"Ровесница детства"

21 февраля в «Центре истории развития Ленинского района» (Пархоменко, 8) открылась выставка «Ровесница детства» к 75-летнему юбилею средней общеобразовательной школы №40 Ленинского района Новосибирска. Экспозиция вобрала в себя архивные материалы из истории школы, которая берёт своё начало 1 марта 1942 года: фотографии, документы, ученическая атрибутика разных лет, сувениры, награды и многое другое. В составе выставки организована фотозона, где можно сфотографироваться за партой 1960-х годов. Расширяет формат экспозиции коллекция фотографий нынешних старшеклассников школы №40 «Будущее Ленинского района» в рамках проекта идей «Молодёжный выставочный зал». 

Специалисты Центра, готовясь к выставке, узнали много интересных, ранее неизвестных, фактов из истории школы. О том, как шёл поиск новых материалов к выставке, расскажем в данной статье.

 

Есть гимназии, лицеи

Всех их нам не перечесть,

Но стоит сороковая,

Значит, жизнь в районе есть…

(из гимна школы №40)

Подготовка новой выставки всегда начинается с погружения в тему. Это один из самых волнующих моментов – необыкновенные встречи, увлекательные исследования, новые открытия. Выставка «Ровесница детства» посвящена истории школы 40 Ленинского района, которой 1 марта исполняется 75 лет. С 1942 года школой сделано 65 выпусков, окончили школу больше 3000 человек. Тем ценнее документальные свидетельства и воспоминания педагогов и многочисленных выпускников, которые открыли новые страницы истории Левобережья. Её судьба – судьба страны, её история – история города, её развитие – развитие района. Особенно дороги свидетельства о самых первых годах ее становления, которое пришлось на военные годы.

В 30-40-х годах в левобережной части города, согласно пятилетнего плана, началось бурное строительство. Как следствие, население района, который тогда носил название «Кировский», быстро увеличивалось. Шло крупное поквартальное жилищное строительство. К 1940 году уже были застроены 30, 31, 32 кварталы (сейчас улицы Крашенинникова с переулками, часть улиц Троллейной, Петропавловской).

Дети из домов этих кварталов посещали школы № 67 и 73, которые были переполнены. Поэтому строительство новой школы в 32 квартале стало настоятельным требованием времени.

Наступило лето 1941 года. 22 июня началась Великая Отечественная война. Окончание строительства школы затягивалось из-за отсутствия ресурсов, не хватало электропровода, не осталось слесарей. Когда же строительство здания завершилось, его заняли под общежитие для военных.

В 1942 году вышло Постановление Совнаркома РСФСР, по которому школьные здания, используемые не по назначению, должны были быть освобождены и отремонтированы до 1 августа 1942 года. 8 февраля 1942 года заведующий Кировским районо А.Е.Трифонов на педагогическом совете учителей школы № 67 зачитал решение Новосибирского горисполкома об открытии с 1 марта 1942 года новой школы, которой присваивается номер «40». Уже в конце февраля приступили к комплектованию учительского и ученического коллективов школы. Часть учителей из 67 школы перешла в новую – сороковую. А учитель химии Тимофей Евстифиевич Селиванов был назначен директором. Учащиеся комплектовались главным образам из 67, 70 и 73 школ. До конца учебного 41-42 года занятия все ещё проводились на третьем этаже школы 67.

Учителя, учитывая трудности военных лет, отказались от отпусков. Чтобы ускорить ремонт здания своей школы, учащиеся и учителя во главе с директором почти все лето сами белили, красили, ремонтировали парты. Часть учителей занималась с эвакуированными детьми, которые пропустили много занятий, другая была отправлена на сельскохозяйственные работы в совхозы и колхозы области. Много трудов пришлось потратить на оборудование школы мебелью. Парт в наличии было мало (30% от необходимого) и тогда ученики 6-7-х классов под руководством родителей стали сколачивать скамейки и столы. Парты носили на себе. Трудность с мебелью была преодолена. Если здание школы отремонтировали удовлетворительно, то участок вокруг школы приводился в порядок в течение двух лет, ветераны вспоминали, что «у входа в школу от строительства остался глубокий котлован».

Новый 1942-43 учебный год начали в своем здании. В этот год был заложен фруктовый сад. Из Ботанического сада филиала академии наук привезли саженцы. Все учащиеся и учителя участвовали в разведении сада и уходе за ним. А уже в победном 1945 году пионеры школы преподнесли президиуму районной учительской конференции корзины с яблоками, вишнями, смородиной, крыжовником. В этот же день часть участников конференции посетила сад. Создание фруктового сада в Сибири стало новым начинанием в работе школ города. Организовывались экскурсии учителей с целью заимствования опыта по выращиванию фруктов в школьных условиях. Посещали сад корреспонденты областных газет, «Пионерской правды», «Комсомольской правды». Сад стал гордостью не только школы, но и района. Одновременно с этим начинанием создается хорошо оборудованная спортивная площадка, вокруг которой были посажены тополя.1 сентября 1943года в школу явились 180 мальчиков – школа стала мужской.

Книги приказов 40-х годов сохранили для нас приметы военного времени: ежедневный осмотр учеников, которые должны были быть пострижены под машинку, одежда должна была быть опрятной; входить в класс и выходить из него можно было только под командованием дежурного по классу; опоздавшие на урок могли попасть на него только с разрешения завуча или директора школы. Перед каждым уроком дежурный по классу докладывал учителям о готовности к занятиям, дежурный учитель сдавал рапорт директору школы. Особый интерес вызывает организация дежурства – дежурный по школе нес свою вахту с деревянным макетом автомата у входа в школу.

Война продолжалась и главным для мальчишек сороковой была не только учеба, но и труд на благо Родины. Выпускники тех лет вспоминали, что носили кирпичи и прокладывали из них дорогу к школе, ремонтировали и мебель, и школу. Школа отапливалась котельной, необходимы были дрова и уголь. Мальчики старших классов вылавливали из Оби дрова и носили к школе за три километра. Переносили и тонны угля. Никого такие трудности не останавливали. Пять кубометров дров в начале учебного года лежали у дверей котельной школы. Так было обеспечено тепло зимой 1944-45 учебного года.  Но больше всего ученики гордились тем, что оказывали помощь фронту. Школьная летопись сохранила сведения о том, что «с 1942 по 1946 год ученики собирали металлолом, бутылки под горючую жидкость для уничтожения вражеских танков, собирали деньги на строительство танков и самолётов (20 т. металлолома, 2000 бутылок, на танк «Таня» – 5500 рублей, самолёт «Олег Кошевой» – 7000 рублей, на эскадрилью «Юный Кировец» – 3700 рублей). Тимуровские команды помогали семьям фронтовиков: ухаживали за маленькими детьми, копали землю под картофель, садили и выкапывали картофель. В 1944 году собирали верхушки клубней картофеля для семян. Учащиеся с 6 класса вместе с классными руководителями работали после уроков на оборонном заводе 2 раза в неделю по 4 часа в день. Иногда на заводе им выдавали по кусочку хлеба, который был посыпан сахаром. Вкусный был этот хлеб! Нельзя недооценить вклад учащихся и учителей сороковой школы тех лет в фонд помощи тылу и фронту. Есть их доля в Победе над врагом!»

Особое внимание уделялось обеспечению условий жизни, воспитанию и обучению сотен тысяч детей, лишившихся родителей и переселенных в восточные районы страны. В начале 1942 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление о борьбе с детской беспризорностью, согласно которому при облисполкомах создавались особые комиссии, а в районных отделах народного образования вводились должности инспекторов по борьбе с детской безнадзорностью, создавалась сеть детприемников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков.

В спасении детей участвовала вся страна. Проводилась целая система мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, открывались детские столовые, летом работали многочисленные пионерские лагеря и детские площадки. Органами Советской власти последовательно решались задачи всеобщего обучения детей. Из западных районов СССР было эвакуировано около 600 школ с количеством учащихся в 63 тыс. человек. Центральный печатный орган партии газета «Правда» подчеркивала: «Мы должны учить всех детей, и учить хорошо, несмотря на сложности военного времени… Никаких ссылок на военную обстановку». В школе № 40 обучались дети из рабочих семей, дети детского дома № 9, а также дети из эвакуированных городов нашей страны. Об этом свидетельствуют рассказы бывшей ученицы школы воспитанницы детского дома № 9 Мельниковой Валентины Михайловны, которая передала рукопись в фонды Центра истории развития Ленинского района.

Коллектив учителей за год добился впечатляющих результатов. Сохранившиеся документы свидетельствую о том, что работа школы фронтально проверялась бригадами районо, горкома партии и всегда итоги были положительными. Даже в приказах упомянут случай, когда инспектор на педсовете отметил: «школа производит отрадное впечатление». Выпуск первого десятого класса состоялся только в 1945 году. Ряд учителей получили правительственные награды. Кирилл Павлович Евсюков, учитель географии – два ордена Отечественной войны 1 степени, орден Красной Звезды, орден Славы, медали за боевые заслуги. Щербаков Иван Максимович и Отто Бруно Яковлевич были награждены орденами «Знак почета». Выпускники разных лет пишут: «Мы любим школу за то, что там как дома!», «Мы любим школу за то, что она любит нас, за получение в ней море эмоций, кучи друзей и множество самых тёплых воспоминаний».

Список литературы:
1. Материалы из фондов ЦИРЛР 
2. Паспорт средней школы № 40 (1946)
3. Книги приказов школы 40 (1943-1946)
4. Воспоминания В.Мельниковой (рукопись)

 

Статья подготовлена руководителем

«Центра истории развития Ленинского района»

Мерзляковой Мариной Львовной

 

Добавить комментарий

Target Image