Новониколаевская городская электрическая станция (1913)

Об электростанции, появившейся в Ново-Николаевске в годы предвоенного промышленного подъема, в краеведческой литературе имеются лишь отрывочные сведения. Ее упоминали как «буржуйскую коптилку», сравнивали мощности и качество света с современными установками, но в истории нашего города это была первая муниципальная электрическая станция, исправно дававшая ток для промышленных и бытовых целей на протяжении 1913-1926 годов. [...]

Городу было всего два года, когда власти всерьез задумались о решении проблемы освещения улиц. Выход — строительство в Ново-Николаевске электрической станции — был очевиден для всех. В сентябре 1906 года в редакцию газеты «Новое время» был направлен текст объявления, подписанный городским старостой, с приглашением всех «желающих принять на себя устройство электрического освещения». Объявив конкурс, управа заняла позицию отнюдь не пассивного ожидания результатов; подотдел по благоустройству Ново-Николаевска Томского губернского коммунального отдела начал заниматься сбором материалов об опыте устройства электроосвещения российских городов. Но для осуществления столь крупномасштабного и затратного проекта городской управе требовались значительные средства, которых на первых порах найти не удалось.

Строительство электростанции стало более реальной перспективой после перевода Ново-Николаевска с 1 января 1909 года на полное городовое положение. В этот период управой рассматривается целый ряд дорогостоящих проектов для общественных нужд, осуществление которых требовало электрической энергии: строительство водопровода и холодильника, устройство трамвая.

В 1911 году было закончено сооружение здания нового каменного торгового корпуса, в подвальном помещении которого специалистами Ново-Николаевского отдела технико-промышленного бюро была смонтирована небольшая электрическая станция, оснащенная динамо-машиной и нефтедвигателем. Малая мощность станции позволяла ей обслуживать лишь нужды Торгового корпуса и небольшого близлежащего района.

В январе 1912 года городская управа обратил к профессору Томского технологического института В.Л. Млееву с предложением разработать проект расширения «имеющейся электростанции для освещения не только торгового корпуса, но и домов частных лиц».

За реализацию проекта строительства электростанции в Ново-Николаевске взялись 26-летний инженер Михаил Александрович Шиша, студент выпускного курса механического отделения Томского технологического института, и смотритель городских зданий Г.К. Штарк, имевший ранее опыт работы машинистом на крупном предприятии.

Для сокращения расходов на строительство станции разместить оборудование было решено в каменном здании весовой на базарной площади. По той же причине фирмы, специализирующиеся на поставках электрооборудования, приглашались лишь для закупки и монтажа машин, а все необходимые дополнительные работы управа планировала осуществить собственными силами. К весне 1912 года специальная комиссия по поиску фирмы-поставщика собрала сведения о компаниях: «Всеобщей электрической К'», «Сименс и Гальске», «Вестингауз», «Глебов и К», «Чибисов и Стучков». Две последние, не представившие полных сведений, в конкурсном рассмотрении, состоявшемся 2 июня 1912 года, не участвовали. Выбор остановился на Екатеринбургском отделении фирмы «Сименс и Гальске», предложившей выполнение заказа в более короткий срок и предоставившей более солидные гарантии его выполнения.

4 июня 1912 года перед присутствием Ново-Николаевской городской управы был оглашен проект договора по покупке машин для оборудования городской станции на сумму 20.527 рублей.

В июле 1912 года М.А. Шиша, получивший диплом инженера-механика, был командирован управой в Томск для детального непосредственного ознакомления с организацией работы на Томской электростанции, эксплуатируемой с 1895 года, консультаций со специалистами Томского технологического института и покупки необходимой литературы.

13 августа 1912 года на заседании Ново-Николаевской городской управы М.А. Шиша был официально утвержден заведующим городской электрической станцией с вознаграждением в размере 1800 рублей в год. Несколько дней спустя на должность машиниста станции был зачислен

бывший смотритель городских зданий Г.К. Штарк, оклад которого составил 1500 рублей в год.

Управа пристально контролировала строящийся объект; все вопросы, связанные с сооружением электростанции, регулярно обсуждались на ее заседаниях. Для оперативного решения возникающих проблем за объектом был закреплен специальный представитель управы — И.Ф. Стойлов. К осени 1912 года все вспомогательные работы по устройству станции были сданы по предприятиям и частным подрядчикам.

В ноябре 1912 года началось подключение абонентов к сети. Желающий стать абонентом должен был обратиться с соответствующим заявлением к заведующему электростанцией для получения справки о числе и силе предполагаемых к установке лампочек и о размере платы за их пользование. Справка представлялась в арендный отдел городской управы, где счет оплачивался в городскую кассу. Квитанция об оплате предоставлялась заведующему городской станцией, который отдавал распоряжение о присоединении абонента.

К декабрю монтаж оборудования в целом был завершен. 24 декабря 1912 года генератор станции был пущен для пробы с нагрузкой в среднем 25 kwa. С 26 по 28 января 1913 года были произведены предварительные испытания и прием смонтированного оборудования локомобилей, генераторов и распределительной доски. Комиссия состояла из городского архитектора инженера Ф.Ф. Раммана, гласного городской думы П.С. Мирошникова, персонала станции, а также представителей фирм — поставщиков оборудования: инженера акционерного общества Мальцевских заводов Андреева и монтера фирмы «Сименс и Гальске» Струнина, а также двух независимых экспертов — машиниста мукомольного товарищества А.М. Фреймана и «сведущего лица» М.Е. Леонтьева. Комиссия осталась удовлетворенной результатами 12,5-часового испытания генератора и распределительного устройства.

4 февраля представительная комиссия в составе: гласных городской думы В.К. Полянского, представителя управы И.Ф. Стойлова, члена ревизионной комиссии И.В. Насонкина, а также городского архитектора, персонала станции и представителей фирмы «Сименс и Гальске» произвела испытания оборудования. Нагревание двигателей при двадцатипятипроцентной перегрузке не превзошло норм, указанных в правилах и нормах, разработанных на Всероссийском съезде электротехников, и городская электрическая станция была принята в эксплуатацию.

По случаю пуска городской электростанции в купеческом собрании был дан бал.

К городской сети подключались 540 абонентов с питанием в 5600 лампочек, в числе которых 3200 были установлены в квартирах и гостиницах, 1500 – в торгово-промышленных предприятиях, 580 – в конторах и амбарах, 120 – в ресторанах, 210 – на улицах.

Тарифы за отдельную лампу с учетом ее мощности были утверждены на специальном заседании управы. Энергия Ново-Николаевской станции, получившей название Центральной городской электростанции, была дорогой. Плата от домовладельцев составляла 30 копеек за кВт, для предприятий — 45 копеек. В первый год эксплуатации станция выработала 193 кВт/ч и принесла управе чистый доход в размере 21150 рублей.

Потребность в энергии оказалась велика, а мощности небольшой станции — ограниченными. Уже в конце 1913 года станция начала работать без резерва, что сразу отразилось на качестве света.

В феврале 1914 года управа рассмотрела проект строительства новой более мощной электростанции, составленный М.А. Шишей, и смету на строительство, составленную акционерным обществом «Вольта». В мае того же года было получено разрешение Томского губернатора. В августе предполагалось устроить торги на поставку котлов и турбогенераторов для новой электростанции, однако начавшаяся война помешала осуществить намеченное. 25 ноября 1914 года городской голова А.Г. Беседин возбудил ходатайство об отпуске ссуды сроком на сорок лет в размере 750 тыс. рублей для строительства в Ново-Николаевске электростанции и водопровода. Но в условиях военного положения, когда финансирование проектов социально-бытовой сферы сильно сократилось, денег на постройку новой станции не дали. На фронт были мобилизованы практически все квалифицированные работники. Заведующий станцией М.А. Шиша был зачислен в состав 17-го Сибирского стрелкового запасного полка.

В 1915 году нагрузка станции значительно увеличилась. Большая часть энергии шла для обеспечения военного городка: госпиталей, бараков, казарм.

В 1916 году станция работала, хотя и без резерва, но вполне нормально. [...]

В начале 1918 года Ново-Николаевский исполнительный комитет впервые поставил на рассмотрение вопрос об увеличении платы за электроэнергию. Дополнительным аргументом в пользу принимаемого решения служило следующее утверждение: «повышение тарифа на электроэнергию будет справедливо по отношению бедноты и тех граждан, которые вследствие неразвитости сети и недостатка электроэнергии не могут пользоваться электроосвещением, а вынуждены заменять его керосиновым, которое в настоящее время значительно дороже электрического».

Более 60% абонентов станции составляли торговцы, крупные и мелкие предприятия: бани, гостиницы, рестораны, – общественные и правительственные учреждения: банки, почта, – а также более или менее обеспеченный класс населения. Новые расценки разделялись на следующие категории пользователей электрической сети: квартиры, магазины, кинематограф, городские учреждения, уличное освещение. Плата за электроэнергию составила 1 руб. 25 копеек (при прежней 30 коп.), самой высокой оказалась расценка для владельцев магазинов и кинематографов, повысившаяся до 2 рублей. Кроме того, вводился налог на «полезно-отпускаемую» электрическую энергию для освещения, что предполагало установку счетчиков на каждом предприятии.

Тем временем все увеличивающаяся нагрузка на станцию, не позволявшая произвести необходимый ремонт оборудования, дала сбой системы. Летом 1918 года на одном из локомобилей был испорчен вал. В условиях гражданской войны, разрушившей экономические связи внутри страны, властям с трудом удалось отыскать завод, устранивший поломку. В том же, 1918 году, при станции был построен колодец, обслуживающий, помимо нужд станции, близлежащий район.

В 1919 году нагрузка на станцию вновь значительно увеличилась в связи с новым присоединением воинских частей и учреждений, а также мастерских, работающих на оборону. Выработка энергии за 1919 год достигла рекордного уровня — 407.526 кВт/ч. Станция не имела возможности сделать необходимый капитальный ремонт оборудования и работала на котлах. Настоящим бедствием стала практическая утрата контроля за присоединением новых абонентов: запас проводов был исчерпан, а присоединение шло за счет и средствами домовладельцев. Требование М.А. Шиши в городскую управу «настойчиво положить конец новым проводкам» осталось безрезультатным, к сети подключались все новые и новые абоненты. В работе станции появились значительные дефекты: понижение напряжения в сети отразилось на качестве света, вплоть до полного отключения части абонентов.

В связи с топливным кризисом, вызванным гражданской войной, на электростанции стали применяться несоответствующие смазочные масла и «низкий по качеству уголь с Горловских копей». Все это вместе с форсированной работой станции приводило к стремительному износу оборудования. В 1920 году годовая выработка электростанции сократилась вдвое, но осуществить столь необходимый ремонт все же не удалось.

Летом 1921 года в Ново-Николаевск в связи с переносом сюда административного центра Сибирского края начали массово переезжать сибучреждения. Электростанция оказалась завалена заявками на энергию от государственных учреждений, и монтеры вместо ремонта сети занимались подключением новых абонентов, «короче говоря, по словам заведующего М.А. Шиши, производили разрушительную работу». Не соответствующий применению горловский уголь вынудил работников станции перейти на неэкономичный расход топлива: запускать в работу одни или два локомобиля, используя энергию трех машин.

К началу 1922 года силовое хозяйство Ново-Николаевска пришло в степень крайнего обветшания. Оборудование станции, состоящее из трех локомобилей Мальцевского завода выпуска 1912-1913 годов, выработало срок экономичной работы, определенный для работы локомобиля в нормальном режиме до 10 лет.

Необходимость строительства новой электростанции в столице Сибирского края стала насущной необходимостью. Только в течение одного года вопрос об электрификации Новосибирска обсуждался на заседаниях Сибревкома и Сибирской плановой комиссии более 30 раз. В конце 1922 года при Ново-Николаевском губисполкоме была создана специальная комиссия по строительству электростанции. Ее расчетная мощность составляла 5000 кВт для обеспечения энергией существующих предприятий города и уезда радиусом до 30 верст. Фактическая необходимость в электроэнергии, по расчетам М.А. Шиши, предполагала загрузку на 3500 кВт.

Летом 1922 года столь необходимый для функционирующей станции ремонт был произведен. Впрочем, замены оборудования не производилось, т. к. вопрос о строительстве новой электростанции был фактически решен. Однако некоторые необходимые приобретения все же были сделаны. В частности, за 800 пудов муки куплен дымосос типа «сирокко» производства Томского государственного машиностроительного завода.

10 мая 1924 года на правом берегу Оби, несколько выше железнодорожного моста, состоялась закладка первого камня для фундамента новой электрической станции. На торжественный митинг, посвященный этому событию, собрались жители города. С речью выступил находившийся в это время в Ново-Николаевске Председатель Центрального исполнительного комитета СССР Михаил Иванович Калинин, в честь которого новая станция получила название «имени Всесоюзного старосты Калинина». Зимой 1924-1925 г. постройка здания была закончена. Началась установка и монтаж оборудования.

К началу 1926 года протяженность сети высокого напряжения, обслуживаемой Центральной электростанцией, составляла около 30 км и охватывала близлежащий район, юго-восточную часть Красного проспекта от ул. Октябрьской, военный городок и бараки на улице Ломоносова, Закаменскую часть города, Вокзальный район до улицы Бурлинской, Туруханский район (район Воскресенской церкви), ул. Бурлинскую, центральную часть города в районе Дома офицеров.

С января по 28 марта 1926 года городская станция работала только в темное время суток без определенной сметы с максимальной нагрузкой до 190 кВт, так как пуск новой электрической станции имени Всесоюзного старосты Калинина «ожидался с недели на неделю».

28 февраля станция им. Калинина, не открываясь официально, дала ток в существовавшую энергосистему города. Из-за поспешного переоборудования сети, осуществлявшегося с 26 февраля по 28 марта, работали обе станции, отражая операции в едином балансе старой городской станции. С 1 апреля 1926 года старая Центральная электрическая станция официально получила статус бездействующей, входя со своим балансом за исключением некоторой части имущества, подлежащей изъятию, в баланс новой ЦЭС им. Калинина. В таком режиме проработала до середины 1926 года, когда оборудование станции было демонтировано.

Символично, что оборудование старой городской станции положило начало созданию еще двух электростанций на территории Новосибирской области. Согласно постановлению Ново-Николаевского окружного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 21 января 1926 года, локомобили, генераторы и прочее оборудование было распределено между Барабинским и Каменским округами, получившими полные комплекты машин, достаточные для оснащения установок высокого напряжения. Здание городских базарных весов, в котором размещалась смонтированная как временная Центральная электрическая станция, за тринадцать лет работы силовых установок сильно обветшало, его стены расшатались. Вскоре оно было снесено.

О.В. Выдрина. «Еще до "лампочки Ильича"»

Литература

ВЫДРИНА О. Еще до «лампочки Ильича» // Сиб. горница. — 2000. — № 4. — С. 145-150 : ил., портр.

ГОРЕНШТЕЙН М. Прорыв из тьмы: 80 лет со дня пуска первой электростанции в Новониколаевске // Сов. Сибирь. — 1993.— 25 мая. — С. 3: ил.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2003 год

 

подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image