Как оказалось, история такого важного для понимания художественной культуры Новосибирска и статусного предприятия как Новосибирский Дом моделей (НДМ), фактически не изучена. Есть лишь небольшая заметка в энциклопедии города «Новосибирск-110». Настоящая статья на основе архивных документов, воспоминаний работников коллектива разных лет восполняет этот пробел в истории культуры Новосибирска, раскрывает детали внутренней жизни, трудности и достижения Новосибирского Дома моделей.
Большую часть своей жизни Новосибирский Дом моделей прожил в известном доме на Красном. В 1930-х годах центральная улица Новосибирска - Красный проспект - начинает застраиваться капитальными зданиями. Встают дома Сибкрайсоюза, Крайсберкассы, ЖАКТ «Печатник», комбинат «Кузбассуголь». В 1937 году вплотную к Дому Центроспирта (Красный пр-т, 41) строят Дом «Мехторга» Союзоптгалантереи. «1 января 1938 года сдается в эксплуатацию новый пятиэтажный жилой дом «Мехторга» (угол Красного проспекта и ул. Романова).
Илл. 1. Красный пр-т, 39. 1950-е. (Форум «Новосибирск в фотозагадках»).
На первом этаже дома открывается магазин меховых изделий, второй и третий этажи займут производственные мастерские «Мехторга», в четвертом и пятом этажах - квартиры рабочих и служащих».[i] Через несколько лет к Красному, 39 пристроили крыло по ул. Романова, 27. В 1951 году здание было реконструировано, надстроен угловой 6-й этаж, прорубили въезд во двор. В 1963 году меховая фабрика Союзоптгалантереи съехала, и здесь обосновался Новосибирский Дом Моделей, пробывший здесь до 2002 года.
Необходимо отметить, что модельное производство одежды существовало в Новосибирске задолго до появления Дома Моделей. Так, например, зафиксирован факт, что в годы Великой Отечественной войны Ателье мод Райпромкомбината (директор т. Голос) поддержало Неделю усиленной помощи Ленинграду (24 – 31 января 1943 г.) и взяло обязательство дать 25 проц. сверхплановой продукции. «Фактически январский план был выполнен досрочно 19 января с. г., в целом за месяц план выполнен на 154,3 проц., в том числе по ширпотребу на 141 проц. В ателье мод – 48 рабочих двадцатников и 22 двухтысячника».[ii]
После войны Дома моделей были открыты в Горьком, Ростове-на-Дону и Свердловске. В функции и задачи нового предприятия входило формирование промышленных коллекций, пропаганда культуры одежды, выпуск мелкосерийной продукции высокого качества.
Илл. 2. Одноэтажное здание Дома Моделей. 1950-е. (Фотофонд Музея Новосибирска).
Новосибирский Дом моделей организован 22 сентября 1948 года решением Новосибирского городского исполнительного комитета №531 от 12.08.1948 в соответствии с Постановлением СМ СССР №804 от 15.03.1948 «О мероприятиях по улучшению качества и ассортимента швейных изделий».[iii] Он создавался путём переподчинения Горпромторгу швейно-обувных мастерских №7 Горлегпрома, которые находились по адресу Красный проспект, 30 (сегодня на их месте угол с Октябрьской магистралью).
Реформирование озадачило наш коллектив, но, тем не менее, было принято с должным энтузиазмом. Протокол первого партийного собрания уже Дома Моделей от 15.03.1949 года отметил: «Наша задача: Дом Моделей должен занять одно из первых мест в системе предприятий лёгкой промышленности, мы должны дать удобные, красивые и экономные модели».[iv] Надо сказать, что первые ответработники как в воду глядели. Вскоре высокий творческий и культурный потенциал вывел Новосибирский Дом моделей на третье место в СССР (после Москвы и Ленинграда).
Илл. 3. Коллектив НДМ. 1950-е. (Фотофонд Музея Новосибирска).
Тот же архивный документ оставил нам фамилии первых работников, среди которых было 10 членов партии, 3 кандидата и 5 комсомольцев: Серова В.Г., Назаренко М.С., Теплых, Горячих, Мордохович, Гутмахер. В новой организации поменялось руководство. Место директора Соболевой занял Митрофан Васильевич Алексеев, партийного секретаря З.И. Козлову переизбрали на И.И. Бессонову.
В 1949-м в коллектив, состоящий лишь из специалистов-практиков, приезжают семь дипломированных модельеров московского техникума легкой промышленности: Л. Архипкина, В. Ветрова, А. Тимофеева, Селедцова. В том же году в наш дом моделей также пришла беспартийная ленинградка Лидия Яковлевна Скурьят, сначала главным инженером, потом заведующей производства и художественным руководителем. Она же заложила методический кабинет с уникальной библиотекой раритетных художественных изданий, среди которых «Описание всех обитающих в российском государстве народов…» (1794 г.), «Орнамент всех времен и стилей» (1898 г.), «История внешней культуры» (1911 г.).[v] В 1950 году выпущено уже 545 новых моделей одежды, в том числе рабочей.
Организуется основное производство (150) чел., налаживаются связи со смежниками. На улице Рабочей (ныне Чаплыгина, 27) был открыт производственный экспериментальный филиал дома моделей. Бывший парторг Зинаида Ивановна Козлова стала заведующей демонстрационной частью. Начали проводиться показы мод. Причём не только в городе, но и на селе. По сохранившимся воспоминаниям, на первые показы выезжали на небольшом автобусе «ПАЗ», который мог поместить только людей, а багаж, в том числе большой деревянный короб с костюмами, плёлся сзади на телеге, запряжённой лошадью.
Как и в любой организации, в Доме моделей был комитет ВЛКСМ. Протоколы собраний открывают внутренние странички жизни коллектива. К концу 1949 года в комсомольской организации было 23 человека (из 59 молодёжи), а к 1962 году ячейка уже выросла вдвое.
Документы точно отражают дух времени. Например, в резолюции протокола специального собрания от 15.12.1949 сказано: «Комсомольцы и молодёжь Дома моделей единодушно, все как один, приняли текст письма тов. Сталину, и взяли обязательство, что они закончат месячную программу декабря месяца ко дню рождения И.В. Сталина. Лучшим подарком дорогому вождю и учителю в день его семидесятилетия будут наши новые трудовые успехи».[vi]
Илл. 4. Коллектив НДМ на демонстрации 1958 г. (Форум «Новосибирск в фотозагадках»).
Молодёжь работает с подшефным детдомом, детскими садами, собирает книги для сельских библиотек, организует художественную самодеятельность, спортивную работу, катания на лыжах и коньках, дежурит на охране общественного порядка, выезжает в совхоз на уборку урожая. У Дома моделей есть и свой подшефный колхоз – «Новый путь» Чернявского (так в документе) сельсовета в Карасукском районе. Работницы выезжают туда на уборку, собирают книги для сельской библиотеки. «В 1962 году собрано 5 тонн металлолома, проведены воскресники на Чернореченском цементном заводе в Искитиме, на стадионе «Труд», в пионерском лагере, организован политкружок, прочитано несколько лекториев на международные темы, «о направлении моды», организованы соревнования за звание Ударника и Бригады коммунистического труда, сделаны 20 выходов в театр, кино, цирк. Некоторые работники перевыполняли план до 126%».[vii]
Илл. 5. НДМ на демонстрации 1970-е. (Форум «Новосибирск в фотозагадках»).
Одно из собраний называлось очень романтично – «О весне и девушках». Но в выступлениях было не всё так мило: «Манекенщицы вольно ведут себя на показах, а также на улицах».[viii]
Наконец, в 1956 году Дом моделей переезжает в новое помещение по ул. Советской, 7. Хотя производству и здесь было тесновато (приходилось работать в две смены), но зато значительно расширился демонстрационный зал.
Городские показы стали достопримечательностью Новосибирска. Их проводили специально для зарубежных гостей. Пока мужья, приехавшие в официальных делегациях, посещали промышленные предприятия, ГЭС, Академгородок, их супругам показывали советскую и сибирскую моду. На таких закрытых показах побывали супруга вице-президента США г-жа Тельма Никсон, иранские принцессы династии Пехлеви и многие другие иностранные гости.
Илл. 6, 7. Иностранные гости на показах НДМ, 1950-е. Илл. 6. - справа Тельма Никсон. Илл. 7 - справа принцесса династии Пехлеви. (Фотофонд Музея Новосибирска).
Первых манекенщиц называли «демонстраторами одежды». Их находили как среди молодых актрис местных театров, так и среди модниц на стиляжном «бродвее» (нечётная сторона Красного проспекта между ул. Ленина и Октябрьской).
На кустовом совещании работников швейных фабрик Сибири и Дальнего Востока, которое состоялось в концертном зале оперного театра Новосибирска в 1953 году, были представлены текущие и перспективные разработки Дома Моделей.
Сюжет об этом попал в выпуск киножурнала «Сибирь на экране».
НДМ всегда славился своими сильными художниками и конструкторами, технологами и мастерами-портными. Среди его сотрудников – выпускники Московского текстильного института, Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, Ивановского текстильного института. Среднетехническими кадрами Дом моделей постоянно «подпитывался» и в нашем техникуме легкой промышленности, что находился в соседнем квартале (ныне Новосибирский технологический институт (филиал) «Московский государственный университет дизайна и технологии»). С 1952 по 1957 годы в нашем Доме моделей успел поработать художником даже знаменитый Николай Демьянович Грицюк.
Илл.8, 9. Валентина Эдуардовна и Николай Демьянович Грицюки.
(Фото А. Чемоданова и из архива М.С. Качана)
А его супруга, искусствовед Валентина Эдуардовна, ещё долгие годы была ведущей показов. Она представляла каждую модель, рассказывала о современных тенденциях и направлениях моды. Эта худенькая, элегантная женщина с простой прической и неяркой косметикой сама казалась эталоном моды и красоты. Надо ли говорить, как внимали её словам заинтересованные слушатели. Делали пометки в своих блокнотиках.
Фрагмент показа 1955 года с участием Валентины Грицюк тоже сохранился на кадрах кинопленки.
Илл. 10. Валентина Эдуардовна Грицюк на показе. 1950-е. (Кадр из киножурнала «Сибирь на экране»).
Валентина Эдуардовна пользовалась в коллективе большим уважением. Эта элегантная и обаятельная женщина была строга и одновременно совершенно спокойна. Например, как вспоминают коллеги, практиковала утреннею встречу манекенщиц. Уже в 8-30 она стояла на проходной с часами в руке. Опаздывать было не принято, но повышать голос начальнице не приходилось. Достаточно было одного взгляда.[ix]
В 1953-м директором коллектива становится т. В. М. Овечкин, художественным руководителем т. Макарова, организована регулярная подписка на журналы мод. В конце 1950-х происходит массовый «бум» моды. Если ещё несколько лет назад потребителю вполне хватало 600-800 моделей в год, то в 1960-м стало мало даже 1600. Ежегодный выпуск продукции составляет около 40 000 шт., внедряются конструирование, экспериментальные разработки.
Илл. 11, 12. Модели одежды НДМ. (Газета «Вечерний Новосибирск» 1968 г, Каталог моделей 1958 г.).
В 1950-е Дом моделей выпускал даже сезонные «Альбомы мод НДМ» (этим тоже занимались Грицюки), а позже журнал с выкройками.
Илл. 13, 14. Модели одежды НДМ (каталог моделей 1955, 1965 г.).
С 1964 года (директор Б.М. Попов) проектирование становится рентабельным производством. В декабре 1961-го организуется филиал НДМ - экспериментальный цех, в котором трудилось 135 человек. Он располагался на ул. Авиастроителей, 5 и 7. При цехе сразу же было открыто ателье, которое только до конца марта 1962 года получило 233 заказа. Это была творческая мастерская. Здесь производились интересные опытные модели для молодёжи из популярных материалов, в т. ч. спортивного стиля. В год цех выпускал более 80 остро-модных изделий сериями от 20 до 300 шт. «Даже если модель пользовалась успехом и шла нарасхват, мы не имели права выпускать партии свыше 300 единиц», — говорит последний директор НДМ Валентина Дмитриевна Кравец.[x]
Фрагмент киножурнала «Сибирь на экране» от 1959 года.
В сентябре 1966-го оборудовали новый демонстрационный зал, а в 1969 НДМ переезжает на Красный проспект, занимает дом №49, а также помещения по Романова 27 и 25. Дом №27 в 1986 году был переведён из жилого фонда в производственный, стал расселяться и заниматься производством. К 1992 году из четырнадцати его квартир оставалась только одна с двумя проживающими.
С 03 января 1966 по 22 мая 1975 года предприятие входит в Управление швейной промышленностью Западно-Сибирского совнархоза. Постепенно Дом моделей переходит из 3-й категории во 2-ю, а в 1972 году в 1-ю. Для проработки коллекций создаются малый и расширенный Художественные советы.
Дом моделей с завидным постоянством перевыполнял плановые показатели. Ещё в 1948 году производственный план был выполнен на 109,4%. План моделирования 1966-го выполнен на 105%. Также перевыполнены планы по производству, ассортименту, качеству (сортности). В 1974 году план выполнен на 114,7%. При плане 1800 единиц было создано 2111 новых моделей. Художественный совет утвердил 2066 видов, из которых 1145 (55,4%) присвоена высшая категория качества. Эта тенденция сохранялась и все последующие годы. Из отчета в отчёт мы видим стабильное перевыполнение плана и рост числа моделей, достигших к 1990-му 2749 видов, из которых Худсовет утвердил 2696 (98%)[xi].
Илл. 15. Объяснительная записка к отчету 1974 (ГАНО).
НДМ имел многолетние связи с Домами моделей и швейными предприятиями Сибири и Дальнего Востока. Он получает от коллег с европейской части выкройки новых моделей одежды, образцы новых тканей. При нём организуется методический центр по проектированию одежды, который предоставляет квалифицированные консультации. Технической документацией обеспечиваются более ста предприятий Запсибшвейпрома: фабрики им. ЦК Союза швейников, «Северянка», «Детская одежа», «Горнячка» (Прокопьевск), «Берёзка» (Новокузнецк), «Авангард» (Барнаул)…
Рядовые ателье получают из Дома Моделей базовые выкройки новых моделей одежды, а также новые модные ткани. Эти ателье тоже были разные - «центровые», подороже или, наоборот, детские, где расценки были пониже, но могли сшить и вполне взрослую вещь.
В 1971 году открыта лаборатория по испытанию тканей. Обеспечивается творческое содружество и со смежниками: НДМ прорабатывает новые ткани текстильным предприятиям: Черногорскому ПКСО, Барнаульскому ХБК, Улан-Удинскому ТСК, Ленинск-Кузнецкому КСК, работает с домом модели обуви НПКО «Обь». Новосибирский завод радиодеталей изготавливает для НДМ пуговицы и различную металлическую фурнитуру.
Илл. 16. Сотрудники НДМ у проходной. (арх. Н. Доценко.).
Ежегодно в НДМ создавалось до двух тысяч и более моделей мужской, женской и детской одежды. Это был крупнейший в Сибири центр школы моделирования, которую отличал хороший вкус и высокая культура, смелый поиск и сохранение традиций народного костюма. Подавляющее число моделей (более 95%) создавалось для массового производства. Но, к сожалению, после запуска в серию потери были неизбежны: «от созданной тобой модели мало что оставалось, очень тяжело было пережить это», - вспоминает модельер Галина Лежепекова (Юстус)[xii]. И ткани подешевле, и детали попроще.
НДМ имел и собственную сеть фирменных магазинов и отделов сети Ростекстильшвейторга, где продавалась его продукция: «Мода», «Молодёжный», «Мужская одежда», «Северянка», ЦУМ. В 1980-х применялась и торговля «массовкой» и через автолавки, приносящая «живые» деньги.
Долгие годы директором Новосибирского Дома моделей был Рудольф Андреевич Кошелев. Сначала он работал портным в ателье обкома партии на Красном проспекте, 16. Потом перешёл в Дом моделей, сначала художником-модельером верхнего мужского платья, потом главным конструктором, потом директором. Окончил техникум легкой промышленности, потом такой же институт. Его супруга вспоминала: «Он был очень востребован по всему Советскому Союзу, потому что Дом моделей был третий по значимости после Ленинграда и Москвы. На бирже труда Рудольфа на части рвали. Он везде и всюду участвовал, ездил по всем городам. Даже много раз предлагали за рубеж поехать поработать, но я не отпускала. Муж мой был очень талантливый! Он получил серебряную медаль ВДНХ за свои работы».[xiii]
Илл. 17. Р. А. Кошелев ведёт совещание. (Фотофонд Музея Новосибирска).
Создавались также творческие коллекции, которые были необходимы для прогнозирования моды. Каждый год модельеры НДМ выезжали в командировки в крупные города европейской части СССР, в столицы союзных республик. Была даже организована творческая поездка в Париж, где наши сотрудники смогли посетить лучшие модные дома. Результатом стали уникальные модели, единственные в своем роде, которые можно было приравнять к произведениям искусства.
Илл. 18. Показ моделей. (Каталог НДМ 1970-е г.).
Костюм переставал быть просто товаром, он становился произведением искусства — оригинальным, высокохудожественным. Это была уже даже не просто дань моды, а потребность в более высокой эстетике одежды. Надо ли говорить, где одевались супруги городского и областного руководства. Модельеры знали себе цену, но при этом не кичились, и чувством юмора обделены не были — слова «полужопица» при обмере клиентов не стеснялись.
Илл. 19. На показе моделей. 1970-е. (Кадр из киножурнала «Сибирь на экране»).
С 1973 года модели НДМ экспонировались в 18 странах мира, где завоевали немалое количество международных наград: Франция, Дания, Бельгия, Англия, Турция, Иран, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Польша, Индия, Австрия и др. В 1977 и 1985 годах НДМ работал на международной Лейпцигской ярмарке в ГДР, в 1987-м проводил показы в Дели (Индия), в 1988 в Вене (Австрия), в 1990-м в Пекине (Китай), в 1991-м в Саппоро (Япония). Стали практиковаться показы, совместные с иностранными партнёрами.
Илл. 20. НДМ в Лейпциге. (арх. Н. Минаевой.).
Манекенщица Наталья Минаева вспоминала, что в 1977 году в ГДР «на показ сибирской моды в советский павильон пришел Эрих Хонеккер — генсек их партии, вроде нашего Брежнева. Нам потом передали подарки от него: мыло и книжки».[xiv]
Вот фрагмент киножурнала «Сибирь на экране» от 1976 года.
Коллекции НДМ неоднократно экспонировались в Москве, на главной выставке страны — на ВДНХ. В 1985-м большой успех имел показ во Всесоюзном институте легкой промышленности. Коллекция весенне-летнего сезона поразила москвичей частью «Сибирские узоры» — образцами одежды с национальным орнаментом алтайских и северных народов и частью «Фестиваль» — моделями для молодёжи художников А. Сивковой и И. Вагиной. На 1-м всесоюзном фестивале «Мода — 1987» НДМ занял призовое место и получил диплом «За высокий профессионализм и творческий поиск». В 1990-м в Москве на фестивале «Российский текстиль» призовое место заняла «Белая коллекция» М. Еремеевой.
Илл. 21. На показе в Нидерландах. (арх. Н. Доценко).
К 40-летию организации, 26 апреля — 26 мая 1988 года, в Картинной галере Новосибирска прошла выставка «от эскиза к модели», которую подготовила старший художник Маргарита Тотменина. Среди экспонатов особенно была отмечена серия А. Зиньковской «Русь». В этих выразительных моделях в различных силуэтных формах явно просматривались народные традиции, мотивы старинных игрушек, деревянной резьбы. Помимо собственно костюма, НДМ выставил на выставке и станковые произведения: акварели Н. Захаровой, графику Н. Капцовой, натюрморты Л. Казаковцевой, макраме Т. Неделько.
Илл. 22. На выставке «от эскиза к модели». 1988. (ГАНО).
Специалисты НДМ участвовали в различных городских и областных выставках творческих работников, а также в Ленинграде, Москве, других городах СССР. Неоднократными призерами становились художники Э. Мальцев, С. Овчарук, Н. Захарова, Н. Раковская, Е. Веденяпина, матера детских моделей М. Катковская, Т. Козырева, В. Толстых, Ю. Пазенкова.
Илл. 23. Коллектив НДМ. 1980-е. (Фотофонд Музея Новосибирска).
Производство всегда включало в себя и прогноз тенденций развития ассортимента одежды, создание опытных образцов от рабочей, повседневной, для спорта и отдыха до уникальных образцов.
Илл. 24, 25 Образцы моделей НДМ. (Каталог НДМ 1970-е г.).
И здесь активным пропагандистом современной моды, культуры одежды выступали, конечно же, показы моделей, которые собирали аншлаги в демонстрационном зале самого НДМ, в зале Дома быта, даже на предприятиях, в институтах и сёлах.
В крупных магазинах (ЦУМе и др.) практиковались торговые показы. специалистами НДМ неоднократно предлагался «подбор ансамблей из имеющихся в продаже швейных изделий, головных уборов, обуви, сумок и шарфов и др.). Проводились показы по телевидению, фотосъёмки для разных журналов СССР, для рекламных плакатов, для иностранных журналистов, модельеры и художники выступали на радио, рассказывали о тенденциях развития моды в печати.
Илл. 26. Образцы моделей НДМ. (Плакат НДМ 1980-е г.).
В самом НДМ показы проводились по понедельникам и средам с 18-30. Билет стоил немало — 5 рублей, но зал на 70 мест всегда был полон (зачастую люди даже стояли). В середине 1970-х показы проходили даже под живую музыку. Остальные дни недели были предназначены для выездов. В год проводилось до 130 показов.
Илл. 27.Пригласительный билет на показ НДМ. 1970-е. (Фотофонд Музея Новосибирска).
«Мы много ездили по области и по всей стране. Во время выступлений бывало всякое: однажды приехали в какой-то дворец культуры, а у манекенщика обувь оказалась на одну ногу! А куда деваться? Так и вышел! Зрители заметили — смеялись и хлопали» - рассказывает Людмила Журавлева, которая работала в Новосибирском Доме моделей с 1958 по 1995 годы.[xv]
Илл. 28-33. Выездной показ НДМ в п. Ленинское Новосибирской области. 1970-е. (оцифровка К. Ощепкова).
Зимой делали коллекции летние, а летом зимние. Дефиле (демонстрация строя) ставила известнейший позднее режиссер Людмила Селютина — учила ходить по подиуму, поворачиваться, кружиться, даже пуговицы правильно расстегивать – снизу вверх. Причём манекенщиками работали не только штатные сотрудники, но и приходящие: даже из школы и детского сада. Так, через Валентину Эдуардовну пришёл в профессию и известный ныне художник-модельер Виктор Феоктистов. Как-то она позвала его для показа детских моделей, позвонила его маме: «Пусть ваш Витюшка придёт, нужно примерить костюм, а за это получит 50 копеек». [xvi]Уйти оттуда будущий кутюрье уже не смог.
Илл. 34. Дети-манекенщики на показах НДМ, Справа супруга вице-президента США Тельма Никсон.1950-е. (Фотофонд Музея Новосибирска).
Манекенщица Наталья Доценко (Ткачук), проработавшая в НДМ 34 года, вспоминает: «Самое главное в работе манекенщицы – завоевать расположение людей, желание работать с тобой, любовь, если хотите. А сделать это в женском коллективе, поверьте, очень сложно… Дисциплина была железная. За опоздание, прогулы, несоответствие профессиональным требованиям, например, набор веса — увольняли».[xvii]
Илл. 35, 36. Образцы моделей НДМ. (каталог НДМ 1980-е г.).
«Мы делали себя сами: занимались спортом, много бегали, качали пресс, искали свою манеру держаться на подиуме, свой грим, свою прическу. Все сами!..», – рассказывает Доценко. «Все фарцовщики города несли все лучшее нам. Носилось все это только на подиуме, в обычной жизни нам не хотелось выделяться, мы не кичились своей избранностью — это была просто наша работа», – рассказывает её коллега Ирина Авхимович. Это позже уже манекенщицам стали выдавать дефицитные колготки (пять пар в месяц), специально для них шили обувь, и даже иногда можно было по себестоимости выкупать вещи из сезонной коллекции.[xviii]
Быть манекенщицей непросто - «продукт скоропортящийся». Мало того, что при небольшом окладе (75-85 рублей в месяц) необходимо «выглядеть» и следить за весом, так и публика этих худых, длинноногих девушек воспринимала не всегда адекватно. «Наша профессия в то время считалась престижной, но не очень приличной. К вахте то и дело подходили мужчины, которые знакомились на улице с «манекенщицами». «Нас за такое поведение сразу бы уволили», – рассказывает Наталья Минаева.[xix] При провинности можно было «вылететь» вовсе или оказаться в цеховых манекенщицах «на конструкциях» для разработки моделей.
Кроме того, НДМ регулярно проводил лектории, организовывал для школ и училищ, вузов и предприятий специальные экскурсии по своим цехам.
В сентябре 1988 года Новосибирский Дом моделей вошёл в состав Новосибирского промышленно-торгового швейного объединения (приказ Минлегпрома № 293 от 28.09.1988 г. № 293 в исполнение приказа № 255 от 24.08.1988 «О генеральной схеме управления легкой промышленностью РСФСР»). Объединение создавалось в целях «комплексного решения вопросов производства и сокращения сроков выпуска особомодных высококачественных изделий». Также в него вошли: Новосибирская швейная фабрика им. ЦК Союза швейников, НПШО «Детская одежа», «Северянка», «Соревнование», Барабинская, Болотнинская, Бердская, Татарская, Черепановская, Куйбышевская швейные фабрики, фирменные магазины «Одежда» и «Северянка».[xx]
В том же году НДМ переходит на арендные отношения. В последующие несколько лет работники предприятия проходят курсы повышения квалификации, школу экономики. Качество выпускаемой продукции оценивается очень высоко, период носки изделий в 2 раза превышает предусмотренные сроки, около 15% её реализуется в Москве.
В начале 1990-х было создано совместное муниципальное предприятие «Болгария и Сибирь». В 1991 году за счёт собственных средств и совместно с московским Центром моды «Люкс» открывается собственный магазин СП «Альянс». Для него приобретается собственное здание на Линейной, 27.
На 1992 год объем производства НДМ планировался в 3 тысячи единиц комплектов технической документации на пошив одежды, а выпуск мелкосортной продукции на сумму 8 млн. руб. В 1993 году запланированы переход производственных процессов на автоматический режим, сертификация продукции на международном уровне.
В апреле 1992 года Новосибирский дом моделей был выкуплен у областного комитета по управлению госимущества администрации НСО и приватизирован (договор купли-продажи от 29.04.1992 №15). Его имущество было оценено на 2,097 млн. рублей. Величина уставного фонда предприятия на момент приватизации составляла 2,934 млн. руб. Предприятие реорганизовано в АООТ.
Илл. 37. Договор купли продажи имущества НДМ. 1992. (ГАНО).
В 1990-х НДМ активно работал с бизнесом, общественными организациями. Проводятся коммерческие, благотворительные показы мод. Тогда в Новосибирск несколько раз приезжал искусствовед, историк моды Александр Васильев. Он бывал у Валентины Эдуардовны в доме на Красном проспекте, 16, делился соображениями, консультировался.
В апреле 1995 года НДМ совместно с молодёжной волонтерской организацией YMCA, детской студией «Смайл» и молодежной газетой «Рост» провёл 1-й и единственный конкурс юных модельеров. В Новосибирск даже приезжала съемочная группа телерадиовещательной кампании «ВВС», чтобы сделать фильм о нашем Доме моделей.
В 2002-м, в связи со сменой собственника, ОАО «Новосибирский дом моделей» было реорганизовано в четыре общества с ограниченной ответственностью. Эти организации продолжили направления деятельности Дома моделей. Отдельными предприятиями стали опытное производство, школа моделей, информационно-образовательный центр и центр индивидуальных модельных разработок.
В апреле 2003 года контрольный пакет акций НДМ приобрела ПКГ «РАТМ», а в бизнес пришла эра модельных агентств: Людмилы Селютиной, Виктора Буланкина, «Magic Models», «Flash Models», «Status»… Показы моделей одежды переросли в яркое шоу.
Илл. 38, 39. Фрагменты программы театра моды Виктора Буланкина и шоу Людмилы Селютиной «Свита выбирает королеву» (арх. Н. Макаренко и Новосибирского ТВ).
Константин Голодяев
Автор благодарит за помощь в сборе материала сотрудников Музея документального кино Эллу Хамзиничну Давлетшину, Ларису Валентиновну Гайдовскую и сотрудницу Музея Новосибирска Ирину Петровну Хлебникову.
В сокращении материал опубликован:
Голодяев К.А. Новосибирский Дом моделей: документальная история // Региональные архитектурно-художественные школы. - 2020. - № 1. - С.106-114.
[i] По городу Новосибирску // Газета «Советская Сибирь». № 300. 27 декабря 1937. С. 4.
[ii] Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. П-22. Оп. 34. Д. 73. Л. 30-31
[iii] ГАНО. Ф. Р-584. Оп. 4. Д. 889. Л. 3
[iv] ГАНО. Ф. П-8334. Оп. 1. Д. 2. Л. 1
[v] Ужова Г. Дом моделей на Красном проспекте. // Газета «Советская культура» № 38. 28 марта 1985. С. 3
[vi] ГАНО. Ф. П-252. Оп.3. Д. 713. Л. 91,93 об
[vii] ГАНО. Ф. П-230. Оп.1. Д. 503. Л. 14
[viii] Там же. Л. 7.
[ix] Богомолова Л. Бабушки новосибирской моды. [Электронный ресурс] // Женский день. URL: https://www.wday.ru/moda-shopping/style/babushki-novosibirskoy-modyi/ (дата обращения 13.02.2019).
[x] Дом моделей достался «МегаФону» // Континет-Сибирь – 5 сентября 2003 - URL: https://ksonline.ru/nomer/ks/-/id/10401/ (дата обращения: 14.04.2018).
[xi] ГАНО. Ф. Р-1690. Оп. 1. Д. 1153
[xii] Богомолова Л. Бабушки…
[xiii] Биографический фонд МАУК «Музей Новосибирска» // Личных архив Кошелевых
[xiv] Богомолова Л. Бабушки…
[xvi] Гаврилова С. Виктор Феоктистов: «Мода — скоропортящийся продукт, как мороженое» // Газета «Советская Сибирь». № 154. 20 августа 2011. С. 5
[xvii] Богомолова Л. Бабушки…
[xx] ГАНО. Ф. Р-1690. Оп. 1. Л. 18
Добавить комментарий