Композитор Аскольд Муров (1928-1996) – заслуженный деятель искусств России (1983), лауреат Государственной премии России (1990), профессор Новосибирской консерватории, член-корреспондент РАН, с 1965 по 1970 и с 1984 г. до своей кончины возглавлял Сибирскую организацию Союза композиторов.
Он принадлежит к числу тех российских композиторов, чье творчество корнями связано с духовной культурой и современной судьбой нашего Отечества, и в частности Сибири, где он вырос и состоялся как личность и как художник.
Аскольд Федорович Муров родился 5 февраля 1928 г. в г. Покровске (ныне г. Энгельс) Саратовской области. В 1946 г., окончив среднюю школу на ст. Промышленная Кемеровской области, приехал в Новосибирск и стал студентом Сибстрина. Тогда у него не было ни малейшего представления о собственном призвании.
Не прост и не гладок его приход в «большую музыку». Тридцати лет от роду, имея за плечами инженерно-строительный институт и восемь лет работы по специальности, получив попутно среднее музыкальное образование, реализовавшееся в самодеятельных коллективах, — Муров бросает все и поступает в Новосибирскую консерваторию по классу композиции. В нем пробудилась тяга к творчеству — страсть, о которой он раньше и не подозревал.
Далее следует целеустремленное, фанатически упорное постижение ремесла и мастерства композиции. Первый его наставник — профессор М.А. Гозенпуд, прекрасный музыкант, великолепный педагог, чутко уловивший способности Мурова и его готовность к музыкальному совершенствованию. Он сумел дать этому процессу верное направление, и впоследствии ничто уже не могло остановить или изменить его.
Человек уже зрелый, Аскольд Муров не мог слишком долго задерживаться на ученической скамье, у него не было времени на это. Шла огромная по трудоемкости работа: он переиграл и переслушал массу музыки, изучил груды партитур.
Еще не закончив обучения (ускоренного — за четыре года вместо пяти, положенных учебным планом), Муров стал автором почти полусотни произведений различных жанров, в том числе и крупной формы: трио для фортепьяно, скрипки и виолончели, соната для альта и фортепьяно, два струнных квартета, балет «Мойдодыр» по сказке К. Чуковского.
Дирижером первого балета А. Мурова был М. Бухбиндер. Известен его отзыв об этой студенческой работе: «Балетно-симфонические сцены из балета-сказки «Мойдодыр» показали многообразное дарование Аскольда Мурова, еще не завершившего учебу в Новосибирской консерватории. При всей неопытности автора в его произведении уже значительны элементы мастерства. А. Муров хорошо чувствует природу оркестра. Его балетная музыка танцевальна и в то же время глубоко содержательна. Простота и искренность делают ее доступной детям и интересной взрослым. Сценические образы очерчены ярко, рельефно». На эту музыку сразу же откликнулся Д.Д. Шостакович, отметивший ее в докладе на пленуме Союза композиторов РСФСР как «отличный по оркестровке и выразительности балет».
Творчество Аскольда Мурова охватывает период с начала 1960-х до середины 1990-х гг. и представлено практически всеми жанрами. Это опера «Великий конбинатор» (по И. Ильфу и ~ Е. Петрову), оперетта «Умные вещие (по С. Маршаку), кантаты «Русские портреты», «Сибирские свадебные песни», «Пять обрядовых песен», оратория «Бессонница века», хоровые и вокальные циклы, «Два Мотета», духовные концерты. Кроме того перу композитора принадлежат камерно-инструментальные сочинения, опусы для струнного оркестра и оркестра народных инструментов, а также синтетические в жанровом отношении произведения — камерная композиция «Блокиана», радиодекламаторий «Голоса революции» и др. Однако центральное место в его творчестве принадлежит симфонии. А.Ф. Муров — автор одиннадцати произведений данного жанра, которые являются не только значительным явлением в области симфонической музыки Сибири, но и занимают достойное место среди достижений отечественного симфонизма, войдя в золотой фонд сибирской музыки.
Практически все опусы, вышедшие из-под пера композитора, нашли своих исполнителей, многие вошли в их концертную практику. Музыка Аскольда Мурова хорошо известна слушателям. Высокая оценка его творчества отражена в публикациях новосибирских и столичных музыковедов и критиков, при этом почти ни одно новое музыкальное сочинение композитора не обходилось без столкновения мнений и теоретических споров.
В музыкальных произведениях Аскольда Мурова во многом отразились основные тенденции развития отечественной музыкальной культуры последних десятилетий ХХ в. и в то же время в них ясно прослеживаются черты авторской индивидуальности. Темы, раскрываемые в сочинениях композитора, посвящены вопросам нравственности и духовности, проблемам отечественной истории и культурного наследия, что представляется особенно важным в настоящее время. Многие страницы в его творчестве принадлежат прошлому, настоящему и будущему сибирского края. В их числе «Тобольская симфония», в которой автор обращается к периоду присоединения земель Сибири. 400-летию Тобольска посвящена «Симфония для струнных», удостоенная Государственной премии России. Интонации сибирского фольклора звучат в вокальных циклах «Из сибирской народной поэзии», «Три песни для баритона-соло», «Песни села Балман».
С первых шагов творческой жизни А. Муров тяготел к темам и сюжетам, в которых концентрирoвались духовно-этические начала современного бытия, к драматическим конфликтам и трагическим личностям прошлого и настоящего. Остро ощущает он кризис духовной культуры нашего общества, признаки нравственной деградации.
Музыка Аскольда Мурова обладает большой силой эмоционального воздействия, она отличается выпуклостью образов, благородством музыкальных тем и особой искренностью. Ведущими в его музыке являются мысли о социальных потрясениях и драме личности, о творческом начале и косной, ущербной силе, о подлинном и мнимом величии, о современном человеке и накопленной веками культуре. В большинстве своем это это так называемые вечные вопросы искусства, которые всегда требуют сегодняшних, конкретных интерпретаций.
Вклад композитора в развитие музыкальной культуры региона не ограничивается его личным творчеством. С 1961 г. А.Ф. Муров преподает в Новосибирской консерватории. Из класса профессора Мурова вышли известные музыканты, успешно работающие в различных городах вашей страны и за рубежом, что позволяет говорить о создании им собственной композиторской школы.
Еще одна сторона деятельности композитора — литературные труды: книги, статьи, дневниковые записи и наброски, в которых отражены основные мировоззренческие принципы сибирского автора, дают возможность называть его художником философского плана.
Все это представляет Аскольда Мурова значительным композитором не только в контексте развития сибирского искусства, но и отечественной музыкальной культуры.
Г.П. Рыбина
Литература
МУРОВ А.Ф. Заколдованный круг: (Публицист. очерки [и воспоминания]). — Новосибирск: Кн. изд-во, 1989. — 103 с. — Из содерж.: Дирижер Юрий Николаевский: [Воспоминания о дирижере новосиб., хабар. и воронеж. симф. оркестров и твор. сотрудничестве с ними в 1960-х гг.]. — С. 33-45; Владимир Минин: [Воспоминания о хоровом дирижере и твор. сотрудничестве с ним (1960-е — 1970-е гг.)]. — С. 58-67; Тобольская симфония: Стеногр. общ. собр. Сиб. отд-ния) Союза композиторов РСФСР, [посвящ. обсуждению симфонии А.Ф. Мурова], 22.02.74 г. – С. 68-79.
На с. 34-43 имеются сведения о первых трех симфониях А.Ф. Мурова; на с. 59-62 — о его хоровом цикле Шесть хоров «Из сибирской народной поэзии и оратории «Бессонница века».
ФАЙН Я. История ставит первую веху: К 70-летию со дня рождения А.Ф. Мурова // Coв. Сибирь. — 1998. — 5 февр. — С. 3: портр.
ПЫЛЬНЕВА Л. Исповедь нашего современника // Муз. акад. — 1999. — № 4. — С. 88-93. — Библиогр. в примеч.: с. 93.
ФАЙН Я. Путь нравственного самоочищения // Муз. акад. — 1999. — № 4. — С. 87-88: портр. — Прил.: Несколько слов об учителе / Г. Гоберник, В. Пешняк, Ю. Корнаков и др.
КОЛЕСИНСКАЯ Я. Музыка любви // Новосиб. новости. — 2002. — № 7. — С. 19: ил., портр.
О композиторе А.Ф. Мурове и его жене Алле Федоровне, в прошлом — педагоге Новосибирской консерватории.
МУЗЫКАЛЬНОМУ колледжу присвоено имя [композитора А. Мурова] // Новосиб. новости. — 2001. — № 22. — С. 3. — Информ.
СООБЩАЕТ пресс-центр мэрии // Сов. Сибирь. — 1997. — 16 дек. — С. 2.
Включена информация об установлении на здании Дома композиторов в Новосибирске мемориальной доски А.Ф. Мурову.
МУРОВ Аскольд Федорович // Советские композиторы и музыковеды: Справ. — М., 1981. — Т. 2 / Л.Г. Григорьев, Я.М. Платек. — С. 245-246.
ФАЙН Я.Н. Муров Аскольд Федорович // Музыкальная энциклопедия. — М., 1976.— Т. 3. — Стб. 837.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2003 год
Добавить комментарий