Трасса мужества

110 лет со дня рождения (1905–1942) Александра Михайловича  Кошурникова, инженера «Сибгипротранса», начальника изыскательской партии на трассе железной дороги Абакан – Тайшет.

13 (26) марта 1905 года в Астраханской губернии родился выдающийся инженер-изыскатель А. М. Кошурников.

Александр был пятым ребенком в семье, единственным долгожданным сыном. Детство Саши ничем не отличалось от детства его ровесников. В 1913 г. он поступает в Томское реальное училище, а в 1915 г. переходит в 3 класс 1-й Томской губернской гимназии, в которой учится до 1918 г.

Большое влияние на формирование характера молодого человека оказал его отец, Михаил Николаевич. От него унаследовал Александр целеустремленность, трудолюбие, мужество и выносливость. В 1940 г. Александр Михайлович писал: «Отец мой, происхождением из крестьян Вятской губернии, остался сиротой одиннадцати лет и на свои средства учился в г. Вятке, где окончил реальное училище и поступил в Петербургский технологический институт, который окончил в 1898 году. После окончания института отец работал на изысканиях и постройках железных дорог». Именно Михаил Николаевич привил сыну любовь к природе, научил выживать в тайге: вязать салики, делать для ночлега балаганы, жечь в непогоду костер, метко стрелять, ловить рыбу, ориентироваться по звериным следам. Поэтому не удивительно, что Кошурников пошел по стопам своего отца. В 1923 г. он поступает в Томский технологический институт. «Во время летних каникул и на летних практиках я работал на железнодорожных изысканиях, проводя больше пол года вне института», – вспоминал Александр Михайлович. В январе 1930 г. Кошурников заканчивает курс по специальности «Мосты и тоннели» инженерно-строительного факультета.

С 1930 по 1935 и с 1939 по 1942 годы Александр Михайлович Кошурников работал в «Сибгипротрансе» в должностях начальника изыскательской партии и начальника экспедиций. Под руководством и при участии инженера Кошурникова выполнялись изыскания и проектирование железнодорожных линий Новосибирск – Ленинск (Обь – Проектная), Рубцовка – Лениногорск, Сталинск – Абакан, Кулунда – Барнаул, Гурьев – Кандагач (на Урале) и др. За время работы в «Сибгипротрансе» Александр Михайлович показал себя талантливым специалистом, волевым, энергичным руководителем, творчески решавшим сложнейшие инженерные вопросы. При изысканиях он стремился найти лучшее, наиболее экономичное решение. Среди своих товарищей Кошурников заслуженно пользовался большим авторитетом благодаря преданности своему делу, самоотверженной работе, умению увлечь за собой коллектив на решение государственных заданий, дисциплинированности и личной скромности.

В 1942 г., в период тяжелых боев под Сталинградом, правительство думало о завтрашнем мирном строительстве. В глубоком сибирском тылу продолжалась изыскательская работа, в том числе на линии Абакан – Тайшет. Перед Кошурниковым стояла трудная задача: найти самую выгодную трассу будущей дороги через Саянский кряж и наметить выход Южно-Сибирской магистрали на главную линию.

Экспедиция в составе А. М. Кошурникова, А. Д. Журавлева и К. А. Стофато 5 октября отправилась из поселка Верх-Гутара на рекогносцировочное обследование малоисследованного горного района и долины реки Казыр.

В трудное для страны военное время изыскатели получили скудное снаряжение: одно охотничье ружье на троих, минимальный запас продуктов, один топор, одну пилу, одно долото, четыре ножа, одну кастрюлю, две кружки, две ложки. Ни палатки, ни рации, ни медикаментов. А впереди была нехоженая тайга, пади, сопки, порожистые реки, снежные белки Саян, километры гибника – леса, съеденного вредителями, древесные завалы. Прохождение осложнялось непогодой: частыми холодными дождями, снегом, сильным ветром – предвестниками ранней таежной зимы.

Сначала экспедиция двигалась на оленях, а когда закончился мох,  проводника с оленями пришлось отправить обратно. Шли, прокладывая путь топором и пилой. 180 километров по дебрям, время от времени сплавляясь на плотах по замерзающей реке Казыр. Работа в таких условиях требовала нечеловеческих усилий. Собрав в кулак волю, изыскатели отыскивали опорные точки будущей трассы.

...Катастрофа у Китатского порога оборвала жизни участников экспедиции. До жилья оставалось всего 52 километра. Спасательные группы не смогли обнаружить изыскательский отряд. Лишь спустя год, 4 октября 1943 года на дне реки Казыр были найдены останки начальника экспедиции Кошурникова и его дневник, в котором объяснялась гибель изыскателей. На страницах дневника сохранились подробные записи о направлении трассы, указания будущим строителям о выемках, насыпях, о местонахождении каменных карьеров, лесов, необходимых при прокладывании дороги. Последние страницы были написаны Кошурниковым, когда распухшие, замерзшие руки едва держали карандаш. В этих строках – стойкость и мужество трех русских инженеров, умеющих преодолевать любые препятствия во имя долга.

3 ноября была сделана последняя запись: «Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша  выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добиться я ему помог, но на берег вытащить не смог, так он закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи.  Вероятно, сегодня замерзну».

Трудовая книжка А. Кошурникова заканчивается записью: «1942. VII. 24. Назначен начальником экспедиции линии Абакан – Нижнеудинск. 1943. V. 1. Отчислен по причине героической гибели при выполнении ответственного задания».

Александр Михайлович Кошурников посмертно награжден орденом Ленина.

Подвиг изыскательской группы под руководством А. М. Кошурникова известен сегодня миллионам людей. О нем написаны книги. Именами А. Кошурникова, А. Журавлева и К. Стофато названы улицы Новосибирска, железнодорожные станции на трассе Абакан – Тайшет. Имеющийся на хранении в Государственном архиве Новосибирской области личный фонд А. М. Кошурникова содержит уникальные документы – немые свидетели трудового подвига русского человека.

Т. Н. Гутыра

Литература и документальные источники

КОШУРНИКОВ А. М. Дневник А. М. Кошурникова // Сибирь : Документы, фрагм. Из художеств. произведений, высказывания замечат. людей о прошлом, настоящем и будущем Сибири. – Новосибирск, 1981. – С. 281–286.

ТУТОВ Н. Сильнее смерти // Наши земляки. – Новосибирск, 1979. – Кн. 2. – С. 197–216 : портр.

ЕЛИЗАРОВ В. По следам человека из легенды // БАМ. Панорама всенародной стройки. – Хабаровск, 1976. – Вып. 2. – С. 429– 439 : ил.

ИЛЬИН С. «Есть где и над чем поработать»// Ильин С. Дорогу осилит отважный. – М.,1976. – С. 10–18 : портр. на вкл.

КОРСАКОВА М. И. Маршрут 5-ой категории сложности : (К 60-летию подвига экспедиции А. М. Кошурникова [и К. А. Стофато, А. Д. Журавлева]) // Новосиб. арх.вестн. – 2002. – № 10. – С. 98–102 : ил.

ГАМАЛЕЙ Т. Таежными тропами // Веч.Новосибирск. – 1986. – 23 июня. – С. 1.О музее А. М. Кошурникова (ин-т «Сибгипротранс»).

ЧИВИЛИХИН В. Серебряные рельсы : Повесть. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1988. –216 с. : ил. – (Сибирью связанные судьбы).

ЗЛОБИН А. Александр Кошурников – человек : Повесть // Злобин А. Книга пути. –М., 1983. – С. 44–52.

КАРЕЛИНА Т. След памяти (поэма-пьеса) //Голос. – 2001. – № 5. – С. 15; № 6. – С. 15;№ 7. – С. 15; № 8. – С. 15.

ЦЫПЛАКОВ И. Ф. Кошурников Александр Михайлович // Новосибирск : Энцикл. –Новосибирск, 2003. – С. 454 : портр.

ЦЫПЛАКОВ И. Ф. Кошурников Александр Михайлович // Цыплаков И. Ф. Имя на карте города. – Новосибирск, 2001. – С. 106–107 : портр.

ГАНО: Ф.Р-1414. Оп.1. Д.2. ЛЛ.10, 10об.; Д.3.

ЛЛ.1; Д.6. ЛЛ.1–29; Д.7. ЛЛ.1–23; Д.14.

ЛЛ.14–31; Д.15. ЛЛ.33, 33об.; Д.16. ЛЛ.1–3,

23–25; Д.19. ЛЛ.3, 4; Д.20. ЛЛ.1–2, 4, 4об.;

Д.62. ЛЛ.2–31.

Опубликовано: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005 год. - Новосибирск: Новосиб.гос.обл.науч.б-ка, 2004. - 140 с., [10] л. ил.

 

Добавить комментарий

Target Image