Завадовский Стефан Николаевич

 

Судьба Стефана Завадовского

Завадовский Стефан Николаевич (1886-1917)

основатель первой музыкальной школы в Новониколаевске (1916), главный комиссар городской народной милиции в 1917 году.

 

Печатается по книге:

«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II. С. 157-165.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

 

Чем человек просвещеннее,

тем он полезнее своему отечеству.

А. С.  Грибоедов

 

Жизнь этого удивительного человека была яркой и недолгой.

Сибиряк по рождению, поляк по происхождению, музыкант по духу и образованию, выпускник Московской консерватории, социал-демократ по убеждению, революционер по действиям, организатор по призванию, он являлся основателем первой музыкальной школы и музыкально-драматического общества в городе, депутатом первого избранного после февральской революции городского народного собрания, и главным комиссаром городской народной милиции.

Родился Стефан Николаевич Завадовский в 1886 году в заштатном городке Нарыме Томской губернии, в семье политических ссыльных. Его дед, участник Польского восстания 1863 года, в числе нескольких десятков поляков сослан в Нарым, в то время глухой гибельный край, затерянный среди беспредельных, дремучих болотисто-лесных пространств, о котором шла недобрая молва: «Бог создал рай, а черт – Нарымский край».

Многие из тех поляков умерли, другие бежали или уехали после отбытия срока ссылки, некоторые же, из числа предприимчивых, остались в Нарыме.

Их внуки – Завадовский, Родюков и другие, – указывается в «Сибирской советской энциклопедии», вели здесь торговлю, имели магазины колониальных товаров и, скупая у остяков, тунгусов пушнину, у местных крестьян – рыбу, мясо, кедровый орех, за бесценок отправляли в Томск и Тюмень, наживая большие прибыли.

 

С п р а в к а:

Нарым – пристанский поселок на речке Нарымке, при впадении ее в правый приток р. Кеть, в 2 км от р. Обь. От Томска – 426 км, от Новосибирска – 724 км по воде. Основан в 1595 году в качестве острога, в 1613 году перенесен на 18 км выше – на нынешнее месторасположение. С 1782 года становится окружным городом Колыванского наместничества. Находясь на путях передвижения русских на восток, Нарым в конце XVIII-начале XIX веков превратился в окружной и торговый центр здешних мест. Но с середины XIX века Нарым захирел, не мог выстоять в конкурентной борьбе с Томском. В 1882 году переводится на положение «заштатного» города Томской губернии. В 1864 году в Нарыме насчитывалось 1411 жителей. С этого времени Нарым становится местом ссылки политических противников существующего строя. Особенно массовый характер ссылка приобрела после подавления революции 1905 года.

 

Родители Стефана Завадовского принадлежали к той категории ссыльных польских повстанцев, которые оставили о себе добрую память в Сибири. На его развитие благотворное влияние оказали не только близкое знакомство с бедным населением обширного края, но и жизнь и учеба в Томске.

Уже во время пребывания в гимназии (средняя общеобразовательная школа, срок обучения 8 лет) у Завадовского проявился интерес к общественным делам. После знакомства с произведением Н. Г. Чернышевского «Что делать?» он стал называть себя «демократом». В Томске он познакомился с членами подпольного марксистского кружка и был активным его участником.

После окончания курса Томской духовной семинарии в 1906 году Завадовский был приглашен преподавателем в Новониколаевское частное мужское учебное заведение первого разряда, готовившее юношей для поступления в технические вузы. Оно существовало с октября 1906 года, в 1908-м было преобразовано в частное реальное училище, а с 1 июля 1910 года – в правительственное.

В Ново-Николаевске Завадовский вскоре сближается с местными социал-демократами. Служащий городской управы, видный деятель Обской группы РСДРП Б. А. Блюм писал, что в течение 1907 года наиболее активное участие в революционной работе принимали С. Завадовский, Н. Самойлович, А. Петухов, Н. Холкин, семья Шамшиных и др. В январе-феврале 1908 года С. Завадовский вошел в состав Новониколаевского комитета РСДРП.

Знакомясь с партийными документами тех лет, сохранившимися в областном архиве, невольно обращаешь внимание на то, с каким глубоким уважением и симпатией люди относились к Стефану Завадовскому. В частности, учительница литературы железнодорожной школы К. С. Полянская, активная участница революционного движения в городе, вспоминала, что среди молодых революционеров он выделялся глубоким интересом к жизни, ко всему, с чем сталкивался. Он близко к сердцу принимал нужды и боль людей. По его инициативе была учреждена городская училищная комиссия, установлены связи с различными городскими предприятиями и организациями. Ему не раз приходилось бывать в разных перипетиях. В ночь на 6 августа 1912 года Стефан Завадовский вместе с группой товарищей арестован и отправлен в Томск.

После трехмесячного тюремного заключения, благодаря счастливой случайности и за недостаточностью вещественных доказательств, его освободили.

 

Музыкальный мотив в судьбе

 

Выйдя на свободу, Завадовский уезжает из Сибири, чтобы продолжить свое музыкальное образование. В 1915 году он оканчивает Московскую консерваторию и направляется в Уфимское музыкальное училище. Но казенная рутина, царившая в «императорских» училищах, его не устраивала. Он искал пути создания собственной школы, чтобы иметь возможность привнести в дело музыкального образования больше свободного искусства.

И как истый сибиряк он стремился приложить свои знания только в Сибири. Возвратившись в Ново-Николаевск, он вновь устраивается преподавателем в реальное училище им. Дома Романовых. А 1 сентября 1916 года Стефан Завадовский открывает свою частную музыкальную школу. Для проведения занятий он арендует просторный деревянный дом по ул. Кузнецкой, принадлежащий семье домовладельца И. Т. Сурикова.

Кроме специальных курсов игры на фортепиано, скрипке, виолончели и других оркестровых инструментах, в школе изучались история и теория музыки, хоровое пение и ряд других дисциплин. Создание школы явилось огромным событием в культурной жизни города. Школа положила начало систематическому распространению музыкальной грамоты, более широкой пропаганде музыкальных знаний. Уже в конце сентября 1916 года преподаватели школы дали большой концерт, на котором исполнялись произведения Бородина, Чайковского, Шопена, Грига, Крейцера и других композиторов.

4 сентября того же года в городе начала действовать подготовительная музыкальная школа Я. Ч. Свентержецкой. А 5 февраля 1917 года в зале городского корпуса ученики музыкальной школы свободного художника С.Н. Завадовского дали первый публичный концерт.

В это же время по инициативе С. Н. Завадовского создается городское музыкально-драматическое общество. В состав его учредителей вошло 19 человек. Разработан Устав общества, заботой которого стало «содействие музыкальному образованию и способствование развитию всех отраслей музыкально-драматического искусства в городе». В концерте, который в феврале 1917 года дали в городском торговом корпусе, исполнены такие серьезные произведения, как «Пер Гюнт» Грига и «Вильгельм Тель» Россини.

Попытки объединения местных музыкальных сил предпринимались и раньше. Первый любительский музыкально-драматический кружок, объединявший представителей немногочисленной интеллигенции – врачей, учителей, служащих, был образован еще в 1902 году.

Оживление музыкальной деятельности приносит открытие реального училища, женской гимназии и перевод в город в 1912 году учительской семинарии из села Павловского, где проводились уроки музыки; появились первые профессиональные специалисты. Они вели пропаганду классических музыкальных образцов (камерных и симфонических), ставили оперные отрывки, а иногда и целые оперы.

Кстати, в апреле 1912 года полиция приостановила деятельность музыкально-драматического кружка за постановку пьесы Черешнева «Частное дело», отразившей действительное положение в российской школе, что вызвало недовольство директора реального училища Г. А. Бутовича, который возбудил дело против создателей спектакля.

В 1913 году при обществе приказчиков по инициативе Г. Е. Авксентьева создан первый в городе оркестр, в котором играли 25 балалаечников, скрипачей, свирельщиков и др. музыкантов. Позднее оркестр перешел в ведение местного общества попечения о народном образовании.

В составе оркестра получили музыкальную подготовку свыше 200 человек.

В городе работала театральная труппа, выросшая из самодеятельного драматического кружка. Ее возглавил артист Г. А. Соколов. Труппа не имела своей сцены и выступала в различных помещениях. Весной 1916 года городская управа передала в ее распоряжение летний театр в саду «Альгамбра».

Однако систематическая музыкальная деятельность начинается лишь с открытием музыкальной школы. В это время возникают кружки: хоровые, русских народных инструментов, оркестры симфонического типа.

Организация школы досталась С. Н. Завадовскому нелегко. Целиком ушедший в нее, полный сил и желания поставить любимое дело на должную высоту, совершенно бескорыстно, он был по существу одинок. И как отмечали его современники – отсутствие надежных помощников, также преданных делу, как он сам, делало его работу подчас слишком тяжелой.

С половины учебного года он стал подготавливать почву для передачи школы в какую-либо общественную организацию, так как частная фирма «Завадовский» тяготила его как по принципиальным соображениям, так и по практическим. Об этом он думал и раньше, но отсутствие в городе каких бы то ни было организаций служило препятствием. Попытка привлечь к этому городскую Думу также не имела успеха.

В самый разгар работы по организации музыкально-драматического общества, которое могло бы взять на себя музыкальную школу, грянула революция. И тут все его общественные устремления, жажда общественной работы неожиданно получили широкий простор и властно позвали в первые ряды борцов за свободу и устройство новой жизни. На первом же заседании комитета общественного порядка и безопасности, избранного 3 марта 1917 года, С. Н. Завадовский назначается комиссаром почт и телеграфа. Но через три дня, когда встал вопрос о создании народной милиции и потребовался хороший и авторитетный организатор, выбор вновь пал на С. Н. Завадовского.

Наступил период, когда энтузиазма было больше, чем опыта и умения.

6 марта 1917 года комитет общественного порядка и безопасности освобождает С. Н. Завадовского от должности комиссара почт и телеграфа и назначает главным комиссаром городской народной милиции. Он принял это назначение как партийное поручение.

Новое дело стало содержанием его жизни. Он со всей свойственной его художественной натуре увлеченностью отдался этому общественно необходимому делу и работал с необычайной энергией.

Принципиально, положение в городе в этот период не отличалось от общероссийского, но традиционная бесконтрольность сибирских чиновников и предпринимателей обуславливала здесь наибольший размах чиновничьего самодурства и насилия, деспотизма и произвола.

Каждый маленький чиновник мнил себя самодержцем, ставил всякие препятствия, чтобы показать свою значимость.

На плечи С. Н. Завадовского свалилась самая тяжелая и ответственная работа по организации милиции и поддержанию порядка и безопасности в городе. И это произошло не потому, что он искал этой службы. Нет! Он не выбирал себе работу, а шел туда, где нужна была помощь, он не разбирал, трудно или легко, а спрашивал только, где нужны его силы.

И это вполне понятно. В первые послереволюционные дни больше делали чувствами, нежели разумом.

При получении вести о свержении старого ненавистного режима, при первых словах свободы люди были так оглушены, что не сразу могли сориентироваться в создавшемся положении. К тому же различные политические прихвостни тянули город к безудержной демократии и произволу.

С. Н. Завадовский выступал за новый порядок вещей и стремился к его организации. Это можно проследить по его обращениям к населению, которые регулярно публиковались в газетах «Алтайское дело» и «Голос Сибири».

Вот несколько примеров.

17 марта 1917 года. «О немедленном предоставлении в комиссариат аппаратов и всех принадлежностей винокурения». Предоставления добровольные, не подлежат ответственности, а у которых будут обнаружены или будут замечены в продаже спиртных напитков, будут привлечены к ответственности.

23 марта 1917 года. Просьба к гражданам сообщить по своим участкам о различных взысканиях, произведенных бывшими полицейскими чинами в 1915-1917 годах, и о получении денег, выданных по временным распискам.

30 апреля 1917 года. Обращение к лицам, устраивающим платные публичные зрелища, представлять в Главный комиссариат (Асинкритовская 51) о месте проведения зрелищ, дабы комиссариат мог своевременно направить человека для контроля за правилами взимания благотворительного сбора и налога.

С. Н. Завадовский призывал комиссариат милиции повысить внимание к реальным проблемам людей. Как истинный художник, он понимал и близко к сердцу принимал чужую радость и чужое горе. Это влекло к нему людей.

Народная мудрость гласит: «Разделенная радость – это удвоенная радость, а разделенная печаль – это половина печали».

Его общественная репутация, завоеванная многими необыкновенными поступками, великодушием и доброжелательностью, высокая образованность и культура повышали его авторитет и помогали решать многие задачи.

Он нес в милицейскую среду новые настроения, новые методы работы, был организатором новых человеческих отношений. Рядом с ним люди становились лучше и добрее. У него имелось немало задумок и оптимистических прогнозов.

И вдруг 9 июня 1917 года в 4 часа дня за рабочим столом – неожиданная внезапная кончина. Врачи констатировали смерть от нервного переутомления. Это была утрата, омрачившая не только близких, но и все городское общество.

На следующий день газеты сообщали, что народ глубоко потрясен случившимся, многие граждане плакали. В последний путь его провожал буквально весь город. Во время шествия граждан церковное пение чередовалось с похоронным маршем и игрой военного оркестра. Похоронная процессия останавливалась около комитета общественного порядка и безопасности, комиссариата милиции, Совета рабочих и солдатских депутатов, у музыкальной школы. У часовни на проспекте после литии священник обратился с речью, в которой охарактеризовал Завадовского как видного общественного деятеля и яркую личность.

13 июля 1917 года газета «Голос Сибири» опубликовала посвященное памяти Завадовского стихотворение А. Мурова:

 

Богом венчанный певец,
Песни свободы он пел.
Смелый и честный боец
Подвига жажды горел.
Пробил торжественный час.
Встретив с восторгом свободу,
Милый художник угас,
Жизнь свою отдав народу!

 

Стефан Николаевич не умел беречь себя и жил в напряженном режиме, взвалив на себя массу дел. Много раз друзья советовали ему поберечься, потому что нельзя было так расточительно относиться к своим силам и здоровью, но он каждый раз говорил: «Все в порядке». Болея за судьбу революции, он не смог учесть своих собственных сил и сгорел в такой момент, когда его силы нужны были как никогда.

В свидетельствах современников перед нами встает обаятельный, целеустремленный человек, преданный делу до самопожертвования.

Секретарь Союза крестьянских товариществ Г. Сушкин вспоминал:

Когда на первом заседании городского народного собрания 25 апреля 1917 года социал-демократическая фракция огласила декларацию о том, что она отказывается входить в исполнительные органы и снимает с себя ответственность за действия народного собрания, так как, ввиду своей малочисленности, лишена возможности оказывать на него какое-либо влияние (из 80 депутатов лишь 7 членов РСДРП и в их числе С. Завадовский), Стефан Николаевич с грустью заявил: «Значит и мне надо отказываться от комиссарства в милиции, а я, было, так сжился с ней...». Но мы его успокоили, что социал-демократы не дезорганизуют общественную работу, и он не должен уходить из милиции, пока ему не дадут достойного заместителя.

Ему пришлось уйти значительно раньше и навсегда.

Вот еще несколько строк из воспоминаний учителя женской гимназии, гласного городской Думы В.Н. Холкина:

Стефан Николаевич, убежденный социал-демократ, в первые же дни обновления России ни на минуту не задумался взять на себя тяжелый и ответственный труд по реорганизации «авгиевых конюшен» старого строя, застенка царизма — полиции – в городскую народную милицию.

И он блестяще справился с этой задачей. Он сумел искоренить все принятое наследие царизма, связанное с этим гнусным институтом и на развалинах полиции, на том же самом месте заложил фундамент демократического учреждения – городской милиции.

 

Стефан Завадовский был пионером в этом деле, закладывал первый опыт народной милиции, самое главное, – он не боялся ошибок, дерзал. Люди видели, что им двигало служение и долг, а не корысть и выгода.

Этот исторический факт появления в городе после февральской революции народной милиции был предан забвению.

Датой рождения городской милиции считается 17 декабря 1919 года, когда после взятия города Красной Армией Ново-Николаевским ревкомом образована городская рабоче-крестьянская советская милиция (РКСМ). Ее начальником назначен Данненберг. В стране, как известно, рабоче-крестьянская милиция образована по декрету СНК РСФСР от 12 ноября 1917 года.

И все же, истины ради, дату 6 марта 1917 года и имя первого главного комиссара городской народной милиции С. Н. Завадовского для истории надо восстановить. Подвиги срока давности не имеют. Исторические события, чем они более удаляются во времени, тем становятся ярче и зримее.

За всю свою историю Новосибирску редко приходилось выражать всенародную скорбь и оплакивать своего достойного сына, прожившего короткую, но яркую жизнь длиною в тридцать один год. Люди, подобные ему, являются гордостью города. Будем помнить о них.

Погруженные в суету сегодняшнего дня, мы не замечаем, как мимо нас проходят неповторимые лица, вынесшие немало испытаний во благо нашей малой родины.

Издательство: 
Клуб меценатов
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2003 г.
подкатегория: 
Average: 5 (1 vote)

Добавить комментарий

Target Image