Начало автомобильной летописи

Новый, 1919 год, стал для Новониколаевска самым «урожайным» на автомобили. Тогда, в годы гражданской войны, менялась власть, но и белые, и красные одинаково использовали грузовые и легковые автомобили. До 1919 года дожили «Даймлер», «Леб», «Панар» и «Руссо-Балт». Не все они были на ходу в январе, но с ослаблением морозов машины стали появляться на улицах города. Судьба этих автомобилей такова: самый первый автомобиль Новониколаевска - «Даймлер» - довольно часто использовался для нужд лечебных заведений как транспортное средство. В этом качестве он продержался еще два года.

Немецкий автомобиль, по приказу начальника инженерного управления Сибирской армии, в начале февраля 1919 года передали в Иркутск. Там «Леб» возил военного прокурора полковника Лужкова. И почти следом армейский «Руссо-Балт» перевезли в Омск и причислили к автомобильной команде Колчака.

    В конце января к уже имеющимся авто в Новониколаевске прибавилось пополнение: появилась польская дивизия, а в ее составе имелась автомобильная рота, состоявшая из двух подразделений автомобилей - грузовых и легковых. К грузовым относились «Гарфорд», «Фиат» и «Рено». Легковые автомобили были представлены тремя «Фордами». Всего в автомобильной роте насчитывалось девять машин. За время нахождения дивизии в городе население хорошо познакомилось с зарубежной техникой, ибо не обошлось без курьезов. В первый день выезда «Фиата» из военного городка под колеса машины попала собака одного из небедных горожан. За этот случай водителя наказали, а «Фиат» более двух недель не выезжал с места стоянки. Однако все машины дивизии регулярно появлялись на улицах города. С разрешения командования водители грузовых автомобилей подрабатывали перевозками крупных грузов. Легковые же авто польской дивизии возили не только панов офицеров, но и молодых горожанок легкого поведения. За это водителей «Фордов» наказывали, но практика таких перевозок продолжалась.

В середине февраля в Новониколаевске обосновалась 13 Казанская стрелковая дивизия. В ней, как и в польской, имелась автомобильная рота, где числились легковые и грузовые «Фиаты», грузовые «Седаны», «Гарфорды» и «Уайты». Однотипные автомобили польской и казанской дивизии поначалу путали, но вскоре для обозначения польских машин ввели особый знак на бортах – белого орла. В мае 1919 года на фронт убыли все автомобили с оригинальной символикой.

Бесхозный и совсем немолодой «Панар» совсем вышел из строя и уже к лету был «приватизирован» по частям жителями города.     

9 мая 1919 года в Новониколаевске появилась необычная часть - Томский гусарский полк. Это было три сотни всадников и два десятка телег с полковой амуницией. В Новониколаевске полк доформировывался и проходил боевое крещение. Кроме лошадей и телег, в полку имелся бронеавтомобиль иностранного производства, скорее всего, английский. Наличие необычного вооружения не скрывали, и в районе нынешнего Гусинобродского рынка бронемашина отрабатывала совместные боевые действия с конницей, производила пулеметные стрельбы. При этом специально распространялись слухи, что скоро на борьбу с красными из Владивостока прибудут еще несколько десятков бронеавтомобилей.

В конце мая 1919 года в наш город из Владивостока прибыло не совсем обычное для сухопутного города воинское соединение – дивизия морских стрелков. Это была самая моторизованная дивизия колчаковской армии. Армейские грузовые «Уайты» и легковые «Форды» были 1916 и 1917 годов выпуска. Помимо двух полков, имелись санитарные машины для госпиталя дивизии. Общее число автомобилей соединения приближалось к двум десяткам.

Уже в августе морских стрелков с автомобильными командами отправили на фронт. В городе остался лишь один неисправный «Форд».

Динамичные события конца лета-начала осени 1919 года добавили в гарнизон города совсем экзотическую воинскую часть - Третий воздухоплавательный отряд. Кроме аэропланов, в нем имелась грузовая автомашина «Сельдей». Через некоторое время в город перебросили и Первый воздухоплавательный отряд колчаковской армии, который имел грузовик «Рено» и легковой автомобиль «Фиат». В авиации автомобили использовались для доставки на летное поле горючего, боеприпасов и листовок о зверствах красных в Советской России - своеобразного идеологического оружия. Особенно нужны были автомобили для стаскивания аэропланов с железнодорожных платформ. В музее Вооруженных Сил в Москве имеется уникальный снимок, запечатлевший буксировку автомобилем «Сельден» двух бескрылых «Ньюпоров» в районе Новониколаевка. После установки крыльев аэропланы колчаковкой армии улетели выполнять боевые задания.

Поздней осенью 1919 года в городе осталось два автомобиля и оба неисправных - «Даймлер» и «Форд». Отступающие части адмирала Колчака отходили в сторону Тайги и Томска. Всю исправную автотехнику, включая броневики, везли на восток.

К приходу Красной Армии в Новониколаевске жителям оставалось только вспоминать о диковинных авто, а на улицах города, как и в начале века, ездили сани и повозки исключительно на конной тяге.

Очередной, 1920 год, вошел в историю практически без автотехники. Разоренный войной город не сразу, но обзавелся машинами.

С.А. Слугин

подкатегория: 
Average: 3.5 (6 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем БА
Очень интересная статья! Только даты неверные. Казанская дивизия прибыла в 1918 г, после боев на Волге, и Томские гусары начали свое формирование в Новониколаевске также в 1918 г

Добавить комментарий

Target Image