Роль сельского дома-музея А. Я. Штеффена в организации воспитания и исследовательской деятельности учащихся Неудачинской школы

В документе департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 2007 г., в частности, говорится: «В сознании детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с прошлым. Здесь можно “ощутить” его, “окунуться в его атмосферу”, “перенестись в него” из настоящего. А потому отличительной чертой (и преимуществом) музея большинство учащихся считают возможность увидеть “старинные”, “давние”, “древние”, “исторические"... “редкие” или “дорогие” экспонаты» [4]. Для воспитания подростков актуальным является практическое прикосновение к истории своего родного края через вещественные, документальные, визуальные источники.

С 1933 до 2011 г. в с. Неудачино Татарского района Новосибирской области проживал Абрам Яковлевич Штеффен, почетный гражданин Татарского района. Абрам Яковлевич – главный историк и летописец села. Писал много лет хронику истории села, записывал воспоминания очевидцев событий. Постоянно проживая в селе, кроме периода отсутствия в 1942–1947 гг., когда находился в трудовой армии, он был свидетелем разных значимых событий, которые смело можно считать историческими для неудачинцев. Его талант отражался в создании из подручных материалов часовых механизмов удивительной точности. Он мог починить любую технику, начиная с часов и заканчивая телевизором. В его доме собрана коллекция созданных им часов разного типа: маленьких и больших, настенных и настольных, тикающих и гремящих. Но такие самодельные часы не стали пределом его творческой деятельности. Он создавал часы более крупных размеров. Самым ярким примером являются башенные часы-куранты в Санкт-Петербурге (1985 г.), в Татарске (1990 г.), в Неудачине (1995 г.).

В доме, где проживал Абрам Яковлевич, 2 мая 2014 г. открыт дом-музей. К апрелю 2017 г. в нем побывало 2192 посетителя из Франции, Германии, Канады, Новосибирска, Омской области, селений Татарского района и, конечно, наших местных жителей. Каждый предмет, находящийся в доме-музее, имеет свою историю. Многолетнее сотрудничество с Абрамом Яковлевичем при его жизни позволяет нам с удовольствием проводить там экскурсии, заниматься исследовательской работой. Наши школьники-краеведы принимают непосредственное участие в жизни дома-музея: проводят экскурсии, наводят полрядок в доме и на территории вокруг дома. Но самое главное на сегодняшний день – это исследования по истории!

Направления исследовательской деятельности различны. Младшим школьникам при выполнении проектов по краеведению предлагается пересчитать все настенные часы, будильники, ручные часы, размещенные в залах дома-музея; выяснить, где находятся авторские часы, сравнить с оригиналом XIX в.; рассмотреть рукописи с чертежами, рабочее место мастера, материалы, из которых изготавливал Абрам Яковлевич свои часы; пролистать исписанные перьевой ручкой ученические тетрадки 50–60-х гг. XX в., бережно собранные хозяином дома; посмотреть коллекцию альбомов, поделки, вышитую детскую одежду, детские игрушки 40–80-х гг., постараться понять их назначение, из каких материалов они изготовлены, чем похожи на современные игрушки, чем отличаются. Конечно, не только диковинки и старинные вещи влекут будущих краеведов в дом-музей, но и желание прикоснуться к далеким событиям.

Это с удовольствием делают и старшие школьники, выполняя более сложные исследования. Например, в 1905 г. в нотном альбоме Я. Я. Штеффена ноты записаны цифрами. Ученицы 10 класса З. Тевс и М. Шелленберг выяснили, что в их семьях до сих пор поют по цифрам, и описали это в проекте «Особенности нотной цифровой грамоты платцких немцев с. Неудачино».

В доме-музее хранится большое количество коллекций документов, фотографий и фотоаппаратов, негативов, конфетных фантиков, видео- и аудиоматериалов, предметов быта, мебели, музыкальных инструментов. На чердаке собраны старинные вещи, вышедшие из обихода, которые периодически выносятся на веранду дома-музея для экспозиций. В гараже хранится техника, собранная руками сельских мастеров, в том числе хозяина усадьбы: крупорушки, газонокосилка, веломотоцикл с приспособлениями (косилка, прицепы, бороны), станки, инструменты. В гараже, где всё устроено и размещено по-хозяйски, оставалось место и для постройки часов-курантов, которые весили почти 400 кг. У мальчишек, попавших на экскурсию в гараж, много вопросов о том, как всё устроено и действует, появляется желание самостоятельно разобраться. В 2016 г. одиннадцатиклассник Д. Гейко выполнил проект «Село Неудачино: технология заготовки сена в разные периоды жизни сельчан и в наши дни». Фотографии и описания к ним, техника А. Я. Штеффена – основа работы, продолжение – личный опыт автора по заготовке сена в крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Ежегодно проходят школьные научно-практические конференции. Актуальны темы «Люди села. Человек в истории своей малой Родины», «Родословная моей семьи». Каждому ученику 10–11 классов приходится потрудиться на благо своей семьи и школьного музея. Многие фотоматериалы, информацию для исследований  ребята получают не только из домашних архивов, но и дома-музея А. Я. Штеффена. В доме-музее хранится знаменитая шкатулка времен Александра III, в которой хранятся документы второй половины XIX – середины XX в. Каждый такой документ – находка! Краеведам удалось разложить все документы по годам, пересчитать их, выяснить, кому они принадлежали. Но впереди с этой шкатулкой у краеведов еще много дел. Завершается исследовательская работа «Загадки шкатулки Абрама Яковлевича Штеффена».

В 2016 г. Д. Чаплыгина, ученица 11 класса, заинтересовалась историей сталинских репрессий в селе. В основу ее доклада «”Рассказывать больно, молчать невозможно...”: политические репрессии в с. Неудачино», подготовленного на Открытую региональную научно-практическую конференцию «Эврика-XII», положены материалы школьного комплексно-краеведческого музея, воспоминания очевидцев, собранные в свое время А. Я. Штеффеном и частично включенные в его книгу «Кое-что о деревне» [5], документы из семейных архивов родственников репрессированных.

В 2005 г. при личном участии А. Я. Штеффена была составлена «Летопись села Неудачино». В 2017 г. важным направлением исследования стало сопоставление фотоматериалов о событиях неудачинской истории с записями в дневниках Штеффена. С ученицей 8 класса К. Лебедь собираем описания и фотографии для проекта «Летопись села Неудачино: от истоков к нашим дням (второй этап составления, 2005–2016 гг.)». В период с 1985 до 2011 г. Абрам Яковлевич записывал данные о погоде (осадки, температура воздуха и пр.). Возникла идея поискать закономерности в тех погодных явлениях, о которых рассказывали старожилы села. Старожилы ранее замечали, что после девяти «сухих» лет наступали «мокрые» годы с большим количеством осадков. Планируем проверить наблюдения старожилов, используя данные дневников Абрама Яковлевича.

В проектной и исследовательской деятельности мною активно привлекаются учебные и методические пособия по краеведению, помогает опыт других учителей-краеведов. Собственный 20-летний опыт историко-краеведческой работы со школьниками тоже нашел некоторое освещение в публикациях [2; 3]. Заметным этапом в нашей работе стало участие в апробации учебного пособия по истории Сибири, написанного учеными-историками и методистами из Новосибирска [1].

Неудачинские школьники активно участвуют в исследовательской работе по краеведению на муниципальном, региональном уровнях, получают грамоты и дипломы. Но главный результат на сегодняшний день – это неподдельный интерес детей к музейному делу, доступность исторических материалов для изучения родного края в доме-музее А. Я. Штеффена и школьном комплексно-краеведческом музее.

Библиографический список

1. История Сибири: история России через историю регионов:
инновационный учебно-методический комплекс «История»: модуль 5.1 / Н. А. Давыденко, В. А. Зверев, А. С. Зуев [и др.]; отв. ред.: В. А. Зверев, О. М. Хлытина. М.: Интеграция: образование и наука, 2015. 218 с.

2. Полинская О. В. Организация краеведческой работы в условиях сельской школы: неудачинский опыт // Образование в истории, история в образовании. Новосибирск: НГПУ, 2011. С. 171–175.

3. Полинская О. В. С любовью к истории родного края [Электронный ресурс] // Интерактивное образование. 2016. № 68 (дек.). URL: http://io.nios.ru/articles2/85/15/s-lyubovyu-k-istorii-rodnogo-kraya (дата обращения: 25.06.2017).

4. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 янв. 2007 г. № 06-11 «Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений» [Электронный ресурс]. URL: http://turcentrrf.ru/d/358156/d/02_metodrek_deyatelshcolmuz.pdf (дата обращения: 25.06.2017).

5. Штеффен А. Я. Кое-что о деревне… Новосибирск: НГУ. Междунар. каф. ЮНЕСКО, 2010. 85 с.

категория: 
подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image