«Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей цель соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою...»
Из рескрипта императора Александра III наследнику17марта 1891 г.
5 апреля 1897 года сдан в эксплуатацию железнодорожный мост через Обь, который был построен в небывало короткий срок, менее чем за четыре года.
В конце XIX века прекрасный инженер и талантливый писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, руководивший группой по выбору места строительства железнодорожного моста, принял решение о предпочтительности Кривощёковского варианта перехода Транссиба через Обь. Но данный проект был встречен неоднозначно. Купцы, представители старинных торговых городов, настаивали на строительстве моста близ Колывани. В данном случае железная дорога прошла бы через Томск. Но Гарин-Михайловский сумел экономически доказать, что мост нужно возводить у села Кривощёково.
Большую роль в выборе места сыграл инженер В.И. Роецкий. Именно его отряд проводил подробные изыскания в районе с. Кривощёково. В этом месте Обь протекала как бы в каменной трубе, не допускавшей широкий разлив. Сжатая скалистыми берегами — «щеками» (отсюда и название села), река делала крутой поворот. Направление на Кривощёково сберегало 3 млн рублей на строительстве моста, так как позволяло проложить линию по местности с более выгодным рельефом (в отличие от селений) Дубровино и Колывань) и спрямить путь в восточном направлении от Омска.
Более года велись подготовительные работы к закладке моста, она состоялась 20 июля1894 года. В работах по непосредственному «возведению моста участвовало свыше 330 человек: 110 каменотёсов, 40 плотников, 120 мастеровых и рабочих других профессий. Всего же на строительстве работало до 5 тысяч человек. Численность сезонных рабочих, приходивших летом на временные заработки, вместе с основным населением быстрорастущего посёлка составляла внушительную цифру – 12 тысяч человек. Вообще же статистические данные свидетельствуют, что в 1893 году население будущего Новониколаевска составляло 764 человека, в 1897 — уже 8 473, а в 1917 году – 107 129 человек! В 1897 году в пос. Новониколаевском было 6 улиц и 40 кварталов, в большинстве уже застроенных. Площадь поселка, протянувшегося по берегу Оби на расстояние около 8 вёрст, составила примерно 16 квадратных вёрст (одна верста = 1,07 км).
Железнодорожный мост через Обь стал первым мостом в истории Новониколаевска-Новосибирска. Он был также одним из первых крупных инженерных сооружений Транссиба. Возводимый по проекту Н.А. Белелюбского мост через Обь отличался оригинальностью как один из первых в России консольных мостов, пролёты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа, изготовленными на Воткинском заводе. Опоры моста из местного гранита были заложены на скальном основании с больших плотов.
После испытаний с нагрузкой в четыре паровоза железнодорожный мост 5 апреля 1897 года был открыт. Большая часть строителей разъехалась, и с этого времени посёлок стал развиваться как торговый и перевалочный пункт на пересечении Оби и Сибирской железной дороги. Быстро рос грузооборот станции Обь: по данным коммерческого отдела Средне-Сибирской железной дороги, он увеличился с 1,8 млн пудов в 1897 году до 11,2 млн пудов – в 1907, в шесть с лишним раз за 10 лет! Уже в 1899 году ст. Обь почти в 2,5 раза превосходила по грузообороту Омск и Томск и вышла по этому показателю на первое место среди станций Сибирской железной дороги. Более половины всех грузов составлял хлеб, поступавший главным образом с Алтая, на втором месте стояли лесные материалы, третье место в грузообороте занимало сливочное масло.
Несмотря на то, что мост был спроектирован по нормам конца позапрошлого столетия, ой прослужил почти сто лет. В 1990-х годах проведена реконструкция сооружения. Для сохранения памяти о первостроителях одно из пролётных строений моста установлено на набережной Оби в парке «Городское начало». В преддверии празднования 119-летия Новосибирска, в ночь с 22 на 23 июня 2012 года, состоялось торжественное открытие памятника, установленного в честь российского императора Александра Ш. В самом низу лицевой части пьедестала расположена надпись, содержащая текст из Высочайшего рескрипта на имя наследника престола, будущего Николая II о сооружении Транссибирской магистрали.
О.Л. Чернобай
ИСТОЧНИКИ
- МОСТ железнодорожный // Новосибирск: энциклопедия.— Новосибирск, 2003.— С. 543.
- НОВОНИКОЛАЕВСК — НОВОСИБИРСК. События. Люди, 1893 — 1993. — Новосибирск: Наука, 1993. — 471 с., [40] л. ил. — Загл. пер.: Новосибирск, 100 лет. События. Люди. — См. с. 32 .
- ГОРЮШКИН Л.М. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX — начало XX в.) / Л.М. Горюшкин, Г.А. Бочанова, Л.Н. Цепляев. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1978.— 293, [2] с.: ил., портр., [8] л. ил. — См. с. 29-40. См. с. 29-40.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
1. ЧЕРНОВ Ю. Мост, который всегда с нами // Ведомости Законодат. Собр. Новосиб. обл.— 2012. — № 43 (31 авг.). — С. 25: ил., портр.— Очерк о создании в Новосибирске историкико-материального комплекса «Железнодорожный мост».
2. КАНН С.К. Западно-сибирские изыскания Транссиба 1891-1892 гг. // Первые Ермаковские чтения «Сибирь: вчера, сегодня, завтра»: материалы регион. науч. конф., Новосибирск, 21 дек. 2008 г. — Новосибирск, 2009. — С. 73-85: ил., портр. — В частности, о деятельности инженеров путей сообщения Н.П. Меженинова, К.Я, Михайловского, В.И. Роецкого в разработке и отстаивании «кривощёковского варианта» перехода Сибирской железной дороги через Обь.
СОЗВЕЗДИЕ земляков: знаменитые мужи Новосибирска. — Новосибирск: РИЦ «Светоч» правления Новосиб. обл. обществ. орг. «О-во книголюбов», 2008. — 432 с.: ил.— Из содерж.: Проверено: лучшего места для перехода нет!: [о В.И. Роецком, его изысканиях] / А. Горшенин. — С. 22 — 23; Поэт мостостроя: [об авт. проекта моста Н.А. Белелюбском] / А. Горшени н. — С. 24-25; Главный строитель Обского моста: [об инженере-путейце Г.М. Будагове, выполнявшем на стр-ве моста обязанности гл. инженера] / А. Горшенин. — С. 26 — 27.
4. ВЛАСОВ Г.М. Первый железнодорожный мост через Обь: (Изыскания, проектирование, стр-во). — Новосибирск: Изд-во Сиб. гос. ун-та путей сообщ., 2000. — 36 с.: ил.
5. ПОВИЛЕЙКО Р. Пролёт для истории: [об истории создания моста] // Совет. Сибирь.— 2000. — 28 июня. — С. 4.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2017 год
Добавить комментарий