«Вот такая икона была у моей бабушки»

В Сузуне открылся уникальный Музей сибирской народной иконы.

Можно смело утверждать, что аналогов в России ему нет, потому что до недавнего времени феноменом «народная икона» исследователи почти не интересовались. В Сузуне новый музей открылся неслучайно. Оказывается, здесь не только чеканили сибирскую монету, но и с XIX века писали иконы. Музей сибирской народной иконы органично вошел в состав Музейно-туристического комплекса «Сузун-завод. Монетный двор», став его четвертым объектом. До этого в Сузуне были открыты: музей «Дом и контора управляющего» (сейчас закрыт на реэкспозицию), «Медеплавильный завод» в здании единственного сохранившегося заводского цеха, а также музей «Монетный двор».

Экспозиция музея сибирской народной иконы разместилась в здании церковно-приходской школы постройки конца XIX века – памятнике регионального значения. Весь музейно-туристический комплекс «Сузун-завод. Монетный двор» является филиалом Новосибирского государственного краеведческого музея. Большая заслуга в создании нового музея и всего комплекса принадлежит директору Новосибирского государственного краеведческого музея Андрею Валерьевичу Шаповалову.

В музее представлено более пятисот уникальных экспонатов, собранных со всей Сибири, в том числе около 200 сибирских народных икон, а также меднолитые иконы, кресты и складни, книги и предметы церковной утвари.

В церемонии открытия музея приняли участие врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников, митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, председатель законодательного собрания Новосибирской области Андрей Шимкив, глава Сузунского района Новосибирской области Лилия Некрасова, директор Новосибирского государственного краеведческого музея Андрей Шаповалов.

– Когда открывается музей – это плюс нам всем. Потому что сохранить, собрать наше духовное наследие очень важно. Это связь поколений, наше духовное сокровище, – отметил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон.

Что такое народная икона

– Икона и храм всегда сопровождали русского человека, – рассказывает специалист по сибирской иконе, научный сотрудник Новосибирского государственного краеведческого музея Татьяна Прохорова. Наши предки не мыслили себе дня прожить без молитв, поэтому в наших строящихся острогах первым делом воздвигался деревянный храм. Казачьи отряды, двигавшиеся по территории Сибири, обязательно имели в своем отряде полковую церковь и священника. Первые иконы в Сибири были привозными. Их сюжет, стилистический состав определялся географией переселенцев, откуда они переезжали с Сибирь, взяв с собой свои привычные иконы.

Население Сибири в XVIII-XIX веке все возрастало, и спрос на иконы увеличивался. Поэтому стали возникать в Сибири иконные промыслы. Создавали иконы крестьянские мастера. Это определило особенности сибирских икон: упрощение сюжета и техники, их фольклорную стилистику. Так возник феномен народной иконы – несложной в изготовлении, недорогой, выполняемой мастерами из народной среды. Сейчас в научном мире определение народной иконы таково: она должна быть написана народным умельцем, ремесленником, происходящим из народной среды и заказчик, потребитель этой иконы тоже должен быть из этой народной среды.

– Одно из определений народной иконы – это скорописность и дешевизна, чтобы каждый человек мог ее купить, – продолжает рассказ Татьяна Прохорова. Сколько она стоила – вопрос очень сложный. Есть сообщения, что икону можно было выменять за три луковицы. Иконы выменивали на продукты питания, продукты кожевенного производства. Было совершенно ясно, что это недорогая продукция, которая делалась массово.

Профессиональные иконописцы, которые работали в церковной среде – это люди с богословской подготовкой, духовным образованием, им разрешение, чтобы писать иконы, не требовалось. Они были профессионалами своего дела. Мастеровые же люди, народные иконописцы, часто нарушали канон по своему неведению и неграмотности. Они имели определенный набор сюжетов, который был наиболее продаваем, и писали на свой страх и риск. Регламентирующая деятельность церкви была лишь в XVIII веке, тогда давались разрешения мастеровым, которые занимались этим промыслом. Но часто писали и без такого разрешения, потому что спрос был очень велик.

Долгое время народная икона не воспринималась специалистами всерьез. В советское время исследователи занимались больше высоким православным искусством: изучали творчество известных русских иконописцев, иконописных школ. А народной иконе значение не придавали. Это считалось чем-то довольно второсортным и незначимым. Все изменилось в последнее время, потому что на антикварном рынке народная икона – это единственный товар, который редко подделывают. Сегодня цена таких икон очень разная. Все зависит от сохранности, от техники живописи, от истории каждой конкретной иконы. Но говорить об этом неправильно, все-таки, главная ценность иконы – не материальная, а духовная.

 

Как таковой сибирской иконы, как явления стилистического, как школы, на самом деле не существует, хотя его пытаются все время найти. Особенного сибирского иконописного стиля письма в Сибири быть не могло по нескольким причинам. Во-первых, все иконописные центры, которые в Сибири возникали, были настолько отдалены друг от друга, что имели друг с другом гораздо меньше общения, чем с каким-то иконописным центром в центральной России. Во-вторых, когда стали писать свои, сибирские иконы, то сохраняли традиции иконописных школ центральной России, которые были приняты в месте бывшего обитания. Поэтому западно-сибирская икона очень сильно отличалась от восточно-сибирской. Мы можем наблюдать в сибирской иконе и отголоски русского Севера, откуда большая часть русских переселенцев, и новгородские, и суздальские стилистические мотивы. Позже, в середине XVIII века в сибирской иконе проявляются южнорусские, украинские традиции. На территории Сибири существовало много иконописных центров, которые появлялись в крупных населенных пунктах, где были развиты транспорт и торговля.

Сузунский иконописный промысел

Поселок Сузун Алтайского горного округа славился на всю Сибирь. Здесь работали медеплавильный завод и монетный двор, единственный от Уральских гор до берегов Тихого океана, чеканивший сибирскую монету из меди. Но Сузун был известен не только этим.

– В XIX веке в Сузуне появился иконописный промысел и такое явление, как сузунская народная икона, – рассказывает директор Новосибирского государственного краеведческого музея Андрей Шаповалов. Обычно иконы писали при монастырях, это, так называемая школьная икона, когда есть школа, традиция. В конце XIX века, в связи с тем, что Сибирь заселялась массово и очень быстро, здесь не хватало икон, иконописцев и начали появляться народные промыслы. Сузун был одним из центров этих промыслов. Плюс в Сузуне была Никольская ярмарка, поэтому эти иконы очень хорошо расходились. Мы довольно давно начали заниматься собиранием сузунской народной иконы. В итоге поняли, что есть сильно недооцененная традиция, которая идет из Сибири (XIX – начало XX века), когда существовало очень много разных мест, где самостийные народные мастера писали очень интересные иконы. Про это мало кто знает. Тогда мы создали большую программу по собиранию народной иконы. Когда нам предложили передать под музей бывшее здание церковно-приходской школы, у нас не было никаких сомнений, что там может быть. Мы сразу решили, что сделаем музей, основанный на нашей коллекции сибирской народной иконы. Иконы в коллекции не очень старые, примерно одного класса: середина XIX века – рубеж XIX-XX веков. У нас нет раритетов XVII века – это не наша задача. Ведь сама традиция написания народной иконы появилась только в середине XIX века.

Однако, музейные работники уточняют, что нельзя говорить: «Сузунская школа иконописи». В научном понятии школа – это стиль, сложившийся на протяжении нескольких поколений, когда возник иконописный центр, в котором появилось несколько мастеров или один очень сильный мастер, создавших традиции и передавших своим ученикам.

В Сузуне признаков большого стиля специалисты не видят. Речь здесь идет только об узнаваемой манере сузунского письма. Однако, выделяется несколько «рук» мастеров, которые работали в одной стилистике. Это имеет очень большое значение, потому что на юге Сибири Сузун – самый известный иконописный промысел, оставивший следы.

В советское время в Художественном музее Новосибирска, где есть большая коллекция сузунской иконы, специалист Надежда Глебовна Велижанина первая провела большое изучение и типологию икон сузунского письма. Она выделила трёх иконописцев. Первый – это сузунский мастер Крестьянников, о котором есть архивные сведения. Второй – Мастер Богородиц. А третий – просто третий мастер. Научная работа в плане изучения сузунской народной иконы только начата. Есть большой простор для научного творчества.

Что изображали на сибирских иконах

 Архангел Михаил грозных сил воевода

Однако, у сибирской иконы есть особые отличительные черты. Они отразились, прежде всего, в иконографии, в составе тех сюжетов, которые почитались на территории Сибири.

Самый первый и самый «сибирский сюжет», который изображен и на афише музея сибирской народной иконы – это «Архангел Михаил грозных сил воевода».

С этой иконой связана сибирская история. В центральной части России икона менее распространена, там Архангела Михаила чаще пишут в рост, в воинском облачении, а в Сибири стал более популярен именно этот сюжет. Дело в том, что Архангел Михаил украшал знамя Ермака, которое долгое время сохранялось во многих сибирских храмах (в Тобольске, Тюмени). К сожалению, до нашего времени ни одного знамени не дошло. Сюжет Архангела Михаила имеет под собой сложную богословскую основу, где изображается всадник апокалипсиса, который появляется на огненном коне, чтобы оповестить о приближающемся конце света. Но во времена Ивана Грозного этот сюжет приобретает несколько другую окраску, после того, как стал украшением знамени Ермака.

Для казаков, которые отправлялись в очень рискованное путешествие в совершенно неизведанную страну, Архангел был покровителем. Но не ожидание конца света, а, наоборот, мирная жизнь в сибирских краях, привлекала сюда русских людей.  Сюжет постепенно упрощался, и в народном сознании Апокалипсис отходил на второй план. На первый план вышел прекрасный юноша, который несет свет Православия в сибирскую страну. Таких икон очень много в Сибири, они есть практически в каждом музее. В музее сибирской народной иконы их целая витрина. Если внимательно их рассматривать, можно заметить, что апокалиптический пейзаж изменился, превратившись в мирный сибирский пейзаж, серное озеро выглядит прекрасным водоемом, да и змей исчез.

Обратную сторону знамени Ермака украшал греческий святой Дмитрий Солунский, который считается покровителем православного воинства. Он украшал знамена отрядов православных людей, которые отправились в поход осваивать новые земли. Это тоже всадник, но по иконографии, изображается скачущим в противоположную, относительно Архангела сторону. Два всадника на полотнище знамени Ермака совпадали друг с другом по контуру, что было очень практично для изготовления.

После того, как в Сибири появилось оседлое население – русские переселенцы, на смену этим сюжетам пришли новые, которые традиционно в русской культуре украшают въезды в города: сюжет Спаса нерукотворного и Богородичные сюжеты.

Появлялись сюжеты, которые больше почитаются мирным населением. Для наших предков было важно, чтобы земля была освящена. Считалось, если человек отправляется в чужие «поганые» земли, он неизбежно впадает в грех. Если человек уезжал за пределы святой Руси, то по возвращении на него накладывалась церковная епитимия. Чтобы сибирские земли были не просто приведены под государеву руку, но и считались истинно русскими, большая работа была проделана Православной Церковью. Духовное освоение Сибири было очень важно. Святую Русь по сторонам света оберегают четыре иконы Богородицы. Подобно этой традиции, при освоении Сибири появились пять основных святынь, которые сохраняют эту землю. В самом центре Сибирской епархии, в Тобольске, появилась Абалакская икона «Знамение» Божией Матери. На севере –народный святой Василий Мангазейский, на юго-западе Сибири – старец Далмат Исетский с чудотворной иконой Успения Божией Матери. В Верхотурье, самой западной точке, прославился сибирский святой праведник Симеон Верхотурский. И на Дальнем Востоке появилась икона Албазинской Божией Матери «Слово плоть бысть». Как будто кто перекрестил сибирскую землю по русской православной традиции.

 

Самая главная сибирская святыня – икона Божией матери «Знамение» Абалакская была написана в Тобольске в 1637 году иконописцем Матфием Мартыновым, который приехал с митрополитом как его штатный иконописец. Раньше Митрополит служил в Новгороде, поэтому первая сибирская икона повторяла икону «Знамение» Новгородскую. Наша сибирская икона отличается от новгородской тем, что на полях ее написаны с одной стороны – святитель Николай чудотворец, с другой – Мария Египетская. Специалисты расшифровывают значение этих святых для Сибири таким образом: сама икона «Знамение» – это не просто портрет Богородицы, туда вкладывается очень глубокий богословский смысл. Богородица изображается по пояс, ее руки разведены в молитвенном жесте, на медальоне в центре изображается образ Христа в отроческом возрасте. Это не изображение Богородицы, а изображение воплощения Христа. Знамение – обещание, обет Бога всегда быть с людьми. Он посылает Сына, который находит воплощение в теле Девы Марии и приходит как Спаситель в этот мир. Главный смысл – это обет Бога быть с русскими на этой земле. Образы святых на полях неслучайны. Николай Чудотворец, самый почитаемый русский святой, на иконе Абалакской Божией матери «Знамение» символизирует собою церковь, священство. Он святитель, который выходит к нам навстречу и приводит нас в лоно церкви. Мария Египетская изначально была блудницей и вела неправедный образ жизни. Грехи ее были тяжкими, но и покаяние было велико. Это образ тяжкого грешника, который приходит к Богу и ему все прощается.

Сибирский феномен – семейные иконы

Гордостью музея сибирской народной иконы является очень большая коллекция семейных икон, на которых изображались святые, покровительствующие членам семьи. Каждая православная семья могла себе позволить заказать икону, да не одну. Первые – писались для молодоженов, они вызывают умильную улыбку, потому что напоминают свадебные фотографии. Это парные семейные иконы, на которых святые по именам молодоженов соединялись в один сюжет. 

На одной из икон изображены святые Наталия и Петр. На самом деле, они выписаны по канону святых Петра и Февронии, которые являлись символом семьи. Но заказчицу звали Наталия и мастер иконописец вместо Февронии написал Наталья. Семья росла, появлялись ее новые члены и в связи с этими событиями писались новые иконы в красный угол избы. На больших семейных иконах святые – покровители родителей, детей и даже умерших предков. Когда разглядываешь семейную коллекцию, можно представить, как в каждой семье росло количество икон: вначале те иконы, которыми родители благословляли молодых на брак (иконы Христа и Богородицы), затем парные семейные иконы и так далее. Это иконы, которые хранились в домах людей и связывали семью с церковными традициями.

 

Уровень достатка семьи определял уровень исполнения иконы. Купечество желало видеть иконы более дорогие: с золочеными и серебряными фонами. Дополнительно иконы, будучи уже в домах, украшались драгоценными окладами. Таких икон в музее мало, мы как раз увидим те образцы иконописи, которые мог себе позволить каждый крестьянин. Благодаря семейным иконам мы можем изучать жизнь и быт населения, личную, внутреннюю историю переселенцев – как людей называли, какие из имен были популярны.

Экскурсия по музею

Комплектование коллекции происходило на протяжение многих лет. Основа была заложена еще в 20-годы XX века при формировании самого новосибирского краеведческого музея. После чего был труд многих поколений музейных работников, которые занимались экспедиционной работой, выезжая в села области для сбора икон. Однако планомерное комплектование коллекции для создания экспозиции музея сибирской народной иконы происходило в краеведческом музее в последние шесть лет. Была даже создана специальная программа по собиранию народной иконы. Очень большой вклад внесла Татьяна Владимировна Гришанова, которая является идейным составителем нового музея. Интересующие предметы закупали на антикварном рынке, у коллекционеров не только Новосибирска, но и других сибирских городов.

В истории комплектования коллекции сузунская икона стоит на первом месте.

У многих икон есть потрясающе интересная история. О самых интересных экземплярах рассказал на открытии Музея сибирской народной иконы Андрей Валерьевич Шаповалов.

Богородицу писали все школы. Но в Сузуне жил Мастер Богородиц. Его Богородицы отличаются от других.

Любимый сюжет – Архангел Михаил воевода. Красные кони на черном фоне. В народе образ почитался как защитник, поэтому икона встречалась практически в каждом сибирском доме. В Сузуне иконы этого сюжета выполнялись в скорописной манере, отличающейся яркой красочной палитрой и упрощенной иконографией.

Мастера любили рисовать святых, но не всех, а избранных. Например, Екатерину, покровительницу женщин. У женщин на сузунских заводах была тяжелая судьба. Отцы не хотели отдавать их замуж, потому что нужны были рабочие руки в хозяйстве. А женщины мечтали выйти замуж и молились святой Екатерине, чтобы она им помогла.

Самый распространенный сюжет сузунских икон – Спас Вседержитель. Сузунские Спасы простонародны, отличаются мягкостью и душевностью трактовки. Облачения часто украшены орнаментом.

Вторую часть коллекции икон составляют сибирские иконы, которые бытовали в народной среде: и привозные, и созданные на месте. Здесь можно увидеть большую подборку икон Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца.

Экспозиция строится по сюжетам. На многих иконах изображен Спаситель. Здесь уже представлены разные народные промыслы, разные традиции – южно-русское барокко (Украина или Малороссия), Тобольск, южный Урал.

Это фрагмент храмовой иконы Тайная вечеря (Христос с апостолами сидят за столом), приобретена в Иркутске, когда шла экспедиционная работа. Происходит она из церкви, которая в советское время была разрушена. Икону варварски разрубили на части. Но один из жителей центральную часть иконы забрал к себе домой, и она служила ему долгие годы.

 

 

 

Любимый сюжет – Небесная Заступница в разных изводах. Почитается как Заступница и Молитвенница перед Богом за весь род человеческий. Надежда на Ее святое покровительство звучит в названиях сюжетов: "Избавление от бед страждущих", "Всех скорбящих Радость", "Нечаянная Радость" и др.

Много икон посвящено Двунадесятым праздникам. Редкая икона «Воскресение Христово» – одна из лучших сузунских икон. Она попала к достаточно зажиточному человеку, который заказал ей богатый оклад, чтобы сохранить ее.

Любимый в Сибири и на Руси святой Николай Угодник, который является и покровителем странствующих. Его в Сибири чтят больше, чем в других местах. Даже коренные народы выбрали при крещении Николая Угодника как наиболее близкого им святого.

Во втором зале – православное медное литье, которое представлено довольно широко: меднолитые иконы, складни, кресты нескольких видов. Все эти предметы выполнены в технике литья из медных сплавов в конце XVIII – начале XX века. Большая часть предметов датируется XIX веком.

Многие из них декорированы драгоценными красивейшими эмалями.

Меднолитые иконы почитались наравне с живописными. Их точно так же ставили в домах, набирая целые иконостасы. Небольшой размер позволял их брать с собой в дорогу: на богомолье, в поход, чтобы в пути можно было помолиться. Особенно распространены были меднолитые иконы среди старообрядческого населения, которые никогда не перекрестятся и не помолятся на чужую икону. Поэтому все свои иконы они носили с собой. Небольшие размеры этих икон позволяли носить их на теле, на специальном шнуре на шее. Также эти иконы врезались в дорожные столбы, чтобы путник мог обратиться к образу, находясь в пути.

Коллекция крестов тоже уникальная. Есть кресты напрестольные, то есть храмовые, которые являются неизменным атрибутом каждого православного храма. Находятся на Святом Престоле рядом со святым Евангелием.

Есть кресты домашние, так называемые киотные, которые часто врезались в табличку с живописью и составляли единый сюжет. Икона Распятие Христово. Такие иконы ставились в киот (застекленный ящичек). Такой уникальный предмет: и крест, и икона, в которую он врезан, с киотом есть в экспозиции Музея сибирской народной иконы.

Удивляет большая коллекция наперсных и нательных крестов. Наперсный крест (от слова перси, грудь) – это крест, носимый на груди поверх одежды. Он крупнее нательного. Наши предки могли носить наперсный крест до XVIII века, позже это право  оставили исключительно за священниками.

Нательных крестов очень много в коллекции. Можно увидеть все разнообразие форм и декора, которые украшают эти предметы.

 

Домашние иконы. Обычно в доме кроме икон Иисуса Христа и Девы Марии хранили иконы святых, которые совпадали с семьей по именам. Это могли быть пророки и праведные, святые мученики, святители, святые преподобные. Это фактически не икона, а картина, потому что манера не иконописная, Народные мастера писали, как умели – эта их искренность, низкий горизонт, вытянутые фигуры, практически отсутствие заднего плана. Они как видели, как чувствовали, так и передавали. В этом и есть ценность таких икон.

В музее есть несколько храмовых икон, которые сохранились в коллекции Сузуна. Это большие иконы Спаситель и Креститель.

Очень интересная подборка украинской иконы, которая была характерна для Сибири. Она всегда узнаваема – очень вычурно, много цветов, орнаментов, что для Сибири совершенно не характерно. Но эта икона пришла в Сибирь, как и украинцы, и стала сибирской.

Неподалеку от Музея сибирской народной иконы стоит восстановленный храм. Вообще, храм на территории Сузунского завода был построен в конце XVIII века. В 20-е годы, когда храмы подвергались разорению, люди часто забирали все ценное и прятали по домам. В музее сибирской народной иконы есть такие спасенные иконы и вещи. Поэтому музейные сотрудники решили воссоздать уникальный тайный схрон – комнату, в которой люди прятали иконы, утварь и облачения.

На вопрос: «Зачем создавать такой музей?», научный сотрудник Новосибирского государственного краеведческого музея Татьяна Прохорова ответила:

– Затем, чтобы изучать историю, помнить традиции своих предков для того, чтобы строить будущее, чтобы в истории нашей страны не было таких трагических событий, когда мы забываем кто мы, забываем веру, нашу историю. Это преемственность поколений. Важно, когда люди заходят в музей и говорят: «Вот такая икона была у моей бабушки». А для музея не менее важно, когда есть возможность выставить все самое интересное. Не держать коллекцию в металлических ящиках в хранении, куда постороннему человеку нельзя войти, а сделать открытое хранение, когда к духовному наследию нашего народа может прикоснуться каждый человек.

С 25 августа посещение музея включено в программу субботних автобусных туров в МТК «Сузун-завод. Монетный двор».

Подготовила Людмила Кузменкина

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Дмитрий Фёдоров
Очень полезная статья. Собрали довольно ценную информацию по иконам. Благодарю!

Добавить комментарий

Target Image