Территория связи

Печатается по:
История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки).
T. II. Новосибирск, 2006. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 285-316.

Кривощековская (затем Обская, затем Новониколаевская) почтово-телеграфная контора – первое почтовое учреждение в будущей столице Сибири – появилась в 1896 году как отделение Колыванской. Для ее открытия и обустройства в Кривощеково был командирован помощник начальника Колыванской конторы коллежский секретарь Сметанин. В двухэтажном доме крестьянина Петухова – человека зажиточного, владевшего мельницей на речке Каменке, – сняли квартиру на первом этаже. Мебель, оборудование, канцелярские принадлежности были высланы из губернского центра – Томска. В помощь Сметанину назначили почтово-телеграфного чиновника VI разряда Когтева и двух почтальонов. 1 февраля временный заведующий извещает полицию и хозяев крупных предприятий о том, что «… с сего числа в поселке Новониколаевском открыто Кривощековское почтовое отделение с приемом и выдачей всякого рода корреспонденции».

Отделение стало именоваться по названию левобережного села Кривощеково, но располагалось на правом берегу, на том месте, где позже построили знаменитый новосибирский стоквартирный жилой дом. Именно здесь, неподалеку от пристани и строящегося железнодорожного моста через Обь, начало работать новое почтовое отделение. С первого дня своего существования оно работало с полной нагрузкой. В служебной записке от марта того же 1896 года заведующий Сметанин просит прислать еще почтальонов «в связи с увеличившимся количеством корреспонденции». Уже в то время новониколаевцы выписывали 242 периодических издания. Начальство согласилось с обоснованной просьбой, и в поселок Новониколаевский перевели несколько работников соседних отделений связи. Но поток писем и прочих почтовых отправлений рос стремительнее, чем штат отделения. В следующем году оно было преобразовано в почтово-телеграфную контору сразу V класса, каковых по всей необъятной Российской империи насчитывалось тогда чуть более трех сотен. Через четыре года, в 1901-м, новониколаевской конторе присвоили IV класс, в 1906-м – третий, в 1909-м – второй. С мая 1913 года она стала почтово-телеграфной конторой I класса с грузовым оборотом поступающей и отправляемой почты в 92000 пудов. Ее годовой денежный оборот составил более 36 миллионов рублей. Поселок Новониколаевский становится местом сбора всей корреспонденции, отправляемой затем в Европейскую Россию. Получается, что именно почтовое ведомство первым оценило его выгодное местоположение и предвосхитило его роль всесибирского центра.

Сложной задачей было в то время обеспечить быстро растущую почтовую сеть подготовленными кадрами. Должность почтового служащего в начале века являлась очень престижной, занять ее мог далеко не каждый. Даже рядовой работник должен был быть человеком безупречной репутации, грамотным и благонадежным. Кандидат на должность проходил тщательную проверку. Его приводили к присяге, в которой он обещал «служить верно и нелицемерно» и хранить крепко «всякую вверенную мне тайность». В почтовом ведомстве поначалу не жаловали слабый пол. Это потом, спустя десятилетия, связь станет отраслью по преимуществу женской. Поначалу же почтальонами работали только мужчины. И действительно, работа эта была под силу лишь человеку физически крепкому. Об этом можно судить по существовавшим тогда расценкам: новониколаевский почтальон получал 20 копеек за сутки в том случае, если находился в пути не менее 11 часов.

Служба в почтовом ведомстве была и небезопасна. Нередко случались нападения на почтовые повозки. В июне 1907 года Новониколаевск «прославился» на всю Сибирь из-за вооруженного ограбления почты. Грабители убили одного из сопровождавших. Их добыча составила 50 тысяч рублей. Газеты писали, что почтальон Горлов сначала отстреливался, но потом ему пришлось спасаться бегством.

Почтовое ведомство в те годы обладало наиболее развитой инфраструктурой даже в самых отдаленных частях Российской империи. Поэтому, когда Министерство финансов решило расширить охват населения сберегательным делом, оно прибегло к помощи почты. В конце XIX века в большинстве почтовых и почтово-телеграфных учреждений существовали сберегательные кассы.

В десятые годы двадцатого столетия безуездный город Новониколаевск превращается в заметный торгово-транспортный центр, по численности населения сравнимый с Томском. Соответственно рос и объем почтовых отправлений. В 1917 году жителям города было доставлено около 41 тысячи писем и 227 тысяч экземпляров газет и журналов, в почтовой конторе города работало уже 203 человека.

С началом Первой мировой войны резко увеличивается нагрузка на телеграф. Еще в самом начале прошлого века телеграф становится незаменимым средством общения государственных учреждений, деловых предприятий и частных лиц. Телеграфное сообщение в Новониколаевске начиналось с четырех телеграфных аппаратов Морзе, установленных в Обской почтовой конторе. А в 1917 году в Новониколаевской почтово-телеграфной конторе уже работало 11 аппаратов Морзе, 4 аппарата Юза и один Уитстона, 11 трансляций, два комплекта слуховых аппаратов и 2 телефона. Имелась и своя мастерская по ремонту телеграфной техники.

Телефонная сеть в Новониколаевске появилась в 1905 году. Устроена она была силами Добровольного пожарного общества по контракту с Главным управлением почт и телеграфов. Газета «Сибирская жизнь» от 23 сентября 1905 года сообщает: «С 1 октября в г. Ново-Николаевске начинает функционировать телефонная сеть, устроенная местным добровольным пожарным обществом». Судя по всему, телефон привлек внимание пожарных как средство скорейшего предупреждения о загораниях. Общество «должным образом построило сеть телефонных сообщений в размерах местной потребности», в 1914 году провело ее реконструкцию и занималось эксплуатацией сети вплоть до Гражданской войны. Новониколаевская телефонная сеть была смонтирована на базе оборудования «Эриксон» и включала в себя центральную телефонную станцию на 574 абонента и две подстанции. Телефонизированы в Новониколаевске были: отделение казначейства, полицейское управление, вокзал, отделение Госбанка, городская управа, переселенческий пункт, средние учебные заведения, общественные здания, редакции газет, больницы, аптеки, банки. Квартирные телефоны имели, в основном, должностные лица: городской голова, начальник полиции, начальник железнодорожной станции, городской архитектор, техник электростанции, начальник гарнизона, начальник почтово-телеграфной конторы. Разумеется, был установлен телефон и в почтово-телеграфной конторе, причем, по условиям контракта 1906 года, предусматривалась передача телеграмм по телефону.

Февральская и Октябрьская революции, заполыхавшие на огромных пространствах потрясенной страны, Гражданская война с роковой неизбежностью вели к огромным людским и материально-техническим потерям. Развитие связи в эти годы останавливается.

После установления советской власти в стране был образован Народный комиссариат почт и телеграфов – Наркомпочтель – высшее звено управления связью на уровне государства. Летом 1918 года прежние почтово-телеграфные округа упраздняются, вместо них создаются отделы связи губисполкомов, в задачу которых входят «организация и управление связью». Губернским отделам связи подчинялись все предприятия связи, расположенные на территории данной губернии.

В конце 1919 года на правах отдела Сибревкома организуется Сибпочтель – Сибирское управление почт и телеграфов. Возглавил его чрезвычайный уполномоченный Наркомпочтеля по Сибири А.И. Ермоленко. Под его председательством в июле 1920 года прошло межведомственное совещание по вопросу «о развитии сети народной связи». В нем участвовали представители Сибревкома, Сибирского округа путей сообщения, Сибсовнархоза, Сибздрава и других учреждений и организаций, жизненно заинтересованных в четком функционировании всех видов связи. Совещание постановило «признать развитие сети почтово-телеграфных учреждений в Сибири настоятельно необходимым и принять меры к осуществлению этого развития, причем в первую очередь обеспечить почтово-телеграфной связью нужды окраин Сибири, водного транспорта, во вторую очередь – пункты заготовок, совнархозы, в третью очередь – медицинские и, по возможности, фельдшерские пункты».

Надо сказать, что это была трудная задача. За годы Гражданской войны фронт дважды прокатился по территории Западной Сибири. Военные власти, не задумываясь о последствиях, реквизировали у почтового ведомства все, что необходимо фронту, и прежде всего – транспорт и почтовые вагоны. Значительными стали и кадровые потери. Отлаженная система почтовой связи была почти полностью разрушена. В короткое время предстояло восстановить деятельность почт, тем более что город становится в это время центром губернии. 13 января 1920 года газета Новониколаевского ревкома и общегородского комитета РКП(б) «Красное знамя» помещает следующее объявление: «Заведующий почт и телеграфов Новониколаевского района объявляет: операции почты, прием телеграмм в Новониколаевской почтово-телеграфной конторе возобновлены. Простые закрытые письма до 15 граммов и карточки пересылаются бесплатно».

Летом 1921 года была образована Новониколаевская губерния, и в губисполкоме сразу же создается отдел нарсвязи. На 1 января 1922 г. в губернии действовали: почтовая контора – 1, почтово-телеграфных контор – 7, почтово-телеграфных отделений – 18, почтовых отделений – 17, радиостанций – 2, конно-почтовых пунктов – 76, в которых насчитывалось 224 лошади, 150 ямщиков. Перевозка почты производилась два раза в неделю, доставка корреспонденции – один раз. Телеграфная связь осуществлялась по аппаратам Уитстона, Морзе. Средств радиовещания не было. Междугородной телефонной связи не было, а городская телефонная сеть находилась в самом плачевном состоянии. За последние годы она то переходила в ведение городской управы, то вновь передавалась Добровольному пожарному обществу. К моменту национализации она являлась практически бесхозной и «еле пиликала», по выражению назначенного «поднять» этот участок работы завтефа Нестерова. Для нормальной работы почтово-телеграфной службы не хватало буквально всего: ламп, весов, упаковочных материалов. Из-за недостатка ламп и керосина люди работали при коптилках, в помещениях без зимних рам, в рамы были вставлены пузыри, кожа, доски вместо стекол. Корреспонденция перевозилась часто без упаковки, на неприспособленных повозках…

Новониколаевский губотдел народной связи просуществовал лишь год. В стране осуществили переход на окружную систему управления связью. Город становится центром Средне-Сибирского округа связи. Но трудности остались те же. Особенно острой была кадровая проблема. В новониколаевских предприятиях связи в этот период работало всего два человека с высшим, но не специальным образованием, 8% – со средним, остальные – с начальным, домашним или самоучки.

Еще в 1919 году правительство принимает ряд важных постановлений, предусматривающих подготовку профессиональных кадров. Так, Народный комиссариат почт и телеграфов создает подотдел народной связи при Народном комиссариате просвещения для разработки учебных планов и программ, создания учебных баз. Началом организации профессионально-технического образования работников связи стали краткосрочные курсы при губернских отделах и крупных предприятиях связи. В Москве организуются первые курсы подготовки руководителей почтово-телеграфного ведомства с шестинедельным сроком обучения. Особую важность приобретает развитие одного из самых перспективных в то время направлений связи – радиосвязи. В Москве открывается радиошкола, которая в скором времени объединяется с телеграфной школой. Практически в течение года в стране создается основа для организации высшего учебного заведения, которое могло бы готовить связистов всех квалификаций. Им становится Московский электротехнический институт связи им. В.Н. Подбельского.

Централизованная подготовка специалистов всех уровней – от руководящего состава до низшего звена, несколько снимала остроту проблемы, но не могла закрыть потребность в кадрах на местах полностью. Особенно наглядно ощущался дефицит специалистов связи на необъятных сибирских просторах.

Эти годы были временем поисков и реорганизаций. И не только «на верхних», но и на «нижних» этажах связи. Почтовики старались проявлять на местах максимум инициативы. Так, например, недостаток учреждений связи в сельской местности пытались восполнить за счет того, что работники волисполкомов по совместительству выполняли и некоторые простые почтовые операции. Основными вопросами для почтовых работников тогда являлись скорость доставки и охват почтовыми услугами. При катастрофической нехватке транспорта выходить из положения приходилось при помощи так называемой передвижной почты. Работники связи, следуя по коннопочтовым трактам, заезжали по пути в максимально возможное количество сел и деревень, лишенных почтовых учреждений, и там выдавали и принимали почтовые отправления. В 1927 году многие передвижные почты упразднили, взамен же ввели институт конных сельских письмоносцев.

Особая нагрузка ложится в начале двадцатых годов на телеграф. Поскольку почтовая связь в то время едва функционировала, все старались наладить междугороднее общение с помощью телеграфа. Поэтому еще долго для работников телеграфа оставался больным вопрос – кто и сколько имеет право передавать «по прямым проводам».

В эти же годы в городе начинает работать и междугородняя телефонная связь. В 1924 году в докладе о состоянии связи Средне-Сибирского округа упоминается, что установлена телефонная связь «на телеграфных проводах» между пунктами: Новониколаевск – Камень, Томск – Тайга, Рубцовск – Локоть, Каинск – Барабинск. Одновременная работа телефона и телеграфа обеспечивалась с помощью фильтров, а прием фонического вызова осуществлялся на репродуктор или телефон. Междугородние телефонные связи обслуживались на коммутаторе городской телефонной станции, который установили в Новосибирской почтово-телеграфной конторе 23 июля 1925 года. Это было фактическое начало работы Новосибирской междугородней телефонной станции (НМТС). В 1927 году Новосибирск уже имел телефонную связь с Бердском, Верх-Ирменью, Каргатом, Колыванью, Маслянином и Черепановом. В период с 1928 по 1930 годы завершили работы по подвеске воздушных цепей из цветного металла на участках: Москва – Свердловск, Новосибирск – Сталинск (ныне Новокузнецк).

В 20-х годах в Сибири начали строиться радиотелеграфные приемо-передающие и приемные станции, обеспечивающие радиосвязь не только с Москвой, но и с административными центрами Сибири, Заполярья, Дальнего Востока, а также с заграницей. Одну из таких станций построили в 15 километрах от Новосибирска, вблизи разъезда Иня. Это была мощная стокиловаттная станция, четвертая в СССР такой мощности, оснащенная по последним достижениям радиотехники того времени. В дальнейшем на территории области построили и другие, более мощные радиостанции.

Курс на индустриализацию страны с объективной неизбежностью требовал от отраслей связи резкого и качественного подъема. Росло число работников связи, менялся их состав, шло техническое оснащение. И все-таки за темпами индустриализации связь пока не успевала. В мае 1931 года бюро Новосибирского крайкома принимает постановление, в котором говорится об отставании связи, «тормозящем оперативное руководство преобразованием хозяйств». Отмечалось, что ассигнования на капстроительство связи резко отстают от потребностей. Давала о себе знать устойчивая тенденция, которую полностью так и не удалось преодолеть даже десятилетия спустя. Связь считали второстепенной отраслью, со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом все продолжали требовать надежную, качественную связь.

Анализируя причины серьезных недоработок, краевое управление связи не пряталось за объективные трудности – такие, как недостаточное снабжение распределяемыми централизованно материалами (проволока, радиоаппаратура, оборудование для телеграфа и телефона), как недостаточность финансовых средств, отпускаемых на ремонт и снабжение даже самым необходимым – мешками, сумками почтальонов и т.п. Прежде всего, выявлялись внутренние причины слабой работы: «невысокая техническая грамотность как рядового персонала, так и руководящих работников; неудовлетворительная организация труда; недостаточное внедрение поощрительной оплаты». Соответственно определялись и задачи: тщательный подбор и обучение кадров, усиление контроля и проверки исполнения, внедрение передовых методов организации и оплаты труда.

В начале 30-х в Новосибирске открылись ФЗУ и техникум связи. В техникуме были радио-, телефонное, телеграфное отделения и рабфак. Но скорой отдачи и решения насущных проблем в ближайшее время от них ждать не приходилось. Поэтому на местах создавались кружки технической учебы, все работники регулярно обязаны были сдавать техминимум.

Первого октября 1931 года открывается Новосибирский почтамт. К этому времени в городе работали отдел доставки и семь отделений связи: Привокзальное, Октябрьское, Ипподромское, Фабричное, на станции Иня, на заводе горного оборудования (завод им. Чкалова) и заводе «Сибкомбайн» («Сибсельмаш»). Кроме того, в Новосибирске действовало ЖДО – отделение перевозки почт по железной дороге. Вся принятая почта за пределы области отправлялась через ЖДО. В этот период здесь обслуживались маршруты почтовых вагонов Новосибирск – Семипалатинск, Новосибирск – Свердловск, Новосибирск – Кемерово. Но основным видом транспорта в почтовых перевозках внутри области, наряду с железнодорожным, по-прежнему оставался гужевой – лошади и даже быки. Труд почтальонов был почти стопроцентно ручным. Работа по внедрению средств механизации еще только начиналась.

Большое влияние на дальнейшую судьбу почты оказало постановление СНК СССР от 23 мая 1936 года «Об улучшении низовой почтовой связи». Предусматривалось открыть к 1 сентября 1936 года десять тысяч сельских отделений связи с полным объемом всех почтовых операций. Райсполкомам было предложено безвозмездно предоставлять для почтовых отделений пригодные помещения с квартирами при них для начальников отделений связи. Этим же постановлением предлагалось расширить функции почтовых агентств, возложив на них прием и выдачу простой и заказной корреспонденции, посылок без объявленной ценности, прием подписки на газеты и журналы.

К концу 30-х на первый план в работе почтовиков выходят вопросы качества. В 1939 году вводятся единые нормативы частоты движения и доставки почты, выемки писем из почтовых ящиков, а также контрольные сроки обработки корреспонденции и печати. В 1940 году организована служба эксплуатационного контроля, сыгравшая большую роль в улучшении качества обработки всех видов почты.

Большие изменения происходили в эти годы и в телеграфной связи. В 1931 году телеграф выделили из почтово-телеграфной конторы в самостоятельное предприятие. К этому времени через Новосибирский городской телеграф в сутки проходило до 9000 телеграмм. Он превращается в крупный транзитный узел.

В 1936 году здесь открыли первую на востоке страны фототелеграфную связь Москва – Новосибирск. Проводились опытные передачи газет «Известия» и «Правда» с помощью телеграфного аппарата ЗФТ-А4.

Быстрый рост молодого Новосибирска, усиление его административного влияния в крае привели к резкому увеличению в городе совучреждений, заводов, фирм и строительных площадок. Их требовалось обеспечить надежной телефонной связью. Это была нелегкая задача. Отсутствие средств и новой техники долго не давало возможности приступить к главному – ремонту и реконструкции линий. В 1926 году в Новосибирске насчитывалось уже 878 абонентов – намного меньше, чем требовалось. Не в последнюю очередь именно поэтому новосибирские связисты одними из первых в стране задумались о переходе на автоматическую телефонную связь. Вчерашним днем были и воздушные линии, надо было начинать прокладку линий под землей в специальной бетонной канализации.

Во времена нэпа с Советской страной сотрудничали многие западные фирмы. Шведская компания «Эриксон» построила в 1929 году первую в СССР автоматическую телефонную станцию в Ростове-на-Дону. Такую же АТС в мае 1931 года запустили в эксплуатацию в Новосибирске. Это был настоящий прорыв! Емкость АТС-2 составляла 3000 номеров. Возросло качество связи. Но Новосибирск стремительно опережал и эти возможности. Население его в 1931 году составляло 180 тысяч человек, а в конце 30-х – более четырехсот тысяч. Кроме того, в этот период он становится настоящей региональной столицей: здесь находились штаб СибВО, управления железной дороги, гражданской авиации и пароходства, руководящий аппарат Сиблага и т.д. В 1935 г. первую и единственную пока новосибирскую АТС расширяют еще на 2500 номеров. Но этого было явно недостаточно, и в третью пятилетку (1937-1942 гг.) предполагалось количество телефонов в городе намного увеличить.

Значительные изменения происходят в эти годы и в междугородней телефонной связи. Это направление связи работало, прежде всего, на государственные цели, являясь важнейшим инструментом оперативного управления и контроля. Роль Новосибирска в этой схеме была очень важной. Город являлся крупным во всех отношениях стратегическим пунктом, поскольку именно через него проходили все транспортные артерии, коммутировалось до 90% всех транзитных междугородних разговоров – на восток, на север, на юг и, конечно, на запад – к Москве. Летом 1932 года НМТС выделяется в самостоятельное предприятие, подчиненное краевому управлению связи. Устанавливается первый телефонный промежуточный усилитель (ТПУ) на связи Москва – Свердловск – Новосибирск – Сталинск. Впервые появляется телефонная связь с Москвой по каналу низкой частоты. В 1933 году была организована первая высокочастотная телефонная связь со Сталинском (Новокузнецком). В 1935—1936 гг. началось строительство линейных и гражданских сооружений магистрали Москва – Хабаровск. После ее пуска в 1939 году устанавливается связь Новосибирска с Красноярском, Иркутском, Читой, Улан-Удэ, Хабаровском и Владивостоком.

По-прежнему главным участком работы новосибирских связистов являлось обеспечение надежной связью органов власти. Устанавливается высокочастотная связь (ВЧ) города с высшим политическим руководством страны, Генеральным штабом Красной армии, органами НКВД. В то время ВЧ-связь осуществлялась с помощью импортной аппаратуры и считалась самой качественной и надежной.

В 1924 году Сибирский ревком рассматривает проект создания сети радиовещательных станций в Новониколаевске и окружных городах.  А уже в 1926 году в районе железнодорожной станции Алтайка (сейчас ул. Добролюбова) выходит в эфир первый радиовещательный передатчик РВ-6 мощностью 4 кВт. Открывая передачу, диктор объявил: «Слушайте, слушайте! Говорит первая Сибирская широковещательная радиостанция».

В начале 30-х под Новосибирском начинается строительство передающей радиостанции № 1, где в конце 1932 года вступает в строй радиовещательный передатчик запланированной мощности, получивший позывной «РВ-76». С началом работы передатчика заметно оживилась культурная и политическая жизнь Сибири. В эфир выходили ежедневные новости, велась трансляция заседаний, лекций, концертов. В годы Великой Отечественной войны по радио впервые зазвучала песня: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с фашистской силой темною, с проклятою ордой!»

С первых дней войны почтовая связь оказалась в тяжелых условиях. Почти все мужчины, годные для военной службы, ушли на фронт. Трудились в почтовых предприятиях в это время в основном женщины. В первые же месяцы войны в город стали прибывать эвакуированные из европейской части страны заводы. Они в короткие сроки, зачастую прямо с колес, не имея крыши над головой, возобновляли производство необходимой фронту продукции. Не хватало многого, но без связи не могло обойтись ни одно предприятие.

Работа почтовиков в военных условиях наполнялась особым смыслом. Своевременная весточка из дома, можно без преувеличения сказать, имела стратегическое значение. Значительно возрос объем корреспонденции, переводов и телеграмм в военные годы. Особенно много было простых воинских «треугольников», которые обрабатывались и сортировались непосредственно в почтовых вагонах. Рабочих рук не хватало. Почтальоны были плохо одеты и обуты, но, несмотря на сибирские морозы, бесперебойно доставляли письма, газеты, журналы. Нередко им приходилось обслуживать сразу несколько участков. В годы войны была узаконена трехразовая доставка почты, за исключением самых удаленных окраин, куда почту доставляли два раза в день.

В самые первые годы войны за счет эвакуированных число жителей Новосибирска удвоилось. Работа почтовиков намного усложнилась. Трудиться приходилось в тяжелых условиях. Для перевозки почты на перроне использовались тележки и сани. Тем не менее коллектив Новосибирского отделения перевозки почт не только справлялся со своими обязанностями, но и неоднократно выходил победителем Всесоюзного социалистического соревнования, поощрялся наркоматом и областным управлением связи денежными премиями. 8 апреля 1945 года ему было вручено переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата связи.

В не менее тяжелом положении в годы войны оказался и коллектив Новосибирского телеграфа. Связист – важная специальность на фронте, поэтому 427 человек из 840 работников телеграфа были призваны в ряды Красной армии. Оставшимся пришлось работать без выходных и, конечно, без отпусков.

С началом войны резко возрос обмен телеграмм: от 11 миллионов в год довоенных до 23 миллионов в 42-м году. Но коллектив с подобной нагрузкой справлялся. А трудностей хватало. Намного ухудшилось снабжение эксплуатационными материалами, не хватало угля, и аппаратная плохо отапливалась. Работать приходилось в шубах и пальто. Но работники телеграфа стойко переносили все эти тяготы: собирали теплые вещи для бойцов Красной армии, подписывались на заем на полтора-два оклада, в зимнее время расчищали железнодорожные пути. Большая группа работников Новосибирского телеграфа в военные и первые послевоенные годы была награждена правительственными наградами за доблестный труд в тылу.

В несколько раз возросла в годы войны и нагрузка на телефонную связь. Руководители эвакуированных предприятий первое время жили в гостиницах, не имели ни кабинетов, ни телефонов. Требовалась связь с заводом, который еще находился в пути или грузился в вагоны. Случалось, что директора этих предприятий буквально пробивались в кабинет начальника станции и требовали или умоляли дать немедленную связь. Много хлопот было и с эвакуированными из Москвы, особенно после первых налетов фашистской авиации на Москву. На центральном переговорном пункте, а это был тогда единственный переговорный пункт в городе, собиралось очень много народу. С вечера составлялся список – очередь на переговоры с Москвой. Часто телефон в Москве не отвечал – многие москвичи работали в ночные смены или дежурили. В самом конце 1941 года в Новосибирске оборудовали три переговорных пункта – на вокзале, в соцгородке завода им. Чкалова и в Первомайском районе. На пунктах установили по одной кабине междугородней связи.

В августе 1941 года вместе с демонтированной АТС на 2000 номеров из оставленного нашими войсками Киева в Новосибирск приехал опытный инженер-связист Х.Л. Гомельский. Его назначили начальником Новосибирской городской телефонной станции, поставив задачу в кратчайшие сроки обеспечить бесперебойную связь с оборонными заводами. Бюро обкома ВКП (б) принимает специальное решение о расширении автоматической телефонной станции. Предполагалось использовать эвакуированное оборудование. Скоро емкость Новосибирской АТС увеличилась до семи с половиной тысяч номеров.

Наряду с этой АТС в городе тогда действовало 59 коммутаторных установок, принадлежавших городским предприятиям, общей емкостью одиннадцать с лишним тысяч номеров. На заводе им. Чкалова, например, имелась собственная телефонная станция на 1000 абонентов. Запустить ее в действие заводчанам без помощи настоящих профессионалов было не под силу. В короткие сроки специалисты НГТС завершили монтаж кроссового оборудования и аккумуляторной и связь обеспечили. На «Сибкомбайне» тоже было свое работоспособное оборудование, но эксплуатировать его было некому. Работники НГТС обучили группу заводской молодежи, и на заводе, в новом заводском районе, связанном с центром лишь железнодорожным мостом, заработала телефонная станция.

Одной из главных проблем в эти годы стала кадровая. Связисты сумели организовать подготовку рабочего пополнения, а энтузиазма и самоотверженности молодежи военной поры было не занимать. Девчонки и мальчишки, имея в своем распоряжении из транспорта одну лишь лошадь, не только четко устраняли все повреждения, но и прокладывали новые кабельные линии. Телефонная сеть непрерывно расширялась, в город все прибывали и прибывали предприятия и учреждения. В годы войны население Новосибирска удвоилось за счет эвакуированных. И, как говорится, «не было бы счастья, так несчастье помогло»: в числе эвакуированных оказалась группа специалистов ленинградского института «Гипросвязь», которые значительно укрепили инженерный состав НГТС.

Связисты справились с задачей – обеспечили нормальную связь в условиях военного времени. Далось это, конечно, неимоверным напряжением всех сил. «За четыре года, – вспоминал инженер В.С. Савин, – мы забыли, что такое выходные, часто приходилось по несколько суток вообще не спать». Но именно такой самоотверженный труд на каждом рабочем месте и приблизил Победу.

В первые послевоенные годы связисты столкнулись с новыми трудностями. Значительно вырос за прошедшие годы объем почтовых отправлений, поскольку намного увеличилось население города, росла востребованность услуг связи. Связь же за годы войны во многих отношениях была доведена до критического состояния – сказались нагрузки военных лет, изношенность оборудования, нехватка буквально всего и вся. По-прежнему оставалась нерешенной проблема квалифицированных кадров. Все это неизбежно сказывалось на качестве работы связистов. Надо было принимать срочные меры, приводить связь в соответствие с уровнем намеченных страной планов.

В своих первых послевоенных планах новосибирские связисты наметили работы по увеличению сети отделений, расширению емкости ГТС, увеличению мощности радиоузлов, работы по прокладке кабелей в городе и райцентрах. Предстояло заменить огромный объем проводов. К сожалению, централизованные поставки необходимых для реконструкции материалов сильно отставали от потребности. Обучение же кадров затруднялось недостатком литературы: правил эксплуатации, инструкций. На весь почтамт, например, насчитывалось всего 6 экземпляров книг «почтовой эксплуатации», а почтовые правила появились значительно позже. Все эти беды и проблемы были очень похожи на те, что существовали и в 20-е годы: кадры, материалы, методическая и нормативная литература.

Кадровую проблему во многом мог бы помочь разрешить жилищный вопрос. Жилья катастрофически не хватало. Управление связи поставило вопрос о строительстве в 1946-1947 годах жилого дома, а также выделении средств на ремонт жилья. Но все эти просьбы остались в те годы неудовлетворенными.

В 1946 году были введены новые нормативы частоты обмена и доставки почты, новые, более жесткие контрольные сроки обработки, пересылки и доставки почтовых отправлений, внедрялась новая система контроля над сроками прохождения письменной корреспонденции и печати. Перед почтовиками была поставлена задача – всю печать, поступившую в предприятия связи до 15 часов 30 минут, доставлять в этот же день.

К концу первой послевоенной пятилетки скорость продвижения почты достигла довоенного уровня. В условиях нехватки кадров, слабой механизации производственных процессов это было важным достижением. И это при том, что объемы работы почтамта постоянно увеличивались.

В 1947 году центральные газеты «Правду» и «Известия» стали печатать в Новосибирске. Сроки доставки газет подписчикам намного сократились.

Постепенно, шаг за шагом начинался процесс модернизации оборудования на телеграфе. Первые, давно устаревшие телеграфные аппараты снимались с эксплуатации, заменялись более совершенными. В 1947 году на телеграфе была установлена шнуровая станция абонентского телеграфа, а в 1959 г. вместо нее была смонтирована и сдана в эксплуатацию первая в Сибири автоматическая станция абонентского телеграфа АТА-50. С ее пуском учреждения Новосибирска и других городов Сибири получили возможность путем набора номера, присвоенного абоненту, получить немедленное соединение со всеми областными центрами.

К середине 50-х обмен телеграмм достиг 63 тысяч в сутки. В предпраздничные дни нагрузка в несколько раз превышала обычную. Все работники цехов и отделов сутками не уходили с рабочих мест.

В 1959 году Новосибирский телеграф одним из первых в стране подхватил начинание ленинградцев – перевести связи СТ-35 на работу без контроля передачи. Это позволило высвободить до 40% телеграфных аппаратов и соответствующую производственную площадь.

Для автоматизации внутреннего этапа обработки телеграмм в 1962 году на Новосибирском телеграфе была смонтирована и сдана в эксплуатацию система с кодовой коммуникацией «ЛИМАН». Внедрение этой системы позволило увеличить обмен в 1,8 раза, сократить штат на 200 человек, увеличить производительность труда в два раза.

В первые послевоенные годы в стране начинается производство автоматических телефонных станций нового поколения – декадно-шаговых. Но прежние, механические станции служили еще очень долго. В Новосибирске существующая центральная АТС была расширена до 9300 номеров, но при этом оставалась единственной в городе с почти миллионным населением еще без малого тридцать лет.

Помимо постоянной нехватки емкости, перед новосибирской городской телефонной сетью стояла еще одна очень серьезная проблема – большая разбросанность застройки. Заводы, грузовые железнодорожные станции, аэропорт Толмачево, ОбьГЭС, СО Академии наук быстро обрастали жилыми массивами. Расстояния в 7-10 км критичны для городских телефонных кабелей. Слышимость и надежность связи в этом случае резко падает. Работникам Новосибирской городской телефонной станции приходилось для связи с такими районами, как Академгородок, использовать аппаратуру междугородней и сельской связи, что, впрочем, тоже не вполне решало проблему из-за малого количества каналов. Только после внедрения новой аппаратуры уплотнения и прокладки высокочастотных кабелей удалось добиться качественной связи на больших расстояниях.

Общий дефицит телефонных номеров приводил к тому, что каждое более-менее крупное предприятие стремилось в те годы иметь собственную телефонную станцию. В городе сложилась довольно парадоксальная ситуация – емкость ведомственных станций превышала емкость городских телефонных станций в полтора раза. При этом производственно-учрежденческие АТС, конечно, не всегда рационально использовались. Вышло постановление правительства о передаче таких станций в ведение Министерства связи. В масштабах Новосибирска это означало, что без серьезных затрат в городе добавилось бы несколько тысяч номеров. Но ведомства вовсе не стремились выполнять это постановление. Желание иметь «свою телефонию», пусть даже это был ручной коммутатор, брало верх над государственными интересами. Причины этого были, конечно же, далеко не производственные.

Гораздо лучше обстояли дела с уровнем и темпами развития междугородней телефонии. Так, если в 1945 году состоялось 300 000 разговоров по имеющимся 47 оконечным каналам, то в 1961 году количество междугородних разговоров превысило миллион. Появились новые линии междугородней связи. В 1946 году завершились работы по подвеске цепи на участке Рубцовск – Алма-Ата. На этой линии смонтировали и задействовали трехканальную аппаратуру американской фирмы «Вестерн Электрик», что позволило Новосибирску впервые получить телефонную связь с городами Средней Азии.

В конце сороковых – начале пятидесятых годов в Новосибирск стали прибывать молодые специалисты – выпускники вузов и техникумов. Их направляли на работу в первую очередь на основные предприятия связи города – телеграф, городскую телефонную станцию, междугородку. Уровень управления, техническая компетентность, исполнительская дисциплина год от года стали повышаться.

В 1953 году в Новосибирске открывается электротехнический институт связи. Расположен он был в одном помещении с техникумом связи. Такое соседство позволило многим выпускникам техникума, продолжив образование, получить дипломы инженеров. Более того, преподавателями института стали наиболее одаренные выпускники: М.А. Чвелев, Н.В. Мазурко, И.Н. Запасный, В.П. Чернышов, Н.Н. Мазуренко.

Шестидесятые годы можно назвать переломным периодом в укреплении кадрами решающих участков работы всех отраслей связи области. На основные должности выдвигаются молодые инженеры и техники, а также работники связи, имеющие большой опыт работы и организаторские способности. Такой подход к кадровой политике вскоре дал очень хорошие результаты.

Именно в эти годы Новосибирский телеграф скоро вошел в число лучших коллективов связи страны. Успешно работали радиоцентр и междугородная телефонная станция. Но пора было переходить на новый уровень работы. Этого неотложно требовали буквально все направления связи. Без механизации и автоматизации, без развернутого строительства нечего было и мечтать о том, чтобы полноценно соответствовать времени, «идти с ним в ногу». А на некоторых направлениях положение становилось просто критическим. В городе, чьи уникальные темпы развития вошли в энциклопедии, отставали многие элементы инфраструктуры. Некоторые называли эти явления «болезнями роста», но от этого они не становились менее опасными по своим возможным последствиям. Например, тот же телефон. И количество телефонов (35,6 тыс. номеров), и качество связи были невысокими. Между тем общество вступало в ту фазу своего развития, которую тогдашние социологи характеризовали, как период смены стандартов жизни, качественного изменения запросов в массовом потреблении. Квартирный телефон должен был стать нормой, а не исключением.

Можно вспомнить еще и о том, что это было время «косыгинских пятилеток», когда активно внедрялись новые, эффективные на том этапе формы хозяйствования. Постановление Совмина от 15 октября 1966 года «О строительстве сооружений связи…» называли тогда поворотным для всей отрасли. Во всяком случае, так его восприняли новосибирские связисты. Строительство на основе долевого участия заинтересованных министерств и ведомств – это был тот путь, который при правильной организации дела мог бы решить многие проблемы. Да, телефон был нужен всем. Но финансировать строительство новой АТС, хотя бы и в порядке долевого участия, предприятия не хотели. Требовалась громадная организационная работа, потребовался личный контроль со стороны председателя горисполкома И.П. Севастьянова, чтобы дело сдвинулось с места. Насколько все это было непросто, можно судить по такому факту: заместитель председателя горисполкома А.И. Лосев еженедельно (!) проводил совещания по вопросу строительства новых АТС.

Постепенно все «срасталось»: финансы, лимиты на материалы, планы для строительных организаций. Помогли городские власти и со строительством производственной базы, которое НГТС вела, как тогда это называли – «за счет собственных средств развития». На практике это означало примерно следующее: строить не благодаря плановой экономике, а вопреки. Руководство управления проявляло чудеса особой – «социалистической» – предприимчивости: где в плановом порядке, а где и под видом капитального ремонта или так называемым хозспособом обеспечивало связистов области новыми площадями. За свою долгую историю, например, Дом связи несколько раз менял свой облик: появлялись новые этажи и пристройки. В 1972 году завершили строительство производственной базы – громадного сооружения площадью 4000 кв. метров, включавшего в себя склады, мастерские, гаражи, эстакаду.

В начале семидесятых многие тысячи новосибирцев стали счастливыми обладателями домашнего телефона. Начала приносить плоды запланированная программа ввода новых мощностей. Были введены в строй АТС-43 на улице Степной, АТС-42 на Затулинке, АТС-24 на улице Крылова, АТС-67 на Гусинобродском жилмассиве, АТС-46 на улице Новогодней. 46-я станция на 10 тысяч номеров была первой в городе (и за Уралом) координатной АТС. Она открывала дорогу следующему поколению телефонной техники.

До этого, еще в середине шестидесятых, АТС располагались на первых этажах жилых зданий. Это приводило ко многим неудобствам и даже к авариям. При работе декадно-шагового оборудования неизбежен шум. Кроме того, для подзарядки аккумуляторов на случай отключения электроэнергии при станции полагалось иметь передвижную дизельную электростанцию, которая также вызывала недовольство жильцов сильным шумом и выхлопными газами. Теснота, низкие потолки, отсутствие достаточной вентиляции в автоматных залах, жара выше 30 градусов – в таких условиях приходилось трудиться персоналу АТС. Нерадивые жильцы сверху вполне могли затопить первый этаж, и однажды такой случай привел к пожару, возникшему из-за попадания воды на аппаратуру высокочастотного уплотнения. Новые АТС, размещенные в отдельных зданиях, не только намного улучшили условия работы, но и во многом способствовали дальнейшим шагам по качественному улучшению связи в городе.

По уровню механизации и автоматизации почтовая связь долгие годы считалась наиболее отсталым участком отрасли. Необходима была широкая, продуманная программа оптимизации производственных процессов. Этими вопросами стали заниматься созданные в те годы производственно-техническая лаборатория и нормативно-исследовательская группа. Скоро в отделениях связи появляются погрузочно-разгрузочные транспортеры, приспособления по резке бумаги, устанавливаются сотни почтовых ящиков с механизированной очисткой. Начинают внедряться новые подъемники, штемпелевальные и маркировальные машины. Чтобы решить проблему неподъемных почтальонских сумок, в 1959 году установили 122 опорных пункта на доставочных участках. На подвозке почты к опорным пунктам для почтальонов стал использоваться наемный транспорт. Эти мероприятия сочетались с материальным стимулированием: для почтальонов была введена сдельная оплата труда и дополнительная оплата за закрытие смежных, так называемых открытых участков, которые из-за болезни или некомплекта штата некому было обслуживать. Новая форма оплаты труда почтальонов помогла намного сократить текучесть кадров в отделениях.

В 1968 году состоялся переход на новую систему планирования и экономического стимулирования. Это была наиболее прогрессивная в то время форма ведения хозяйства: повышалась материальная заинтересованность в конечных результатах работы, дополнительная прибыль использовалась для образования фондов стимулирования.

Новосибирский почтамт одним из первых в стране закончил переход на моторизованную доставку почты, обеспечил раннюю доставку пяти основных центральных и двух областных газет общим разовым тиражом 161,5 тысячи экземпляров.

Для ознакомления с подобным опытом работы в Новосибирский почтамт в те годы приезжали гости со всех концов страны. Это доказывало, что направление выбрано правильно: механизация обработки, оптимизация доставки почты, материальное и моральное стимулирование, широкая реклама дополнительных услуг. И, конечно, строительство и реконструкция новых отделений связи. В конце шестидесятых для предприятий почтамта стали обыденным делом автоматы и полуавтоматы по продаже открыток и знаков почтовой оплаты, электросургучницы, электромагнитные штемпелевальные аппараты, обеспыливающие столы, транспортеры с выдвижными секциями, люковые окна с тепловой завесой, автоматы для размена монет и тому подобные средства для облегчения и улучшения работы. В 1973 году началось внедрение автоматизированных пунктов связи. Первыми автоматизированными пунктами связи стали 112-е и 122-е отделения, в которых были установлены все имеющиеся к тому времени автоматы, в том числе – установки автоматической выдачи посылок.

В 1960 году заканчивается строительство нового здания ОПП – отделения перевозки почт по железным дорогам. Предприятию, ставшему к тому времени главным магистральным узлом почтовой связи страны, требовалось максимально возможное количество производственных площадей для обработки с каждым днем увеличивающегося объема почты. В новом здании проектом была предусмотрена обработка посылок в подвале, на первом и втором этажах; на третьем этаже – обработка письменной корреспонденции. На 4-м этаже – административные службы, на 5-м – бюро контроля переводов, гостиница и красный уголок. Обмен с городскими автомашинами – с восточной стороны здания. Но скоро такое размещение перестало удовлетворять потребности предприятия. Начинался период освоения новой технологии и оборудования, а значит, надо было совершенствовать и менять размещение рабочих мест. Пришлось значительно скорректировать проект. Отделение перевозки почт стало выполнять не только функции магистрального узла почтовой связи, но и функции городского узла почтовой связи, которое отправляло почту в отделения связи и забирало ее непосредственно из отделений связи города. И так как круг задач, возложенных на ОПП, значительно расширился, оно вскоре было переименовано в прижелезнодорожный почтамт (ПЖДП).

В 1965 году, в связи с резко возросшими объемами почтового груза, участок по обработке авиапочты при Толмачевском аэропорте тоже был преобразован в самостоятельное предприятие – АОПП.

Немаловажным фактором дальнейшего развития связи в области стало создание в Новосибирске по инициативе управления связи проектного института «Гипросвязь» и специализированного строительного треста «Связьстрой». А для поддержания высокого уровня знаний и квалификации работников большое значение имела собственная учебно-курсовая база, которая начала успешно работать при областном управлении с 1967 года. Впоследствии она была преобразована в учебно-коммерческий центр подготовки кадров.

В целом развитие почтовой отрасли в Новосибирске в эти годы характеризовалось долговременным интенсивным ростом. Несмотря на недостаток капвложений, руководству, специалистам и рядовым работникам почтовых предприятий удавалось успешно справляться с намеченными планами и полноценно удовлетворять потребности населения в почтовой связи. Это удавалось сделать в основном за счет инженерных и организационных новаций и тесного сотрудничества с отраслевой наукой. По большинству качественных показателей новосибирцы в эти годы входили в число передовых коллективов связи страны.

Еще в 20-х годах прошлого века в Новосибирске заговорили о новом виде связи – радио. За 75 лет с момента выхода в эфир первого радиовещательного передатчика в Сибири коллектив радийцев проделал огромную работу по строительству и вводу в эксплуатацию новых средств радиовещания и радиосвязи, систем спутниковой связи и вещания. Старейшая радиостанция № 1 и в настоящее время обеспечивает распространение областных программ. Сейчас это вполне современный радиотехнический комплекс, технические параметры которого позволяют осуществлять высококачественное радиовещание для жителей не только Новосибирской области, но и районов Кемеровской, Томской областей и Алтайского края.

Специализацией радиостанции № 5 с момента основания в 1956 году стало радиовещание в коротковолновом диапазоне на зарубежные территории. В 1980 году здесь была проведена модернизация коротковолновых радиовещательных передатчиков. Зона распространения программ радиокомпании «Голос России» – страны Юго-Восточной Азии.

В 1967 году в Мошковском районе Новосибирской области был введен в эксплуатацию один из крупнейших радиопередающих центров России – радиоцентр № 9. Он был оборудован передатчиками нового поколения на современных генераторных лампах, с более совершенной системой охлаждения, сложными антенно-фидерными устройствами и имел возможность коммутации на любую антенну заданного направления.

Надо особо отметить, что развитие средств связи в области никогда не отставало от технического прогресса в мировой электронике. Когда в начале семидесятых годов начался переворот, связанный с изобретением и бурным внедрением полупроводниковой техники, новосибирские связисты одними из первых в стране приступили к радикальному переоснащению своих систем. Областной радиотелевизионный передающий центр (ОРТПЦ) без особых капитальных затрат смог начать передачу в УКВ диапазоне, причем сразу нескольких программ – местной и двух центральных. Всесоюзное радио, которое транслировалось в Новосибирске еще с довоенных лет, дополнилось программой «Маяк», которая, благодаря высокому качеству звучания, стала самой популярной в СССР станцией. А сама программа «Маяк» смогла возникнуть и развиваться в своем формате вещания опять же благодаря УКВ диапазону. Новосибирский областной радиотелевизионный передающий центр первым в Сибири обеспечил высококачественную трансляцию радиопрограмм, которые могли принимать не только радиослушатели областного центра, но и всех населенных пунктов области.

В конце семидесятых началось строительство радиорелейных линий, где, кроме прочей аппаратуры, размещались и УКВ передатчики эфирного радиовещания. Радиослушатели Новосибирской области сразу же оценили высокое качество транслируемых программ.

Еще в 1935 году Радиоцентром была смонтирована и запущена в эксплуатацию радиостанция № 2, которая в дальнейшем стала обеспечивать работу приемных
КВ-каналов магистральных радиосвязей. Через технические средства этой радиостанции осуществлялась работа более чем с десятью крупными областными центрами и столицами республик бывшего СССР, проводился контроль за работой передающих средств, ведущих внутрисоюзное вещание и вещание на зарубежные страны в КВ-диапазоне. Наиболее интересной страницей в истории этого подразделения была работа по обеспечению полетов пилотируемых космических аппаратов и орбитальных станций.

С 1995 года началось перепрофилирование радиостанции в центр спутниковой связи. Здесь были установлены две спутниковые приемно-передающие станции. С 1996 года до недавнего времени Центр спутниковой связи «Матвеевка» осуществлял регулярное спутниковое вещание телевизионных программ НТВ и ТНТ на регионы Сибири, Дальнего Востока и ряд зарубежных стран.

Сегодня комплекс оборудования для передачи телевизионных сеансов и телемостов из Сибирского региона в Москву по спутниковым каналам обеспечивает потребности практически всех информационных служб российских и зарубежных телекомпаний. Ежемесячно осуществляется около двухсот ТВ-перегонов, включаемых в программы новостей ведущих телекомпаний. В 2000 году была установлена еще одна спутниковая станция с комплектом оборудования для цифрового телевизионного вещания.

Телевизионное вещание – одна из самых «молодых» отраслей связи. В Новосибирске ее появлению предшествовал Приказ № 26 от 15 декабря 1955 года, подписанный министром связи РСФСР Черенковым. Этим приказом был дан старт строительству типового телецентра серии 410. Серия 410 обозначала площадь главного павильона телевизионной студии. Надо сказать, что не многие города России могли иметь такой павильон. Гораздо чаще строились типовые – на сто, реже двести или триста квадратных метров.

Все началось с монтажа телевизионной вышки. Монтаж шел быстро. Здание студии сооружалось намного медленнее. Но энтузиазм строителей, технических специалистов успешно преодолел трудности. 7 августа 1957 года владельцы первых телевизионных приемников в Новосибирске увидели первую передачу из еще недостроенного павильона, из маленькой, размером всего 53 кв. метра, студии. Первый диктор – Лилия Тимофеевна Луцко – торжественно объявила: «В эфире – Новосибирская студия телевидения!»

В тот год в Новосибирске вряд ли насчитывалась и сотня телевизоров марки «КВН-49», экран которого был размером в две пачки сигарет. «На телевизор» ходили семьями, смотрели все – от первого до последнего кадра. Первая передача продолжалась два часа, в течение которых были показаны документальные фильмы «Путешествие по Швеции», «Из Рима в Милан» и художественный фильм «Весна». Так началось регулярное телевещание.

Через десять лет, в 1967 году, была построена станция спутниковой связи «Орбита» и в Новосибирск пришла первая программа телевидения из Москвы.

Новосибирский телецентр сначала обеспечивал телевизионными программами население города и области в радиусе всего лишь 80-100 километров. Чтобы повысить качество и продолжить дальнейшее развитие телевизионного вещания в области, необходимо было начать строительство радиорелейных линий связи. В мае 1961 года бюро Новосибирского обкома КПСС и облисполком совместным постановлением обратились в Совет Министров СССР и Госплан с целью разрешить строительство РРЛ на участке Новосибирск – Куйбышев за счет привлеченных средств. Скоро строительство радиорелейных линий началось по всей области. Пуск в эксплуатацию РРЛ позволил значительно улучшить качество принимаемых населением программ. В настоящее время протяженность радиорелейных линий в области составляет 1142 км, телевизор можно смотреть во всех районах области. С 1972 года все программы телевидения Новосибирской области транслируются только в цветном изображении.

Коллектив Новосибирского областного радиотелевизионного передающего центра всегда тесно сотрудничал с техническими специалистами студии телевидения. Главный результат подобного сотрудничества – по всем параметрам телевещания Новосибирск давно занимает лидирующее положение в Сибири. Инженерно-технические работники первыми освоили видеозапись – в 1965 году, вещание в цветном изображении – в 1972 году, обработку цветных кинопленок для эфира – в 1976 году. Практически первыми в Сибири специалисты ОРТПЦ приняли самое активное участие в организации коммерческих телеканалов в конце 80-х годов. Их техническое оснащение и эксплуатация потребовали иного подхода, новых знаний и умения. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что достигнут результат, к которому связисты стремились десятилетия – чтобы в каждом доме, будь то в городе или в самом отдаленном селе, каждый вечер загорался голубой экран.

Большая, целенаправленная и, как правило, новаторская работа новосибирских связистов не раз отмечалась на высоком всесоюзном уровне. В 1981 году управлению связи был присужден Диплом первой степени Выставки достижений народного хозяйства. В 1979, 1981, 1982 годах Новосибирское управление связи признается победителем Всесоюзного социалистического соревнования. Из года в год, из пятилетки в пятилетку новосибирские связисты имеют самую высокую производительность труда в регионе и самые высокие «душевые уровни потребления услуг связи».

С 1957 года, после организации диспетчерской службы, Новосибирский телеграф становится главным телеграфным узлом Западно-Сибирской зоны, входит в число самых передовых и высокоразвитых предприятий отрасли. 8 января 1971 года Новосибирский телеграф указом Верховного Совета СССР награждается орденом «Знак Почета» за заслуги в развитии средств телеграфной связи. Также Новосибирскому телеграфу за трудовые успехи многократно присуждается переходящее Красное знамя Министерства связи, ЦК профсоюза работников связи, Совета Министров РСФСР.

В начале восьмидесятых Новосибирская городская телефонная станция по основным показателям становится одной из лучших в стране. По телефонной плотности, например (количество телефонов на 100 жителей), она выходит на третье место в Союзе. Да и по многим объемным показателям уступает лишь столицам – Москве и Ленинграду. Но НГТС могла гордиться не только количественными показателями. Здесь всегда гордились постоянным творческим поиском специалистов. Они не боялись брать на себя ответственность, а в таких случаях результаты, как правило, бывают успешными. Министерство связи СССР стало рассматривать НГТС как идеальную площадку для опытной эксплуатации самых последних разработок. Поэтому министерство раз за разом поручало коллективу НГТС внедрять и проверять в работе последние новинки: абонентские высокочастотные установки, инверторы, опытный образец оборудования для справочно-информационного участка «09». НГТС от этого тоже получала несомненную выгоду: передовые методы и новая техника, проходя проверку в рабочих условиях, сразу же, без промедления, брались на вооружение и помогали высоко держать профессиональную планку.

В 1977 году в городе вошла в строй действующих новая автоматическая междугородняя телефонная станция мощностью 6200 точек поля. В 1982 году на ее базе организуется международная служба. Эта служба имела возможность с четырех коммутаторов по специальному коду, через Москву, набирать требуемую страну, город, абонента и устанавливать с ним соединение абонентов из Новосибирска. Кроме новосибирских абонентов, международная служба обслуживала абонентов городов Сибири и Дальнего Востока. И в этой отрасли связи новосибирские связисты оказались на самых передовых позициях. В 1984 году в области была завершена полная автоматизация междугородних связей.

За 60 лет своего существования прошла большой путь и прочно заняла достойное место среди других управлений специальной связи России служба специальной связи Новосибирской области. В 1939 году на вновь организованную службу Наркомата связи Правительством СССР была возложена задача по приему и перевозке особо важных государственных и партийных документов, документов Наркомата обороны. В суровые военные годы сотрудники службы обслуживали много правительственных маршрутов спецсвязи. Не легче была их служба и в последующие годы. В восьмидесятые годы, когда особенно бурно развивалась промышленность оборонного комплекса страны, новосибирские спецсвязисты обслуживали важнейшие магистральные маршруты, перевозя грузы государственной важности. В 1991 году узел спецсвязи был переименован в Управление специальной связи по Новосибирской области и одновременно стал филиалом государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации». Управление специальной связи по Новосибирской области до сих пор остается одним из крупных предприятий спецсвязи России.

Можно с уверенностью говорить о том, что за почти вековую историю новосибирскими связистами был накоплен очень хороший экономический и материальный потенциал, который позволил им не только выстоять в неразберихе нагрянувших политических и экономических перемен, но и чуть ли не первыми в области начать успешные преобразования своей отрасли. Одним из главных слагаемых этого успеха были люди, незаменимый профессиональный опыт нескольких поколений, их решительность, напор, азарт в стремлении осваивать новейшие технологии, их тяга к профессиональному совершенствованию.

В 1992 году в стране начался переход к рыночной системе хозяйствования, был взят курс на либерализацию цен и приватизацию большей части государственных предприятий, в том числе и отрасли связи. Этому предшествовали начавшиеся еще в конце 80-х поиски концепции работы в новых экономических условиях. В 1990 году вместо Министерства связи было образовано Министерство РСФСР по связи, информатике и космосу. На областном уровне на смену областному производственно-техническому управлению связи в 1991 году пришло Государственное предприятие связи и информатики (ГПСИ). В его состав в качестве филиалов вошли все предприятия связи области, что, в общем-то, повторяло старую организационную структуру. Изменения происходили преимущественно во взаимоотношениях с министерством – ГПСИ получало все большую степень самостоятельности.

Одним из условий начавшегося акционирования ГПСИ было выделение из его состава почты, которая должна была остаться государственной. Кроме того, за 1991—1993 годы стали самостоятельными предприятиями Новосибирская городская телефонная станция (НГТС), «Союзпечать» и областной радиотелевизионный передающий центр. 30 мая 1994 года родилось акционерное общество «Электросвязь» НСО. Оно было учреждено при приватизации Государственного предприятия связи и информатики «Россвязьинформ» Новосибирской области. Согласно планам приватизации, вновь образованному акционерному обществу были переданы системы междугородней коммутации, элементы зоновой первичной сети, местные телефонные сети Новосибирской области (кроме ГТС г. Новосибирска, г. Краснообска и пгт Кольцово), системы коммутации и сети телефонной связи, а также сети проводного вещания в г. Новосибирске и ряде других населенных пунктов области.

Начавшаяся 1 января 1992 года экономическая реформа вызвала на первом этапе резкий рост цен, инфляцию, закрытие неконкурентоспособных предприятий и ряд других болезненных процессов, например, появление безработицы. К тому же, этот начальный, переходный этап затянулся на несколько лет. Из-за безостановочного падения покупательной способности рубля очень трудно было выстроить правильную тарифную политику. Тем более что очень скоро в нее стали вмешиваться органы местной власти, всячески сдерживая рост тарифов. Зачастую тарифы оказывались гораздо ниже себестоимости. Такое положение именовалось «социально значимыми услугами». По этой же причине нельзя было закрыть убыточные отделения электросвязи или взыскать дебиторскую задолженность с силовых или правоохранительных структур. Таким образом, сразу после акционирования «Электросвязь» оказалась перед клубком проблем.

Но были и безусловные плюсы. Компания стала собственником значительных основных средств. И хотя на первых порах деловая активность российских предпринимателей распространялась в основном на сферу торговли, но они все-таки увеличивали платежеспособный спрос на услуги связи, в том числе междугородней и международной. Очень важным было и то, что наконец-то специалисты «Электросвязи» впервые за многие годы стали самостоятельно определять техническую политику – выбирать оборудование, как правило, импортное, начали техническое перевооружение с применением современных цифровых технологий.

Потребовали новых решений и кадровые вопросы. Сокращение объема ряда услуг повлекло за собой сокращение персонала. Первыми пострадали работники массовых профессий. Затянувшаяся «перестройка» довольно долго поддерживала напряженную обстановку в коллективах структурных подразделений «Электросвязи». Сложное финансовое положение вынуждало предприятия отказываться от финансирования программ по обучению и повышению квалификации своих сотрудников. Каждый день подобного непротивления обстоятельствам усугублял критическое положение предприятий связи. Необходимо было пересмотреть подходы к кадровым вопросам. Руководство АО хорошо понимало, что выжить в конкурентной борьбе можно только за счет опережающего внедрения современных технологий связи. А кадры – это как раз тот потенциал, резерв предприятий, от которого зависит, в полной ли мере удастся опередить конкурентов, выиграть спор за потребителя. Забегая вперед, можно сказать, что АО «Электросвязь» во многом выиграло в сложной социально-экономической ситуации девяностых годов именно за счет своих специалистов. Начались качественные изменения технического состава специалистов, их переориентация на знание современных цифровых технологий и новых телекоммуникационных услуг. Несмотря на повсеместную автоматизацию основных направлений деятельности, профессионалы продолжали оставаться самым бесценным достоянием. Ведь костяк предприятий формировался десятилетиями. Кадровая политика АО была переориентирована на развитие кадрового потенциала, повышение уровня образования руководителей, специалистов и квалифицированных рабочих, на объективную оценку деятельности персонала, постоянное его обновление, обеспечение хорошего социально-психологического климата в трудовых коллективах, предоставление социальных льгот. Подбор персонала в АО «Электросвязь» НСО стал одним из важнейших элементов кадровой работы. Особенно это стало важно в последние годы, когда появляются новые средства связи, электронное оборудование, внедряются волоконно-оптические кабельные линии, применяется сложная вычислительная техника. Сегодня, как никогда, в связи нужны высокообразованные, высококвалифицированные специалисты нового поколения. Основными поставщиками специалистов для АО по-прежнему остаются Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) и колледж связи. Специалисты принимаются на конкурсной основе и только с испытательным сроком. Ежегодно руководители и ведущие специалисты «Электросвязи» принимают участие в Государственной аттестационной комиссии по защите дипломных проектов выпускников СибГУТИ и колледжа связи, занимаются рецензированием научных разработок и дипломных проектов, что позволяет заблаговременно выявить наиболее перспективные молодые кадры.

В 1995 году произошло событие, оказавшее значительное влияние на дальнейшее развитие компании. Роль Новосибирска как транзитного узла росла, и «Ростелеком» установил на Новосибирской междугородней телефонной станции цифровое оборудование фирмы «Siemens» емкостью 6330 каналов. АО «Электросвязь» решило выкупить это оборудование. Но это была очень непростая задача. Год строжайшей экономии – и в 1996 году современная телефонная станция «Siemens» стала собственностью «Электросвязи». Это было серьезное достижение – львиную долю поступлений в бюджет компании давала именно междугородняя и международная, в том числе транзитная, связь. Еще одним несомненным успехом была сдача в эксплуатацию здания по улице Горького, где сейчас располагаются дирекция и многие службы акционерного общества. Здание это перешло в основные фонды АО при акционировании. Тогда это была классическая «незавершенка» – стоимость высокая, а денег не приносила ни копейки. Понадобились немалая предприимчивость и громадные организационные усилия, чтобы закончить его строительство и внутреннюю отделку.

На протяжении второй половины 90-х годов компания отличалась весьма высокой прибыльностью, регулярно выплачивала акционерам высокие дивиденды, имела исключительно прочное финансовое состояние и отличную кредитную историю. Она постепенно проводила модернизацию своих сетей и расширяла предложение новых услуг.

Даже во времена нередких в недавней нашей истории экономических кризисов в новосибирских средствах массовой информации продолжали публиковаться объявления: «Купим акции АО «Электросвязь» НСО». Компания стала одной из немногих в Новосибирске, вышедших со своими ценными бумагами на американский фондовый рынок. Центральный банк РФ дал разрешение на допуск к обращению за пределами России обыкновенных акций компании в количестве двадцати миллионов штук. Банк JP Morgan (США) объявил в середине 2001 года о начале торговли Американскими депозитарными расписками на акции региональных компаний «Связьинвеста». А международная практика однозначно свидетельствует о том, что рыночная стоимость акций на внутреннем рынке после выпуска депозитарных расписок возрастает на десять процентов и более.

В «Электросвязи» всегда понимали, что даже в рыночных условиях связь, «нервы страны», должна быть единой системой. Важным событием последних лет в деле укрепления единства, повышения экономической эффективности и управляемости связи в масштабах Новосибирска и области стало присоединение ОАО «Новосибирская городская телефонная сеть» к компании «Электросвязь». Судьба НГТС как самостоятельной акционерной компании тоже складывалась в целом благополучно. Но на определенном этапе стало очевидно, что оптимальной стратегией является интеграция городской сети в структуру АО «Электросвязь». Тем более, что контрольный пакет акций обеих компаний находился у «Связьинвеста». К этому подталкивали и экономические, и чисто технические причины: услуги связи становились все более универсальными, доля собственно телефонного трафика в них уменьшалась, и по многим направлениям «Электросвязь» и НГТС работали уже параллельно. В январе 2001 года состоялось итоговое собрание акционеров, которое и завершило этот процесс. С этого момента НГТС стала структурным подразделением АО «Электросвязь».

«Связьинвест», который сейчас реально формирует политику в отрасли, в последние годы осуществляет курс на укрупнение своих региональных компаний. Следующим шагом в этом направлении стало объединение вокруг АО «Электросвязь» НСО 11 компаний сибирских краев и областей. Аргументами в пользу выбора новосибирской компании в качестве головной стали ее величина, ее роль как транзитного узла и регионального центра в общероссийской системе связи, наконец, то, что в Новосибирске находится центр федерального округа.

Создание «Сибирьтелекома» формально завершило историю АО «Электросвязь» НСО, а на деле открыло его новую страницу.

Телекоммуникационная компания с зоной ответственности, охватывающей 11 субъектов Российской Федерации, по количеству телефонных линий и другим объемным показателям вполне сопоставима со многими известными компаниями Европы, Азии и Латинской Америки. Кроме «Электросвязи» Новосибирской области, в нее вошли: «Томсктелеком», Алтайская телефонно-телеграфная компания, «электросвязи» республик Алтай, Бурятия, Хакасия, Красноярского края, Иркутской, Кемеровской, Омской и Читинской областей. Новое объединение в силу его масштабов и сложности потребовало немало усилий и ресурсов и смогло быть успешно реализовано лишь с использованием огромного потенциала, накопленного за более чем вековую историю нашей областной связи. Компания сегодня активно развивается на рынке Сибири, расширяя спектр новых услуг, улучшая культуру обслуживания и качество сервиса. Активными темпами ведется модернизация сети, внедряется современное оборудование, соответствующее мировым стандартам. Это позволяет сегодня открывать для жителей Сибирского региона новые услуги связи, предоставлять возможности дистанционного обучения, видеотелефонии, телемедицины и многие другие. ОАО «Сибирьтелеком» сегодня уверенно смотрит в будущее, интенсивно развивая перспективные направления – сотовый бизнес, услуги мультисервисной сети, многоканального кабельного телевидения.

Началось новое тысячелетие. Каким оно будет, предсказать сейчас трудно, но его продолжение во многом будут определять – это сейчас признается всеми – информационные технологии. Сегодня работа ОАО «Сибирьтелеком» – реальный и результативный вклад в развитие Сибири и возрождение России.

Издательство: 
Издательский Дом «Историческое наследие Сибири»
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2006 г.
подкатегория: 
Average: 2.7 (3 votes)

Добавить комментарий

Target Image