Осмысливая опыт исторической школы НГПУ

Опубликовано: Зверев В. А. Осмысливая опыт исторической школы ИИГСО НГПУ: полувековая трансформация кадровых, коммуникационных, тематических приоритетов // Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. памяти проф. В. И. Соболева / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. Ч. 1. С. 3–19.

Давайте, и дастся вам. Евангелие от Луки, 6, 38.

В течение более чем сорока лет, будучи основанной в 1978 г., в Институте истории, гуманитарного и социального образования (до 2004 г. – на историческом факультете) Новосибирского государственного педагогического университета (до 1993 г. – института) работает научная школа исторического профиля. Основала школу и много лет руководила ею заслуженный работник высшей школы Российской Федерации д-р ист. наук, проф. Екатерина Ивановна Соловьёва. История научной исторической школы ИИГСО НГПУ продолжается и сегодня. В своем нынешнем формате под названием «История Сибири в социальном, ментальном и образовательном измерениях» и под руководством автора настоящей статьи она утверждена постановлением Ученого совета НГПУ 15 июня 2011 г. Ее представители – в основном выпускники исторического / историко-педагогического факультета ИИГСО НГПУ, преподаватели и сотрудники этого научного и педагогического сообщества, а также ряда других вузов Новосибирска и иных городов России. Сейчас они работают по двум основным научным направлениям, утвержденным Ученым советом НГПУ 31 января 2018 г.: «Россия и Сибирь в социальном, образовательном, ментальном измерениях» (руководитель: заслуженный работник высшей школы РФ, д-р ист. наук, проф. В. А. Зверев), «Методология и методика обучения истории в школе» (руководитель: зав. кафедрой отечественной и всеобщей истории НГПУ, канд. пед. наук, проф. О. М. Хлытина).

Основная тематика исследований: социальные (экономические, демографические, этнические), культурные и интеллектуальные исторические процессы общероссийского, регионального сибирского и локального масштаба во второй половине XIX–ХХ в., их отражение в региональной картографии, в содержании общего базового и углубленного, а также профессионального исторического образования. За годы развития научной школы по этой тематике успешно защищено 7 докторских, более 30 кандидатских диссертаций, опубликованы десятки научных индивидуальных и коллективных монографий, учебных и учебно-методических пособий, сотни высокорейтинговых статей.  

О научной школе историков НГПУ и особенно об ее харизматичном основателе проф. Е. И. Соловьёвой написано уже немало, преимущественно в публицистическом и мемуарном жанре, но также и с элементами исследовательской рефлексии [1; 21; 38 и др.]. В этом комплексе публикаций, тем не менее, пока нет трудов, последовательно характеризующих ее историю. Задачи настоящей статьи как раз заключается в том, чтобы: 1) создать авторскую периодизацию процесса складывания и развития на базе ИИГСО в течение полувека научной исторической школы; 2) охарактеризовать выделенные по общим критериям особенности каждого из этих этапов; 3) по необходимости кратко раскрыть вклад в развитие школы наиболее активно работающих ее воспитанников и представителей.

Конструируемая нами периодизация основана на сравнительном анализе состояния комплекса проблемно-тематических, теоретико-методологических, административных, коммуникативных, научно-организационных и иных аспектов бытования школы в разное время. Источниками для такого анализа стали личные воспоминания и наличный опыт автора, непосредственно и активно участвовавшего в работе школы на всех этапах ее истории; богатый комплекс опубликованных и устных воспоминаний его коллег, в том числе Е. И. Соловьёвой; обширный круг опубликованных результатов работы представителей школы, научная и учебно-методическая их продукция; документация кафедры отечественной и всеобщей истории (ранее – кафедра истории СССР, кафедра отечественной истории) НГПУ, базовой в работе научной школы на всех этапах, а также ректората НГПУ.

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации д-р ист. наук,
проф.  Екатерина Ивановна Соловьёва (1924–2017)

Подготовительный этап, 1964–1975 гг. Предпосылки создания научной школы

Научная школа на истфаке Новосибирского государственного педагогического института (НГПИ) возникла не на пустом месте, и ряд обстоятельств заставляет выделить в ее истории «нулевой», подготовительный этап. Важные события административно-управленческого характера позволяют начать его с 1964 г., когда защитившая восемь лет назад кандидатскую диссертацию Е. И. Соловьёва была назначена заведующей кафедрой истории СССР. Середина 60-х – середина 70-х гг. были ознаменованы также неоднократным переизбранием Екатерины Ивановны на ответственные должности секретаря факультетской партийной организации, члена парткома и председателя профсоюзной организации НГПИ. На этих постах талантливый, энергичный, молодой администратор нарабатывал опыт руководящей административной и общественной работы, формировал свою репутацию харизматичного лидера профессионального сообщества ученых и педагогов.

Коммуникативные аспекты подготовительного этапа заключались, во-первых, в том, что после защиты диссертации в Томском государственном университете Е. И. Соловьёва приумножила научные и дружеские связи с ведущими историками ТГУ, бывшими долгое время лидерами профессионального исторического сообщества в Западной Сибири: И. М. Разгоном, З. Я. Бояршиновой, А. П. Бородавкиным, М. Е. Плотниковой, В. С. Флёровым и др. Одновременно она сформировала тесное сотрудничество с группой историков, работавших в составе сформированного в 1966 г. в составе Новосибирского научного центра Института истории, филологии и философии СО АН СССР (ИИФиФ). Позже она называла академиков А. П. Окладникова и Н. Н. Покровского, чл.-кор. РАН Л. М. Горюшкина своими учителями, хотя последний был даже немного младше ее. Леонид Михайлович Горюшкин уже в 1970-х гг. формирует исследовательскую школу региональной (сибирской) истории, становится наиболее авторитетным специалистом по аграрной истории Сибири второй половины XIX – начала XX в. Позже он займет посты заведующего сектором истории России досоветского периода в ИИФиФ, станет директором-основателем Института истории СО РАН, и его патронирование будет иметь большое позитивное значение в судьбе «родственной» научной школы историков Новосибирского пединститута. Много лет будут влиять на профессиональные интересы, научные позиции учеников Е. И. Соловьёвой и другие ее коллеги из новосибирского Академгородка – историки-аграрники и организаторы науки М. М. Громыко, Н. Я. Гущин, Н. А. Миненко и др.

Важную роль в подготовке создания новой научной школы имела проблемно-тематическая предопределенность будущей работы ее представителей, по крайней мере, на ранних этапах. Дело в том, что Е. И. Соловьёва в сотрудничестве с томскими университетскими и новосибирскими академическими учеными разрабатывала аграрно-крестьянскую тематику в ее региональном сибирском разрезе. Тема кандидатской диссертации – «Переселение крестьян в Томскую губернию в период Столыпинской аграрной реформы»; раздел об аграрных миграциях в престижной фундаментальной «Истории Сибири…» [18]; напряженная работа над докторской диссертацией «Крестьянская промышленность Сибири во второй половине XIX в.» и ее защита в 1975 г.; публикация пособия к спецкурсу по тематике этой диссертации; популярный у «продвинутых» студентов спецсеминар по истории сельского хозяйства на истфаке НГПИ – вот вехи научной специализации научного руководителя, который и своим ученикам будет рекомендовать именно малоизученные темы по истории сибирского крестьянства «эпохи капитализма», как тогда говорилось.

В это же время возникли предпосылки и для складывания у историков НГПУ интереса к разработке вопросов теории и методики обучения истории, истории педагогики. Дело в том, что ректорат НГПИ (института педагогического!) настоятельно рекомендовал всем кафедрам, независимо от их предметного профиля, разрабатывать единую комплексную тему «Социально-педагогические проблемы народного образования». Методико-педагогический аспект в научно-методической работе кафедры истории СССР окончательно закрепился в результате того, что именно в ее составе в начале 70-х гг. прочно обосновалась группа преподавателей теории и методики обучения истории (Ф. С. Кузнецова, Ц. Л. Рукина).

Научно-организационные предпосылки создания научной школы выразились, прежде всего, в том, что кафедра истории СССР с конца 1960-х гг. стала составлять и публиковать (с 1970 г. – под редакцией Е. И. Соловьёвой) сборники научных трудов. Сначала они были разнородными по тематике, выходили под типовым названием «Из истории Западной Сибири» в серии «Научные труды НГПИ», но в конце характеризуемого периода получили статус «республиканских» и стали тематическими, формируясь только из статей по аграрно-исторической проблематике. Позже публикации в «кафедральных» сборниках станут важным полигоном для «пробы пера» у учеников Е. И. Соловьёвой.

Важно сказать еще о той теоретико-методологической почве, на которой позже выросла научная школа историков НГПУ, помня о ней и поэтапно ее отрицая. Эта почва (пресловутый «фундамент марксистско-ленинской методологии») на рубеже 60–70-х гг. не выглядела уже железобетонным плацдармом. Те специалисты, которые исповедовали приоритет исторических фактов, основанных на данных доброкачественных и разнообразных источников, создавали добротные труды и на их основе пытались «влить новое вино в старые меха» догматизированной их предшественниками теории.

Лидер новосибирских историков Л. М. Горюшкин вошел в группу ученых, выступивших с положением о многоукладности российской экономики досоветского периода. Историк показал, что аграрно-капиталистическая эволюция в Сибири к началу ХХ в. еще не завершилась, не привела к полной победе буржуазных отношений. «Новое направление» в исторической науке было ошельмовано, огульной критике подверглась и книга Л. М. Горюшкина «Сибирское крестьянство на рубеже двух веков» (Новосибирск, 1967). Примечательно, что Е. И. Соловьёва была среди историков, выступивших в защиту своего коллеги, опубликовав в 1970 г. письмо в журнале «История СССР» [30].

Президиум Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти проф. Е. И. Соловьёвой (2014 г.)

Первый этап, 1978–1992 гг. Формирование научной школы

Начальным событием истории научной школы историков НГПУ можно считать открытие главной «кузницы» этой школы – аспирантуры по специальности 07.00.02 – История СССР (с 1992 г. – Отечественная история). Это произошло в 1978 г., аспирантура была открыта при кафедре истории СССР под научным руководством проф. Е. И. Соловьёвой. Кадровую основу для аспирантуры по замыслу ее руководителя должны были составить молодые преподаватели и сотрудники базовой кафедры и выпускники исторического факультета НГПИ.

В 70-х – начале 80-х гг. на кафедру были приглашены бывшие студенты истфака, обнаружившие исследовательские способности и прошедшие педагогическую «обкатку» в общеобразовательной школе – З. П. Горьковская, В. А. Зверев, К. Е. Зверева, О. Н. Катионов и др. «Для кафедр педагогического института важно, чтобы в науку шли люди, которых привлекает не только исследовательская работа, которые душой тянутся к детям, любят и понимают педагогический труд», – так объясняла позже Екатерина Ивановна свой выбор [34, с. 9]. Однако тесное сотрудничество с Л. М. Горюшкиным сделало возможным приглашение на кафедру его яркого ученика, выпускника НГУ И. В. Островского, разрабатывавшего историко-аграрную проблематику и защитившего кандидатскую диссертацию в 1973 г. Повлиял на методико-педагогические перспективы формирующейся научной школы также прием на кафедру выпускника НГУ Ю. Л. Троицкого.

Главное в работе научной школы – исследовательские успехи ее представителей, и в первую очередь руководителя. На начало 80-х гг. приходятся наиболее значимые и престижные публикации трудов Е. И. Соловьёвой. В 1981 г. выходит в свет ее монография «Промыслы сибирского крестьянства в пореформенный период» [33], которая была высоко оценена специалистами и до сих пор не потеряла своего значения. В обобщающем труде по историографии Сибири Л. М. Горюшкин и Н. А. Миненко так оценили значение этой книги: «Работа… открывшая новое направление в изучении сельской экономики Сибири, расширила представление о сибирском крестьянстве, его занятиях и социальном облике» [5, с. 195].

Екатерина Ивановна становится одним из ведущих авторов опубликованного в 1983 г. фундаментального академического труда о крестьянстве Сибири конца имперской эпохи [24]. В тесном сотрудничестве с коллективом ИИФиФ вместе с учениками она разрабатывает широкую и перспективную комплексную тему «Участие крестьянства в освоении Сибири». В рамках этой темы успешно выполнены в аспирантуре и защищены под научным руководством Е. И. Соловьёвой кандидатские диссертации В. А. Зверева (1982 г.), З. П. Горьковской (1983 г.), О. Н. Катионова (1987 г.), К. Е. Зверевой (1988 г.), Л. В. Котович (1990 г.), Т. И. Березиной (1991 г.). Темы для диссертаций выбирались так, чтобы «закрыть» по возможности более широкое пространство вовсе не рассмотренных историками или давно не изучавшихся сторон деревенской жизни в Сибири дооктябрьского периода: крестьянская семья, сельская община, трудовые традиции, просвещение и трудовое воспитание крестьянства, транспортные связи…      

Завершила характеризуемый период истории школы защита докторских диссертаций Игорем Викторовичем Островским в 1991 г. (монография по диссертации: [31]), Владимиром Александровичем Зверевым в 1992 г. (монография по диссертации: [9]). Эти труды были выполнены при научном консультировании Л. М. Горюшкина, но заинтересованная работа авторов вместе с коллегами в составе научной школы историков НГПИ наложила на замысел, методологию и результаты исследований неизгладимый отпечаток. 

В завершающие годы первого этапа истории научной школы произошли события, судьбоносные для всех граждан нашей страны и, в частности, для ученых и педагогов: попытка «перестройки» общества и затем крах коммунистического режима и советской власти. В такой обстановке стали возможными и даже необходимыми теоретико-методологические поиски новых исследовательских и педагогических установок.

На рубеже 80–90-х гг. автор настоящей статьи первым из сибирских историков взял на вооружение концепцию модернизации традиционного общества, частью которой является теория демографического перехода, обосновал положение о складывании предпосылок для демографической модернизации в Сибири во второй половине XIX в. и начальных проявлениях такой модернизации уже на рубеже XIX и XX столетий (см., например: [8, с. 27]). Он предложил описывать воспроизводство населения комплексно, не только в физическом, но и в социокультурном его аспектах и дал пример такого описания в своей докторской диссертации. Кроме того, создал модель изучения социального образа жизни крестьянства досоветского периода [8, с. 3–5; 9, с. 7–9; и др.]. Эти теоретико-методологические новации и инструменты вызвали интерес среди специалистов и нашли частичное применение в трудах не только представителей научной школы историков НГПУ, но и за ее пределами.

Частным проявлением глубокой трансформации российского социума на рубеже 80–90-х гг. явился кризис системы исторического образования. Историки НГПИ с 1989 г. включились в разработку инновационной модели педвузовского образования с одновременным изменением содержания и форм обучения истории в школе. Такую задачу ставили организаторы экспериментальной учебной группы «Вече» (Ю. Л. Троицкий, З. П. Горьковская и др.), работавшей на истфаке НГПИ / НГПУ в течение нескольких лет. На развитие методико-педагогического направления в исторической школе нашего вуза оказали влияние и другие инновационные идеи и практические шаги Ю. Л. Троицкого, предпринятые в «перестроечное» время и позже.

Административные рамки развития научной школы на истфаке, несомненно, выстраивала работа Е. И. Соловьёвой проректором НГПИ по научной работе в 1978–1981 гг., ректором в 1981–1988 гг. С одной стороны, эти должности расширяли возможность инициировать и поощрять плодотворную научную, методическую работу учеников и коллег по кафедре. С другой стороны, загруженность административной работой и представительскими функциями затрудняла Екатерине Ивановне контакты с аспирантами и собственное научное творчество. 

Первый выпуск магистратуры по программе «Историческое образование (отечественная история)», 2013 г.

Второй этап, 1992–2006 гг. Интегрирование расходящихся траекторий

Возвратившись на должность заведующего кафедрой, Е. И. Соловьёва старалась сохранить свою направляющую роль в развитии научной школы историков НГПУ, уже вполне состоявшейся и зрелой. Исследовательский аспект в работе школы на втором этапе ее истории выразился прежде всего в выполнении под руководством Екатерины Ивановны кандидатских диссертаций. Прошли успешные защиты Т. Л. Южаковой (1994 г.), Ю. Г. Лончакова и Н. Н. Родигиной (1997 г.), О. Н. Сидорчук (2001 г.), Н. А. Давыденко (2006 г.) и др. Стратегия выбора тем у руководителя мало изменилась: это преимущественно деревенская история Сибири в ее малоизученных аспектах или в сюжетах, смежных с хорошо изученными ранее по хронологии, по территории. Однако изменилось время, и аграрно-крестьянская проблематика для урбанизированной страны, для научного сообщества, состоящего в основном из городских уроженцев, стала не столь привлекательной, как раньше. Падение железного занавеса привело к осознанию, что мировая историческая наука в ХХ в. приобрела совершенно новое качество, сформулировала невиданную для нас повестку, выстроило необычные, но чертовски привлекательные тематические приоритеты. Симптоматично, что Н. Н. Родигина и Ю. Г. Лончаков написали диссертации, критически пересмотрев тематику, предложенную уважаемым научным руководителем.   

После защиты докторской диссертации, обретя статус профессора и заместителя заведующего кафедрой, первый аспирант Екатерины Ивановны сам стал научным руководителем. Первые кандидатские диссертации под руководством В. А. Зверева выполнили не аспиранты, а соискатели кафедры, но тоже воспитанники родного истфака – Т.  Г. Недзелюк (монография по диссертации: [28]) и А. А. Бурматов (монография, предшествовавшая диссертации: [2]), они защитились в 2001 г. Затем состоялись защиты выпускников аспирантуры – А. И. Татарниковой в 2005 г. (монография по диссертации: [35]) и Е. И. Косяковой, ныне Красильниковой, в 2006 г. (монография по диссертации: [22]).  

С этих работ научной молодежи можно вести историю проблемно-тематической дифференциации трудов представителей характеризуемой здесь научной школы. Выбор тем для диссертаций стал в большой степени учитывать индивидуальный запрос аспиранта или соискателя, его жизненный опыт, перспективы его будущего трудоустройства и т. д. Происходит частичный уход от аграрно-крестьянской проблематики – в историю общественного сознания и затем в интеллектуальную историю (Н. Н. Родигина), этноконфессиональную историю (Т. Г. Недзелюк), историческую демографию (А. А. Бурматов), в историю повседневности и затем в историю памяти (Е. И. Красильникова) и т. д. Соответствующим образом обогащается и совершенствуется теоретико-методологическая база работы научной школы. Развитие научного творчества представителей старшего поколения школы постепенно тоже приобрело расходящиеся траектории. О. Н. Катионов серьезно заинтересовался историей старой сибирской карты. В. А. Зверев сформировал многовекторные интересы: образ жизни и народная культура сибиряков (социальная, этническая, демографическая история, книговедение), обучение региональной истории в школе и др.

На основе развития сложившегося ранее методико-педагогического сегмента кафедры на рубеже 1990–2000-х гг. формируется научно фундированное направление по изучению и совершенствованию теории и методики обучения истории в общеобразовательной школе. Поработав учителем в школе и пройдя курс в аспирантуре Российского государственного педагогического университета (Санкт-Петербург), в alma mater возвращается Ольга Михайловна Хлытина, методист высокого уровня, хорошо понимающий запросы времени, общества и школы. Она становится руководителем нового направления. В 2001 г. при кафедре отечественной истории открыта вторая аспирантура – по специальности 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (история). Выпускницами этой аспирантуры Е. Ф. Бехтеновой и Е. К. Лейбовой подготовлены и в 2006 г. успешно защищены кандидатские диссертации. Методисты кафедры исследуют теоретические и прикладные аспекты обучения истории в современной школе, а также вопросы подготовки студентов-историков к работе в условиях вариативного образовательного процесса и профильной школы.

Таким образом, в пространстве научной школы становится актуальной проблема плодотворной коммуникации, кооперации и интегрирования исследований не только в рамках исторической науки (между разными ее направлениями и подходами), но и в межпредметном плане – истории с педагогикой, а также в деятельностном плане, поскольку методическое направление исследований подразумевает тесную связь теории со школьным преподаванием и организацией студенческих практик. На втором этапе истории научной школы историков НГПУ большинство специалистов, работавших на кафедре отечественной истории, «отращивали» себе вторую специализацию, становясь одновременно историками и методистами.

Своеобразным тестом на способность плодотворно соединять исторические и методические аспекты в своей работе стало участие членов научной школы историков НГПУ в создании первого поколения региональных учебных пособий, призванных обеспечить появление национально-регионального компонента общего образования в школах Новосибирска, Сибирского региона в целом. При определяющем участии В. А. Зверева и Ф. С. Кузнецовой (сохранившей тесную связь с научной школой после увольнения из НГПУ в 1996 г.) создан учебно-методический комплекс для общеобразовательных школ «Сибирь: 400 лет в составе России». Опубликованные в 1997–2001 гг., затем переиздававшиеся и допечатывавшиеся две части учебного пособия «История Сибири», рабочая тетрадь к нему, первая часть хрестоматии, программно-методические и дидактические материалы, входящие в состав комплекса – вклад специалистов НГПУ. Авторский коллектив, в который входили также профессора НГУ А. С. Зуев, В. А. Исупов, И. С. Кузнецов, номинировался на премию Правительства РФ в области образования в 2002 г. Рабочая тетрадь для младших школьников «Путешествие с Городовичком по столице Сибири», созданная О. М. Хлытиной и В. И. Баяндиным, была удостоена золотой медали международного конкурса «УчСиб-2003» на Сибирской ярмарке.

В 2000 г. по инициативе О. М. Хлытиной историки НГПУ организовали на своей базе Всероссийскую научно-практическую конференцию «Историческое образование в школе и вузе в условиях его диверсификации (региональный компонент: теория и практика)». Это позволило им теоретически осмыслить и свой, и «внешний» опыт обучения региональной и локальной истории в современном формате, зафиксировать свои лидерские позиции в этой сфере, а также завязать тесные связи с историками и педагогами из разных городов страны, решающими сходные проблемы.

Коммуникативный аспект в деятельности научной школы расширялся и усиливался в описываемый период также в результате активной работы Е. И. Соловьёвой в составе диссертационных советов по истории при НГУ и ИФиФ СО РАН, В. А. Зверева в совете по истории при НГУ, а также в совете по педагогике и психологии при НГПУ. Когда в 1992 г. был открыт диссертационный совет при Омском государственном педагогическом университете, его членами стали И. В. Островский и В. А. Зверев. Членство в этих советах лидеров школы создавало отличную возможность для профессионального общения с коллегами из других городов, иных научных школ, а также для своевременного выхода на защиту добротных диссертаций аспирантов и соискателей кафедры отечественной истории НГПУ. В 2001–2004 гг. В. А. Зверев по совместительству работал профессором кафедры отечественной истории НГУ. О. М. Хлытина сотрудничает с коллективом лаборатории исторического образования Института содержания и методов обучения РАО (Москва) под руководством Л. Н. Алексашкиной. Методисты кафедры культивируют связи также со своими петербургскими коллегами. 

В этот период в расширяющийся «внешний» круг наших друзей и наставников навсегда вошел и по существу его возглавил Виктор Николаевич Худяков – декан факультета истории, философии и права, заведующий кафедрой в Омском государственном педагогическом университете (ОмГПУ), выдающийся организатор системы исторического образования в Сибирском регионе.  

В методико-педагогическом сегменте школы заметным событием стало участие ряда ее представителей и их учеников (З. П. Горьковская, Е. А. Чекалина и др.) в апробации и внедрении в теорию и практику исторического образования новой образовательной модели «Школа понимания», созданной В. И. Тюпой, Ю. В. Шатиным и Ю. Л. Троицким (сохранившим связь с истфаком НГПУ после увольнения в 1991 г. и последующего трудоустройства в Москве).

Коллеги и ученики на методологическом семинаре, посвященном 70-летию проф. В. А. Зверева (2019 г.)

Третий, современный этап, с 2006 г. – дифференцирование накопленного потенциала с открытыми перспективами

На современном этапе истории школы завершился естественный процесс смены ее руководителя. Он был поэтапным: с 1982 г. на автора этой статьи фактически были возложены функции ответственного редактора регулярно издававшихся межвузовских сборников научных трудов и сборников материалов конференций, периодически проводившихся на базе НГПУ, а с 1992 г. эта его роль стала фиксироваться официально. 1990-е гг. стали рубежными в научно-исследовательской деятельности – позже Екатерина Ивановна публиковала только тексты мемуарного характера. В 1993 г., настояв на назначении В. А. Зверева на должность заместителя заведующего кафедрой отечественной истории, Е. И. Соловьёва возложила на него обязанности руководителя научной и научно-методической работы преподавателей и сотрудников. Наконец, в 2006 г. блестящей защитой докторской диссертации Олега Николаевича Катионова (монография по переработанному тексту диссертации: [20]) завершилась многолетняя деятельность Екатерины Ивановны как научного руководителя и консультанта. В 2009 г. она покинула пост заведующего кафедрой.

Последующие диссертации, защищенные по рекомендации кафедры отечественной истории НГПУ, были выполнены при консультировании или под научным руководством учеников Е. И. Соловьёвой. Три докторские консультировал В. А. Зверев: Наталии Николаевны Родигиной в 2006 г. (монография по диссертации: [32]), Татьяны Геннадьевны Недзелюк в 2014 г. (монография по диссертации: [27]) и Екатерины Ивановны Красильниковой в 2016 г. (монография по диссертации: [23]). Под руководством В. А. Зверева выполнены и защищены также кандидатские диссертации И. Г. Адоньевой (2008 г.), Ю. В. Тимофеевой (2011 г.), Е. В. Караваевой (2011 г.), Ю. В. Дружининой (2014 г.). По материалам почти всех названных трудов затем были опубликованы научные монографии [1; 19; 37]. Став доктором исторических наук, Н. Н. Родигина воспитала целую плеяду учеников, которые защитили кандидатские диссертации по ряду аспектов исторической имагологии Сибири. Это А. Ю. Ледовских (2008 г.), Т. А. Кузнецова (2009 г.), А. М. Хламова (2010 г.), Н. А. Лысенко (2015 г.) и др. Под научным руководством д-ра ист. наук О. Н. Катионова написал и защитил в 2015 г. диссертацию о военно-топографической службе в Сибири конца имперского периода Р. Ю. Смагин. О. М. Хлытина курировала диссертации по теории и методике обучения истории Е. Ф. Бехтеновой и Е. К. Лейбовой.

Обширный научный и производственный потенциал научной школы историков НГПУ востребован при формировании руководящего состава подразделений педуниверситета. С середины 2000-х гг., с момента создания Института истории, гуманитарного и социального образования, им руководит О. Н. Катионов. Его заместитель по научной и учебной работе – О. Н. Сидорчук. О. М. Хлытина избрана заведующей кафедрой, в которую теперь влились и специалисты по всеобщей истории. Е. Ф. Бехтенова и Е. К. Лейбова выполняют важные административные функции за пределами ИИГСО.

Развиваются «внешние» и внутренние интеграционные практики представителей школы. С 2009 г. В. А. Зверев работает по совместительству в Институте истории СО РАН. Н. Н. Родигина много лет совмещала научную и преподавательскую работу в НГПУ с аналогичной работой в ОмГПУ, теперь преподает журналистам в НГУ, ведет исследования в Тобольской комплексной научной станции УрО РАН. Диссертационный совет по истории при ОмГПУ мы переформатировали, став его соучредителями вместе с коллегами из ОмГПУ и Омского государственного университета. В этот совет входят Н. Н. Родигина (заместитель председателя), О. Н. Катионов, В. А. Зверев и работники смежных кафедр НГПУ. Ведущие представители нашей научной школы являются членами редакционных советов или редколлегий ряда престижных научных журналов, в том числе индексируемых в международных базах данных: «Science for Education Today» (прежнее название – «Вестник НГПУ»), «АвтобиографиЯ» (издается Падуанским университетом в Италии), «Гуманитарные науки в Сибири», «Вестник НГУ. Серия: История, литература», «Сибирский педагогический журнал».

Ежегодно сотрудники научной школы готовят и проводят в тесном контакте с коллегами из других подразделений ИИГСО, с учеными из институтов РАН исторического профиля, из других вузов Новосибирска, ряда педагогических вузов Сибирского региона всероссийские (с международным участием) научно-практические конференции. В последнее время они имели типовое название «Сибирь, Россия, мир в исследовательском и образовательном пространстве». К участию в заседаниях призываются представители всех поколений исследователей, работающих под эгидой школы – профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов бакалавриата и магистратуры. Представители школы ежегодно организуют также работу нескольких секций всероссийских (с международным участием) студенческих научно-практических конференций «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации», а также профильных секций на научно-практических конференциях школьников Новосибирска и Новосибирской области.

За недостатком места перечислим только главные, на наш взгляд, публикаторские достижения научной школы историков и методистов НГПУ за последние годы. О. М. Хлытина подготовила к защите докторскую диссертацию о месте историографических материалов в учебном процессе школы, напечатала монографию по ее результатам [39]. В. А. Зверев опубликовал две научные монографии (одну из них в соавторстве с К. Е. Зверевой) и внес вклад в создание Институтом истории СО РАН обобщающего труда по исторической демографии региона [6; 10; 11]. С участием ведущих специалистов страны мы издали пять коллективных монографий по вопросам использования источников разного типа и вида в исследовательской работе, в образовательной деятельности школы и вуза [4; 13; 14; 15; 29]. Внесли решающий вклад в написание и публикацию учебных пособий «История Сибири» [17] и «История Новосибирской области» [16]. Эти книги сегодня обеспечивают изучение региональной и локальной истории в школах нашего края. Н. Н. Родигина инициировала и возглавила кропотливую работу группы молодежи по созданию аннотированного библиографического указателя публикаций о Сибири в русской журнальной прессе досоветского периода [36]. О. Н. Катионов, В. А. Зверев, В. И. Баяндин, А. А. Бурматов участвовали в создании фундаментальной «Исторической энциклопедии Сибири», разместив в ней свои тематические статьи [12]. Методисты опубликовали серию весьма полезных для школьных учителей теоретико-методологических и практико-ориентированных работ [7; 25; 26; 39 и др.]. И это только небольшая часть того, что удалось сделать.

А впереди у нашей научной школы непростые времена. Непомерная загруженность вузовских преподавателей бюрократическим бумаготворчеством, углубившаяся дифференциация научной тематики, наличие в структуре школы нескольких автономных проблемно-тематических сегментов, которые возглавляют авторитетные профессора, имеющие уже группы своих учеников и последователей, выход в «самостоятельное плавание» за пределы alma mater защитившихся в последнее время докторов наук, заинтересованных в появлении собственных учеников, – всё это создает риски для совместного творчества представителям сообщества, имеющего за плечами уже почти полвека истории. Вызов требует ответа, и мы будем его искать. Мы люди ответственные. 

Список литературы

1. Адоньева И. Г. «Великая полуреформа». Преобразования судебной власти Западной Сибири в оценках местной юридической интеллигенции (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. 224 с.

2. Бурматов А. А. Демографическая история Каинска – Куйбышева и его округи. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. 162 с.

3. Быть на земле человеком: сб., посвящ. 95-летию со дня рождения заслуж. работника высш. шк. Рос. Федерации Е. И. Соловьёвой / под ред. В. А. Зверева, О. Н. Сидорчук. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. 263 с.

4. Визуальные образы прошлого: новые стратегии использования в образовательной и исследовательской практике / под ред. В. А. Зверева, О. М. Хлытиной. Новосибирск: НГПУ, 2014. 180 с.

5. Горюшкин Л. М., Миненко Н. А. Историография Сибири дооктябрьского периода (конец XVI – начало XX в.). Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1984. 318 с.

6. Демографическая история Западной Сибири (конец XIX – XX в.) / отв. ред. В. А. Исупов. Новосибирск: Ин-т ист. СО РАН, 2017. Гл. 1: На закате империи, на заре демографической модернизации (1897–1917 гг.). С. 32–71 (автор – В. А. Зверев).

7. ЕГЭ по истории. Проектирование индивидуальных программ подготовки к экзамену: метод. пособие / О. М. Хлытина, К. Е. Зверева, О. Н. Сидорчук, Е. К. Лейбова, Е. Ф. Бехтенова. Новосибирск: НГПУ, 2012. 203 с.

8. Зверев В. А. Воспроизводство сельского населения Сибири (вторая половина XIX – начало XX в.): автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02 / Ин-т истории СО РАН. Новосибирск, 1992. 32 с.

9. Зверев В. А. Дети – отцам замена: воспроизводство сельского населения Сибири (1861–1917 гг.). Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. 244 с.

10. Зверев В. А. Люди детные. Воспроизводство населения сибирской деревни в конце имперского периода. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. 278 с.

11. Зверева К. Е., Зверев В. А. Как Сибирь училась читать. Школа, грамотность и книга в русской деревне конца XIX – начала ХХ в. Новосибирск: НГПУ, 2013. 237 с.

12. Историческая энциклопедия Сибири: [в 3 т.] / рук. проекта А. П. Деревянко; пред. науч.-ред. совета В. И. Молодин; гл. ред. В. А. Ламин. Новосибирск: Ист. наследие Сибири, 2010. 

13. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. Новосибирск: НГПУ, 2011. 288 с.

14. Исторические источники в преподавании истории в школе и вузе: современные исследовательские подходы / отв. ред.: В. А. Зверев, О. М. Хлытина. Новосибирск: НГПУ, 2013. 148 с.

15. «История в человеке, попавшемся на ее дороге». Историческая биография в Сибири XIX–ХХI вв. (историографический, источниковедческий и методический аспекты): коллект. моногр., посвящ. памяти В. Ф. Цыбы / А. Г. Адоньева, Л. Н. Алексашкина, Е. Е. Вяземский, Н. А. Давыденко, И. А. Дураков, В. А. Зверев, О. И. Ивонина, Е. И. Красильникова, Т. В. Мжельская, М. А. Реутова, Н. Н. Родигина, О. Н. Сидорчук, О. Ю. Стрелова, К. Б. Умбрашко, О. М. Хлытина, М. К. Чуркин; отв. ред.: В. А. Зверев, Н. Н. Родигина, О. М. Хлытина. Новосибирск: Из-во НГПУ, 2018. 324 с.

16. История Новосибирской области: (история России через историю регионов): учеб. пособие / С. Н. Андреенков, В. А. Зверев, К. Е. Зверева, В. А. Исупов, Ф. С. Кузнецова, В. И. Молодин, А. И. Соловьёв, Е. А. Соловьёва, О. М. Хлытина; науч. ред. В. И. Молодин; отв. ред. В. А. Зверев; рук. метод. группы О. М. Хлытина. М.: Интеграция: образование и наука, 2017. 382 с.

17. История Сибири: история России через историю регионов: инновационный учебно-методический комплекс «История»: модуль 5.1: учеб. пособие для образоват. учреждений РФ / Н. А. Давыденко, В. А. Зверев, А. С. Зуев, В. А. Исупов, Л. В. Котович, Ф. С. Кузнецова, А. И. Соловьёв, Е. А. Соловьёва, Ю. В. Тимофеева; отв. ред.: В. А. Зверев, О. М. Хлытина. М.: Интеграция: образование и наука, 2015. 218 с.

18. История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5 т. / гл. ред.: А. П. Окладников, В. И. Шунков. Л.: Наука. Ленигр. отд-ние, 1968. Т. 3. Гл. 4, § 4: Рост переселения в Сибирь и его характер. С. 207–211 (автор – Е. И. Соловьёва).

19. Караваева Е. В. «Лечили словом и делом». Санитарно-просветительная и медицинская деятельность Русской православной церкви среди сельского населения во второй половине XIX – начале XX в. (по материалам Томской епархии). Новосибирск: Золотой колос, 2019. 368 с.

20. Катионов О. Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири XVIII–XIX вв. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: НГПУ, 2008. 372 с.

21. Катионов О. Н., Зверев В. А. Научные школы исторического факультета (Института истории, гуманитарного и социального образования) НГПУ // «В надежде славы и добра…». Исторический факультет НГПУ в образовательном, исследовательском и социокультурном пространстве России. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. С. 3–15. 

22. Красильникова Е. И. Жизнь в городе-акселерате. Обеспечение потребностей новосибирцев в межвоенное время (конец 1919 – первая половина 1941 г.). Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2008. 256 с.

23. Красильникова Е. И. Помнить нельзя забыть? Памятные места и коммеморативные практики в городах Западной Сибири (конец 1919 – середина 1941 г.). Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. 572 с.

24. Крестьянство Сибири в эпоху капитализма / отв. ред. Л. М. Горюшкин. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. Ч. 1, гл. 2: Переселенческое движение и хозяйственное освоение края. С. 31–54 (автор – Е. И. Соловьёва); Гл. 3, § 4: Промыслы и торговля. С. 79–90 (автор – Е. И. Соловьёва); Гл. 4: Классовое разложение и социальная структура сибирского крестьянства. С. 91–107 (авторы: Е. И. Соловьёва, В. Н. Худяков).

25. Кузнецова Ф. С., Хлытина О. М., Зверева К. Е. История Сибири. История России через историю региона: метод. материалы для изучения регион. ист. в условиях реализации ФГОС и Ист.-культ. стандарта. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. 54 с.

26. Лейбова Е. К., Хлытина О. М. Устные исторические источники на школьных уроках истории: учеб.-метод. пособие. Новосибирск: НГПУ, 2011. 134 с.

27. Недзелюк Т. Г. Конфессиональное сообщество католиков Сибири: влияние мировоззрения на повседневную жизнь (1830–1917 гг.). Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. 345 с.

28. Недзелюк Т. Г. Римско-католическая церковь в полиэтничном пространстве Западной Сибири 1881–1918 гг. Новосибирск: Прометей, 2009. 218 с.

29. Новые исследовательские подходы в работе с историческими источниками XVIII–XXI вв. / отв. ред.: В. А. Зверев, Н. Н. Родигина. Новосибирск: НГПУ, 2013. 148 с.

30. О книге Л. М. Горюшкина и рецензии В. М. Суринова: (письмо в редакцию) / П. Г. Галузо, Г. П. Жидков, М. С. Симонова, Е. И. Соловьёва, В. Г. Тюкавкин // История СССР. 1970. № 5. С. 233–236.

31. Островский И. В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма: автореф. дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02 / ИИФиФ СО АН СССР. Новосибирск, 1991. 35 с.

32. Родигина Н. Н. «Другая Россия». Образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX – начала XX в. Новосибирск: НГПУ, 2006. 343 с.

33. Соловьёва Е. И. Промыслы сибирского крестьянства в пореформенный период. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1981. 329 с.

34. Соловьёва Е. И. Сибирские историки России: к 70-летию кафедры отечественной истории НГПУ // «Числюсь по России». Профессора и преподаватели кафедры отечественной истории НГПУ: биобиблиогр. справ. Новосибирск: НГПУ, 2007. С. 3–16.

35. Татарникова А. И. Сеть сельских поселений Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX в.: масштабы и социальное развитие. Тобольск: ТКНС УрО РАН, 2013. 236 с.

36. Тема Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX – начала XX в.: аннот. библиогр. указ. / сост.: Н. Н. Родигина, Т. А. Кузнецова, О. Н. Сидорчук, А. Ю. Ледовских, Л. В. Котович, М. А. Реутова, Н. А. Лысенко; под ред. Н. Н. Родигиной. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. Т. 1: Тема Сибири в ежемесячных изданиях второй половины XIX – начала XX в. 388 с.; Т. 2: Репрезентации Сибири в еженедельных журналах второй половины XIX – начала XX в. 344 с.

37. Тимофеева Ю. В. Книжная культура сельского населения Западной Сибири (конец XIX – начало XX в.). Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. 193 с.

38. Умбрашко К. Б. Школа сибирских историков Е. И. Соловьёвой // Мир историка: историогр. сб. Омск: Изд-во ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, 2009. Вып. 5. С. 99–115.

39. Хлытина О. М. Историографические материалы в образовательном пространстве современной школы. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 136 с.

40. Школьное историческое образование в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / сост. О. М. Хлытина. Новосибирск: НГПУ, 2012. 226 с.

подкатегория: 
Average: 5 (2 votes)

Добавить комментарий

Target Image