Роль нашего города в русско-японскую войну

Вызванный к жизни в 1893 г. Великой Сибирской железнодорожной магистралью поселок Новониколаевский стремительно рос и приобретал с каждым годом все большее и большее значение. Уже через 10 лет поселок становится городом. Первая перепись 1897 г. установила в нем 7800 жителей, а через семь лет в нем числилось уже 22257 человек. За 1904–1906 гг. его население возросло до 47 тыс., более чем вдвое!

Географически выгодное положение города при судоходной реке, в пункте пересечения с железной дорогой, быстро придало Новониколаевску значение экономически господствующего центра Сибири. Город в начале ХХ в. стал единственным собирателем и главным центром распределения продовольственных грузов своего района.

Станция Новониколаевск накануне русско-японской войны занимает первое место в Сибири по вывозу сельскохозяйственных грузов и грузообороту вообще, становится главным пунктом отправления пшеницы (в 1902 г. – 364066 пуд., в 1903 г. – 167640 пуд.), овса (в 1902 г. – 331749 пуд., в 1903 г. – 120280 пуд.), мяса (в 1901 г. – 216371 пуд., в 1902 г. – 146695 пуд., в 1903 г. – 99260 пуд.) (1901–1902 гг. – годы неурожайные – примеч. авт.).

Среди хлебных грузов, вывозимых из Новониколаевска, важное место занимала сибирская мука: в 1905 г. было переработано 1,5 млн пуд., в 1907 г. – 4 млн пуд., в 1910 г. – 10 млн пуд. хлеба.

Станция Обь вместе со станцией Кривощеково становится важнейшим пунктом отправки сибирского масла: в 1902 г. – 485585 пуд. (30,0%), в 1903 г. – 491788 пуд. (28,3%), в 1904 г. – 561966 пуд. (28,5%). Значительно  превышая отправку масла из Каинского, Омского и Курганского районов, по количеству вывозимого мяса ст. Новониколаевск с пригородными станциями Кривощеково и Чик соперничал даже с Петропавловском.

Наш город являлся одной из главных станций получения железа, стали и чугуна от Уральских горных заводов.

Станция Обь превратилась в крупнейший перевалочный пункт товаров на Восток и Запад со значительным грузооборотом – речным и железнодорожным – и занимала первое место по сравнению с другими станциями Западно-Сибирского участка железной дороги.

Рост населения, городского бюджета, грузооборота, торговых и банковских оборотов поставили Новониколаевск в ряд крупнейших центров Сибири. Он делается торговыми воротами для вывоза, ввоза и транзита грузов и играет все более значимую экономическую роль в торгово-промышленной жизни Азиатской России.

Повышается его роль и значение в обороне страны.

27 января 1904 г. раздался первый гром орудий на Дальнем Востоке, резко нарушивший все течение общественной жизни в Сибири. Первым днем мобилизации войск Сибирского военного округа было назначено 2 февраля 1904 г.

Русско-японская война резко повысила значение Сибири и СибВО, ставшего ближайшим к театру боевых действий военным округом. В первые же месяцы войны округ отдает на формирование армий все свои полевые и резервные войска и в то же время принимает на себя задачу по охране Великого Сибирского пути, протянувшегося в пределах округа от границы Казанского военного округа (ст. Зырянская) до ст. Иркутск и отсюда в пределах Забайкальской области до границы Приамурского военного округа.

В отличие от Европейской части России, где прошли девять выборочных мобилизаций по различным губерниям и уездам, в СибВО мобилизация носила всеобщий характер: были призваны все запасные и все ратники 1-го и 2-го разрядов, что сразу легло всей тяжестью на одну, сравнительно небольшую часть населения Сибири.

Новониколаевск во время русско-японской войны не только отдал в действующую армию и Государственное ополчение всех своих горожан в возрасте до 43-х лет, но и разместил у себя большой гарнизон: 17-ю дружину Госополчения, Новониколаевскую команду, второе отделение конского запаса, конвойную местную команду, Новониколаевский лазарет, 3-ю казачью сотню (всего до 1,5 тыс. чел. – подсчет авт.). Город буквально изнемогал под бременем обязательных расходов на воинский постой: в 1905 г. израсходовано на воинскую повинность 22033 р., в 1906 г. – 11576 р., в 1907 г. – 9553 р., всего 43162 р. Из этой суммы, ввиду трудностей военного времени, военное ведомство не возвратило городу 27000 р.

После начала войны с Японией в 1904 г. Сибирь явилась основной базой питания Маньчжурских армий и транзитным путем для подкреплений и предметов снабжения, непрерывным потоком лившихся по Сибирской магистрали. Наиболее выгодным для казны местом заготовления продуктов всех видов явилась Сибирь, где закупки продовольствия вели сибирский окружной интендант и Сибирский окружной совет.

В снабжении войск продовольствием важнейшее место занимало Обское интендантское продовольственное заведение, сформированное в 1903 г. При строительстве Сибирской железной дороги уже предусматривалось строительство сухарного военного завода мощностью в 500 пудов в сутки (1 млн пуд. в год) и участок для остановочного воинского пункта, рядом с продовольственным пунктом на станции Обь.

Военно-окружным советом регулярно проводились торги на поставку для войск действующей армии муки, овса и т. д. Прием продуктов производился на ряде станций Сибирской железной дороги, в т. ч. и на ст. Обь.

В общем, в течение войны в Сибири был заготовлен 2908291 пуд муки и 52500 пудов крупчатки (всего в России было заготовлено для нужд армии муки 6084983 пуда, следовательно, заготовки в Сибири муки составили около 50% от общегосударственных – примеч. авт.).

Станция Обь была в числе главнейших пунктов отправки лошадей для нужд армии (в Новониколаевске находилось отделение конского запаса на 400 лошадей (200 артиллерийских, 100 кавалерийских и 100 обозных).

Важную роль в обеспечении продовольствием огромных масс войск, двигавшихся в восточном, а затем в обратном направлении, играли продовольственные и остановочные пункты. На протяжении всей кампании на железной дороге от Сызрани до Харбина действовало 33 продовольственных пункта и от Москвы до Иркутска – шесть остановочных пунктов (оба имелись на ст. Обь). На таких пунктах удовлетворялись нужды проходящих войск: готовилась горячая пища; выдавались сырые продукты, фураж; оказывалась медицинская и ветеринарная помощь; готовилась баня; производились прием и выдача простой и заказной корреспонденции; происходило удовлетворение офицеров и нижних чинов предметами первой необходимости. На остановочных пунктах были возведены двухэтажные каменные флигели, каждый из которых предназначался для размещения 500 нижних чинов, для офицеров устраивались особые флигели номерной системы, в которых имелись столовая с буфетом. Многие сотни тысяч воинов Российской армии были окружены заботой и вниманием, получили помощь и поддержку от гостеприимных новониколаевцев…

СибВО принял большое количество раненых и больных воинов, разместившихся в 168 заведениях. На территории Новониколаевска и нынешней Новосибирской области их имелось четыре: в г. Оби на 103 места, в Новониколаевске на 28 мест, в Каргате на 34 места и в Татарской на 10 мест.

Местное духовенство собирало сведения о горожанах, желающих принять и расквартировать у себя для выздоровления легкораненых воинов. Всего в Новониколаевске 165 домовладельцев изъявили желание предоставить раненым отдельные помещения на 71 кровать и 129 домовладельцев предложили общие помещения на 166 кроватей.

Не забывали жители города и о семьях призванных на войну: Мария Борисовна Кандаурова открыла бесплатную начальную школу для детей нижних чинов, призванных из запаса и отправившихся на театр военных действий. Школа находилась под руководством и наблюдением Новониколаевского благочинного о. Николая Завадовского.

Геройски сражались наши земляки-сибиряки и в далекой Маньчжурии, и на флоте, отдавая свои молодые жизни за Веру, Царя и Отечество, многие были ранены и контужены, пропали без вести, остались на поле боя… Многие были удостоены боевых наград. Вспомним же имена хотя бы некоторых из них, склоним перед их мужеством свои головы и помолимся за них: из села Каменского Кривощековской волости Томского уезда ефрейтор Плотников Николай; из деревни Плотниково младший унтер-офицер Воронов Федор (ранен); из деревни Репьево стрелок Овчинников Илларион (ранен); из города Колывань стрелок Степанов Серафим и многие другие… Среди матросов «Рюрика» были уроженцы нынешней Новосибирской области (тогда Томской губернии) – командор Тимофей Солодякин из Колывани, кочегар Степан Аксенов из Бердска, матрос 2-й статьи Федор Илюшин из Сузуна. Орденом Св. Анны 2-й степени отмечен участник боев под Ляояном, Шахэ и Мукденом священник 12-го полевого госпиталя о. Андрей Меншенин, сын священника с. Бугринского Ивана Меншенина.

В ходе войны сибиряки-железнодорожники, рабочие, строители, солдаты совершили настоящий трудовой подвиг: менее чем за полтора года они переместили в Маньчжурию по однопутной магистрали пропускной способностью от восьми до десяти поездов в сутки огромное число людей, лошадей, военных, продовольственных, санитарных и иных грузов. Всего в течение кампании было перевезено в Харбин 20116 генералов, офицеров, классных чинов, 1274450 чел. нижних чинов, 230269 лошадей, 37 тыс. повозок, 2200 орудий, 58 млн пудов груза. После окончания боевых действий Сибирской дорогой перевезено с 1 ноября 1905 г. по 8 ноября 1906 г. нижних чинов 325000, офицеров 3576, лошадей 1680. Все они проследовали через станцию Новониколаевск.

Одновременно железнодорожники совместно с солдатами построили десятки разъездов и станций (была расширена и ст. Обь), что позволило вдвое увеличить пропускную способность Сибирской магистрали. Воины-сибиряки создали весьма совершенную систему охраны железной дороги, имевшей в пределах СибВО протяженность более 3 тыс. верст: за всю кампанию на ней не было допущено ни одной диверсии!

С целью недопущения возникновения заболеваний эпидемического характера среди воинов, перемещавшихся на театр и с театра боевых действий, на Сибирской железной дороге действовали санитарно-наблюдательные пункты. На пункте, действовавшем на ст. Обь с 18 апреля 1905 г. по март 1906 г., осмотрено 354 эшелона и снято с поездов 768 больных.

Новониколаевская земля дала последний приют героям войны, погибшим при крушении воинского эшелона № 632 (штаб 87-го Нейшлотского полка) на перегоне Чебула – Ояш в апреле 1906 г. Русско-японская война четко обозначила тенденцию возрастания роли и значения молодого растущего Новониколаевска в обороне страны. Значение его еще больше возрастет в годы Первой мировой войны (1914–1918 гг.). Мощнейший экономический, научный и оборонный потенциал Новосибирска сыграет исключительно важную роль в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Огромное значение имеет наш город в обороне России сегодня.

Ю. А. Фабрика

Литература и документальные источники

ФАБРИКА Ю. На той далекой, на японской... / Записала С. Сучкова // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2004. – 27 февр. – С. 26: ил., портр.

О воинах-сибиряках, в т. ч. новониколаевцах, участниках русско-японской войны, о роли и значении Сибири и СибВО во время военных действий в Маньчжурии и обороне Порт-Артура.

ФАБРИКА Ю. Тяжела настоящая война для России, а для Сибири сугубо ...: (К 100-летию рус.-япон. войны 1904–1905 гг.) // Новосиб. арх. вестн. – 2004. – № 13. – С. 121–127.

Неизвестные данные, имена, события по материалам дореволюционной периодики и архивных документов страны.

ГОРЕЛОВ Ю. П. Вклад сибиряков в защиту Отечества в войнах начала ХХ века: Автореф. дисс. ... д-ра ист. наук. – Кемерово, 2004. – 37 с. – Лит.: 35–37 (35 назв.). См. с. 24–26.

ЦЫПЛАКОВ И. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. – Новосибирск: Изд. дом «Сиб. горница», 1997. – 284 с. См. с. 68

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005 год

 

Добавить комментарий

Target Image