Падчерица Большого города

«А без Подола Киев невозможен,

Как святой Владимир без креста!

Это же кусок Одессы,

Это новости для прессы

И мЭмориальные места».

Без Фабрички Новосибирск тоже невозможен.  И «мЭмориальных» мест здесь предостаточно.

Улица Фабричная – особый анклав нашего города. Если проводить исторический срез, то почти до конца XIX века на этом месте, по правому берегу Оби тянулся огромный приобский бор, плюс эти земли входили в зону Кабинетных владений – частной собственности императорской семьи.

В 1877 году здесь, в устье р. Каменка поселяются несколько десятков  крестьян-переселенцев. «Семнадцать лет тому назад, приехав из России и усмотрев место на правом берегу Оби, против села Кривощёковского, мы, взяв приемные приговора с дозволения Общества, поселились здесь, построили дома каждый по своим средствам...». Видимо, Кривощёковское сельское общество не разрешило переселенцам поселиться на тесном левом берегу, и  своим приговором позволило им селитьбу на кабинетских землях правого берега Оби.

Кривощёковский выселок находился в самом начале нынешней улицы Фабричная, северо-западнее нынешнего парка «Городское начало», там, где сейчас находятся пути железной дороги, ТЭЦ-1 и портовые постройки. Поначалу он был небольшим и состоял «только из 11 домов, окруженных огромным бором», но после окончания предварительных изысканий мостового перехода Транссиба начал стремительно развиваться.  Рядом были устроены пароходные причалы, склады, потихоньку сюда начали переселяться и семьи кривощёковцев с мастерскими, торговыми и питейными заведениями.

Одним из первых сюда переехал колыванский купец (по другим данным тюкалинский мещанин) Матвей Артемьевич Чередов и поставил около самой переправы торговую лавку, первый магазин на правом берегу.

Ниже устья Каменки, между двумя оврагами каинский купец Прокопий Тимофеев организует кожевенный заводик. Но вскоре рядом развернутся пароходные пристани, конторы и склады Богословского пароходства Н.М. Половцевой и Средне-Сибирской дороги.

Именно здесь, к этим сходням и пришвартовался 30 апреля 1893 года первый отряд квалифицированных рабочих-железнодорожников. Этот день сегодня считается «датой общественного согласия», днём рождения города Новосибирска. Так что, где у нас «Городское начало», нужно ещё посмотреть.

Кривощёковский крестьянин Пётр Кондратьев тоже открывает в посёлке лавку и первую в будущем городе торговую баню. Правда ненадолго – вскоре уступает её под усадьбу и магазин колыванскому купцу Е.А. Жернакову и под две торговые лавки С.А. Толоконскому и торговому дому Рубанович.

В 1893-му году на правобережье уже «построили свои заведения мукомол Горохов, купцы Пастухов, Кравцов, Чередов, питейные заведения Хромова, Сахарова, сапожная мастерская Дельфина, кузница Юдина, хлебопекарня с отдельной кухней-столовой инженера путей сообщения Зенкевича, мастерские сельскохозяйственных орудий и инструментов Чепурнова. Сюда перебрались и другие мастера со своими мастерскими Бутымов (Бутырев) М.Н., Желонкин К.А., Мешов М.С., Бутнев Е.В., Титов П.В. и многие сезонные специалисты-строители: плотники, каменщики, столяры, кирпичники и другие рабочие».

Выселок был не таким уж и маленьким. К моменту, когда железнодорожная насыпь должна была перерезать посёлок, в нем было не один десяток дворов: 34 жилых и 1 недостроенный дом, множество хозяйственных построек, кузница. Его жителям была выплачена компенсация. Самые зажиточные хозяева (Илья Савельев, Степан Боталов, Василий Баяндин и Яков Петухов) получили за свое добро от 175 до 650 рублей, а общая сумма компенсации жителям снесенного выселка составила 4400 рублей.

Началось строительство. Повсюду появлялись пакгаузы,  склады, конторы и ведомства инженеров строительства, железнодорожные казармы рабочих.

Кстати, именно здесь, на месте сегодняшней ТЭЦ, находился казённый дом железнодорожного ведомства, в котором до 1901 года жили семьи главных инженеров строительства нашего железнодорожного моста Г.М. Будагова и Н.М. Тихомирова. В последний путь Николая Михайловича отсюда и провожали.

27 сентября 1893 года уже заработала железнодорожная ветка для транспортировки материалов от пристани к станции Обь. Железнодорожное полотно сыграло с «городским началом» странную шутку, оно уготовило Фабричке судьбу пригорода Ново-Николаевска. Я пока не искал документов, но если судить по картам, то впервые Фабричная, как полноценная городская часть, означена на карте Новосибирска только в 1928 году.

Район оказался отрезанным от города железной дорогой, через которую были оборудованы несколько переездов – по Гудимовской (Коммунистической), также путепровод по Спасской (Спартака) и тоннель 1913 года на Владимировскую. Тот крайне нужный городу путепровод с Фабричной на улицу Большевистскую, без которого мы сегодня вообще не воспринимаем этот район, пробили только около 1958 года, после постройки Коммунального моста. Транспортная логистика, доступ к реке, пожарная безопасность – всё усложнено до сих пор.

Но это был пригород нового, индустриального типа, который играл очень важную экономическую роль не только для города, но и для региона в целом. Он тянулся далеко ниже по берегу, по Владимировской, Сухарной, до Большой Ельцовки. Здесь сформировался промышленный узел, включающий крупнейший торговый порт, промышленное мельничное производство, продукция которого поставлялась за рубеж, лесопилку, выпускающую пиломатериал высшего качества, а дальше винный завод, хладобойню, маслозавод, кожевенный, военно-сухарный и т.д.

Наш речпорт сегодня, к сожалению, умирающий, имеет замечательную, богатейшую историю. Как мы говорили, пристань здесь была ещё в начале 1890-х. А 18 февраля 1907 года под пристань общего пользования Ново-Николаевску императорским указом (земля-то его) был официально выделен участок земли на берегу реки Оби вблизи железнодорожного моста, с бечевником и водным пространством в 250 погонных сажень. К 1913 году общий грузооборот пристани достиг 270 000 тонн. Более половины объема занимал хлеб, древесные материалы, мануфактурные и бакалейные товары, машины и другие грузы.

В 1926-м на Фабричной запускается первая крупная электростанция Сибири – ЦЭС им. Калинина (ТЭЦ-1), мощностью 1000 кВт. Против 300-400 кВт первой городской электростанции на Базарной площади, запущенной в 1913-м и поначалу обеспечивающей работу 5610 лампочек. На закладку ЦЭС в 1924 году приезжал из Москвы председатель ВЦИК М.И. Калинин. После войны мощности этой ТЭЦ во многом были замещены, и в 1967 году она была реконструирована в промышленную котельную. Здание признано памятником архитектуры и находится под охраной государства. Оно в аварийном состоянии, но снести его нельзя, а отремонтировать сильно затруднительно. Сейчас там находится электрическая подстанция, питающая часть Центрального и Железнодорожного районов.

Огромнейший сектор Фабрички занимает мукомольная промышленность. Николай Туркин – очень значимая личность в Ново-Николаевске, купец 1-й гильдии, приехавший с капиталом к нам из Царицына, основатель «Торгового дома Н.А. Туркина», учредитель крупнейшей мельницы, один из учредителей Ново-Николаевской товарной биржи и руководитель местного отделения Русско-Азиатского банка, общественный деятель и т.д., и т.д.

Рядом с пристанью в 1902 году купцы Туркины с компаньонами организовали «Алтайскую промышленную фабричную компанию» и начали строительство трехэтажной деревянной мельницы. Компаньоны собрали капитал в полмиллиона рублей, и уже в 1905 году она стала давать продукцию. Это была крупнейшая мукомольная фабрика в Томской губернии и одна из «перворазрядных» в России. В 1907 году на выставке в Брюсселе наша продукция получила Большую золотую медаль и «Почетный крест». Предприятие было оснащено электричеством, к нему подвели железнодорожные подъездные пути.  Оно меняло название, расширялось, в 1913 году началось строительство элеватора.

После окончания гражданской войны оно стала называться «Советская мельница №1». Позднее это была территория комбината хлебопродуктов №1. Здание старой мельницы разобрано в 1970-м, а вместо неё был построен современный овсозавод, который занимался переработкой крупы и изготовлением овсяных хлопьев, прекративший работу в 2000-е, когда умерла значительная часть промышленности города.

С тех времён сохранился каменный двухэтажный дом «Алтайской фабрично-промышленной компании», построенный в 1905 году. В нём находилась контора предприятия, а на втором этаже жильё для его служащих. В советские годы здесь разместили клуб имени председателя новониколаевского ревтрибунала Александра Петухова. Это дом №17. Ещё два Туркинских дома справа и слева, являющихся образцами деревянного зодчества, были снесены. Левый – №15, около четырех лет назад.

Дом грузчиков, 1962 год

Напротив знаковое для Новосибирска место – Дом грузчиков. С ним была тесно связана работа порта. До революции наши грузчики частенько организовывали забастовки. Даже власти были вынуждены считаться с ними. Например, лежачая забастовка 1915 года. Шла Первая мировая война, забастовки вообще запрещены, а грузчики отказались работать. В советское время их бы, наверное, расстреляли, а тут даже конная полиция не смогла заставить смутьянов приступить к работе, и власти вынуждены были уступить – ввести 8-часовой рабочий день и поднять им зарплату.

Сергей Шварц, организовавший эту забастовку, писал, что в отместку царский режим призвал его, тогда 19-летнего юношу, на эту самую Отечественную войну с германцами, в Томский запасной батальон, но запах пороха грузчику не понравился – он и бойцов подбил в бой не ходить, а через полгода уже и сам из полка дезертировал. Нелегально вернувшись, он стал основателем профессионального союза грузчиков, продолжил работу в Обской ячейке РСДРП, в 1918 году был арестован, промучился почти всю Гражданскую войну в белогвардейских застенках, и после её окончания 27-летний Сергей Александрович назначается ответственным секретарем Новониколаевского уездного комитета РКП(б) (УКом РКП).

А в 1936 году легендарный большевик-грузчик, уже большой чиновник С.А. Шварц стал вдохновителем постройки для своих бывших товарищей по «седёлке» (приспособления для переноски кулей) дома-монумента. «Дом грузчиков» – как символ стойкости рабочих и незыблемости Советской власти был построен в 1936-1937 гг. по проекту архитектора Клавдия Елпидьевича Осипова, автора многих парадных зданий Новосибирска, и сегодня является памятником архитектуры регионального значения.

Тогда дом этот был элитным, с большими, высокими квартирами. В 1950-х его фасад украшала надпись Дом грузчиков и крупные буквы ММРФ - Министерство морского и речного флота.  Было у нас такое, немногим более года, в 1953-54 гг.

Рядом был построен другой  жилой дом Речфлота (архитектор Р.М. Окунева). Известный новосибирский архитектор Игорь Поповский рассказывает, что по проекту его должна была украшать башня со шпилем, но денег не хватило, и башенка вышла совсем «шапочкой». Тем не менее, по первопрестольным советским праздникам на ней водружали флаг и по её сторонам монтировали большие буквы соответственно дате праздника – 1, 7 или 9.

В 1930-е годы между этими двумя домами  было запроектировано возвести красивую эспланаду – от пассажирского речного вокзала через железную дорогу к храму Александра Невского. Но проект так и остался на бумаге. На её месте теперь магазин аккумуляторов. Он же важнее. А осколки былого величия ещё остались во дворах.

Территория между Обью и железной дорогой называлось Сосновая дача. А городской пригород всегда был и есть (лишь в разных границах) местом отдыха горожан. И далее по чётной стороне у нас один из общественных садов города – самый большой и, пожалуй, самый благоустроенный. Открылся он в 1912 году. Официально сад назывался в память о царе Александре III – «Александровский», но среди горожан был более известен как «Сосновка». Здесь была вся парковая атрибутика того времени – фонтан, буфет, киоски, танцевальная площадка, летний театр с киноустановкой. Ново-Николаевцы очень любили его, днём няни гуляли здесь с детьми, вечером его заполняла молодежь из расположенного рядом реального училища имени Дома Романовых.

В 1921 году в его летнем театре, при огромном стечении публики, происходил суд сибирского отделения Верховного трибунала над «черным бароном» Унгерном. Процесс этот курировал сам В.И. Ленин. Накануне, 26 августа 1921 года Ленин передал в Ново-Николаевск по телефону: «Советую обратить на это дело побольше внимания, добиться проверки солидности обвинения и в случае, если доказанность полнейшая, в чем, по-видимому, нельзя сомневаться, то устроить публичный суд, провести его с максимальной скоростью и расстрелять». Обвинитель Емельян Ярославский в своей речи проводит следующий политический тезис: суд над Унгерном есть суд не над личностью, а «над целым классом общества – классом дворянства».

В 1920-х «Сосновка» была передана союзу работников Коммунхоза. Здесь велась обширная клубная работа с «устройством полезных развлечений» на высоком моральном уровне, для театральных постановок в саду приглашался «дедушка Соколов» – Георгий Алексеевич Соколов, создатель первой в городе театральной труппы. Газета «Советская Сибирь» от 23.08.1923 пишет, что территорию сада на равных началах использовал и клуб совработников, который  допускал «заносить в сад цирковые номера и нечто вроде тайн индийской магии и, таким образом, сравнивая этот сад с подмостками альгамбровских дельцов, от которых «пахнет ладаном». В будущем решено таких постановок не допускать. Сад «Сосновка» – уголок трудящихся, место отдыха и разумных развлечений. Здесь всё для рабочего и ничего во вред».

В середине 1920-х во многих парках города была организована работа летних площадок для детей от 3 до 8 лет. Посещение площадок было бесплатным, а преимущество зачисления на них имели дети из семей малоимущих и безработных граждан.

Позже саду дали имя председателя Александра Петухова. Там же в 1929 году из дома Туркина перевели клуб союза пищевиков имени Петухова при ЦК Союза Мукомольной Промышленности и Элеваторов Востока. В нём с 1932 по 1938 годы располагалась театральная студия, из которой вышел известный теперь Областной театр драмы «Старый дом».

Бывшего аристократичного сада больше нет. А культурное прошлое места до конца 1980-х годов обеспечивал Дом культуры «Маяк», сегодня тоже уже несуществующий.

Сразу за садом находился пивной завод, принадлежащий австрийскому подданному Елинек от фирмы завода «Братья Елинек и Ко». (Вполне возможно, что существующая сейчас в Чехии фирма по выпуску напитков «Рудольф Елинек», известная с середины XIX века, имела непосредственное отношение к этому заводу).

Он открылся весной 1907 года. На предприятии работало 29 человек, а производством руководил пивовар, окончивший Королевскую Баварскую сельскохозяйственную академию. Также в 1907 году действовал и пивзавод товарищества «Прогресс». На нём кроме парового двигателя имелись механическая мешалка, 12 бродильных чанов, сусловаренный котел, центробежный насос и холодильный аппарат. С 1911 г. оба они стали принадлежать жене томского купца Рейхзелигмана, который также имел пивоваренный завод «Вена» и там с 1886 года. Он тоже стал называться «Вена». В 1912 году заводом выработано 57 000 ведер пива.

В период с 1907 по 1914 гг. в городе действовало уже 6 пивоваренных заводов, что составляло 32,3 % от всего их количества в Томской губернии. Ново-Николаевские заводы по размерам производства относились к средним. Производили около 50 000 ведер пива в год, что несколько меньше среднероссийского показателя, но почти в 2 раза больше регионального.

Сырьевым материалом для пивоварения служил ячменный солод и хмель. Ячмень покупался на месте, а из Москвы, Рязани и Польши выписывали хмель: рязанский, саратовский, богемский или баварский. Иногда употреблялся и местный хмель, который обходился заводчикам в 10 раз дешевле привозного.

Практически все пивовары владели сетью пивных лавок, трактиров и складов. Ассортимент пива был очень широк: «Пильзенское», «Мартовское», «Венское», «Портер», «Столовое», производили также лимонад и квас. Оптом они продавались по следующим ценам: «Венское» - 1 руб. 40 коп. за ведро (12 л), «Пильзенское» - 1 руб. 60 коп., «Мартовское» - 1 руб. 85 коп.

Для справки: в 1913 году дворник  получал в месяц 18 рублей, участковый 50 рублей, учитель гимназии 85 рублей, ну, а генерал – 500 рублей. Купить тогда за 1 рубль можно было 5 килограммов пшеничной муки. То есть, 1 литр «Пильзенского» выходил в среднем 13 коп, и учитель мог на свою зарплату купить 654 литра. Сейчас пусть зарплата учителя будет 30 000 рублей. Пиво по 100 р. за литр = 300 литров. Всё достаточно условно, но показательно.

Сегодня на месте бывшего аристократического сада и пивоваренного завода «Вена», зияющие пустыми окнами, заброшенные корпуса химзавода № 759, эвакуированного к нам из Подмосковья в трагическом 1941-м.

Это Кусковский химический завод, основанный ещё в 1880 году, на котором, кстати, над получением некоптящего осветительного керосина работал и Дмитрий Иванович Менделеев. Уже в декабре 1941 года в Новосибирске была выпущена первая продукция завода нужд фронта, госпиталей и оборонной промышлености (дезинфицирующий формалин, уротропин, пластификаторы, с июня 1942 года аминопласт). В советское время завод являлся одним из крупных химических предприятий Сибири и Дальнего Востока по производству продукции на основе пластифицированного поливинилхлорида. За время существования завод неоднократно менял имена, после акционирования в 1993 году назывался ОАО «Химпласт». В середине 2000-х предприятие скандально, с огромной задолженностью было ликвидировано.

Теперь вернёмся на нечётную сторону улицы. До сегодняшнего дня здесь сохранились три длинных строения постройки конца XIX века, тянущиеся вдоль реки. Сейчас там транспортные компании, а тогда они принадлежали железной дороге, ветка которой начала работать ещё в сентябре 1893 года.

Вдоль улицы располагалась пятиэтажная каменная мельница товарищества на вере «Сибирский мукомол». В его учредители входило 14 человек – купцы, мещане, даже крестьянин Нижегородской губернии К.И. Богатов. Здесь также имел пай и вышеупомянутый Туркин. Расчетная производительность мельницы была 10 тысяч пудов муки в сутки (160 тонн).

Также товариществом была создана макаронная фабрика, оснащённая новейшим оборудованием, в том числе паровыми двигателями Simens. С 1910 года налажен выпуск макарон и лапши, выпечка сушек, баранок и бубликов, которые также продавались в паровой булочной, расположенной на 1-м этаже (дом №33).

В 1911 году в Омске на 1-й Западно-Сибирской выставке Е.И.В. нашей макаронной фабрике была присуждена Большая серебряная медаль.

После окончания гражданской войны предприятие стало «Советской мельницей № 3», которая в 1957 году была объединена с бывшей мельницей Туркина, став базой Мелькомбината №2. Первая значительная реконструкция прошла на фабрике только в 1949 году.

В конце 1990-х рекламным агентством Мелихов и Филюрин для макаронной фабрики была создана марка «Луканинъ», якобы по имени создателя Ивана Михайловича Луканина, причём в ходе работы над ней утверждалось, что настоящая фамилия основателя была не Луканин, а Лукашин. Бывшие работника агентства с удовольствием рассказывают, как они примеряли себе бороду купца Лукашина, работая над образом. 

На самом деле, Иван Михайлович Луканин отношения к макаронной фабрике не имеет, как и его брат Александр Михайлович, основавший «Южно-Алтайскую мукомольную компанию» с паровой мельницей, тоже позднее вошедшую в Мелькомбинат №2. По братьям давно идёт путаница. Участие в бизнесе принимали оба, оба имели сословный статус личного почётного гражданина, оба работали в городской власти – Александр в Собрании горуполномоченных 1904 года, Иван – в Городской думе 1909-го. В общем, здесь в отношении фамилий-мельниц нужно ещё разбираться.

Дом № 35. Уникальнейшее здание конструктивизма, построенное в 1927-29 гг. по проекту группы архитектора Н.С. Кузьмина для Хлебозавода №1. И хлебозавод вроде ещё жив, и здание стоит, но узнать звезду конструктивизма в обшитом сайдингом доме совершенно невозможно. Так мы теряем свои шедевры.

Ещё один очень важный объект нашего зарождающегося города, одно из первых его промышленных предприятий – кабинетский лесопильный завод, построенный управлением Сибирской железной дороги. Для строительства моста нужны были деревянные леса, для дороги шпалы, для жилого строительства торговый лес. Первая паровая лесопилка заработала здесь 11 мая 1895 года. Завод был самым крупным деревообрабатывающим предприятием Томской губернии, производительностью 30 000 куб. метров леса в год, пока не сгорел 2 мая 1917 г. Сохранились только принадлежавшие ему лесные склады, пристань и пароходы. Их хотел выкупить хозяин соседнего лесопильного завода Антон Савельевич Чернышев, но не успел.

В советское время на его месте был восстановлен «Лесозавод 1-2». Старожилы вспоминают, что помимо основной продукции на заводе всегда были замечательные отходы – строганые отходы-срезка, которыми взрослые обшивали бараки, а дети мастерили себе игрушечные пистолеты и сабли.

Около 1999 года на месте бывшей кабинетской лесопилки открылся Димитровский рынок, но проработал недолго. Из-за отсутствия покупателей вскоре закрылся, потом сюда перенесли хозяйственный рынок с привокзальной площади, но тоже неудачно. Сегодня на этом месте большой хозяйственный супермаркет «Леруа Мерлен».

Вот такая насыщенная история у небольшой, неизбалованной улицы Фабричная. Улицы, находящейся в промышленном пригороде Большого города Новосибирск. Выгодное положение в центре города, у реки, могло бы сделать её местом прекрасного отдыха горожан, но отрезанность от жилья, перекрёсток речного и железнодорожного путей привлекли сюда массу предприятий развивающегося капитализма конца XIX века, подхваченного и в советский период. Вместо цветущего променада, сквозной набережной сегодня здесь вечно транзитная, вечно хмурая автомобильная дорога. Будем надеяться, что градостроители будущего вернут Большому городу его потерянную реку.

Окт. 2018

Сотрудник музея Новосибирска

Константин Голодяев

Открытка с изображением пристани из личной коллекции И.В.Поповского

Добавить комментарий

Target Image