Всеобщее начальное обучение в Сибири

18 мая 1926 г. бюро краевого комитета ВКП (б) утвердило постановление о введении всеобщего [начального] обучения в Сибирском крае.

90 лет

Среди вопросов, вставших перед советским государством после окончания гражданской войны, одним из основных был вопрос о ликвидации безграмотности. Особенно неутешительная ситуация сложилась в сибирском образовании. Статистические данные за 1920 год говорят сами за себя: 77,9 % жителей Сибири в этот период оставались безграмотными. При этом положение продолжало ухудшаться. Особенно тяжёлым стал 1921/1922 учебный год, когда система широкого натурального государственного снабжения прекратилась, а страна вступила на путь новой экономической политики. При отсутствии местного бюджета значительная доля материальных ресурсов, отпускаемых на народное образование, была обращена на содержание беспризорных детей, число которых колоссально возросло в связи с голодом в Поволжье. Встал вопрос о спасении сети просветительных учреждений.

В 1923–1924 годах ситуация начала меняться к лучшему. Местный бюджет оформился и окреп. Народное образование и, в частности, начальное обучение значительно укрепилось. Однако к середине 1920-х годов школьная сеть всё ещё не могла удовлетворить спрос государства на начальную подготовку будущих грамотных специалистов. Несмотря на рост числа школ, степень охвата ими детей от 8 до 11 лет в 1923–1924 годах составила 22,8 %, в 1925–1926 – 31,5 %.

31 августа 1925 г. вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и о построении школьной сети». В нём был установлен предельный срок введения всеобщего обязательного обучения на территории РСФСР в 1933/1934 учебном году. Постановление требовало от партийных и советских органов принять меры к тому, чтобы к десятилетию Октябрьской революции обеспечить общедоступность школ первой ступени при условии добровольности посещения, а в последующие годы осуществить всеобщее начальное обучение. Школа первой ступени для детей от 8 до 11 лет должна была стать общедоступной и бесплатной.

В декабре 1925 г. состоялся I Сибирский краевой съезд Советов. На нём с докладом о состоянии образования выступил заведующий крайОНО А.Я. Голышев. В докладе, в частности, были обозначены проблемы введения всеобщего обучения. Ожидалось, что для культурно отсталой, неграмотной, с консервативной системой хозяйства Сибири оно станет фактом колоссального хозяйственного и политического значения. В заключительном слове к докладу Голышев сказал: «Меня спрашивают когда будет обучение обязательно. Обязательное обучение будет тогда, когда оно будет общим […], когда мы сможем охватить всех ребят от 8 до 11 лет […]. До создания условий, при которых можно охватить всех ребят, говорить об обязательности обучения […] невозможно».

По итогам доклада съезд отметил необходимость работы по введению всеобщего обучения в Сибири и принял резолюцию. В ней, в частности, было указано: «Учитывая огромную тягу к знанию и недостаточный охват массовой школой детей школьного возраста, особенно в деревне, съезд предлагает Крайисполкому с целью постепенного охвата школой детей в возрасте от 8 до 11 лет, начиная с будущего учебного года, немедленно приступить к составлению плана всеобщего обучения в Сибири и представить его на утверждение следующего съезда советов, считая одним из непременных условий к осуществлению всеобщего обучения ремонт школьных зданий, высвобождение в согласии с постановлениями ВЦИК’а ещё занятых другими учреждениями школьных зданий, постройку новых школ, вопросы подготовки новых кадров школьных работников и переподготовки наличных».

6 января 1926 г. постановлением президиума Сибкрайисполкома для составления плана введения всеобщего начального обучения в Сибири была организована комиссия из шести человек. Председателем её стал А.Я. Голышев. Аналогичные комиссии президиум постановил создать при всех президиумах окрисполкомов и президиуме Иркутского губисполкома. К составлению плана предполагалось привлечь все райисполкомы Сибири, формы участия которых поручалось разработать краевой комиссии. Комиссия обязала всю работу по составлению плана и согласование его с Сибпланом закончить не позднее 1 сентября 1926 г.

Для решения проблемы введения всеобщего обучения, по мнению комиссии, следовало проанализировать существующую сеть массового образования, элементарного школьного обучения и продолжить развёртывание сети школ. Следует отметить, что большинство школ I ступени в Сибири в этот период являлись «школами-трёхлетками», в то время, как нормальным типом таких школ было принято считать школы с четырёхлетним периодом обучения.

18 мая 1926 г. бюро краевого комитета ВКП (б) утвердило постановление о введении всеобщего [начального] обучения в Сибирском крае. С этого момента к решению задачи всеобщего обучения были подключены партийные органы с их возможностями и авторитетом.

Основные принципы построения плана всеобщего обучения в крае были определены III пленумом Сибкрайисполкома в июне 1926 г. и сводились к следующим основным положениям.

• Общедоступность обучения в школах I ступени, при условии добровольного посещения, должна быть обеспечена к 1928/1929 учебному году. Предельным же сроком для введения всеобщего обязательного обучения считается 1933/1934 учебный год.

• Возраст детей, которые должны обучаться в школах I ступени, 8–11 лет.

• Нормальным типом школы при введении всеобщего обучения должна быть школа с 4-летним курсом обучения.

• Каждая национальность обеспечивается школой на своём родном языке.

К сожалению, бюджет Сибирского края оказался не в состоянии выдержать расходы, вызываемые развитием школьной сети. 2 августа 1926 г. финансовый отдел Сибирского крайисполкома направил в СНК ходатайство о передаче ему «превышения над госконтингентом поступлений по сельхозналогу на дело народного образования»1. В ходатайстве указывалось: «Задача введения всеобщего обучения […] представляет чрезвычайные трудности. Благодаря слабому развитию школьной сети и чрезвычайно низкому проценту охвата ею детского населения школьного возраста в ближайшие годы предстоит открытие большого числа школ. Для того, чтобы охватить в будущем бюджетном году 50 % детей школьного возраста в сельских местностях и 75 % в городах, требуется открыть 1 030 новых школ 1-й ступени на 2 987 комплектов – количество равное 32 % комплектов, имеющихся в текущем году».

Другим трудным вопросом, связанным с нехваткой бюджетных средств, оставался вопрос обеспечения школ помещениями. «Если даже предположить, что в предстоящем бюджетном году половина школ будет размещена в имеющихся зданиях, – говорилось в ходатайстве финотдела Сибкрайисполкома, – хотя бы и не приспособленных для школы – тесных, тёмных и с расположением комнат, неудобных для школьных занятий, то всё же для другой половины необходимо строить дома».

Тем не менее, с постановкой вопроса о всеобщем обучении в 1926 г., в 1926/1927 учебном году Сибирский край сделал стремительное движение по количественному развёртыванию школ. Так, если в 1925/1926 году в крае насчитывалось 4 938 школ I ступени, то в 1926/1927 их стало 6 730. Количество школьных работников за этот период увеличилось на 3 795 и составило 10 738 человек. Число учащихся в школах I ступени также выросло и составило 433 102 против 364 449 в 1925/1926 году.

Динамика развития школьной сети, подготовки педагогических кадров продолжилась и в последующие годы, а 7 июля 1930 г. постановлением президиума Сибирского краевого исполнительного комитета был установлен порядок досрочного введения всеобщего обязательного начального обучения в Сибирском крае с 1 октября 1930 г.

Таким образом, мероприятия по введению всеобщего обучения в 1926 г., несмотря на все возникшие перед советскими и партийными органами трудности, оказались успешными и необходимыми для дальнейшего развития системы образования в Сибири. Следует также признать своевременность постановки и последующего решения грандиозной и непростой задачи по повышению уровня образованности населения Сибири.

О.В. Серёгин

ИСТОЧНИКИ

РЕЗОЛЮЦИИ 1-го Сибирского Краевого Съезда Советов : резолюция по докл. о нар. просвещении в Сибири // Совет. Сибирь. – 1925. – 13 дек. – С. 8.

ГАНО. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1393а. Л. 80; Д. 1593а. ЛЛ. 26об.–28; Д. 1646. Л. 20; Ф. Р-12. Оп. 1. Д. 593. Л. 71; Д. 1837. ЛЛ. 2–4; Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 355. ЛЛ. 14, 30; Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 39. Л. 1; Д. 193. ЛЛ. 9–11, 13; Д. 196. ЛЛ. 8об., 15об., 42об.–43; Ф. П-5а. Оп. 1. Д. 249. Л. 10

1 Речь идёт о передаче в распоряжение Сибкрайисполкома всей суммы (в отличие от той, которая была предусмотрена бюджетом РСФСР) превышения поступлений по сельскохозяйственному налогу на осуществление задач школьного строительства в Сибири.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2016 год.- Новосибирск:[Издательство Новосиб.гос.обл.науч.б-ки], 2015. - 237 с., [30] л. ил.

Фото с сайта http://www.cult-and-art.net/society/15269-istorija_sssr_iz_semejnyh_albo...

Добавить комментарий

Target Image