«В исторических романах я стараюсь русскому человеку возвратить достоинство…»

В Новосибирском городском доме учителя прошел творческий вечер сибирского писателя Михаила Щукина

Это было первое мероприятие в рамках нового творческого проекта «Вечера на Владимировской», который направлен на возрождение и продолжение  лучших городских традиций.

Повод для встречи особенный – вышел в свет новый роман известного российского прозаика, секретаря Союза писателей России, человека, душой и сердцем прикипевшего к родной земле, людям – Михаила Николаевича Щукина.

Увлекательный историко-приключенческий роман «Несравненная» посвящен памяти известной русской певицы Анастасии Дмитриевны Вяльцевой, которая в августе 1906 года гастролировала в Новониколаевске.

Роман «Несравненная» является пятым томом собрания сочинений Михаила Николаевича Щукина, которое вышло в свет в московском издательстве «Вече». В собрание сочинений вошли все ранее опубликованные исторические  романы писателя: «Конокрад», «Черный буран», «Ямщина», «Лихие гости».

Памяти Анастасии Дмитриевны Вяльцевой

Творческий вечер начался строками из нового романа «Несравненная»: «Она не песню пела, она судьбу рассказывала, которую здесь же, сию минуту на сцене и проживала от начала и до конца». Она – это певица Арина Буранова, «несравненная» и главная героиня романа.

«Новый роман – всегда радость, – заметил Михаил Щукин, – тем более, что все романы вышли под одной обложкой в серии «Сибириада»». Писатель рассказал, почему он обратился к личности известной русской певицы.

– Несколько лет назад я узнал, что в августе 1906 года в нашем городе выступала знаменитая на всю Россию певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева. Пригласил ее сюда будущий городской голова Владимир Ипполитович Жернаков. Специально для выступления певицы новониколаевцы в саду «Альгамбра», который располагался на нынешней площади Кондратюка, выстроили эстраду. «Несравненная», как называли Анастасию Вяльцеву в России, покорила и жителей Новониколаевска. Меня заинтересовал этот факт. Тем более, несколько лет назад в нашем городе появилась вещь, связанная с приездом Анастасии Дмитриевны в Новониколаевск. В магазине «Сибирская горница» был выставлен на продажу граммофон  с серебряной табличкой, на которой было написано: «Дорогому Владимиру Ипполитовичу Жернакову от певицы Вяльцевой». Марка граммофона была «Играющий амур», что по меркам начала XX века была супер музыкальная установка.

В процессе работы над романом сместилось место действия. События происходят не в Новониколаевске, а в шумном торговом городке Иргит, который раскинулся на берегу реки Быструги. Сюда то и приезжает знаменитая певица, любимица публики – Арина Буранова. Образ Арины Бурановой, представленный в романе, художественный, но сам роман посвящен памяти великой русской певицы – Анастасии Вяльцевой.

Анастасия Дмитриевна Вяльцева – это явление для России. Девушка была дочерью прачки. Желтая пресса писала о ней: « Если Афродита вышла из пены морской, то Вяльцева вышла из пены прачечной». Тем не менее, она достигла таких высот, что ее знала и боготворила вся Россия. Анастасия Дмитриевна стала одной из богатейших женщин. У нее, как у императрицы, даже был свой вагон. И при этом она остается женщиной. Когда ее возлюбленный получает ранение во время русско-японской войны, она разрывает все свои контракты, несет огромные убытки, делает из своего шикарного вагона санитарный вагон и едет к нему на Дальний Восток. Вот такая она «несравненная».

Символично, но творческий вечер Михаила Щукина состоялся именно в день рождения «королевы русского романса». Она родилась 1(13) марта 1871 года.

«Для того, чтобы строить заново, под ногами должна быть крепкая почва –  наше прошлое, наши традиции, наши песни, наши сказки»

Михаил Николаевич Щукин ответил на все вопросы читателей:

Почему из трех великих певиц, звезд русской эстрады: Варвары Паниной, Надежды Плевицкой и Анастасии Вяльцевой, Вы выбрали именно Вяльцеву. Оттого, что она так рано умерла?

Действительно, о каждой из этих певиц можно писать романы. Но надо понимать, что героиня романа Арина Буранова – это художественный образ. Мне не хотелось переписывать ни биографию Вяльцевой, ни великую трагедию Надежды Плевицкой, я старался от всех брать понемножку. Были еще и менее известные певицы, которые имели своих слушателей и поклонников. В частности, Мария Каринская, которая тоже гастролировала в Новониколаевске в 1912 году и даже давала уроки пения гимназисткам. Особенность, которую я постарался соблюсти в романе – все эти певицы вышли из народа. Как будто случилось чудо – народ захотел выйти на эстраду и спеть о своих чувствах. Вяльцева была родом из Брянской губернии, Плевицкая – из Курской губернии. Надежду Плевицкую очень любил слушать Николай II и часто приглашал ее к себе. Растрогавшись после концерта, император даже называл ее «курским соловьем». Как-то на гастролях в Крыму, Плевицкую пригласил к себе министр двора барон Фредерикс. Певица исполнила несколько песен, а после концерта к ней подошла дама и на ломанном русском языке стала спрашивать, что такое куделька, прясло и т.д. Когда дама отошла, Надежда Плевицкая спросила у генерала Николаева: «Это дама нерусская?» Генерал ответил: «Она русская, но дура». Речь идет о том, что русская знать, так называемая элита, уже потеряла русский национальный дух. Все, что происходило далее в России, случилось из-за потери русского духа, из-за потери своих корней. Только после революции, уже в эмиграции, многие каялись, как они неправильно вели себя на родине.

– Барон Владимир Борисович Фредерикс имеет какое-то отношение к Новониколаевску?

– Это же первый почетный житель города Новониколаевска. Но после 1917 года всех почетных жителей вычеркнули.

– Что для Вас значит вдохновение?

– Зачастую, отвечая на этот вопрос,  многие начинают лукавить: спустилась некая таинственная сила, обняла тебя и дальше все пошло, как по маслу. Это, прежде всего, тяжелая работа, потому что писательство удел одиночек – ты сидишь перед чистым лицом бумаги, и тебе никто не поможет, никто за тебя этот текст не сделает. Ты надеешься только на самого себя. А когда ты втягиваешься в работу, вдруг чувствуешь – понесло, откуда что появляется: какие-то слова, образы. Это высшее счастье, высшее наслаждение. Но это бывает нечасто.

Романы исторические – вещь трудоемкая. Когда ты заходишь в какую-то эпоху,  надо знать все детали, например, быт, одежду. Это требует большой подготовительной работы. Все это я стараюсь делать заранее, чтобы потом не отвлекаться. Когда уже попадаешь в эту атмосферу, то легче работается.

– Как Вы стали историческим романистом?

Я точно помню и знаю точку отсчета. Раньше я писал вещи современные, посвященные злобе дня. Летом 1992 года, будучи собственным корреспондентом газеты «Литературная Россия», я оказался в Приднестровье на войне – жестокой, межнациональной, беспощадной. Потому что любая гражданская война страшнее иной. Я увидел, как рушится бездарно, глупо наша советская империя. Над Бендерами уже поднимался дым. Все знали, что там случилось ночью. Как раз в эту ночь был выпускной вечер, и часть ребят в белых платьицах, костюмчиках, белых рубашках была просто расстреляна. Я увидел на клумбе обрубок девичьей ноги в белой туфельке, на которой остались капельки крови. Увидев все это, я понял, что страна рухнула. Вернувшись, надо было чем-то заниматься, что-то делать. Тогда мы создали журнал «Сибирская горница», начали выпускать книги. То, что мы могли делать, я считаю, мы сделали. Для того, чтобы строить заново, под ногами должна быть крепкая почва. Почва – это наше прошлое, наши традиции, наши песни, наши сказки. Очень пронзительно об этом сказано у Василия Макаровича Шукшина: «Помни о наших песнях, наших сказках, помни наши неимоверные тяжести и победы, наши страдания, не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Будь человеком!» Эти слова Василия Макаровича можно сделать девизом того, чем мы занимаемся почти 20 лет. В исторических романах, которые я писал и пишу, стараюсь русскому человеку возвратить достоинство, которое у него старательно выжигают, доказывая, что история наша – это сплошная черная яма, правители –  сплошь идиоты и кровопийцы, а сам народ –  быдло. На самом деле, все это не так. Поэтому, по мере сил надо пытаться доказать обратное.

«Русская песня – душа народа, а душу надо беречь»

– Что для Вас значат русская песня и русский романс?

– Я не помню, кому из классиков принадлежит это выражение, что песня – это душа народа. Я глубоко с этим утверждением согласен. Недавно у нас выступал хор Сретенского монастыря. Их программа состояла из двух отделений: богослужебные песнопения и песни XX века. Я человек неслезливый, но несколько раз ловил себя на мысли, что плачу. Это было что-то сказочное. Хор возглавляет Никон Жила. Одно из его утверждений: «В XX веке, когда русский народ лишился возможности находиться в храме и испытывать молитвенное состояние, именно тогда появились песни, которые это молитвенное состояние хоть в какой-то степени восполняли». Мне кажется в этом огромная правда.

Романс – это явление чисто русское, потому что романсы зазвучали как музыкальное сопровождение талантливейших стихов наших поэтов. Первое там было слово, потом появилась музыка. Каждый русский романс, по моему убеждению – это мини-судьба, мини-роман, где есть завязка, сюжет, печальная концовка. Русский романс стал любим народом. Когда в него влилась цыганская кровь, он зазвучал по-новому. Какие бы времена не наступали, как бы его не запрещали, не ругали, он все равно продолжает жить. Анастасию Вяльцеву Алексей Максимович Горький упрекал в мещанстве и т.д. Я недавно это прочитал и вздохнул: «Эх, Алексей Максимович, не дожил ты до нынешней попсы». Самое страшное, что сейчас вымывается песенный дух, молитвенный настрой.

Камерный хор Новосибирской областной филармонии, который возглавляет Игорь Юдин, каждую пасху выступает на железнодорожном вокзале. Несколько лет назад, будучи на таком концерте, я увидел двух кавказцев. Молодые парни с удивлением переглядывались между собой. Я подумал, почему они удивляются, услышав это пение? Потом догадался, что по телевизору они видят только попсу, идиотические лица и несколько говорящих голов. В ауле молодых людей сдерживают семейные традиционные отношения, жесткая дисциплина и т.д. Благодаря телевидению, они думают, что в России все женщины проститутки, все начальство продажное и ментов можно купить. С этим настроением они и приезжают к нам. Мы бесконечно можем проводить реформы, но пока не произойдет слома в сознании людей, все будет продолжаться. Я убежден, вымывание национального духа – это и есть главный провал страны, а не выбор концепции, реформы ЖКХ, дорог и т.д. Мы строим дороги, а не можем объяснить, куда мы по этим дорогам пойдем, а, главное, куда придем. Русская песня – душа народа, а душу надо беречь.

«Белый фартук, белый бант»

Над чем Вы будете работать в ближайшее время? Чем еще нас порадуете?

О том, что не сделано, я предпочитаю молчать. А что сделано, я с удовольствием расскажу. Однажды мне в городском архиве сказали, что у них недавно описан фонд Новониколаевской женской гимназии имени Смирновой и не заинтересует ли это меня? На следующий день я уже сидел в архиве. Так родилась документальная повесть «Белый фартук, белый бант». Это история гимназии и гимназисток. Вещь получилась строго документальная. Но иногда документы бывают красноречивее лихо закрученного сюжета. Я, как человек пишущий, постоянно «хватал себя за руки», потому что мне очень хотелось дописать документ. Но, тем не менее, я себя сдержал.

Расскажу один эпизод из книги. На педагогическом совете рассматривается дело Софьи Маштаковой – дочери одного из крупнейших купцов города Новониколаевска. Следует доклад начальницы гимназии. Оказывается, во время рождественских каникул девушка без спроса, не в форме (а гимназистки не имели право не в форме появляться в публичных местах), да еще и под маской, поехала на костюмированный вечер в офицерское собрание. Следует полный разбор ее поведения. В результате, Соне объявляют «четыре» по поведению. Да еще следует приписка: «Педагогический совет выражает сожаление, что родители С. Маштаковой не удержали свою дочь от неподобающего ей поступка». Администрация гимназии еще пригрозила, что в следующий раз Софья будет исключена из учебного заведения. Книга «Белый фартук, белый бант» уже верстается. Надеюсь, что в скором времени она увидит свет. Эту повесть обещали опубликовать в журнале «Сибирские огни».

–Когда было легче писать: сейчас или в советское время?

– Есть такой соблазн посожалеть, что раньше все было лучше. Я думаю, всегда было трудно. Я уже говорил, что писательство дело одинокое. Можно пожаловаться на отсутствие интереса со стороны государства, трудности опубликовать книгу и т.д.. Но для меня писать было трудно, как раньше, так и сейчас.

Поздравить Михаила Николаевича Щукина с выходом новой книги пришли коллеги, друзья, официальные лица.

Заместитель мэра города Новосибирска Александр Петрович Титков сказал:

– Ваши произведения есть духовные скрепы, которые позволят нам собрать  расползающееся духовное пространство в России. Мы не сможем призывами заставить любить свой город, свою область, свою Россию. Ваши книги и есть та азбука для нашей молодежи, которые позволят воспитывать любовь к своему городу, стране. Сейчас вводят новые образовательные стандарты.  Ваши произведения должны стать неотъемлемой частью этих стандартов.

Актер Новосибирского театра музыкальной комедии, народный артист РСФСР Иван Андреевич  Ромашко посвятил своему другу стихи:

Ты, Миша всем похож на Дон Жуана

Одним лишь ты на Дона не похож:

Он очень часто заводил романы,

А ты их чаще Дона издаешь.

Когда то была идея сделать музыкальный спектакль по роману «Конокрад», но не получилось. Стихи к спектаклю написал Владимир Алексеевич Берязев, главный редактор журнала «Сибирские огни». Впервые они прозвучали в этот вечер со сцены городского дома учителя.

Во время презентации звучали популярные романсы, были показаны кадры редкой кинохроники, а все желающие смогли приобрести книги с автографом автора.

Людмила Кузменкина 

 

     

   

Комментарии

Опубликовано пользователем Татьяна
Добрый день. Я с большим удовольствие прочитала книгу "Несравненная". Мне очень понравилось. Очень хорошо освещены исторические события. Также мне понравилась биография певицы Арины Бурановой. Постараюсь прочитать остальные книги этого автора. Спасибо Вам что пишете исторические романы.!!!!!

Добавить комментарий

Target Image