня Горюшкин. Но главным для него все же была учеба. Проявляя упорство и трудолюбие, он увлеченно и настойчиво овладевал знаниями по всем учебным дисциплинам и курсам всеобщей и отечественной истории. Активно участвовал в работе студенческого научного общества, выступал с докладами в студенческом научном кружке и на научных конференциях. Благодаря прекрасному преподавательскому составу, у любознательного студента от курса к курсу развивалась и укреплялась любовь к истории. Импульс же в понимании сложностей истории и ее завлекательности дала встреча, а в дальнейшем и многолетняя дружба с профессором И.М. Разгоном.
Уже первыми прочитанными в Томском университете для студентов-историков лекциями профессор И.М. Разгон поразил студентов своими познаниями, сумел внушить им подлинную любовь к исторической науке. Спустя 45 лет, делясь своими впечатлениями о первой лекции Израиля Менделевича, Л.М. Горюшкин рассказывал: "Он энергично вошел в аудиторию, повесил пиджак на спинку стула и, расхаживая, начал увлекательно говорить. Знания как бы распирали его, и некоторым лекция казалась не всегда стройной – за ним, дескать, нелегко записывать. Большой знаток источников, хорошо знавший всех видных историков своего времени и иногда еще живых исторических деятелей, он убедительно подтверждал выдвигаемые положения большим фактическим материалом и портретными характеристиками. Запомнилась его независимая манера интеллигента-профессора называть Деникина, Колчака и других белых генералов по имени-отчеству, что казалось необычным для 1949 г., когда противникам революции отказывали во все человеческом . Как видно, любознательного студента в профессоре И.М. Разгоне привлекали интеллигентность, громадная эрудиция, опыт ученого и педагога, порядочность и простота поведения. Исключительно глубокое уважение студента Л. Горюшкина, как и многих, в профессоре вызывала общая культура как следствие пытливости ума и души, ненасытного стремления к расширению кругозора, к духовному обогащению. Начитанность Израиля Менделевича, широта и глубина его знаний, простирающихся на самые разнообразные сферы гуманитарных наук, и поражала, и завораживала, и воспитывала уважительное отношение к исторической науке.
Когда же встал перед студентом IV курса Леонидом Горюшкиным вопрос о выборе специализации, он, не задумываясь, записался в спецсеминар И.М. Разгона, в котором и получил основательную профессиональную подготовку, выполняя под его руководством курсовые и дипломное сочинения. Интерес к спецсеминару только что появившегося на факультете профессора проявили и другие однокурсники Л.М. Горюшкина – 16 человек IV курса (123-я группа) изъявили желание специализироваться у Израиля Менделевича .
Более 350 студентов-историков в Томском университете получили профессиональную подготовку через спецсеминары профессора И.М. Разгона, выполняя под его руководством курсовые и дипломные работы.
На занятиях, в личном общении профессора с учениками Леонид Михайлович, как и его сокурсники, да и студенты последующих поколений, получали навыки самостоятельной работы: умения работать с исторической литературой и источниками, критически анализировать их, сопоставлять факты, явления, обосновывать концептуальные подходы, выводы и предложения. Щедро делясь с учениками своими исключительно богатыми знаниями, увлеченностью, пробуждая в них инициативу, увлекая творческими замыслами и привлекая к исследовательской работе, мудрый учитель, исходя из собственного опыта, наставлял: "Работоспособность и терпение – самое главное для историка. Самостоятельность мышления. Она вырабатывается в труде. Умение самому искать и находить" . Довольно часто он говорил: "Горько слышать от студентов: "Мы этого не проходили, мы этого не знаем". Историк должен знать все. Я требую и жду от своих учеников, от своих студентов неутомимости в познании нового" .
Педагог университетского типа, Израиль Менделевич учил студентов глубокому и всестороннему исследованию исторического факта. Почти каждый из учеников, участников спецсеминара, курсовиков, дипломников в свой адрес получал, хотя и доброжелательную, критику учителя: "Никакое глубокомыслие и никакое остроумие не могут возместить незнание фактов".
Живительную атмосферу исторического познания спецсеминара проф. И.М. Разгона передает письмо одного из его учеников (1949–1951 гг.) В.Т. Фоменко : "Я часто вспоминаю спецкурсы и семинары Изр. Менд. (он ведь много – как никто другой – возился с нами – 135 группой) и до сих пор удивляюсь, где он брал силы для всегдашней жизнерадостности, общительности, индивидуализированной внимательности к каждому, – писал Владимир Трофимович своим сокурсникам и друзьям Людмиле Григорьевне и Анатолию Константиновичу Сухотиным уже после кончины своего учителя. – А как он смеялся, если мы на семинарах скрещивали штыки и перехлестывали! Удивительно умел он поддерживать задор, поощрял поиски, самостоятельность суждения, приходил в восторг от сообразительности. Нам чертовски здорово повезло!". Повезло не только студентам 135-й группы, но и сотням из других групп. Повезло и Леониду Михайловичу, бывшему в конце 40-х – начале 50-х гг. еще Лёней Горюшкиным.
В спецсеминаре известного ученого Л. Горюшкин проявил способности, показал себя трудолюбивым и любознательным студентом. С первых же занятий с глубоким интересом начал изучать взятую для разработки проблему по истории российского крестьянства в первые годы Советской власти – коллективное земледелие в годы гражданской войны. В настоящее время тема разработана довольно полно и освещена в исторической литературе. В конце же 40-х – начале 50-х гг. аграрная история союзного государства и отдельных регионов в годы революции и послереволюционного периода была в числе слабо изученных проблем. И Лёне Горюшкину пришлось начать поисковую работу по сбору материала для доклада, курсового и затем дипломного сочинений. Увлеченно работал он в Научной библиотеке ТГУ с газетами, журналами, статистическими и другими документальными публикациями, знакомился с исторической литературой по своей тематике. Его учитель, заметив в ученике трудолюбие и способности, увлеченность исторической наукой, как истинный ученый и педагог, сумел разглядеть талант исследователя. После проведенных нескольких первых занятий своего спецсеминара (123 гр.) профессор делает в списке его участников пометку о Л. Горюшкине, которую можно расшифровать: "способствовать развитию дарования" .
Для ученика же общение с учителем – высокообразованным ученым –способствовало расширению познания, обогащало и образовательный, и культурный уровень. От учителя и наставника он усвоил и умение не только зарождать в учениках, студентах жажду знаний, но и утолять ее. Таким образом, уже в студенчестве в Л.М. Горюшкине зарождался новый ученый со своими научными направлениями и школой.
Как ученый-исследователь и профессор-педагог, Леонид Михайлович формировался в творческой атмосфере научных поисков, особенно активно внедрявшихся в учебный процесс на ИФФ после приезда в Томск Израиля Менделевича. Его дипломное сочинение "Коллективное земледелие в годы гражданской войны", выполненное на основе выявленных им опубликованных и неопубликованных материалов и документов, периодической печати, представляло собой самостоятельное исследование.
Определившиеся еще на студенческой скамье его научные интересы в области аграрной истории становятся в дальнейшем и темами его кандидатской и докторской диссертаций, разделами коллективных фундаментальных исследований, монографий, статей и т. п.
Важным этапом на пути в большую историческую науку стали для Л.М. Горюшкина годы аспирантуры. В 1958 г. он становится аспирантом профессора И.М. Разгона по кафедре истории СССР Томского университета (до 1967 г. на ИФФ ТГУ была единая кафедра истории СССР, которую возглавлял профессор И.М. Разгон, с 1967 г. он стал заведовать кафедрой истории СССР советского периода, ныне – кафедра современной отечественной истории). Хотя Леонид Михайлович поступил в аспирантуру спустя семь лет после окончания ИФФ ТГУ, в жизнь факультета он вошел сразу же, как будто и не было долголетнего перерыва, и оставил яркий след в истории факультета, да и университета в целом, как исследователь, педагог, общественник, друг и товарищ.
Те, кто встречался, общался с ним в годы его пребывания в аспирантуре, ощущали в нем сочетание незаурядного ума, разносторонней эрудиции, тактичности. Как и его учитель, Л.М. Горюшкин был дружелюбным, отзывчивым, активным по складу характера человеком. Всех всегда поражала живость его восприятия, точность суждений, меткость и образность речи. Как и его учитель, он был начисто лишен равнодушия к людям, научным проблемам, общественной жизни, ко всему, что происходило вокруг. Никогда не отказывался от поручений – ни общественных, ни научных.
Учитель и ученик – талантливые, жизнерадостные, веселые, они любили жизнь во всех ее проявлениях. Любили шутку, острое слово, застольные встречи с друзьями. Сколько за три года в Научной библиотеке, на факультете, кафедре прозвучало остроумных, брызжущих весельем шутливых сравнений, кличек, дружеских записок, розыгрышей и т. п.
Так, Л.М. Горюшкин и его сотоварищи по партийному бюро ИФФ ТГУ (Н.Н. Киселев, Б.Г. Могильницкий, В. Тюнин) поручали парторгу кафедры истории СССР разработать лекцию для студентов и населения о борьбе с мухами. В начале 60-х гг. в Китае эта работа велась на государственном уровне. Поэтому и задание парторгом было воспринято как важное партийное поручение. Стопка литературы о мухах и борьбе с ними росла на столе в преподавательском зале Научной библиотеки, мучительно обдумывался план лекций. В конце концов шутники не выдержали и признались в своем розыгрыше, который на многие годы в университете стал притчей во языцех. Подобных розыгрышей было немало. Инициатором большинства их был Леонид Михайлович.
Вокруг Л.М. Горюшкина, как и его учителя профессора И.М. Разгона, всегда была "зона людского притяжения". Многие завязавшиеся на томской земле научные связи и дружеские отношения сохранялись долгие годы, с некоторыми – до кончины кого-то из дружеской когорты. Не один десяток лет он получал от своих друзей и подруг, которых часто называл "ше-пе" (швой парень), поздравительные письма, открытки, телеграммы за подписью "и твои три ухажерки – Вера, Валя, Любочка" . И все годы – около четырех десятков лет – его исследовательский и педагогической деятельности в институте истории СО РАН и Новосибирском университете к нему на историческом факультете, в проблемной лаборатории по истории Сибири ТГУ относились как к члену коллектива. Не случайно в ноябре 1997 г., в честь 70-летия со дня его рождения, кафедра современной отечественной истории ТГУ избрала Леонида Михайловича почетным членом кафедры.
Историк по зову души, в аспирантские годы Леонид Михайлович много, упорно и увлеченно трудился в архивах и библиотеках Сибири, Москвы, Ленинграда, неустанно занимался обработкой собранных материалов, набрасывал страницы исследовательских статей и кандидатской диссертации. Уже в аспирантуре ярко проявился у него исследовательский дар, выразившийся в широком подходе к формированию корпуса источников по теме диссертации. Продолжая разрабатывать взятую еще в студенчестве проблему о социалистических преобразованиях в сибирской деревне в первые годы Советской власти, аспирант при исследовании социально-экономических и политических предпосылок социалистической революции в сибирской деревне углубился в исследование вопроса о развитии капитализма в сельском хозяйстве Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв. Опубликовав ряд исследовательских статей о создании первых коллективных хозяйств в Томской губернии, кандидатскую диссертацию он выполнил по теме: "Сельское хозяйство и крестьянство Западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв.".
Научные успехи одного из любимых учеников, глубина и широта приобретаемых им знаний, смелость в решении стоящих исследовательских задач импонировали учителю. Видел он в какой-то мере в ученике самого себя, в молодые годы входящего в большую историческую науку. Это, видимо, явилось для Израиля Менделевича причиной рекомендовать после окончания аспирантуры своего ученика в Отдел гуманитарных исследований Института экономики и организации промышленного производства, впоследствии преобразованного в Институт истории, филологии и философии СО АН СССР. Как истинный ученый, И.М. Разгон понимал, что развитие исторической науки в Сибири требует укрепления связей вузовской науки с академической. В Л.М. Горюшкине он видел ученого, который и будет укреплять этот союз.
Известный как крупный специалист в области истории сибирского и российского крестьянства, его историографии, источниковедения, политической ссылки и общественной жизни Сибири конца XIX – начала ХХ вв., создатель нового научного направления по аграрной истории Сибири и исторической школы, Леонид Михайлович Горюшкин принадлежит к числу выдающихся учеников широко известной научной школы профессора И.М. Разгона.
Для Леонида Михайловича Горюшкина Израиль Менделевич был человеком старшего поколения. Со студенчества ученик стремился следовать примеру учителя – его преданности науке, душевной щедрости, такту. Даже став директором Института истории СО РАН, ученик во всем чувствовал себя младшим и соответственно вел себя, хотя совместная работа над "Историей Сибири" их еще более сблизила и сдружила. Теми же достоинствами, что и учитель и старший коллега, обладал и Леонид Михайлович. Учитель и ученик могут служить примером настоящего ученого-историка, настоящего интеллигента
Разные по возрасту, да и по характеру, ученик и учитель все годы вплоть до кончины Израиля Менделевича постоянно общались. Их встречи стали долголетней и доброй традицией. Происходили они в "выездной обстановке" – на научных конференциях, сессия, симпозиумах, семинарах и в домашних условиях. Во время встреч и бесед с учеником Израиль Менделевич оживлялся. Учитель и ученик как бы "заряжали" друг друга. Их глубоко объединяли научные интересы и взаимная привязанность.
Восприняв от своего учителя лучшие традиции университетского образования и исторической науки, Леонид Михайлович достойно нес звание ученика профессора И.М. Разгона, был его помощником, соратником и последователем в научной, образовательной, организаторской сферах деятельности: в создании фундаментального пятитомного труда "История Сибири", исследований по истории сибирского крестьянства и других проблем сибирской истории, подготовке и проведении всесоюзных, региональных научных и краеведческих конференций и симпозиумов.
Не один десяток лет Л.М. Горюшкин был заместителем главы сибирской секции Научного Совета АН СССР по комплексной проблеме "Великая Октябрьская социалистическая революция" – учителя и друга профессора И.М. Разгона. После его кончины Леонид Михайлович, возглавив сибирскую секцию, продолжил дело своего учителя, доводя до завершения начатое и задуманное им. После ухода из жизни И.М. Разгона в свет вышли любимые его детища: двухтомная коллективная монография "Победа Великого Октября в Сибири" и "Хроника установления Советской власти в Сибири". Л.М. Горюшкин принимал участие в их создании, будучи одним из авторов разделов коллективного исследовательского труда и став после смерти учителя фактически соредактором "Хроники установления Советской власти в Сибири", вышедшей под грифом Томского университета и Института истории СО АН СССР.
Между прочим, научные и дружеские связи и отношения Леонида Михайловича с томскими учениками профессора И.М. Разгона не нарушались благодаря постоянному его вниманию и разносторонней помощи ученикам и коллегам учителя. Так, например, он поддержал и дал высокую оценку первой в России (в 9 томах) публикации материалов съездов, конференций, совещаний социально-классовых, политических, национальных и религиозных организаций в губерниях и областях Сибири (март 1917 – ноябрь 1918 гг.), подготовленную в 1991–1993 гг. сотрудниками Проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири ТГУ. Составители, воспитанники научной школы профессора И.М. Разгона, проделали огромнейшую работу по обновлению корпуса источников по социально-политической истории, отразив полный спектр общественно-политических процессов в сибирском регионе в достаточно драматичный период его истории. Леонид Михайлович назвал это издание оригинальным, не имеющим в России аналогов, во многом восполняющим не отражавшиеся в документальных публикациях и замалчивающиеся в исторической литературе пласты социальной, политической и культурной истории Сибири.
Советами, консультациями, дружеской поддержкой профессор Л.М. Горюшкин оказывал помощь в завершении и диссертаций – кандидатских и докторских, и исследовательских проектов ученикам Израиля Менделевича. Таким образом, в ученике и учителе в едином сплаве соединены, в единый тугой узел завязаны Ученый, Педагог, Организатор, Человек. В научно-педагогической деятельности ученик воплощал лучшие традиции университетского образования и исторической науки, развивал преемственность поколений. На титульном листе книги – подарке "Крестьянское движение в Сибири. 1861–1907 гг. Хроника и историография" читаем: "Дорогому Израилю Менделевичу, учителю, от учеников первого и второго поколений (Горюшкин Л.М., Кучер В.В., Ноздрин Г.А.)". Как истинный ученый и педагог, Л.М. Горюшкин, понимая и зная место научной преемственности в историческом познании, представил учителю своих учеников как уже второе поколение учеников профессора И.М. Разгона, подчеркивая, тем самым, последовательность в развитии исторической мысли научной школы ученого.
Каждая дарственная надпись других трудов – подарков, полученных И.М. Разгоном от любимого ученика, выражает чувство уважения и преемственности, доверия и любви ученика к учителю. И эти чувства он сохранял до самой кончины. На титульном листе вышедшей к 70-летию со дня рождения библиографии научных трудов Л.М. Горюшкина , будучи уже тяжело больным и находясь на больничной койке, он подтвердил свои глубокие чувства к учителю следующей дарственной надписью: "Преданному другу, единомышленнику Л.А. Голишевой в память о нашем общем друге и учителе И.М. Разгоне с дружескими чувствами. Леонид. 26.9.97".
Учитель и ученик: лауреат Государственной премии СССР, профессор Израиль Менделевич Разгон и член-корреспондент РАН, профессор Леонид Михайлович Горюшкин – выдающиеся ученые, замечательные, талантливые и мудрые люди. Каждый из них был и продолжает оставаться в памяти поколений яркой личностью.
Литература:
Сов. Сибирь (Новосибирск). 1987. 22 ноября.
Горюшкин Л.М. И.М. Разгон – ученый, педагог, человек // Из истории революций в России (первая четверть ХХ в.). Материалы Всероссийского симпозиума, посвященного памяти профессора И.М. Разгона. Томск, 13-15 апреля 1995 г. Вып. 1. Томск, 1996. С. 10.
Там же. С. 8.
Томский университет. 1880-1980. Изд-во ТГУ. Томск, 1980. С. 24.
Горюшкин Л.М. И.М. Разгон – ученый, педагог … С. 7.
Список спецсеминара IV курса (123 гр.): Коломин [Д.В.], Куценко [О.И.], Храмков [А.А.], Горюшкин [Л.М.], Марина [Г.П.], Пашинина [О.Д.], Краснова [В.Я.], Кучмас [В.Я.], Мальцева [Ф.В.], Перевалова [А.С.], Гуртмков [И.Н.], Бурдыченко [Г.Е.], Михайлова [М.С.], Елов [А.И.], Тен Дан-ок, Паничев [А.С.], Мосина [И.Г.] – Личный архив (домашний) профессора И.М. Разгона. Из записной книжки.
За Советскую науку. Многотиражная газета Томского госуниверситета. – 1985. – 11 апреля.
Там же.
Фоменко В.Т. – ученик И.М. Разгона, бессменный в студенческие годы (1947–1952) староста 135-й группы ИФФ ТГУ, остающийся им и поныне. Кандидат исторических наук, пенсионер, проживает в г. Омске.
Сухотины: Людмила Григорьевна, выпускница ИФФ 1952 г., историк, доктор исторических наук, профессор ТГУ; Анатолий Константинович, выпускник ИФФ ТГУ 1950 г., доктор философских наук, профессор ТГУ.
Сведения о спецсеминаре IV курса (123 гр.). Записная книжка профессора И.М. Разгона. Личный архив профессора И.М. Разгона.
Вера – Вера Михайловна Яценко – филолог, до 2000 г. доцент ТГУ, ныне проживает в Бердске, доцент Новосибирского электротехнического университета; Валя – Валентина Алексеевна Соловьева – историк, до ухода на пенсию старший преподаватель кафедры истории СССР советского периода; Любочка – Любовь Александровна Голишева – историк, канд. ист. наук, доцент ИФ ТГУ.
Крестьянское движение в Сибири. 1861-1901 гг. Хроника и историография. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985.
Член-корреспондент РАН Горюшкин Леонид Михайлович. Библиография научных трудов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997.
Авторы: Л.А. Голишева, В.А. Соловьева, М.Э. Черняк, Э.И. Черняк (Томск)
Печатается по книге:
Сибирь на этапе становления индустриального общества в России (XIX –начало XX вв.)
Материалы международной научной конференции
Новосибирск, 2002 год
Добавить комментарий