Сибирский ансамбль песни и пляски

70 лет (1945) со дня первого выступления Государственного Сибирского русского народного хора.

История российского искусства опровергла давнюю истину о том, что когда говорят пушки, музы молчат. В годы Великой Отечественной войны, напротив, происходил бурный расцвет искусства – в стране появилось около 20 новых профессиональных коллективов. Именно тогда начали свои творческие биографии государственные народные хоры – Воронежский, Рязанский, Уральский. Немного позже, в апреле 1945 г., был создан Сибирский хор. Его первое выступление оказалось счастливым и памятным: оно пришлось на 9 мая 1945 г. Основателем и первым художественным руководителем Сибирского хора стал заслуженный работник культуры Российской Федерации Н. П. Корольков.

Наиболее популярные произведения, которые исполнял Сибирский хор под руководством Н. П. Королькова, – «Ваталинка» и «Махонька». Солировала заслуженная артистка РФ Галина Меркулова. Наряду с этими пели также «Ревела буря, дождь шумел», «Степь да степь кругом» и др. Настоящий творческий подъем Государственного Сибирского русского народного хора был в период руководства коллективом народным артистом СССР композитором В. С. Левашовым, в дальнейшем возглавившим Государственный народный хор им. Пятницкого.

Наиболее популярными произведениями того времени были песни: «Над полями зорька светлая», «Зажглась звезда далекая», «В камышах лебедушка», «Стоит береза в поле белом», «Ветер клонит тонки веточки», «Течет Волга» и др. В. С. Левашов заложил прекрасные традиции, дал нужное направление творческому коллективу – быть верным естественному звучанию народной песни, изучать сибирский фольклор и, вместе с тем, не порывать нитей, связывающих искусство народного хора с днем сегодняшним.

С 1962 по 1968 гг. хором руководил заслуженный деятель искусств Якутской АССР, талантливый музыкант и отличный аранжировщик В. И. Чирков. Ему принадлежат обработки: «Сибирская зимушка», вокально-хореографическая композиция «Вечерка» в постановке Бориса Буртакина, а также хоровод «Ватола» в постановке заслуженного артиста России Сергея Руднева.

В дальнейшем художественным руководителем Государственного Сибирского Русского народного хора стал народный артист России композитор А. П. Новиков, который в соавторстве с популярным поэтом-песенником В. М. Пухначевым создавал произведения, славившие Сибирь, ее просторы, трудовую доблесть сибиряков: «Сибирь – краса России», «Над Шушей сосны вековые», «Шумят хлеба», «Ой вы степи», «Как у нас на селе», «Встречай, дорогая». Находясь во Франции с Сибирским хором, А. П. Новиков пишет песню: «Бонжур, Париж». Художественное руководство хором А. П. Новиковым – период творческого подъема коллектива и большой любви артистов к своему руководителю. В концертах сибиряков звучит немало исконно сибирских песен. Среди них известные и любимые «По диким степям Забайкалья», «Александровский централ». Значение знакомства молодежи с такими песнями трудно переоценить: они воспитывают чувство любви к своему народу, Родине, ведь это – живая память народа. Этим принципам верны и нынешние руководители хора – художественный руководитель В. В. Мочалов, руководитель оркестра Н. И. Лугин, главный балетмейстер П. П. Авдеев.

Сибирский фольклор богат, и далеко не все в нем изучено. Это – бесценные залежи, которые надо терпеливо обрабатывать, шлифовать. Результат такой работы, например, – «Сростенские частушки», записанные и обработанные известными «частушечных дел мастерами» новосибирцами братьями Заволокиными на родине В. М. Шукшина в селе Сростки Алтайского края.

Сибирская земля богата самобытными, душевно одаренными людьми. Немало их и в Сибирском хоре. Елена Пономарева, Александр Поспелов – заслуженные артисты России, солисты хора, более 35 лет работают в нем. Говоришь с ними и чувствуешь, что песня русская – это вся их жизнь. Лариса Григорьева – представитель молодого поколения, но в ней – та же преданность народному искусству.

Танцевальные номера хора отличаются то искрометным весельем, то теплым юмором, то легкой грустью. Сдержанная, мягкая манера пения, богатая нюансировка звучания, чистота интонации – вот основные качества хоровой группы.

С 1980 г. эстафету непрерывной работы над самобытностью большого коллектива подхватил его нынешней руководитель – народный артист России композитор В. В. Мочалов, который придал хору новое качество звучания. Большое место в репертуаре хора занимают его обработки народных песен, которые продолжают и умножают традиции исполнения; в концертных программах коллектива появились большие музыкально-хореографические композиции. Можно с уверенностью сказать, что каждая песня, исполняемая хором, это строго выстроенное по драматургическим законам произведение с яркой кульминацией, позволяющей заострить внимание слушателей на самом главном, что помогает заново осмыслить давно известные народные песни и проникнуть в сущность новых сочинений. К таким работам можно отнести песни, получившие особую популярность у слушателей: «Глухой, неведомой тайгою», «Александровский централ», вокально-хореографические композиции и народные гулянья «Над широкой Обью» В. Левашова в постановке В. Копылова, «Троицкие гулянья» в обработке Л. Екатеринушкиной и Б. Бурмакина в постановке С. Руднева, а также «Земля-красавица Сибирь» В. Мочалова в постановке В. Руднева, которую критики называли даже «мини-оперой».

Коллектив Сибирского хора неоднократно награждался всевозможными грамотами, дипломами, а за участие в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 г. в Москве ему присуждены Первая премия, Золотая медаль и Диплом первой степени. Многократно коллектив представлял сибирское песенное искусство за рубежом, в гастролях по городам Франции, Чехословакии, Румынии, Монголии, Кореи, Германии, Китая и других стран. В настоящее время коллектив находится в прекрасной творческой форме.

Пройдя большой творческий путь, являясь одним из первых народных профессиональных коллективов России, Сибирский русский народный хор пользуется большой популярностью не только у себя на родине, но и за рубежом. Использование богатого творческого наследия, уходящего в далекую историю, позволяет коллективу создавать не только яркие хоровые, танцевальные и музыкальные композиции: «Я качу кольцо», «Сибирская зимушка», «Вечерка» и др. Композиция «Сибирская подгорная» вошла в золотой фонд коллектива. Неизменно отмечается богатая палитра звучания хора – глубокое проникновение в образ былинных и старинных сибирских песен, баллад, задушевная лиричность женской группы, сочность звучания мужских голосов в песнях, воспевающих красоту сибирского края, артистический темперамент в исполнении задорных сибирских плясок, вокально-хореографических и оркестровых композиций – все это не оставляет равнодушными зрителей, где бы ни выступал Сибирский народный хор. За творческие успехи коллектив награжден высокими наградами и Почетными дипломами у себя на родине и за рубежом. Он является лауреатом Всемирного фольклорного фестиваля.

Учитывая большие заслуги в собирании, сохранении, развитии и пропаганде сибирского русского национального искусства, коллективу Государственного Сибирского русского народного хора присвоено почетное звание – академический.

А. И. Милантьев

Опубликовано: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005 год.- Новосибирск: Новосиб. Гос.обл. науч.б-ка, 2004.-140с., [10] л. ил.

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
При всём уважении к Александру Ивановичу Милантьеву, бывшим в 70-х директором нашей филармонии, а в 90-х и руководителем концертного отдела Сибирского хора, коллектив это был создан в апреле не 1945-го, а 1944-го, а решение о его создании датируется вообще мартом. И назывался он тогда не Сибирский хор, а женский ансамбль песни и пляски. Хотя, справедливости ради надо отметить, что новый творческий коллектив на протяжении ряда лет в документах и прессе назывался зачастую путано: и женский ансамбль, сибирский хор, и хор Королькова, и ансамбль сибирской песни и пляски. Даже в своём первом Уставе коллектив в одном и том же документе называется двояко: и Новосибирским ансамблем песни и пляски и Сибирским хором. И Галина Меркулова солировала уже не при Королькове, а при Левашове. Чирков возглавлял хор по 1969-й, ну и ещё по мелочи… Но вот первое публичное выступление коллектива действительно было 9 мая 1945 года в Доме Красной Армии. Отрывок из моей новой книги: «Казалось, что весь город вышел на улицы, кругом играли духовые оркестры, люди танцевали, подбрасывали в воздух военных. Предприятия объявили выходной день, в кинотеатрах бесплатно «крутили» любимые фильмы, но коллектив ансамбля Королькова всё же собрался на репетицию. Потому, что её ждали. Все участники ансамбля знали, что вот сейчас… «Девятого мая день такой хороший, солнечный – вспоминает Анна Ивановна. Ещё на репетиции Николай Петрович говорит: сегодня у нас будет первый концерт - в Доме Красной армии» (ныне Дом офицеров). «Зал был переполнен. Открылся занавес, и зазвучало - «Ой туманы, мои, растуманы», и люди замерли». Это место и дата проведения первого концерта подтверждается и исследованием кандидата искусствоведения, доцента, заведующей музеем истории Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки Ниной Ивановной Головнёвой. Но есть и ещё одна версия. Ветераны говорят, что 9 мая коллективом был дан не один, а два концерта. Первый состоялся в 12 часов дня на сцене Новосибирского оперного театра. В тот день в театре предполагалась генеральная репетиция оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», премьера которой состоялась тремя днями позже на торжественном открытии театра. Вот на фоне уже смонтированных декораций этого спектакля, который завесили тканью и плащ-палатками, и прошёл первый концерт нового ансамбля песни и пляски». Последнее лишь неправдоподобная версия, но в данный час, 12 мая 2015 года Государственный академический Сибирский русский народный хор действительно выступает на сцене нашего оперного и снова щемяще-торжественно поёт «Ой туманы, мои, растуманы», а зал снова плачет.

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Книга закончена. Там порядка 150 А4. Рабочее название "Антология", но она уже шире названия. Сейчас над изданием думает руководство хора.

Добавить комментарий

Target Image