Лыщинский Георгий Павлович

 

Завещание ректора Лыщинского

Лыщинский Георгий Павлович (1922-1995)

профессор, ректор НЭТИ, академик Международной академии акмеологических наук, почетный доктор Силезского политехнического института (Польша), почетный гражданин города Новосибирска.

 

Печатается по книге:

«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II. С. 267-276.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

 

Среди почетных граждан нашего города – профессор Георгий Павлович Лыщинский, под руководством которого был создан крупнейший технический вуз Новосибирска. «DOCENDO DISCIMUS»… Ставшие крылатым выражением слова из «Писем» Сенеки не случайно присутствуют в эмблеме этого учебного заведения: «Обучая, мы учимся сами»… Как это и по смыслу, и по существу точно, а главное – соответствует духу НЭТИ-НГТУ! И хотя собственную эмблему, как и свой устав, вуз получил без малого десятилетие назад, именно таким его в середине 50-х годов прошлого века замыслил ректор Лыщинский.

 

 Род Лыщинских имеет давнюю и непростую историю. Есть в Варшаве площадь, которая носит имя Лыщинского, знатного дворянина, сожженного здесь в XVII веке иезуитами за то, что написал трактат «О несуществовании бога». Спустя два столетия прямых потомков мыслителя-атеиста подвергли гонениям: сначала заточили в Шлиссельбургскую крепость, затем отправили в далекую ссылку. 10 лет ходил по России с «волчьим билетом», то есть без права оседлости, один из братьев Лыщинских Мечислав. Отбыв наказание, он женился на безграмотной русской крестьянке, которая родила ему сына Павла. Судьба Павла сложилась удачнее. Он получил хорошее образование и сделал успешную карьеру на государственной службе, став главным землеустроителем Крыма. 5 ноября 1922 года в Севастополе у него родился сын Георгий.

Детство Георгия Лыщинского прошло в Москве, в маленькой полуподвальной квартирке, из окон которой были видны лишь ноги прохожих. В 1940 году, после окончания школы, юноша поступил в Московский энергетический институт. Уже в институте проявилась его активная жизненная позиция. Он прекрасно учился, получал именную стипендию, был редактором институтской многотиражки. В годы войны, прервав учебу, работал на заводе. В 1947 году Лыщинский с отличием окончил институт и был оставлен в аспирантуре. Еще через четыре года, в 28-летнем возрасте, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Теоретическое и экспериментальное исследование схем электропривода на моделирующей установке». Вскоре его направили на работу во Львовский политехнический институт, где он проработал три года и получил звание доцента.

В 1955 году произошел новый поворот в его судьбе и профессиональной карьере: Георгий Павлович был приглашен на работу в Новосибирский электротехнический институт.

Здесь немного истории. Постановление об организации НЭТИ было принято Советом Министров СССР 19 августа 1950 года и подписано И. В. Сталиным. Первоначально институт предполагалось строить в центре города, однако не нашлось подходящего большого участка. Земельный участок в 20 га был выделен в левобережье. Руководил строительством нового вуза кандидат технических наук Андрей Ксенофонтович Потужный, который вошел в историю как первый директор НЭТИ так тогда называлась должность руководителя. В 1955 году А. К. Потужного не стало, и Г. П. Лыщинскому, после недолгого пребывания в должности зам. директора, предложили возглавить НЭТИ. В ту пору ему было всего 32 года.

Кстати, именно ректором Лыщинский стал не сразу, до начала 60-х он был директором, пока для руководителей высших учебных заведений не ввели особое обозначение. Слово ректор происходит от латинского rector и означает управитель. Поначалу хозяйство, которым предстояло управлять Лыщинскому, было невелико: тогда в институте, имеющем единственное собственное здание, обучалось 350 студентов и работало около 40 преподавателей, в том числе всего шесть кандидатов наук. А если уж совсем по строгому счету, то начинался НЭТИ практически с пустого места. Учебных корпусов нет. Общежитий нет. Материально-технической базы никакой. Лишь призывы: «Даешь кадры Сибири!» Спустя годы, на собственном горьком опыте испытав, как из ничего создавать вуз, Лыщинский напишет: Волевое, без учета имеющегося потенциала, материальных возможностей формирование высших учебных заведений – ошибочный шаг.

Потом в соответствующих инстанциях его будут уговаривать отказаться от своих слов, намекать на нежелательные последствия, но он окажется последовательным и настоит на своей позиции. И будет прав! Ни один из полутора десятков новосибирских вузов не знал столь резкого скачка вперед (за исключением университета, но там особые обстоятельства). Ни один вуз не имел столь поступательной динамики развития. Через 35 лет, когда Г. П. Лыщинский передавал дела своему преемнику, институт имел шесть учебных корпусов, семь общежитий, спортивный комплекс с бассейном, поликлинику, столовую целый студенческий город, а также спортивно-оздоровительные лагеря «Шарап», «Эрлагол» и многое другое. К этому времени в институте обучалось около 20 тысяч студентов, численность профессорско-преподавательского состава достигла 1200 человек, 50 из них имели ученые степени докторов и почти 600 кандидатов наук.

Обладая большими организаторскими способностями, широкой эрудицией, научным талантом, Г. П. Лыщинский внес значительный вклад в формирование коллектива, организацию учебного процесса, определение научной тематики и строительство института. Это позволило НЭТИ в короткий срок осуществить подготовку высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, в первую очередь, Сибири и Дальнего Востока.

В трудных условиях, как уже говорилось, строился институт, не было средств. На поддержку города рассчитывать не приходилось, так как одновременно шло строительство Академгородка. Однако, несмотря на трудности, Г. П. Лыщинскому удалось привлечь к финансированию строительства крупные предприятия города, начав подготовку инженеров нужных специальностей. В 80-х годах, когда НЭТИ уже имел статус одного из лучших вузов страны, Георгий Павлович в интервью журналистам так рассказывал о том непростом времени:

Я понимал, нужна серьезная поддержка тех, у кого есть деньги и средства. А у кого они есть? У крупных предприятий. С протянутой рукой к ним не пойдешь, не дадут. Значит, требовалась выгода. Мы же почти ничего не имели. Единственное, что могли предложить, – кадры. Организовали самолетостроительный факультет. Министерства заинтересовались, и под это дело институт получил в подрядчики «Сибакадемстрой», который только на СО АН работал. Потом открыли электромонтажный, и уже новые министерства к нам лицом повернулись.

В НЭТИ была разработана и стала реализовываться целая программа комплексной подготовки специалистов во взаимодействии с промышленными предприятиями и научными учреждениями. В одной из статей Г. П. Лыщинский писал:

Выполнение этой программы обеспечивает единство учебного, научного и воспитательного процессов, но подразумевает не простое объединение разных направлений работы института, а сочетание их между собой с учетом требований конкретных отраслей промышленности.

Для осуществления этой концепции подготовки специалистов, по инициативе ректора, заключались прямые договора с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими институтами. Особенно тесное сотрудничество в организации учебного процесса и научной деятельности завязалось с институтами СО АН. Сотрудничество осуществлялось по многим направлениям: организация и совершенствование учебного процесса, выполнение научно-исследовательских работ, подготовка научных и педагогических кадров для НЭТИ и специалистов для институтов СО АН. В 1962 году, по инициативе директора Института ядерной физии, академика А.М. Будкера и при непосредственной поддержке Г.П. Лыщинского, в НЭТИ была организована специальная группа студентов, которые значительную часть времени проводили в стенах ИЯФ, слушали там лекции и выполняли практические задания в научных группах, имели возможность участвовать в реальных научных исследованиях института. А в 1966 году в НЭТИ открылся физико-технический факультет, на котором основная подготовка специалистов осуществлялась на базе институтов ядерной физики и физики полупроводников (ИФП) по системе «физтеха».

Опытный администратор, Г. П. Лыщинский вел также большую научную и педагогическую работу. Многие годы он возглавлял кафедру электропривода и автоматизации промышленных установок, непосредственно занимаясь организацией научных исследований. Сам Георгий Павлович опубликовал более 100 работ по проблемам автоматизированного электропривода, автоматизации производственных процессов и автоматизированных систем управления. В 1965 году Лыщинскому было присвоено ученое звание профессора.

Особо нужно отметить деятельность научно-исследовательской лаборатории электромеханических систем воспроизведения движения, научным руководителем которой он являлся. Здесь были созданы и внедрены в народное хозяйство комплектные электроприводы различного назначения. Например, электроприводы для станков с числовым программным управлением, с большим диапазоном регулирования и огромной точностью позиционирования, не имеющие по подобным характеристикам мировых аналогов. На всесоюзной выставке «Станки-77» различные типы этих электроприводов получили высокую оценку станкостроителей, а всемирно известная Лейпцигская ярмарка отметила их золотой медалью.

Важное народнохозяйственное значение имели исследования Г. П. Лыщинским судовых электростанций с автоматическими регуляторами напряжения и управляемыми источниками реактивной мощности. Под его научным руководством разработаны и внедрены на китобазе «Советская Россия» автоматические регуляторы напряжения синхронных генераторов с паровыми турбинами и управляемые источники реактивной мощности. Внедрение их только на одной плавбазе дало экономический эффект 75 тысяч рублей в год.

На протяжении долгих лет профессор Лыщинский много сил и внимания уделял исследованиям в области планирования, организации и управления вузом. Им разработаны основы научной организации нового вуза, управления его развитием с целью оптимизации всех сторон его деятельности. Он смело и масштабно внедрял оргтехнику, обучающие и контролирующие машины, учебно-информационное внутривузовское телевидение, вычислительную технику.

Г. П. Лыщинский придавал большое значение творческим связям НЭТИ с ведущими вузами СССР и зарубежных стран, в том числе ГДР, Польши. В течение многих лет НЭТИ и Силезский политехнический институт вели совместную работу по подготовке кадров, проводили совместные исследования в области машиностроения, технологии металлов, электроники и т.д. В 1974 году профессору Лыщинскому присвоено звание почетного доктора Силезского политехнического института ПНР, а в 1989 году вручен орден и присвоено звание командора за заслуги перед Польской Народной Республикой в деле совместной подготовки кадров.

Под руководством Г.П. Лыщинского выполнены и защищены более 30 кандидатских и докторских диссертаций. Тысячи выпускников, учеников Георгия Павловича, и сегодня успешно трудятся в разных городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Профессора Лыщинского отличали необычайная работоспособность и целеустремленность, стратегическое чутье видеть перспективу, незаурядные организационные способности и умение находить общий язык с людьми. Под его руководством не только строились одно за другим здания, формировался научно-педагогический коллектив, приобреталось современное оборудование, проводилась воспитательная работа среди студенчества, но и складывались живущие и поныне замечательные традиции института. Здесь возник клуб самодеятельной песни (КСП), где не одно поколение студентов знакомилось с бардовской песней и училось искусству общения; доброй традицией стали дни поэзии. Великолепные самодеятельные коллективы — академический хор, ансамбль скрипачей, студенческие эстрадный и духовой оркестры всегда находили поддержку у ректора НЭТИ, человека высокой культуры и разносторонних интересов. В 1973 году, именно по инициативе Георгия Павловича, в НЭТИ был создан «необязательный» гуманитарный факультет, уникальный некогда для технических вузов; от него пошли в нашем городе факультеты общественных профессий. Его деятельность была направлена на гуманитаризацию инженерного образования и во многом предопределила факт преобразования в 1992 году технического института в университет. Сегодня, по словам нынешнего ректора НГТУ Анатолия Вострикова, соседство «технарей» и «гуманитариев» приносит несомненную пользу и тем, и другим. Техническая и гуманитарная составляющие НГТУ развиваются параллельно. Возможно, в скором времени он останется техническим вузом только исторически, фактически же станет многофункциональным университетом.

Георгий Павлович Лыщинский много сил и энергии отдавал делам города. Он многократно избирался депутатом городского и районного советов, много лет возглавлял Совет ректоров вузов города. Правительство высоко оценило заслуги ректора НЭТИ, наградив его орденами Трудового Красного Знамени (1967 и 1981 годы) и «Знак Почета», а также многими медалями. В феврале 1991 года Указом Президента СССР М. С. Горбачева профессор Лыщинский награжден орденом Ленина.

В древнем роду Лыщинских существовала традиция, передававшаяся от отца к сыну: Когда умирал отец, он оставил мне завещание. «Придет, сын, и твой час, ты посмотришь в зеркало, и, если не покраснеешь, значит, жизнь прожил верно». Думаю, мне не придется бояться зеркала сказал как-то в доверительной беседе с журналистом Георгий Павлович.

 Благодарные новосибирцы оценили по достоинству вклад профессора Лыщинского в развитие образования города. В 1993 году ему было присвоено звание Почетного гражданина Новосибирска. В апреле 1995 года, через пять лет после ухода Георгия Павловича с поста ректора института, его не стало. В апреле 1997 года на здании главного корпуса НГТУ была установлена памятная доска. Ректор Лыщинский, один их немногих наших земляков, удостоен высокого звания «Гражданин XX века Новосибирской области».

Новосибирский государственный технический университет стал рукотворным памятником замечательному человеку и Почетному гражданину Георгию Павловичу Лыщинскому. В 2000 году одному из известнейших вузов Новосибирска исполнилось пятьдесят лет. А в начале ноября 2002 года технический университет широко отметил 80-летие своего знаменитого ректора, и этот юбилей стал событием не только городского масштаба.

Сегодня НГТУ по праву считается одним из самых крупных учебно-образовательных центров нашей страны. Здесь обеспечивается подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов для научно-промышленного комплекса Сибири и Дальнего Востока, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований и подготовка на их основе кандидатов и докторов наук. В НГТУ работают около тысячи штатных преподавателей, кандидатов и докторов наук. К проведению занятий в НГТУ привлекаются крупные ученые, в том числе зарубежные специалисты. С этой целью в институтах СО РАН, отраслевых НИИ, КБ и на ведущих промышленных предприятиях созданы филиалы университетских кафедр, заключены долгосрочные договоры о совместной работе с зарубежными вузами и фирмами Германии, США, Англии, Франции, Турции, КНР, Монголии, Кореи и других стран.

НГТУ располагается в семи корпусах, которые имеют все необходимое оснащение для качественного проведения учебных занятий. Организованы общеуниверситетские, факультетские и кафедральные классы на базе современных персональных компьютеров. Все учебные корпуса и три общежития подключены к локальной сети университета, в составе которой более 40 серверов различного уровня и назначения; 1200 рабочих мест подключены к всемирной глобальной сети Интернет. Лаборатории технических факультетов укомплектованы современными станками, контрольно-измерительным оборудованием, промышленными роботами. Совместно с зарубежными фирмами организованы авторизованные учебные центры.

К услугам студентов самая крупная в городе вузовская библиотека с богатым фондом учебной, художественной, научной литературы и периодики. Научная библиотека НГТУ является научно-методическим центром библиотек вузов города. Имеется хорошая издательская база, позволяющая полностью обеспечить университет методической литературой, издавать учебники, учебные пособия, научные труды, монографии.

В настоящее время в НГТУ работает 10 факультетов дневного отделения, на которых обучается более 10000 студентов. Общее число студентов составляет около 17000 человек. Сегодня университет имеет лицензии на ведение образовательной деятельности по 27 направлениям и 66 специальностям высшего профессионального образования, а также по 49 магистерским программам, причем работа по лицензированию и открытию новых специальностей постоянно продолжается.

Университет имеет хорошую кадровую и техническую базу для ведения научной деятельности, здесь давно сложились свои научные школы. Наиболее известные из них занимаются фундаментальными исследованиями по следующим направлениям: автоматическое управление; новые автоматизированные средства измерения, контроля, диагностики; математическое и информационное обеспечение экспертных систем для исследования сложных объектов; гибридные методы и программные комплексы расчетов на прочность и надежность конструкций; повышение устойчивости, экономичности и качества больших энергетических систем; новые типы электронных и радиотехнических устройств; математическое моделирование и оптимизация сложных механических систем и др.

Все это создает необходимые условия для организации учебного процесса на самом высоком профессиональном уровне и одновременно позволяет учитывать потребность народного хозяйства в специалистах.

За последние годы учеными университета опубликовано более 100 монографий, 152 межвузовских сборника научных трудов, более 6000 статей; получено 1600 авторских свидетельств на изобретения; успешно ведется подготовка научных кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру университета. В университете работают учебные научные центры, организованные совместно с фирмами США, Германии. С зарубежными вузами и фирмами заключены долгосрочные договоры по научной и учебной работе, внешнеэкономической деятельности. Во всех формах научной работы активно участвуют студенты.

В НГТУ большое внимание уделяется развитию и улучшению социально-бытовых условий студентов и сотрудников. В учебных корпусах и общежитиях работают столовые, буфеты и кафе. Проявляется забота и о здоровье будущих специалистов. В НГТУ функционируют: профилакторий, поликлиника, стационар, два спортивно-оздоровительных лагеря, спортивный комплекс с игровыми залами, с зимним плавательным бассейном и залами для работы секций; имеются стадион, лыжная база.

Традиционно большое значение в НГТУ придается культурному воспитанию студентов. Успешно работает Центр культуры с лабораторией гуманитарного образования; широко известны академический хор университета победитель различных конкурсов, в том числе международного (Прага, 1990 год), ансамбль скрипачей, театр миниатюр…

Всего за годы существования университет подготовил более 75 000 специалистов, которые трудятся инженерами, научными сотрудниками, руководителями научных лабораторий институтов, объединений, министерств. Около 2000 выпускников на должностях всех уровней в институтах СО РАН.

DOCENDO DISCIMUS… Можно с уверенностью сказать, что научные, образовательные и культурно-воспитательные традиции, заложенные ректором Лыщинским, живы и успешно развиваются в современных условиях. Вуз, созданный им полвека назад, и сегодня молод, динамичен, восприимчив ко всему новому. Впрочем, это и не удивительно. Ведь ОБУЧАЯ, УЧИМСЯ САМИ. 

Издательство: 
Клуб меценатов
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2003 г.
подкатегория: 
Average: 3.4 (5 votes)

Добавить комментарий

Target Image