Спасённые шедевры

Картины и скульптуры из собрания Третьяковской галереи привезут в Новосибирский Художественный музей.

Сильвестр Щедрин. Новый Рим. Замок святого ангела. 1824.

Выставка, к которой сотрудники музея готовились пять лет, откроется 30 марта. Потребовалось время и на переговоры, и на обдумывание концепции. Третьяковская галерея делает немало выставок в городах России, но Новосибирск занимает в этом ряду особое место, поскольку коллекции главной галереи страны хранились здесь во время Великой Отечественной войны. «Поэтому подход к той выставке, которую москвичи сейчас предоставляют нам, и с нашей стороны, и с их стороны, конечно, иной, особый, — рассказывает Светлана Голикова, заместитель директора по науке Новосибирского художественного музея. — Эвакуированные коллекции находились в недостроенном здании театра оперы и балета, в специально организованном филиале музея. Их хранили в ящиках, которые вскрывали только, если возникали опасения из-за колебаний температуры и влажности, чтобы посмотреть, всё ли благополучно. Вернувшись в Москву в 1944 году, музейные сотрудники засвидетельствовали (и это зафиксировано в архивных документах) высокую степень сохранности произведений».

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899.

Сотрудники Третьяковки активно участвовали в художественной жизни Новосибирска. Искусствоведы читали лекции в городе и области, помогали в организации выставок тех художников, которые жили в самом Новосибирске или были эвакуированы сюда, устраивали выставки из своих фондов. «Первая выставка прошла в здании нынешней мэрии и была посвящена изобразительному искусству советского периода, — продолжает Светлана Павловна. — Вторая выставка, в здании самого оперного, представляла шедевры русского изобразительного искусства XVIII—ХIХ столетий. Она тогда вызвала большой интерес горожан и получила благодарный отклик».

Фирс Журавлёв. «Купеческие поминки». 1876 г.

И вот теперь Третьяковская галерея возвращается в Новосибирск для экспонирования своей коллекции. Для того чтобы произведения благополучно выставлялись в течение относительно долгого времени (а выставка проработает до начала июля), требуется соблюдение ровных, неменяющихся показаний температуры и влажности в залах. «Во время подготовки этого выставочного проекта пришлось полностью переоснастить третий этаж Художественного музея. Особых усилий потребует и доставка картин с соблюдением всех требований транспортировки культурных ценностей», — отметил врио министра культуры Новосибирской области Игорь Решетников.

Иван Хруцкий. «Цветы и плоды». 1836 г.

Структура выставки включает три раздела. В первом из них — среди произведений Д. Г. Левицкого, С. Ф. Щедрина, А. Е. Мартынова, И. Ф. Хруцкого — центральное место занимает этюд «Голова Иоанна Крестителя» кисти прославленного живописца Александра Андреевича Иванова, выполненный для картины «Явление Христа народу». Над своим знаменитым полотном автор работал в течение долгих 20 лет, а в период Великой Отечественной войны оно было эвакуировано в числе других картин в Новосибирск.

Александр Иванов. «Голова Иоанна Крестителя. Этюд». Вторая половина 1830-х гг..

Во втором разделе собраны произведения, отражающие во всём многообразии основные направления искусства второй половины XIX — начала ХХ века. Это пейзажи А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана, А. М. Васнецова, портреты И. Н. Крамского, И. Е. Репина, жанровые сцены Ф. С. Журавлёва, А. П. Рябушкина. Новосибирцы увидят авторское повторение картины В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» и нежный образ Снегурочки.

Алексей Саврасов. «К концу лета на Волге». 1873 г..

Выставку завершает небольшой раздел советского искусства, представленный работами наиболее значимых художников предвоенной эпохи — М. В. Нестеровым, П. П. Беньковым, В. К. Бялыницким-Бирулей. В Новосибирск также приедут и известные скульптурные произведения этого периода — повторение скульптуры Марка Антокольского «Нестор-летописец» и «Берёзка» Анны Голубкиной.

Анна Голубкина. «Берёзка». 1927 г..

Экспозицию дополнят фотографии, документы, письма, воспоминания, свидетельствующие о героическом периоде эвакуированного музейного собрания. Картины, находившиеся во время войны в Новосибирске, будут отдельно отмечены в этикетаже и в подготовленном к выставке каталоге. Из статьи по воспоминаниям сотрудников галереи в каталоге новосибирцы также узнают о том, каким был наш город в это время.

Марина ШАБАНОВА

http://xn--b1aecnthebc1acj.xn--p1ai/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%91%D0%BD...

Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image