Западно-Сибирская железная дорога

Вопрос о постройке Сибирской железной дороги впервые был поднят в конце 50-х годов XIX века. К 1884 году три железнодорожные линии подошли к западным границам Сибири и закончились в Тюмени, Уфе и Оренбурге. В феврале 1891 г. на особом совещании Кабинета министров принято окончательное решение о строительстве Великого Сибирского пути. Общая стоимость работ определялась примерно в 350 миллионов рублей.

В марте 1891 г. Александр III подписал высочайший рескрипт, повелевавший наследнику престола цесаревичу Николаю по возвращении из путешествия по странам Востока объявить о строительстве Транссиба и совершить закладку Уссурийского участка. Строительство было начато одновременно с двух сторон1 (от Челябинска и Владивостока), удалённых друг от друга более чем на семь тысяч километров.

Сибирская линия была разделена на шесть участков: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Кругобайкальский, Забайкальский, Амурский и Уссурийский. Работы велись в трудных условиях, так как трасса проходила в малонаселённых местах с болотистыми, либо, напротив, твёрдыми и каменистыми грунтами. Остро ощущался недостаток рабочей силы. Материалы верхнего строения пути (рельсы и шпалы, костыли, стыковочные соединения, стрелочные переводы и др.) поставлялись с уральских заводов. Земляные работы обошлись в треть всей стоимости

1 Так было заведено в России с 1842 года, со времени прокладки первого крупного железнодорожного пути – между Санкт-Петербургом и Москвой.

строительства. Огромных трудов стоило прорезать длинную цепь горных массивов, перебросить мосты через большое количество рек, лощин и оврагов. Всего на дороге возвели 274 искусственных сооружения – мостов, деревянных и каменных труб для пропуска речек, дождевых и весенних вод.

20 июля 1894 года началось строительство Обского моста по проекту инженера путей сообщения Белелюбского Николая Аполлоновича (1845–1922). Это был один из первых в России мостов, пролёты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа. Для мостового перехода через Обь выбрали место у старого сибирского села Кривощёково (ныне здесь станция Новосибирск-Западный, бывшая – примерно до 1950–1960 гг. – Кривощёково). Работы продолжались до 1897 года. Приёмная комиссия провела испытания прогиба моста, и 31 марта 1897 г. он был принят в эксплуатацию2. Сошлись два огромных участка строительства – Западно-Сибирский и Средне-Сибирский.

Западно-Сибирская линия, маршрутом Челябинск – Курган – Петропавловск – Омск – река Обь, составила 1 328 вёрст (1 417 км). Начальником строительства был

2 Несмотря на то, что мост спроектирован по нормам XIX века, прослужил он почти сто лет. Со временем ресурсы по грузоподъёмности пролётных строений были исчерпаны, однопутный мост перестал обеспечивать всё возрастающий объём грузовых и пассажирских перевозок. Для сохранения памяти о первостроителях одна из снятых ферм моста установлена на набережной Оби как памятник. На основе разобранных ледорезов опор моста Н.А. Белелюбского 1 октября 1973 г. начато строительство однопутного моста через реку Обь. Пуск в постоянную эксплуатацию состоялся 23 октября 1985 г.

инженер путей сообщения Михайловский Константин Яковлевич (1834–1909). Начались работы в 1892 году. 15.10.1896 участок сдан в эксплуатацию, началось регулярное сообщение. Эта дата – 15 октября 1896 г. – считается днём рождения Западно-Сибирской железной дороги.

Средне-Сибирская линия, маршрутом река Обь – Красноярск – Иркутск, составила 1 715 вёрст (1 830 км). Работы начались в мае 1893 года. Открытие рабочего движения произошло 16 (28, по новому стилю) августа 1898 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения – 1 (13) января 1899 г. Начальник строительства – инженер-путеец Меженинов Николай Павлович (1838–1901).

Первым промышленно-техническим сооружением будущего города Новосибирска можно считать паровозное депо на станции Обь, сданное в эксплуатацию в августе 1896 г.1 А первым каменным зданием гражданско-религиозного характера – собор во имя святого благоверного князя Александра Невского, который строился как хрампамятник на соединении Западно-Сибирского и Средне- Сибирского участков дороги (заложен в 1897, освящён в 1899 году, ныне – памятник архитектуры).

В мае 1893 г. были закончены проектноизыскательские работы и начато сооружение первых 25 вёрст от станции Обь на восток. Строительство Томской ветки от станции Тайга до станции Томск протяжённостью 86 верст2 начали 5 июня 1895 г. (В соответствии с планом, строительство ответвления на Томск от основной магистрали должно было начаться в 1898 году, т. е. после того, как железная дорога достигнет Иркутска. Однако Николай II распорядился строить раньше намеченного срока.) Постройка Томской ветки продолжалась тринадцать месяцев в исключительно сложных условиях, на местности, отнесённой к «горной» категории сложности. Как и другие участки, строили

1 См. справку настоящего издания «Август – 120 лет памятнику истории „Паровозное депо”…».

2 25 вёрст – примерно 26 км, 86 вёрст – примерно 91 км.

или с двух сторон – от основной магистрали и от Томска. Земляное полотно было готово полностью уже к началу марта 1896 г. В мае началась укладка шпал и рельсов, проводилась балластировка. 22 июля 1896 г. по вновь построенной ветке пришёл первый поезд из Тайги в Томск.

В августе 1898 года рельсовый путь был уложен до Иркутска, в январе 1899 – открыто сплошное движение от Челябинска до Иркутска.

К 1901 году строительство Великого Сибирского пути было в основном завершено. Годом ранее (1900) Западно-Сибирская и Средне-Сибирская дороги объединены в Сибирскую железную дорогу – от Челябинска до Иркутска, а в 1915 г. вновь разделены на две дороги – Омскую и Томскую. В 1961 году Омская и Томская дороги объединены в Западно-Сибирскую железную дорогу с управлением в Новосибирске.

На нынешнем этапе Западно-Сибирская дорога – одна из ведущих стальных магистралей России. Она соединяет железные дороги Восточной Сибири с дорогами Урала и европейской части России. Обеспечивает переработку транзитных грузов и пассажирских потоков с Востока на Запад, Юг и обратно. Производит пассажирские перевозки в прямом, пригородном и местном сообщениях на территории пяти субъектов Российской Федерации: Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края.

Западно-Сибирская дорога занимает первое место среди российских железных дорог по отправлению грузов и грузообороту. Развернутая длина её главных путей превышает 9 тысяч километров, более 70 % линий электрифицированы. Использование новой техники, современных технологий и передовых методов организации труда позволяет дороге не только успешно справляться с растущими грузовыми и пассажирскими перевозками, но и выполнять свои бюджетообразующие функции, быть конкурентоспособной на рынке транспортных услуг.

А.А. Зюбан

ИСТОЧНИКИ

 МАГИСТРАЛЬ. Начальники железных дорог Западной Сибири, 1896–2006 : ист. очерки. – Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2006. – 639 с. : ил., портр. – Библиогр.: с. 636–638.

ВЕКОВОЙ путь на службе Отечеству : страницы истории Зап.-Сиб. ж. д. / под общ. ред. В.И. Старостенко ; авт. коллектив: Н.А. Акулинин [и др.]. – Новосибирск : Сиб. горница, 2001. – 456 с. : ил., портр., [23] л. ил.

ЖЕЛЕЗНЫЕ дороги России. История и современность в фотодокументах. – СПб : ПетроНьюс, 1996. – 287 с. : ил.

ЛИТЕРАТУРА

СОЗДАНИЕ Великого Сибирского пути. Т. 1 / авт.: Ю.Л. Ильин, А.В. Колесов, В.П. Лукь янин. – СПб. : Евросиб, 2005. – 292, [3] с. : ил., карты. – Использ. источники и лит.: с. 284–287. – Из содерж.: Комитет и Управление по сооружению Сибирской железной дороги. – С. 15–18; Западно-Сибирская железная дорога. – С. 69–100; Средне-Сибирская железная дорога. – С. 131–172.

ГЛАВНАЯ магистраль Сибири / подгот. к публ. Е.А. Городецкий // История промышленности Новосибирска. – Новосибирск, 2004. – Т. 1 : Начало (1893–1917). – С. 73–346 : ил., портр. – Библиогр.: с. 346.

КОЗЛОВА Т.Н. Западно-Сибирская железная дорога // Новосибирск : энцикл. : доп., 2003 г. – Новосибирск, 2004. – С. 14–15.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2016 год

Добавить комментарий

Target Image