Последний полёт Сибревкома

Сибирский революционный комитет («Сибревком») вошёл в историю региона не только как организация и известное правительственное здание архитектора А.Д. Крячкова. Это звонкое имя давали улицам, мостам, воинским подразделениям. И самолётам.

Все на крыло!

4 апреля 1923 года Сибревком учредил Сибирское отделение акционерного Общества добровольного Воздушного флота «Сибдобролёт», а 6 апреля ещё и отделение общества друзей Красного воздушного флота «Сиблёт». Если первый ставил своей задачей организацию коммерческих перевозок, то второй - агитацию и поддержку пожертвованиями. Уже к 1 мая было решено довести число членов «Сиблёта» до ста тысяч, собрав при этом сто тысяч рублей только за вступительные взносы. Это золотом. По Новониколаевской губернии план был выполнен на 110 процентов.

К началу лета в городе был сооружён и аэродром, на котором были организованы подготовка и обучение пилотов.

Первые показательные полёты над Ново-Николаевском осуществлялись в 1911 году с ипподрома, но стационарный аэродром площадью 52 десятины был построен недалеко от военного городка в Закаменском районе (с 1929 года Октябрьском). Многие самолёты достались городу после отступления войск армии Колчака на восток. У нас осталась практически вся авиация Белой армии – почти шесть десятков самолётов. Причем, вместе с лётным составом. В 1919-м они размещались на большом плацу в восточной части военного городка, а после окончания гражданской войны на улице Воинской было построено несколько лётных ангаров, и грунтовая взлетная полоса, уходящая на северо-восток. Сейчас на ней «лежит» полотно улицы Никитина. Кстати, в этом году улица тоже празднует юбилей. Своё имя она получила 110 лет назад, 10 июля 1908 года в честь поэта Ивана Саввича Никитина.

В сентябре 1923 года «Добролёт» организовал и осуществил первый перелёт Москва - Новониколаевск. А 17 февраля 1924 был совершён первый агитационный полёт уже по губернии. Расстояние в 120 вёрст до села Ордынское преодолели потрёпанные двухместный английский самолёт «Sopwith» и одноместный французский «Nieuport», из тех самых, что остались после ухода Колчака. «Летающие гробы», как назвала их газета «Советская Сибирь». Управляли самолётами тоже бывшие белые лётчики. В.В. Сущинский на «Sopwith» не долетел, аварийно сел на лёд Оби у деревни Ересной, и дальше его тащили до места лошадьми. «Nieuport» лётчика В.С. Боженка, тоже «заболел в пути», но до Ордынского дотянул. И в целом та агитационная акция прошла удачно - «все как один вступим в общество друзей воздушного флота» - решили в Ордынском.

 Тогда же, в 1924 году в Новониколаевске создается разведывательный 16-й отдельный авиационный отряд имени Сибревкома, потом 8-й. Наши военные летчики даже прошли боевое крещение в конфликте на КВЖД и были награждены боевыми орденами. В июне и августе 1925 года аэродром принял первые международные рейсы. Участники перелёта Москва - Улан-Батор - Пекин совершили здесь посадку своих первых, уже советских самолетов Р-1. А 17 мая 1929 года у нас совершил промежуточную посадку самолет регулярного авиарейса Москва - Иркутск. Это день рождения Западно-Сибирской авиации.

В 1927 году «Добролёт» был преобразован в общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству – Осоавиахим, «Сиблёт» стал его сибирским отделением, а Закаменский аэродром функционировал до 1933, когда его полностью заменил аэродром «Северный».

Первый Юнкерс Покрышкина

Но вернёмся к событию, произошедшему 90 лет назад, в июне 1928 года. У общества друзей воздушного флота ещё был самолёт с названием «Сибревком». На самом деле это был немецкий «Junkers F-13». Четырехместный самолёт был сделан из дюралюминия, потреблял мало горючего и имел большой полётный ресурс - до семи часов.

Этот самолёт прибыл к нам уже летом 1923 года. И именно он стал началом воплощенной мечты 10-летнего мальчишки Саши Покрышкина, жившего неподалёку, на улице Лескова. «Мы, мальчишки, обладая таким преимуществом перед взрослыми, как быстрые босые ноги, примчались к плацу первыми и, хотя у самолета уже стояла охрана, кое-как протиснулись к нему. Я робко притронулся к холодному крылу машины и вдохнул незнакомый теплый маслянистый запах, струившийся от мотора. Как знать, может быть, именно ощущения тех счастливых минут предопределили мое будущее».

«Добролет» приобрёл этот «Юнкерс» на пожертвованные средства. Как только не собирались эти средства. Например, в здании Сибревкома висел плакат: «Каждый, кто применяет рукопожатие, должен платить десять рублей в пользу Воздушного флота». Народ отучался от буржуазной заразы.

Главным образом, «Сибревком» летал с агитационными рейсами по всей Сибири и собирал пожертвования в пользу Осоавиахима. Полёты эти широко освещались в печати и наполнены самыми невероятными приключениями.

 

Пилотом «Сибревкома» был опытный летчик, в 1915 году воевавший ещё с германцами Николай Мартынович Иеске, механиком Николай Евгеньевич Брянцев. Об этом экипаже ходили легенды. Например, однажды Брянцев осматривал поврежденный шасси прямо на высоте 1000 метров, для чего ему пришлось вылезти на крыло, а Иеске умудрялся посадить самолёт на крышу дома или на одно колесо.

Катастрофа

14 июня 1928 года «Сибревком» вылетел из Бийска в Красноярск, чтобы далее следовать в Иркутск и Якутию. Агитоблёт должен был разъяснять сущность Женевской конференции, способствовать подготовке к «Неделе Обороны», и попутно распространять акции «Добролёта» среди широких масс трудового населения. Из-за плохой видимости летчики не заметили линию железной дороги, заблудились, и по исходу бензина вынуждены были сесть на аварийную посадку в тайге, у деревни Кохтнево. Сели на болото, которое приняли за луг. Машина сделала «капот» - перевернулась и накрыла людей собой. Выбравшись из болота, обсушившись, не имея провизии, летчики и бывший с ними молодой корреспондент газеты «Звезда Алтая» Магид (Камчатский) пошли искать жильё.

Власти обеспокоились не сразу. «Долетят – говорили в Осоавиахиме… С такими лётчиками вокруг света облетишь!», но газеты подняли шумиху. На несколько дней в сибирских газетах новость стала первополосной. Она даже затмила сообщения о поиске дирижабля итальянской экспедиции Нобиле, проходивших в то же время в наших северных широтах. Летчиков начали искать, Осоавиахим объявил награду за находку самолёта -  500 рублей. «Принять все меры к спасению» потребовала и Москва. Обсуждались различные версии судьбы экипажа, к предполагаемому месту крушения вышли две «комиссии», но первая из них тоже потерпела аварию, и остановилась на ремонт.

Самолёт обнаружили местные крестьяне – «подойти вплотную к «железной птице» население, большинство ясачные татары, впервые видящие самолёт, боялись. К самолёту подбирались группами, не менее восьми человек, захватив с собой всё имеющееся оружие». Экипажа у машины не было…

У самолета было сломано шасси, повреждён винт. Лётчики сняли с самолёта компас, и пошли по тайге. Шесть суток они искали дорогу к людям, питались чем могли, сами днём и ночью кормили многочисленную мошку, у Брянцева началась лихорадка, заплыли глаза. На третий день бедолаги чуть не попали в лесной пожар и укрылись в воде болота. «Иеске заявил своим спутникам, что он застрелится, если увидит, что им грозит неминуемая гибель среди пылающей тайги». Лишь разразившийся обильный ливень позволил миновать опасность.

 Иеске удалось подстрелить сначала бурундука, потом глухаря. «Всё, что нам оставалось - пить болотную воду и питаться лягушками. В конце-концов мы не отказывались даже и от этого». Уже почти отчаявшись, вышли на тропу, а по ней к реке Чулым, где наконец-то встретили рыбака, который отвёз их в ближайшую деревню Амачеево. После чего лётчики вернулись к месту аварии, закрепили самолёт и выставили около него охрану из местных крестьян.

Специально созданная комиссия не нашла в случившемся вины экипажа – «обычной эпизод лётной жизни». Она отметила, что «лётчики вели себя самоотверженно и, в первую очередь, ставили себе целью сохранение самолёта, рискуя своей жизнью».

Это было последнее приключение прославленного самолёта. Он был доставлен в Ачинск, с целью отремонтироваться до «совершенной исправности», но ремонт дал «неблагоприятные результаты». Причём механику «Брянцеву во время работы оторвало два пальца». Самолёт был «разобран, погружен на платформы и отправлен по железной дороге в Иркутск»Хотя, по другим данным 29 июня Иеске в Иркутске всё-таки приземлился. По предыдущему плану предлагалось грандиозное воздушное крещение рабочих: «на самолете планировалось поднять в воздух свыше 1. 000 иркутян. Плата за круговые индивидуальные полеты установлена для членов Осоавиахима в 8 руб., членов профсоюзов, не состоящих в Осоавиахиме — 15 руб., для прочих — по особой договоренности». Но не сбылось. Самолёт проходит в городе капитальный ремонт, после чего продаётся Ленинградскому отделению Осоавиахима.

До Ленских золотых приисков «Сибревком» так и не добрался, а вот Иеске и Брянцев ещё успеют совершить немало славных дел.

28.06.2018

Сотрудник музея Новосибирска

Константин Голодяев

Библиографический список:

  1. Анов. Летчики «Сибревкома» живы. // Газета «Красное знамя» (Томск), № 146, 26 июня 1928.
  2. Газета «Власть труда» (Иркутск), июнь-август 1928
  3. Газета «Советская Сибирь» (Новосибирск), июнь 1928
  4. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО), ф.Р-1186 (Объединенный архивный фонд обществ содействия обороне, развитию воздушного флота и химической обороне, г. Новосибирск, 1923 - 1948 гг)
  5. Государственный архив Томской области (ГАТО), ф.3 (Томское губернское управление) 
  6. Кручина А. Полёт в Ордынское. // Газета «Советская Сибирь», №45, 23 февраля 1925.
  7. Кузменкина Л.А. «Летать ты вовсе не обязан – «Сиблета» членом должен быть».  [Электронный ресурс] // Библиотека сибирского краеведения. URL: http://www.bsk.nios.ru/content/letat-ty-vovse-ne-obyazan-sibleta-chlenom... (дата обращения 19.06.2018).
  8. Ладыгин И.В, Замира А.Ю. Ново-Николаевск в военном мундире 1904-1920 гг, Новосибирск, 2009, 151 с
  9. Летопись Колмакова [Электронный ресурс] // Иркутпедия. URL: http://irkipedia.ru/content/1928_iyun (дата обращения 23.06.2018).
  10. Покрышкин А.И. Небо войны. — М.: Воениздат, 1980., 448 с.
  11. С.М. Трагедия Сибревкома. // Журнал «Вокруг света». №30, 1928
  12. Телеграмма тов. Уншлихта. // Газета «Крайний Север» (Вологда), № 144, 23 июня 1928.
подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image