Наша Катя

90 лет со дня рождения Шиповой Екатерины Филипповны (1924-2001), штурмана 46-го гвардейского Таманского орденов Красного Знамени и Суворова III степени женского авиационного полка ночных бомбардировщиков (1944-1945).

Екатерина Филипповна Шипова – боевой штурман легендарного 46-го гвардейского Таманского орденов Красного Знамени и Суворова III степени женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. В марте этого года ей исполнилось бы 90 лет, но к сожалению люди не вечны. Про таких, как Екатерина Филипповна, говорят: «…Часто бывает так, что живет человек на земле, и вроде нет в нем ничего особенного, что резко отличало бы его от товарищей... Он добросовестно выполняет свои обязанности, скромен, нигде не хвалится своими успехами, хотя они у него есть. По складу своего характера он доброжелателен, трудолюбив и настойчив в достижении цели. Но если случилась беда, он правильно оценит обстановку, проявит смекалку, стойкость и храбрость, данную не всем».

В биографии Е. Ф. Шиповой, как и многих родившихся в 20-е годы ХХ века, нет на первый взгляд ничего необычного. Родилась Катя 3 марта 1924 г. в городе Самара, в семье рабочих. Еще до войны, как и многие молодые люди того поколения, мечтала стать летчицей. Но сначала необходимо было закончить школу. Окончив десятилетку в военном 1942 г., Екатерина Меснянкина (Шипова) пошла работать на завод имени Ворошилова контролером, хотя считала, что ее место в столь трудное для страны время не здесь, а на фронте.

Несмотря на уговоры матери Дарьи Ивановны и убедительные просьбы отца Филиппа Макаровича остаться работать на заводе, где она тоже необходима, Катя обращается в военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Несколько раз ей отказывали, ссылаясь на возраст. И все же Екатерина добилась, чтобы 7 ноября 1942 г. в составе других добровольцев ее направили в военное училище связи г. Сызрани. Но она упрямо твердила: «Хочу летать!» И повезло – получила направление в училище штурманов. Письма из училища были редкими, а одно очень взволновало мать. Катя сообщала в нем о своем первом прыжке с парашютом. Позже Екатерина Филипповна рассказывала, что этот первый прыжок оказался неудачным: от страха она не выполнила первую команду и только на вторичный приказ «Прыгай!» оказалась в «бездонной бочке». Кроме того, выбросившись из самолета и дернув обеими руками кольцо, она поняла, что парашют не раскрылся! «Я тогда еще раз со всех сил дернула за кольцо – и о радость! Парашют развернулся, и я удачно приземлилась. Как радовались благополучному исходу и я, и мои друзья», – вспоминала Екатерина Филипповна.

1944 год… В биографии Кати Меснянкиной начинается та самая страничка, которая сделала ее легендарной женщиной. Ее направляют для прохождения службы в 46-й гвардейский Таманский женский авиаполк, созданный знаменитой летчицей Марией Расковой. В отличие от других летных соединений, в этом полку служили только женщины: от механиков до летчиков. Катя ничего не написала домой: не хотела беспокоить родителей, да и некогда было. Полк базировался тогда на территории Польши. Шли ожесточенные бои. Задачей летного полка была подготовка территории для наступления наших войск. Так, в ночь с 20 на 21 декабря 1944 г. летчицам пришлось делать по 14-18 вылетов за ночь, взлетая с площадки всего в 6 км от линии фронта, с максимальным количеством бомб. «Крылатая гвардия» открыла воздушный «Данцигский коридор», нанесла завершающие удары по Гдыне, Штеттине, Свинемонде.

Екатерина Шипова вместе с летчицей Анной Амосовой, как и все девушки в полку, летала на По-2. Это один из самых удивительных советских самолетов, участвовавших в Великой Отечественной войне, известен под названием «кукурузник». Созданный в 1927 г. как учебный, По-2 оказался замечательной боевой машиной. «Рус фанер» или «кофейная мельница», как поначалу пренебрежительно называли фашисты По-2, благодаря своей маневренности и тихоходности давал такие фантастические возможности для точного попадания в цель, что в качестве легкого ночного бомбардировщика стал грозной силой для противника. «Эти самолеты навели на нас такой страх, – говорил один из пленных немцев, – что мы боялись даже курить…». А летавших на этих «страшных самолетах» женщин фашисты прозвали не иначе, как «ночные ведьмы». Однако самым серьезным недостатком машины было то, что при прямом попадании самолет сгорал как факел, практически не оставляя людям шансов спастись.

«Я совершила всего 94 боевых вылета», – скромно говорила Екатерина Филипповна, хотя каждый из них был подвигом: самолеты вылетали и возвращались в кромешной темноте, которая была их единственным прикрытием, и многое им приходилось делать впервые. 21-летний штурман бомбардировочной авиации закончил войну, имея орден Красной Звезды и несколько боевых медалей.

В ноябре 1945 г., возвратясь в свой родной город, Екатерина Филипповна поступила в индустриальный институт. По окончании его вместе с мужем приехала в Новосибирск. 30 лет эта деловитая, знающая, жизнерадостная, строгая, но справедливая женщина проработала на знаменитом заводе «Сибсельмаш». Она участвовала в разработках сельскохозяйственной техники, в совершенствовании орудий производства.

К сожалению, в ее мирной жизни тоже потребовались мужество и выдержка: нет ничего страшнее для матери, чем беда ее ребенка. Но и здесь выстояла, отстояла у болезни и безнадежности сына. Человеческие качества Екатерины Филипповны, ее профессионализм, необычная биография принесли ей почет и уважение окружающих.

Е. Ф. Шипова до последних дней своей жизни вела большую общественную работу: как ветеран Великой Отечественной войны встречалась с учащимися школ, училищ, техникумов, проводила беседы в воинских частях и на заводах. С нее началось создание единственного в Сибири музея 46-го женского авиаполка. Музей до сих пор действует на базе школы № 182 Кировского района. Екатерина Филипповна являлась членом совета клуба женщин-фронтовичек «Сибирячка».

Умерла Екатерина Филипповна 28 августа 2001 г. Память о легендарной женщине увековечена мемориальной доской на доме № 3 по улице Станиславского. В памяти людей, знавших ее, она всегда останется благородным, целеустремленным, добрым человеком, чьему мужеству можно позавидовать.

Л. И. Михайлова

Фотография из книги Чечневой М. "Ласточки" над фронтом"

ИВАНОВА Ю. Н. Война народная, священная война. Женщины в Отечественной войне 1941-1945 гг. // Иванова Ю. Н. Храбрейшие из прекрасных. Женщины России в войнах. – М., 2002. – С. 143 – 175. На с. 146 – 148 – о 46-м гвардейском Таманском женском авиационном полке ночных бомбардировщиков.

ШИПОВА Екатерина Филипповна // Победители. – Новосибирск, 2002. – С. 423 – 425: портр.

ЧЕЧНЕВА М. П. Слово о нашей Кате // Чечнева М. П. «Ласточки» над фронтом. – М., 1984. – С. 183 – 191.

СМЕЯН В. Ночная ласточка // Сов. Сибирь. – 1985. – 25 февр. – С. 3: портр.

КОЖМЯКОВА Т. Героиня военного неба // Веч. Новосибирск. – 1982. – 23 февр. – С. 2.

Опубликовано: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2004 год.- Новосибирск: Новосиб. гос. обл. науч. б-ка, 2003. 192 с., [10] л.ил.

 

Добавить комментарий

Target Image