Понтонный мост через Обь

17 сентября 1941 г. пущен в эксплуатацию понтонный мост через р. Обь.

Необходимость в его строительстве назрела давно. В годы сталинских пятилеток Новосибирск превратился в крупнейший индустриальный центр на востоке страны. В левобережном районе были воздвигнуты крупные промышленные предприятия. Отсутствие связи между правым берегом и заречной частью города тормозило ход строительства заводов и создавало неудобства для жителей. В связи с начавшейся в июне 1941 года Великой Отечественной войной предполагалась организация приёма и размещения в Новосибирске, в том числе в его левобережной части, промышленных предприятий, эвакуированных из прифронтовой полосы.

В августе 1941 г. Государственный Комитет Обороны поручил Западно-Сибирскому пароходству срочно построить в Новосибирске (на лесоперевалке, в створе Чернышевского спуска) понтонный мост через р. Обь. Придавая огромное хозяйственно-экономическое значение установлению непосредственной связи между двумя частями города, облисполком и обком ВКП (б) приняли решение осуществить возведение коммунального наплавного моста в месячный срок.

На Батуринской судоверфи (ныне Томская область) на р. Чулым было заготовлено около 100 деревянных понтонов (барж), дооборудование которых осуществлялось на Новосибирском судоремонтном заводе. Общая протяжённость моста составила 895 метров. Проявив высокое понимание своего гражданского долга, строители, не жалея сил, трудились на благо Родины. Работа велась круглосуточно. Фронтовое задание было выполнено в рекордно короткий срок. В государственную комиссию по приёму понтонного моста через р. Обь вошли заместитель председателя облисполкома Зобнин (председатель комиссии), инженер Облкомхоза Марков, член-корреспондент АН СССР профессор Передерий, заместитель председателя Новосибирского горисполкома Белоусов, заведующий Новосибирским горкомхозом Крылов, инженер Госстройконтроля по г. Новосибирску М.Г. Назаров, инженер Новосибирского  горОПО НКВД Суслов, начальник службы эксплуатации Госпароходства Маньковский, начальник сектора искусственных сооружений Томской железной дороги Матулянис, автор проекта, инженер Сибтранспроекта Ф.П. Сивочкин и главный инженер строительства моста М.А. Гольцберг.

В решении исполнительного комитета Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся от 18 сентября 1941 г. № 1438 значится: «1. Принять к сведению сообщение начальника строительства моста через р. Обь т. Суржанинова о том, что строительство моста закончено и мост с 17 сентября 1941 г. пущен в эксплуатацию. 2. Доклад комиссии Облисполкома о технической приёмке моста и пуске его в эксплуатацию – утвердить». За проявленную самоотверженность в организации и руководстве работами по строительству моста начальник строительства В.Н. Суржанинов, главный инженер М.А. Гольцберг, начальник управления ИТЛиК НКВД Г.Н. Копаев, начальник Обского бассейнового управления речных путей А.П. Морозов и другие инженерно-строительные работники, рабочие и работницы были награждены почётными грамотами исполкома областного Совета депутатов трудящихся.

Наплавной мост через реку Обь, объединивший левобережную и правобережную части Новосибирска, стал неоценимым подарком всем трудящимся города. Он использовался в летнее время вплоть до ввода в эксплуатацию Октябрьского моста (октябрь 1955 г.).

Т.Н. Гутыра

ИСТОЧНИКИ

 НОВОСИБИРСК : энциклопедия. – Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 2003. – 1071 с. : ил., портр., [13] л. ил., карт. – Библиогр. в конце ст. – Из содерж.: Мост Октябрьский / Б.А. Рябышев. – С. 543; Понтонный мост через Обь / Г.А. Титов. – С. 689.

ГАНО. Ф. Р-1020. Оп. 2. Д. 106. ЛЛ. 82–87.

ЛИТЕРАТУРА

КРУПОДЁР С.А. Ехал Грека через реку... : [по материалам Новосиб. гор. арх.] // Вечер. Новосибирск. – 2002. – 6 июля. – С. 6–7. – Из истории мостового хозяйства Новосибирска (1930–1941). Имеются сведения о строительстве понтонного моста через Обь и паромной переправе до 1941 г.

Календарь знаменательный и памятных дат по Новосибирской области, 2016 год

Добавить комментарий

Target Image