Похил Юрий Николаевич

 

В «скоростном» режиме

Похил Юрий Николаевич (родился в 1959 году)

директор МУП города Новосибирска «Горводоканал», депутат Совета депутатов города Новосибирска, почётный работник ЖКХ России. Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники (2001).

 

Печатается по книге:

«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II. С. 366-374.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

 

«На хозяйство» жизнь бросила Юрия Похила, руководителя новосибирского муниципального унитарного предприятия «Горводоканал», когда ему было 37 лет. А хозяйство – громадное: четыре насосно-фильтровальных станции, очистные сооружения канализации, канализационно-насосные станции, водосети, целый парк автомашин… 850 тысяч (!) кубометров воды в сутки «обрабатывают» на водопроводных очистных сооружениях, чтобы потом чистую, пригодную для питья воду «прогнать» по 1300 километрам водоводов и водопроводов. Кстати, водичка, которую мы так нещадно льем из крана, – одна из самых чистых в России, не говоря уж про зарубежье, где воду из-под крана просто нельзя пить. Канализационные сети Новосибирска принимают сточные воды Бердска, Академгородка, Оби и пригородных поселков. Это широко разветвленная сеть протяженностью более 1050 километров с 37 350 смотровыми колодцами и камерами. Глубина заложения сетей и коллекторов достигает 25 метров! Вот такую «махину» получил молодой директор в наследство от прежнего руководства.

На предприятии  работают без малого 3000 человек. Люди, как известно, разные.  Чего каждый из них ждал от нового руководителя тогда, в 1996-ом? Жить в эпоху перемен, даже когда эти перемены не глобального, а местного масштаба, согласитесь, все же как-то неуютно. Чужака всегда принимают настороженно, тем более – чужака-шефа. Но оркестр должен быть «под управленьем». Это аксиома. Иначе – хаос и какофония. Так и в любой организации – все разрушится, полетит в тартарары, если коллектив не будет руководим опытным, умелым менеджером-«дирижером».

…Юрия Похила никак не отнесешь к неудачникам. Детство вполне безоблачное. Ласковая и любящая мама. Хоккей, который стал для него не то что увлечением, а непременной частью бытия. Дальше тоже все в порядке: прелестная и умная жена, двое замечательных детей. После окончания Сибстрина – успешная и  быстрая карьера. И тоже в строительстве, хотя многие его сверстники давно сменили профессию на более выгодную. Работал мастером, инженером-наладчиком, начальником отдела технадзора УКС-2 горисполкома, заместителем начальника по производству и вскоре – начальником этого управления. И, наконец, пост директора крупнейшего в городе предприятия. Сотрудники «Горводоканала» вспоминают, как осторожно, но уверенно молодой директор начинал свою деятельность. Стараясь не нарушить традиций, не смещая сгоряча, как это бывает, с должностей опытных спецов. Находя единственно правильные на данный момент формулы для решения множества задач.

Все, что мы проходили за пять-шесть лет, он освоил за полгода, – говорят о шефе его замы. Несмотря на то, что он окончил гидротехнический факультет, специальность все же была другая – теплогазоснабжение и вентиляция. Поэтому наша отрасль была для Юрия Николаевича все-таки новая. Он приезжал на работу в 7 утра, а уезжал в 10-11 вечера. Очень внимательно выслушивал всех, впитывая новые знания, как губка, учился всему, чего не знал.

Для начала на расширенных технических советах были рассмотрены все приоритетные направления развития и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения города, укрепления производственной базы водоканала. Составлены комплексные планы. Однако в первую очередь была ликвидирована трех-, а то и пятимесячная задолженность по заработной плате, которая часто вынуждала специалистов покидать привычное место работы. А первый приказ, подписанный новым директором, предписывал производить перекладку водопроводных труб только с цементно-песчаным покрытием. До этого стальные трубы укладывались без внутренней изоляции, что приводило к их преждевременному износу. Вскоре приступили и к замене всех изношенных задвижек, в том числе чугунных, на больших водоводах на стальные. Помимо этого, в «Горводоканале» вплотную занялись восстановлением кольцевой системы водопроводной сети, что позволило резко сократить водопотери. Да, это была обычная работа, которая давно «назрела» и была необходима. Ничего сверхъестественного в ней не было. Задача казалась предельно простой. Однако простота поставленных целей не означает простоту их достижения. Жизнь диктовала свои, жесткие, условия…

Сколько воли, энергии и мастерства руководителя понадобилось Юрию Николаевичу, чтобы сдвинуть гигантскую машину под названием «Горводоканал» с почти мертвой точки, мобилизовать трехтысячный коллектив на выполнение задач, жизненно важных для города!

Наверное, ничто все-таки не происходит случайно. Видимо, именно «скоростной» режим работы, который ввел Ю. Н. Похил, необходим сегодня новосибирскому водоканалу. Уж несколько лет, как мы почти покинули «коммунистическое далеко». Альфа и омега капиталистического ведения хозяйства освоены – хотя бы частично. В крупных компаниях на ключевых постах все чаще оказываются люди не только образованные, но и умеющие  грамотно поставить дело на рельсы современной экономики. Хотя, согласитесь, порой бывает непросто, не разрушая Карфаген, кардинально перестроить его. Высший пилотаж новых топ-менеджеров старых, неповоротливых в своей мощи компаний, – так повести дело, чтобы, не разрушив цельное, полезное, избавиться от вредного, устаревшего. Так распорядиться активами в их прямом и переносном смысле, чтобы они приносили наибольшую отдачу. Заставить неповоротливый механизм огромного производственного агрегата работать максимально эффективно – задача не из легких. Поэтому пост «первого» на предприятии отнюдь не «сахарный». Заменить на канализационных сетях старые керамические, бетонные, железобетонные трубопроводы на современные полиэтиленовые так, чтобы этого практически не ощутили горожане, – бестраншейным методом – для этого тоже понадобилась и воля руководителя, и его современное мышление. И, наверное, его неугомонность, свойственная возрасту, который Виктор Гюго охарактеризовал как юность зрелости.

Форс-мажорные обстоятельства, в которые нас регулярно ввергает то родное правительство, то предприятия-партнеры, то природные и политические катаклизмы, стимулируют такую, ставшую уже национальной, черту характера, как находчивость. Это общеизвестный факт. Что еще, если не находчивость, умение вести переговоры и грамотный подход к делу, помогают Юрию Николаевичу удерживать на плаву этот мощный пароход, когда другие, не менее сильные и устойчивые предприятия давно «дали течь»? А ведь новосибирский «Горводоканал» – один из наиболее стабильно работающих в России водоканалов. За последние годы здесь значительно сократилась текучесть кадров. А капвложения увеличены более чем в три раза! Попробуйте в этих самых «форс-мажорах» не поддаться общему настрою других монополистов, не пойти на фоне неплатежей по самому легкому пути — отключений предприятий и организаций города от водоснабжения?! Или «отрезать» канализацию какому-нибудь злостному неплательщику – школе, например? Однако существует для директора некое табу, существуют вещи, которые никогда делать нельзя. И не потому, что он такой вот «добренький дядя», который все и всем прощает. Просто директор «Горводоканала» верит в компромисс, в то, что люди всегда могут договориться между собой и решить проблему. 

Интересно, чего не хватает этому человеку, чья жизнь – некий клубок взаимопереплетающихся каждодневных забот, рабочих совещаний, интересных встреч, исполненных и неисполненных желаний и реализации многочисленных идей, которыми всегда полна голова умного руководителя? Наверное, времени. И, возможно, понимания. Отстаивание интересов предприятия и его сотрудников везде, на всех уровнях – не жалея нервов и находясь на грани потери своего собственного, личного благополучия – об этом не знают подчиненные, зато хорошо знает та женщина, с которой Юрий Николаевич идет рука об руку уже много лет, – жена Марина.

Не открою Америку, если скажу, что от труда работников «Горводоканала» зависит не только их собственное благосостояние, но и качество жизни всех горожан. Поэтому все мы имеем здесь «свой интерес». Неуклонно ветшающее хозяйство требует срочного ремонта, замены оборудования, реконструкции. Однако нельзя, подобно Мюнхгаузену, вытащить себя за волосы из воды. Средств на полноценное преобразование систем городского водоснабжения и водоотведения не просто не хватает – их не хватает катастрофически. Поэтому обычная, казалось бы, замена на водопроводных очистных сооружениях задвижек на трубопроводах на дисковые затворы приобретает статус едва ли не подвижничества – как сотрудников «Горводоканала», так и его директора. Так не должно быть. Но так есть. И Юрию Николаевичу приходится принимать те правила игры, которые диктует жизнь.

Молодой директор просто в силу своего возраста должен стремиться ко всему новому. И Юрий Николаевич стремится к разработке и внедрению новых технологий в производство, например. С 1997 года МУП «Горводоканал» регулярно участвует в международных выставках, проводимых «Сибирской ярмаркой». Значит, есть, что экспонировать. Есть, что не стыдно представить на суд других, в том числе родственных, предприятий. Кстати, дважды за этот период «Горводоканал» удостаивался малой золотой медали выставки «Сибполитех». А в конце 2002 года вернулся с выставки победителем, награжденным большой золотой медалью. Это действительно серьезная награда, ведь по итогам одиннадцати конкурсных номинаций лишь пять организаций были ее удостоены. Директору же предприятия Юрию Николаевичу Похилу Постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года присуждена премия правительства России в области науки и техники за 2000 год «За разработку и внедрение в водоканалах РФ технологии и комплектов оборудования для бестраншейной замены сетей водоотведения».

Авторитет «первого лица» «Горводоканала» высок – как среди коллег, так и в высших эшелонах новосибирской «производственной» элиты. Смею предположить, однако, что именно потому, что Юрий Николаевич – личность яркая и сильная, его авторитет не может быть абсолютным. Такое предположение зиждется не на определенных фактах, а на простом житейском опыте, подсказывающем, что непререкаемость авторитета была бы весьма странным явлением в конкурентной среде, где у всех членов сообщества – собственные амбиции. Но эти амбиции, помимо того, что часто являются многочисленными «яблоками раздора», служат и прекрасным «черноземом» для взращивания идей.  И руководитель такого ранга, как директор крупнейшего предприятия, хочет он того или нет, обязан эти амбиции холить и лелеять. Возможно, скрипя при этом зубами…

Расскажите о своем директоре, – просила я его сослуживцев – тех, кто делил с ним в эти годы и победы, и поражения. Кто мчался с ним вместе, так же переживая и ругаясь, ночью на крупную аварию… Кто праздновал вместе с ним день рождения долгожданного сына… Сначала читала в глазах веселое недоумение («Ну, дескать, о начальнике – или хорошо, или никак!»), потом видела в них задумчивость, а затем слышала уже серьезные слова – как ни странно (о начальнике-то!), и впрямь хорошие и добрые. Говорили о том, что с приходом Похила партнеры (да и сами сотрудники) постепенно перестали пренебрежительно называть «Горводоканал» «конторой», а стали – уважительно: «фирма». Поменялся здесь даже стиль одежды – стал более деловым и презентабельным. Он и сам человек аккуратный, и требует, чтобы и вокруг чистота была. Попробуй в каком-нибудь цехе грязь разведи – не поздоровится. Сначала люди, конечно, ворчали: мы, мол, не убирать сюда устроились, у нас другая работа есть. А потом привыкли – каждому ведь приятно в чистоте работать. А еще говорят о Юрии Николаевиче как о человеке, который «последнюю рубашку снимет», если это сможет кому-нибудь помочь. Может, это и пафосно звучит, но почему-то верится, что это – правда.  

«Старожилы» отмечают разительные перемены, которые произошли с приходом Похила. За период его работы обновлена техника, приобретено 126 автомашин различной модификации, ежегодно производится замена 750 задвижек разного диаметра, открыты новые участки водосети. Введена в строй автозаправочная станция на Северном проезде, что исключило порожний пробег грузового транспорта и дает большую экономию ГСМ. Реконструирована ремонтная база автохозяйства на Выборной, где проводится диагностика состояния «здоровья» и «лечение» машин. «Раньше ремонтировали автомобили на улице – и в холод, и в дождь, – рассказывают работники водоканала. – Сейчас люди в одних рубашках круглый год работают». Но все эти успехи не падают «манной небесной», а достигаются путем тщательного «просчитывания» директором множества комбинаций – как в шахматах.

Ну и память у шефа! – жалуются сослуживцы. Иногда, чего греха таить,  надеешься, что забудет о данном 2-3 недели назад задании. Но не тут-то было! Можно и не рассчитывать – все помнит! И спросит по полной программе.И тут же с уважением: Директор всегда скрупулезно изучает возникшую проблему, но не принимает решение сразу, впопыхах. Сначала выслушает мнения специалистов, возьмет тайм-аут, все продумает, просчитает варианты и лишь потом «выдаст» решение. И тогда уж – никаких возражений! Будь любезен выполнить!

Выявить наиболее «узкие места» в производстве, перераспределить соответственно достаточно скудные средства, сгруппировать и направить людей на штурм – в этом и заключается, пожалуй, талант руководителя, которым обладает Юрий Похил. Талант, возможно, вынужденный, рожденный в недрах «флюгерной» экономики. Но необходимый в наших полусоветских-полукапиталистических условиях жизни. А если уж шеф сказал «да», то выполнит обещание, чего бы ему это ни стоило. Подчиненные и уважают, и побаиваются его, как и положено уважать и побаиваться шефского гнева. Ведь если уж вызовет «на ковер» – мало не покажется. Но тем не менее не к кому-нибудь, а именно к директору идут сотрудники со своими проблемами и горестями, потому что знают – сделает все, что от него зависит, использует все свои возможности, но – поможет. А ветераны – это вообще святое для Юрия Николаевича. Ну, подарки к праздникам – само собой. А вот освобождение от уплаты за воду, которого он добился, – это уже существенное подспорье для пенсионера. Что касается молодежи, то здесь Похил, что называется, «костьми лег», а добился-таки, чтобы в поселке Кудряши из заброшенной котельной построили детский спортивный клуб. И это в то самое время, когда другие детские клубы пришли в упадок и оказались никому не нужны.

Спорт в «Горводоканале» – строка отдельная, любимая. До 450 человек, бывает, участвуют в соревнованиях. Лыжи, волейбол, теннис и, разумеется, хоккей. Главное – двигаться, – считает директор. – А без движения – какая работа?! А тут еще придумали соревноваться с другими водоканалами. «Пробным шаром» стали состязания с водоканалом Новокузнецка. И новосибирцы не подкачали. Теперь, с легкой руки директора, рвутся спортсмены в бой…

Вообще, забота о людях в «Горводоканале» – статья особая. Управление персоналом считается в странах с развитой экономикой одним из приоритетных, даже стратегических направлений работы любой уважающей себя фирмы, будь то крупное производство, какой-нибудь автогигант, или мелкое частное предприятие, занимающееся ремонтом компьютеров. В новосибирском водоканале нет специальной должности по управлению персоналом. Да, видимо, не всегда она и нужна. Гораздо важнее умение руководителя сплотить коллектив, сделать каждого человека значимым. Во многом этому способствуют праздники. Особенно, конечно,  спортивные – спартакиады, чемпионаты, просто выезды на природу со спортивным инвентарем – посостязаться, поболеть за коллег да и просто пообщаться в неформальной обстановке. Ездят и на собственную базу отдыха в Боровое. С детьми, с мужьями-женами. Судя по всему, здесь вообще придают большое значение общению.

Создание достойных условий для работы директор не только не отодвигает на последний план («успеется, мол»), но, напротив, придает этому направлению деятельности очень большое значение. Еще совсем недавно в «Горводоканале» стояло лишь… два(!) незавидных по мощности компьютера! И это в самом управлении, где аккумулируются все данные о подразделениях. Теперь «комп» в любом отделе и в любом подразделении – обычное дело. Разве возможно сейчас иначе? – удивляется Юрий Николаевич. А как тогда люди работать будут? На арифмометрах, что ли?

Что касается такого, прямо скажем, немаловажного аспекта  управления персоналом, как стимулирование труда, то это, к сожалению, не тот случай, когда «хозяин барин». Директор искренне переживает: Да, зарплаты у нас не такие, как хотелось бы. Но по мере возможности материальную помощь выписываем, стараемся помочь тем, у кого несчастье произошло. Или, наоборот, – счастье. Между прочим, о таком важном аспекте, как поощрение моральное, стали вспоминать лишь в последнее время. Да и то – в «единичных» фирмах. В большинстве же просто игнорируют такое понятие. Более того, при упоминании о нем отмахиваются – дескать, одного похвалишь – в других зависть проснется. Директор водоканала о моральном поощрении сотрудников не забывал никогда…

К какой когорте людей принадлежит Юрий Похил? Скорее к когорте прагматиков. Помните, у Чернышевского – «разумный эгоизм»? Это когда человек чувствует себя комфортно, если и другие люди вокруг него, по крайней мере, не бедствуют. Конечно, и его, по-видимому,  раздражают «соискатели» всевозможных благ. Есть люди, которые ничего не хотят делать сами, все время надеясь на кого-то: то на государство, то на соседа. Они не привыкли и не хотят отвечать ни за собственную судьбу, ни за судьбу своих детей. Хотя у них все в полном порядке: голова на плечах, руки-ноги целы. (Разумеется, я не имею в виду экстремальные ситуации, в которые эти люди могут попасть и от которых в жизни никто не застрахован).  Однако есть и другая категория людей, которым не помочь – грех

И Похил помогает – детским домам (на попечении «Горводоканала» – 13-й детдом), школам, детским коллективам художественной самодеятельности и спортивным секциям (он вообще любит детей) – всего не перечислишь.

Вкус жизни – терпкий, сладостный, горький, – все мы хотим испытать его сполна. Но не всем это удается – многие довольствуются невыразительной преснятиной. Юрий Похил другой — живой, подвижный, ему явно нравится острота ощущений. Одно увлечение хоккеем чего стоит. Видимо, чувство скорости ему необходимо и в работе, и в жизни. Однако при всей яркости, неординарности бытия директор убежден: «Нельзя сильно выпендриваться, быть «пупом». Нужно просто делать свое дело…».

…Он и по сию пору, как тот мальчишка из детства, самозабвенно играет в свой любимый хоккей…

Издательство: 
Клуб меценатов
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2003 г.
подкатегория: 
Average: 3.7 (11 votes)

Добавить комментарий

Target Image