Публикуемая работа была создана в 2012-2013 учебном году, когда Шестакова Юлия была ученицей 9 класса. Благодаря ее работе и встрече в Москве с внучкой Г.М. Будагова Любовью Григорьевной стало возможным определение места захоронения инженера и установление на могиле гранитной плиты с указанием имени одного из основателей Ново-Николаевске на Армяно-Григорианском кладбище Санкт-Петербурга. Во время научной экспедиции в г. Санкт-Петербург группа старшеклассников работала в РГИА, встретилась с семьей Г.Г. Будагова, получила копии интересных документов, что позволило приступить к следующему этапу исследования, связанного с судьбой сына Г.М. Будагова Григория Григорьевича и его работой в Сибири как репрессированного. Осенью 2018 года будет опубликован новый проект гимназистов. Также на сайте будет размещено исследование воспоминаний Григория Моисеевича Будагова в сопоставлении с архивными документами.
Без прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. В каждом из нас есть частичка истории. Нельзя пренебрежительно относиться к тому, что было до нас. Неуважительное отношение к своей истории есть признак незрелой, поверхностной и скудной личности. На мой взгляд, каждый уважающий себя человек обязан знать историю своей малой Родины.
Стремительно растущий и бурно развивающийся Новосибирск уже не одно десятилетие по праву является крупнейшим промышленным, научным и культурным центром. И кому же мы, жители мегаполиса, имеющее возможность жить и пользоваться благами цивилизации, работать, учиться, развиваться и делать открытия, обязаны за это благоденствие?
У истоков основания города Новосибирска стояли великие люди – представители русской интеллигенции: Н.А. Белелюбский, Н. М.Тихомиров, Е.Е.Зенкевич, В.А. Линк, Н.П. Меженинов, В.К. Жандр, В.И. Роецкий, Н.Г. Гарин-Михайловский и другие. Изучая историю создания Новосибирска, я была поражена не только высокими профессиональными, но личностными качествами этих людей. Более всего меня заинтересовала неординарная личность русского дворянина, талантливого инженера путей сообщения, мостостроителя Григория Моисеевича Будагова, чье имя связано не только со строительством моста через Обь, но и с появлением первой бесплатной школы и читальни для жителей поселка.
Осознавая высокую степень вклада Г.М.Будагова в становление и развитие моего любимого города, собирая по крупицам доказательства и факты, я всё больше восхищалась искренним стремлением этого человека к преобразованиям, направленным на созидание, его бескорыстным служением людям. На мой взгляд, это как раз есть то, к чему нужно стремиться в жизни. Ведь ни одно достижение, не принесшее пользы другим людям, не может быть благом. В современном обществе зачастую приоритетным являются эгоизм и личная выгода. Наверное, одной из причин этого является недостаточное внимание к памяти о людях, вершивших историю, к их достижениям, благодаря которым мы имеем наш город.
Порой трудно представить, что земля, по которой ходим сейчас мы, слышала шаги этих великих людей - основателей Новосибирска, одним из которых был Г.М. Будагов.
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И СУДЬБА ГРИГОРИЯ МОИСЕЕВИЧА БУДАГОВА
1.1 Г. М. Будагов в историко-краеведческой литературе и публикациях
Изучение материалов о Будагове Григории Моисеевиче позволило сделать вывод о том, что в историко-краеведческой литературе и публикациях в периодической печати уделяется достаточно большое внимание его созидательной роли в развитии нашего города. Следует отметить фрагментарный характер имеющейся информации о жизни и деятельности Г.М.Будагова. Несмотря на выпускающуюся в Новосибирске серию книг «Будаговская библиотека», в ней нет отдельного издания, посвященного изучению его жизни и деятельности.
В книге «Новосибирск. 100 лет. События. Люди», изданной в 1993 году, имя Будагова упоминается несколько раз. На стр. 21 в рамках хронологии событий за май 1893 года описывается начало подготовительных работ по сооружению моста и железнодорожной станции, которые велись под руководством Г.М. Будагова и Н.П.Меженинова. На этой же странице под заголовком сентябрь–октябрь содержится информация об открытии на средства Будагова первой бесплатной школы для детей строителей.[19, стр.22] Далее на странице 22-23 представлен обширный абзац, выделенный курсивом, в котором содержится информация о жизни и деятельности Г.М. Будагова, перечисляются его награды, цитируются слова из его обращения по отъезду из Новониколаевска, напечатанные в газете «Алтайское дело». На странице 25 в разделе «Осень» за тот же год упоминается об образовании Будаговым читальни при будаговской школе.
Также интересная информация содержится в книге «Новосибирск в историческом прошлом». На странице 36 в главе «Ячейки будущего города» упоминается имя Будагова в контексте событий, связанных со строительством моста, а на страницах 41-42, 67,155 в главе «Энтузиасты просвещения» приводятся достаточно интересные факты, касающиеся создания и работы школы Будагова. Об организации Григорием Моисеевичем первой читальни повествуется в главе «Библиотечный голод» [11, стр.165].
В сборнике «Созидатели: книга очерков» о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска» в статье «Мост в будущее», Ирина Косарева ведет повествование о вкладе русского дворянина Будагова Григория Моисеевича в становление города. Не менее интересна статья А. Горшенина «Главный строитель Обского моста» в сборнике «Созвездие земляков: знаменитые мужи Новосибирска», в ней содержится информация о талантливом инженере, прекрасном организаторе, Григории Моисеевиче Будагове [8, стр.27]. Горюшкин Л.Н. и Бочанова Г.А. в книге «Так начинался Новосибирск» приводят факты деятельности Будагова, как талантливого и выдающегося инженера-путейца, основоположника и организатора культурно-просветительской деятельности среди рабочих и их детей [10, стр.26].
В энциклопедии «Новосибирск» имеется отдельная глава, содержащая биографические данные о Будагове. Там же расположены две отдельные главки с информацией о школе Будагова, о библиотеке им. Л.Н.Толстого, которая ранее являлась читальней, организованной Григорием Моисеевичем Будаговым [18, стр.79]. Эпизодический характер носят упоминания о Будагове в книге С.Н. Баландина «Новосибирск», где на странице 7 говорится о начале масштабной стройки, затем приводится несколько фактов в контексте событий, связанных с сооружением моста [1, стр.7].
Очень интересна книга Анатолия Брата «Сказ о городе». Автором в художественном изложении преподносятся исторические факты о Будагове – и как о руководителе работ по возведению моста, и как об организаторе школы, (при которой затем появился самодеятельный театр), а также избы–читальни. [3, стр. 9,10].
В буклете «История в лицах и документах», выпущенном сотрудниками библиотеки им Л.Н.Толстого, имеется интересная информация, основанная на архивных документах, о вкладе Будагова в культуру и образование жителей поселка. [7, стр.7] К этой же теме относится интересная статья О.Васильевой «Первые школы города», напечатанная в журнале «Новосибирская школа» [6, стр.18-19].
Сотрудниками музея истории Западно-Сибирской железной дороги в 2000 году было подготовлено и выпущено издание из серии «Выдающиеся строители Великого Сибирского пути», одно из них посвящено Будагову Г.М. [4] Оно содержит биографический материал, охватывающий весь его жизненный путь. Этот буклет и послужил отправной точкой в нашем исследовании. В публикациях имя Будагова встречается реже. В статье Константина Голодяева «120 близится, а памяти все нет...» содержатся рассуждения автора о недостаточном внимании к истории города, хронология исторических событий, связанных с основанием Новониколаевска, где и упоминается Г.М. Будагов как главный инженер по строительству железнодорожного моста[26] Небольшая информация о Григории Моисеевиче содержится в статье Анатолия Никулькова «Стремительный город», опубликованной в журнале «Сибирская Горница» (№3, 1999 год).
В ходе исследования были использованы электронные ресурсы. В энциклопедии армянского фонда «Хайазг» представлены основные факты биографии и профессиональные достижения Будагова [23]. В электронной версии журнала «Проект-Сибирь» Матвеева Лорианна Леонидовна, главный специалист отдела научного учета Новосибирского областного научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия, в первой части статьи делает акцент на проблеме связи прошлого и настоящего и речь ведет об улице Будаговской (ныне Большевистской), об аварийном состоянии конторы Будагова. Далее заостряет внимание на огромной роли Будагова в судьбе города [27]. Исторические факты и фотографии, касающиеся становления и развития Новосибирска, изложенные в хронологическом порядке на сайте «Город-Нск», также содержат информацию о деятельности Будагова как одного из основателей города [28].
Работа над исследованием не исключала обращение и в социальные Интернет-сети, благодаря чему удалось найти прямых потомков Григория Моисеевича и выйти с ними на связь. Общение с правнучкой и праправнучкой Будагова значительно пополнило копилку сведений о Будагове.
1.2. Жизнь во славу Отечества
Григорий Моисеевич Будагов родился 2 января 1852г. в Санкт-Петербурге, в семье потомственного дворянина, титулярного советника (приложение 4.5). Как и полагается русскому дворянину, он получил прекрасное образование – окончил с серебряной медалью гимназию, затем поступил в Институт инженеров путей сообщения императора Александра I, по окончании которого в 1874 году получил звание гражданского инженера "с правом производства строительных работ и правом на чин коллежского секретаря при вступлении в государственную службу"[23].
Известно, что историю вершат люди. Григорий Моисеевич – один из тех, кто всю свою жизнь служил любимому делу, созидал во имя будущего. Начало его инженерной деятельности пришлось на время, когда в мировой практике мостостроения обозначился переход к сооружению больших мостов с металлическими пролетными конструкциями, а Россия переживала бум железнодорожного строительства. Важную роль в формировании профессионального опыта Г.М. Будагова сыграли достижения инженерной мысли и непосредственное влияние Н. А. Белелюбского (1845-1922 гг.) – ученого с мировым именем, неформального главы отечественного мостостроения в последней четверти XIX – начала XX в., внесшего огромный вклад в разработку теории строительной механики, механических и физических свойств строительных материалов, первым применившего в строительстве мостов литое железо [14, стр.46]. Творческие пути этих замечательных людей соприкасались на протяжении всей их жизни. Г.М. Будагову довелось слушать курс лекций профессора Н. А. Белелюбского во время обучения в институте, а затем участвовать в реализации многих его проектов – мосты на Криворогской (впоследствии Екатерининской и Баскунчакской железных дорогах), Сибирской и др. линиях, применять неустанно пропагандировавшиеся Н. А. Белелюбским новые строительные материалы: литое железо, железобетон, отечественный цемент.
Григорий Моисеевич Будагов принимал участие в сооружении многих важнейших железнодорожных магистралей и мостов на территории Российской империи. Сразу же после окончания института, 28 июня 1874 года, приказом по Министерству путей сообщения Будагов был "определен" на сверхштатную должность инженера "без содержания" и направлен в Общество Оренбургской железной дороги [19, стр.22] В 1876 году молодой и перспективный инженер Будагов с радостью принимает предложение К.Я Михайловского участвовать в строительстве Волжского моста возле Сызрани, а с 5 марта 1877 г. уже назначен помощником инспектора по строительству этого выдающегося сооружения на Оренбургской железной дороге. Обязанности Г.М. Будагова заключались в ведении финансовой деятельности и бухгалтерского учета. А задача эта была не менее сложной, чем само строительство. Строительство моста было закончено 20 августа 1870 года, а 30 августа 1880 года в присутствии Министра путей сообщения мост был торжественно открыт. Открытие было приурочено к 25-летию царствования Императора Александра II. Поэтому и мост был назван «Александровским». Около 20 лет он был самым большим мостом в Европе и занимал шестое место в мире, соединяя Восток и Запад Российской империи в единое экономическое пространство.
Затем на протяжении четырех лет Будагов работал на Баскучанской (позже Екатерининской) железной дороге, участвовал в возведении моста через Днепр у г. Екатеринослава. Григорий Моисеевич заведовал хозяйственными работами по устройству железнодорожной и экипажной частями моста. Это сооружение было замечательно тем, что представляло собой не типичную для того времени раскосную систему с двойной ездой: по верху – для экипажей, по низу – для железной дороги. Мост и поныне является одной из достопримечательностей города Днепропетровска (бывшего Екатеринослава) "За отлично-усердную службу и особые труды" по сооружению Екатерининской железной дороги и Екатеринославского моста через Днепр Г. М. Будагов удостоился Ордена Святого Владимира 4-й степени [4, стр.4]. Осенью 1884 года Григорий Моисеевич возглавляет строительство моста через Днепр у г. Речицы. Это была его первая самостоятельная стройка. Однако, не все шло гладко. Мост, как и предсказывал Будагов, не выдержал первых испытаний. Благодаря предостережениям Григория Моисеевича, не произошло масштабной катастрофы и не пострадали люди, что, безусловно, подняло его авторитет. Через год строительство моста было успешно завершено.
В 1886 году Будагов получил назначение в Технический отдел Управления по постройке Гомель-Брянской железной дороги. Затем он был откомандирован в распоряжение начальника работ по сооружению Самаро-Уфимской линии для окончательных изысканий и составления проектов на участке Уфа–Златоуст в качестве штатного инженера 7 класса на должность начальника участка. Будагову достался сложный в техническом отношении участок: линия от Уфы пролегала по штольным породам, которые постоянно дарили строителям всякие неожиданности в виде провалов, обломов, смывов. Все это тормозило сроки работ и приносило дополнительные хлопоты. Возникающие трудности преодолевались благодаря прекрасным организаторским способностям инженера, его умелому подбору кадров, духу взаимопонимания и нормальных дружеских отношений. Не закончив строительство железной дороги «Уфа-Златоуст», в начале 1890 был вынужден уехать в Феодосию, и согласно приказу по МПС от 27 января 1891 г., Г.М. Будагов являлся штатным инженером 6 класса и занимал должность помощника начальника работ по сооружению Джанкой-Феодосийской железной дороги [24]. 31 октября 1890 г. по представлению министра путей сообщения "об отлично-усердной службе и особых трудах" Г. М. Будагову пожалован Орден Святого Станислава 2-й степени, а несколько ранее (6 октября 1888 г.) указом правительствующего Сената по департаменту Герольдии он произведен за выслугу лет в коллежские советники [2, стр. 2]. В сентябре 1890 года Будагов назначается представителем Уссурийской железной дороги в Санкт-Петербурге, где одновременно работает техником по составлению проектов Троицкого моста в Санкт-Петербурге.
1.3. Сибирский период жизни Будагова
Работая уполномоченным Уссурийской железной дороги в Санкт-Петербурге, Григорий Моисеевич получает интересное предложение от В.И.Березина стать его поверенным на строительстве моста через Обь. С этого момента и начинается сибирский период жизни и деятельности Григория Моисеевича Будагова. В марте 1893 года Григорий Моисеевич приезжает в Кривощеково и сразу же начинает подготовительные работы по сооружению причалов, разработке карьеров, заготовке конструкций, кессонов [4, стр.7]. Спустя год, 1 июля 1894 года, в присутствии губернатора, тайного советника Тобизена, строителей Михайловского и Меженинова, многочисленной публики состоялась торжественная закладка первого камня первой опоры железнодорожного моста через Обь. Так было положено начало великой стройки.
Строительство моста сразу же приняло широкий размах: заготавливали лес, рыли котлованы, тесали камень, подвозили и собирали кессоны. На реке с огромных плотов-барж возводились каменные опоры [8, стр.27]. Вместе с мостом активно строилось все, что прямо или косвенно было связано с ним или с Транссибом: примыкающие с востока и запада участки железной дороги, трехкилометровая ветка от пристани к станции Обь, депо, ремонтные мастерские, вокзальное здание, водонапорная башня, лесопильный завод.
Мост, как магнит, притягивал к себе большие массы людей. На строительстве мостовых объектов трудилось около пяти тысяч человек, да еще летом прибавлялось десять тысяч сезонных рабочих. Этот бурный переселенческий поток привел к образованию двух новых поселков. Один из них — в устье Каменки, где селились в основном мостовики, а другой — в районе станции, где жили преимущественно путейцы. Поселки росли стремительно и стихийно, обрастая полуземлянками, разного рода бараками. Чтобы упорядочить этот процесс и закрепить рабочих на строительстве, по распоряжению Г.М. Будагова за рекой Каменкой строили ускоренными темпами общежития и усадебные дома с хозяйственными постройками. К 1896 году здесь появилось уже более двадцати таких жилых кварталов. Возникли и первые улицы: Кривощёковская, Каинская, Колыванская, Александровская, Михайловская, Вокзальная [8, стр. 27]. Когда обозначились контуры моста и был создан задел для успешного окончания стройки, Г.М. Будагов по приказу МПС от 20 июля 1895 г. назначается младшим, а затем старшим помощником и заместителем начальника работ, по постройке Среднесибирской железной дороги Н. П. Меженинова.
С августа 1895 года Будагов начинает руководство работами на самом сложном участке Средне-Сибирской железной дороги от Ачинска до Иннокентьевска (Иркутска). В суровых природных условиях приходилось работать по 15-16 часов в сутки. Прежде чем уложить путь, надо было устроить гужевые дороги – уложить бок о бок бревна, осушить верхние слои почвы при помощи водоотливных каналов, выкорчевать вековые деревья. Было возведено более 200 мостов. Несмотря на огромные трудности, сооружение дороги было закончено в установленные сроки. За успехи в строительстве Сибирской железной дороги Григорий Моисеевич удостоился ордена Святой Анны 2-ой степени. [23] По окончании работ на Средне-Сибирской дороге в 1899 году Будагов уезжает в Москву, где продолжает трудиться в должности главного инженера по постройке новых линий на Московско-Казанской железной дороге.
Через несколько лет Г. М. Будагов снова возвращается в Сибирь. В связи с модернизацией Сибирской железной дороги снова стали востребованы его талант и богатый опыт железнодорожного строительства. В годы русско-японской войны возникла острая необходимость увеличения пропускной способности. О высоком уровне профессионализма Будагова свидетельствуют его научные заметки «К проекту переустройства Сибирской железной дороги» (издание собрания инженеров путей сообщения 1905 года), в которых он вступил в деликатную полемику с инженером Любимовым о службе рельсов на Сибирской дороге и высказал свою точку зрения на переустройство горных участков. В частности, он отметил, что еще в 1898 году компетентная комиссия по сути официально признала «несостоятельность облегченных технических условий» для Сибирской железной дороги, которые уже в то время не могли удовлетворить потребности в перевозках. Примечательно, что при посещении Российской государственной библиотеки во время поездки в Москву летом 2011 года нам удалось найти работу Г.М. Будагова «О пропускной способности», изданную в 1905 году, и сделать её копии.
Единственным выходом было сооружение второго пути на всем протяжении дороги. Особой сложностью отличались горные участки между Ачинском и ст. Иннокентьевской. 2 октября 1904 г. особое совещание постановило: "Для обеспечения одинаковой пропускной способности на надлежащих участках Сибирской железной дороги приступить к устройству второго пути". Начальником работ по переустройству горных участков был назначен Г.М. Будагов. В августе 1907 г. он представил в Управление по сооружению дороги программу первоначальных работ, которые предполагалось выполнить в 1907-1910 гг. Управление по переустройству горных участков линии во главе с Г. М. Будаговым находилось в Томске и функционировало с 1 августа 1905 г. до июня 1913 г. [2, стр.184]. Модернизация магистрали свершилась благодаря огромным усилиям инженерно-технического персонала и рабочих. Отдавая должное трудившимся в экстремальных сибирских условиях рабочим, Будагов, как и на всех своих участках работы, стремился облегчить их положение и поднимал соответствующие вопросы перед правительством. Кроме того, сам создавал на месте по возможности все условия, необходимые для нормальной работы.
Высоко оценив вклад Григория Моисеевича Будагова в дело строительства железной дороги в Сибири с чувством огромной благодарности жители в 1907 г. переименовали станцию Курзан Сибирской (с 1934 г. Восточно-Сибирской) железной дороги в станцию Будагово.
Станция Будагово
Исключительное трудолюбие и работоспособность позволили Будагову осуществить строительство еще одной дороги в Сибири – Алтайской. Направление дороги определилось от Семипалатинска до Барнаула. Управление по сооружению Алтайской дороги сначала находилось в Томске, затем в Новониколаевске.
Сооружение линии началось в июне 1912 г. и шло довольно быстро. К августу 1913 г. насыпь на всем ее протяжении была закончена, производилась укладка шпал и рельсов. Потребовались немалые организаторские способности Будагова и его прекрасные знания инженерного дела для возведения сложных сооружений. Для обеспечения работ строительным материалом пришлось открыть кирпичные, механические, лесопильные заводы, наладить поставки рельсов, деталей мостов и т.д. Параллельно возводились служебные помещения, гражданские сооружения, прокладывались линии связи. Дорога открылась для регулярного движения досрочно: 21 октября 1915 г., соединив житницу Сибири – Алтай с Транссибирской железнодорожной магистралью, что благотворно сказалось на развитии региона и страны в целом. С окончанием этой стройки завершилась и сибирская эпопея в биографии Григория Моисеевича Будагова.
В очередной раз расставаясь с Сибирью, он не оставлял надежды на то, что "еще придется побывать" в этом крае, а Новониколаевску, где находилось строительное управление Алтайской железной дороги, Григорий Моисеевич пожелал "его дальнейшего роста и развития во всех отношениях", а также выразил признательность городскому самоуправлению за все оказанные ему знаки внимания и доброе расположение [19, стр. 23].
1.4. Последние годы жизни
Находясь в уже преклонном возрасте, Г.М. Будагов возглавлял изыскания Туркестано-Сибирской железной дороги, соединяющей Сибирь и Среднюю Азию, работал на Московско-Рыбинской железной дороге. Посвятив свою жизнь воплощению инженерных замыслов, выйдя на пенсию, Будагов занимался систематизацией и обобщением своего строительного опыта, публикуя сборники по сооружению железных дорог, которые не одно десятилетие служили будущим инженерам-железнодорожникам.
Изучая документы, литературу о Будагове, я убедилась в том, что он уделял много внимания образованию молодежи. Он считал очень важным качеством личности наличие стремления к обучению и поддерживал его всячески. Об этом свидетельствуют факты. Где бы не находился он по долгу службы, везде вел борьбу с неграмотностью и безнравственностью. В ходе исследования удалось обнаружить в Государственном архиве Томской области документ, указывающий на то, что в Томском Технологическом Институте (ныне Томский Политехнический Университет) была учреждена именная стипендия имени Будагова.
Ходатайство попечителю Западно-Сибирского учебного округа о назначении стипендии имени Будагова от комитета по студенческим делам Томского Технологического Института от 8 декабря 1912 ( ГАТО, ф.194, оп.1, дело№125, л.17)
К стипендиатам предъявлялись высокие требования не только в плане успеваемости, но и в отношении поведения и прилежания. Кроме того, в отделе редких книг и рукописей по сей день хранятся книги, подаренные Григорием Моисеевичем Будаговым для того, чтобы ими пользовались студенты и получали знания. Благотворительная деятельность, служение во благо людям характеризуют Будагова как высоко нравственного человека.
В последние годы жизни, с 1917–1921 гг., он занимал должность председателя межведомственного совета по выработке плана железнодорожного строительства России на 1917–1924 г., являлся членом Инженерного совета и Технического комитета Народного комиссариата путей сообщения. Три четверти лет, отпущенных Богом, Григорий Моисеевич Будагов отдал любимому делу. Недолог оказался его жизненный путь, но вся его жизнь была наполнена служением людям, Отечеству. Больше века служат людям тысячи километров дорог, построенных Будаговым и его коллегами, и прослужат ещё очень долго.
После его смерти, 24 декабря 1921 года, состоялось заседание комиссии, где отметили «тяжесть утраты, которую понес инженерный мир с кончиной Григория Моисеевича Будагова, крупного строителя, у которого теория и практика шли рука об руку, дополняя друг друга…» [4, стр.15]. Похоронен Григорий Моисеевич Будагов на Армянском кладбище в Петербурге. Таков жизненный путь одного из основателей нашего города.
ГЛАВА 2. Г.М. БУДАГОВ – ОСНОВАТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОНИКОЛАЕВСКЕ
2.1 «Будаговские» школы
Изученный в ходе исследования материал убеждает в том, что Будагов является основателем культуры и образования в Новониколаевске. Прекрасный специалист и талантливый организатор Г.М. Будагов, сумел сплотить собравшихся из разных концов России людей многих профессий в единый трудовой коллектив, возводивший в рекордные сроки и огромный мост, и станцию, и подъездные пути, и жилые кварталы, и многие другие необходимые объекты [8, стр.27]. В ходе их сооружения, наряду с производственными вопросами, Г.М. Будагову приходилось заниматься и социальными проблемами, от решения которых зависела стабильность кадров железнодорожников. Проблема необразованности, порой и дикости, повального пьянства и дебоширства не давала покоя Будагову.
На свои средства он открыл первую одноклассную с тремя отделениями бесплатную школу для детей рабочих – строителей. О том, что школа находится на попечении Будагова, свидетельствуют архивные документы, представляющие сведения об этом заведении за 1895 год, где указано, что попечитель-инженер Григорий Моисеевич Будагов несет работы по содержанию «училища» во всех отношениях.
Уведомление от Будагова Г.М. попечителю Западно-Сибирского учебного управления о наличии бесплатной школы на станции Обь от 8 февраля 1896 года (ГАТО, ф.126, оп.1, дело №987, л.1)
Недалеко от устья р. Каменки, в самом начале нынешней улицы Большевистской, он выделил барак, здание которого не сохранилось.
Сведения о состоянии школы при народной читальне в селе Кривощеково ГАТО, ф126, оп.1, дело№987, л.12 , 13, 14
Вскоре поднимает вопрос о строительстве для школы "особого здания", которое уже будет возводиться при содействии Управления по сооружению Сибирской железной дороги, потому как численность обучавшихся очень быстро росла. [19, стр.21]
"Будаговская школа" в с. Кривощеково
С легкой руки Будагова появилась и вторая школа. Он был попечителем обеих этих школ и заботился о них несколько лет. В школах дети получали учебные пособия бесплатно, а в зимние каникулы у елки им раздавались подарки. Народ так и называл их — «будаговскими» [8, стр.27]. Школьные педагоги - А.Трубин, А Посельская, затем С.П. и Н.В.Козловы, приглашенные на работу самим Будаговым, не только учили детей, но и вели культурно-просветительскую работу: проводили воскресные чтения для взрослых, организовали хор и драмкружок, ставили пьесы русских классиков.
Благодаря стараниям этого человека, в свое время были заложены первые кирпичики в мощную научную и образовательную сферу современного Новосибирска. Абсолютно уместна скульптура изображения Григория Моисеевича Будагова на стеле возле Дома Учителя. И, необходимо, чтобы каждый житель города и даже гость знал, что этот человек по праву является основателем первых очагов просвещения и образования в Новосибирске - одном из крупнейших научных центров. И очень хорошо, что все-таки память жива.
2.2. Первые очаги культуры
Днем в школе учились дети, а по вечерам рабочие собирались на чтения. Неугомонность Григория Моисеевича в желании изменить жизнь людей в лучшую сторону не знала границ. И он пишет ходатайство господину попечителю Западно-Сибирского учебного округа о разрешении открыть народную библиотеку «дешевых изданий», на что получает положительный ответ от Флоренского Василия Марковича
Ходатайство Будагова попечителю Западно-Сибирского учебного округа о разрешении открыть библиотеку дешевых изданий при воскресной читальне от 19 апреля 1895 года (ГАТО, ф.126, оп.1, дело№882, л.1)
Продолжая организацию досуга и просвещение взрослого населения, Г.М.Будагов ведет переписку с Томским губернским управлением, где просит разрешение начать проводить народные чтения.
Кроме того, в переписке оговаривается конкретная литература. Список изданий, предложенных Будаговым, включает в себя духовно-нравственную литературу, историческую, медицинскую, сельскохозяйственную и даже художественную. Этот список является наиболее точным выражением актуальных на тот момент проблем и потребностей населения. Изучая перечень книг, понимаешь, что не хлебом единым живет человек. Художественная, духовно-нравственная и историческая литература составляет наибольшую часть этого списка. Кроме того, в переписке ведется рассмотрение кандидатур, желающих вести чтения. Переписка Будагова с Томским губернским управлением очередной раз подчеркивает прекрасную образованность, целеустремленность, неравнодушие и великолепные организаторские способности Григория Моисеевича Будагова.
Все доброе и благое, что делают люди от души, по велению сердца, а не по предписанию, наверное, само по себе является вечным. Будагов приложил немалые старания во имя просвещения жителей поселка, организовывая народные чтения и библиотеку дешевых изданий. И, спустя более века его дело продолжается. Сейчас это библиотека носит имя Л.Н. Толстого и располагается в Октябрьском районе, неподалеку от того места, где её организовал Будагов более ста лет назад. Сотрудники этой библиотеки гордятся историей ее создания [7, стр.7]. Первое упоминание о будущей библиотеке им. Л.Н.Толстого на страницах российской прессы появилось уже в первые годы существования Новониколаевска. В 1898 году в центральном и самом популярном российском журнале «Нива» появился очерк «Ново - Николаевский поселок». Его автор, первый учитель школы Аполлон Григорьевич Трубин, писал: «Вместе с наружным ростом поселка развивалась и его внутренняя, духовная жизнь. Еще осенью 1894 г. по инициативе одного из местных инженеров Г.М. Будагова и при его помощи на средства местных коммерсантов была выстроена народная читальня с приспособлением для любительских спектаклей, а в январе 1895 г. открыты народные чтения и школа, содержавшиеся вначале на средства г. Будагова; потом составился кружок любителей сценического искусства, который и поддерживал школу и читальню средствами, получавшимися от спектаклей. Этот кружок любителей заслужил горячую признательность жителей поселка: благодаря кружку интеллигентная часть населения имела возможность время от времени получать разумное и приятное развлечение, а для простого народа существовала читальня с прекрасными туманными картинами («волшебный фонарь» или диаскоп). Будагова можно считать еще и основателем культурной жизни города. Сколько нужно было оптимизма и самоотверженности, чтобы рискнуть – среди землянок и бараков, среди разношерстного поселения в глухой сибирской тайге – зажечь рампы и открыть занавес первого, пусть школьного театра!» [6, стр.19]/
По воспоминаниям учительницы Степаниды Павловны Козловой, «Библиотека устраивала громкие читки книг, газет и журналов, тогда ведь почти поголовно рабочие были неграмотные, а библиотека привлекала их ежедневно по нескольку десятков, а иногда даже сотни. Школа и библиотека, организованные по инициативе инженера Г.М.Будагова, противостояли пьянству, разгулу, картежным играм, воровству, дракам и прочему». Неравнодушный ко всему происходящему, Г.М. Будагов старался быть максимально полезным обществу и людям. И везде, где бы ему не приходилось жить по долгу службы, делал все, что мог для того, чтобы изменить жизнь людей к лучшему.
2.3. Служба на благо людям
Изучая архивные документы, систематизируя информацию о деятельности Г.М. Будагова, мы обратили внимание на особые личные качества, присущие этому человеку. Сложился определенный образ истинного дворянина, прекрасно воспитанного, духовно и нравственно богатого. И чем дальше шла работа с материалом, тем больше находилось подтверждений, закрепляющих этот образ, тем сильнее росло чувство восхищения и признательности. Очень жаль, что в наше время руководителям и чиновникам разного порядка не то чтобы не свойственны подобные качества, а они порой имеют прямо противоположный характер. Почему-то искренняя забота о людях, не основанная на материальной выгоде, не так уж и часто встречается в современном российском обществе.
Очень точно эту тему прочувствовал и, как полагается мастеру пера, сумел выразить словами известный прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев в рассказе «Дорожник» из цикла «По своей земле хожу»: «Транссиб порождал многие добрые формы кооперации, артельности , благотворительности, заботы друг о друге. Это только нынешние, почти криминальные собственники, считают, что рабочий - чернь, и забота о нем, о благоустройстве его поселков только помеха для беспредельной свободы обогащения, нечистой разнузданности. Им нужна нажива. А замечательный строитель Транссиба Г.М. Будагов из Новониколаевска сумел сплотить людей на строительство моста, станции, подъездных путей, домов, благодаря тому, что старался создать хорошие условия рабочим, строил для них дома, им была открыта бесплатная школа для детей рабочих-строителей, при школе - библиотека для взрослых с залом для любительских спектаклей и концертов и все за его средства» [25].
Будагов прилагал большие усилия для решения социальных и бытовых проблем рабочих. "В настоящее время, когда в общественном сознании повсюду выдвигаются вопросы оздоровления и улучшения санитарных условий населения, надлежало бы подумать и о рабочем построечном населении, тем более, заслуживающем особой заботы, что труд его тяжел и силою вещей протекает в обстановке, исполненной лишений", – писал он в своем отчете о переустройстве горных участков на Сибирской железной дороге, где обращал внимание на необходимость организации санитарной части.
Вскоре совместно с врачом Б.С. Пирусским Григорий Моисеевич Будагов организовал «Томское общество содействия физическому развитию». На средства основателей и добровольных пожертвований в течение двух лет были оборудованы площадки для подвижных игр детей и взрослых, три купальни. По ходатайству Совета обществу был отведен участок земли в долине речки Басандайки с целью устройства дачных колоний для слабых и нуждающихся детей. В 1897 г. общество приобрело велотрек и были построены три катка [4, стр.11]. Такие люди, как Г.М. Будагов, должны является примером для современных крупных руководителей.
ГЛАВА III ВРЕМЕН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
3.1 История семьи Г.М. Будагова
Невозможно изучать историю, основываясь лишь только на фактах и событиях. Историю вершили живые люди. Они жили, к чему-то стремились, мыслили, радовались и огорчались, любили и связывали свои судьбы во имя этой любви. Одним из значимых моментов в исследовании является попытка построить генеалогическое древо Будаговых. Отсутствие каких-либо данных в литературе, архивах сначала определили эту задачу нерешаемой. Нет ни одного упоминания ни о родителях, ни о родственниках Будагова. Это было действительно «белое» пятно в его биографии. Благодаря помощи Капустина Вадима Петровича и полученной от него информации о захоронениях на Армяно-Григорианском кладбище в Санкт-Петербурге, нам удалось провести анализ данных о многих представителях семьи Будаговых. Результатом систематизации материала стала составленная нами родословная.
Схема родословной
Род Будаговых происходит от Гамазовых. Родная бабушка Григория Моисеевича по материнской линии – Екатерина Матвеевна Оларуни-Гамазова, в девичестве Лалаева (1792-1870) приходится матерью Будаговой Варваре Авелевне (1824-1896), урожденной Гамазовой, матери Будагова Г.М. Кроме Варвары, у Екатерины Матвеевны были еще дети – Матвей Авелевич (1811-1893) и Сусанна Авелевна (1816-1893), тетя и дядя Григория Моисеевича. У Григория Моисеевича Будагова были родные брат и сестра – Будагов Николай Моисеевич (1854-1916) и Елизавета Моисеевна (1853-1897).
Родители Григория Моисеевича Будагова
Исследуя жизнь отдельно взятой семьи в рамках изучения какого-либо исторического момента, появляется возможность взглянуть на определенные события уже совсем по-другому, как бы прочувствовать события и пропустить их через себя. Так как в литературе содержится крайне скудная информация относительно членов семьи Григория Моисеевича, в исследовании мы ориентировались на семейный архив Будаговых, воспоминания потомков и материалы архива. Очень важен тот факт, что удалось выйти на связь с внучкой, правнучкой и праправнучкой Григория Моисеевича, которые с удовольствием общаются с нами, заинтересовались работой и планируют посетить Новосибирск в ближайшее время.
3.2. Григорий Моисеевич и Вера Михайловна Алперс
В семье Григория Моисеевича и Веры Михайловны было принято уважительное отношение друг к другу, забота, проявление любви и доброжелательности. Вера Михайловна, жена Григория Моисеевича, была необыкновенно чуткой, отзывчивой, доброй женщиной. Приходясь бабушкой Любови Григорьевне, дочери сына Григория, она полностью взяла на себя её воспитание. Бесценны воспоминания находящейся уже в преклонном возрасте Любови Григорьевны Орловой, в которых очень много теплоты и благодарности к этой женщине.
Вера Михайловна, урождённая Алперс, внешне была очень обаятельна и обладала некой природной женской мудростью, была прекрасной женой и матерью (приложение 3.2.1). Да и все женщины в этой семье - Вера Михайловна, Екатерина, Любовь Григорьевна, Евгения, Мария – красивы, образованны, в их поведении прослеживается аристократизм, принадлежность к дворянскому сословию, высокие моральные и интеллектуальные качества. Для истинной русской интеллигенции конца XIX–начала XX века присущи были добродетель и широта души. Семья Будаговых не исключение. Эти люди были неравнодушны к окружению, отзывчивы и милосердны. В ходе работы с материалами исследования, удалось выйти на новосибирскую журналистку Яну Колесинскую, чья прабабушка, оставшись в детстве без родителей, проживала в доме Будаговых. [13] В своих воспоминаниях она отмечала доброту и теплое отношение Веры Михайловны и Григория Моисеевича по отношению к ней, когда она попала в их дом.
Григорий Моисеевич и Вера Михайловна поженились 4 октября 1897 года, нежные и трогательные отношения они сохранили на долгие годы.
Володя, старший сын Г.М. Будагова от первого брака
На этот момент от первого брака у Григория Моисеевича был сын – Владимир. Вскоре у них родилась дочь – Екатерина и сын Григорий. Вера Михайловна была удивительной женщиной и прекрасной матерью. Исследование истории отдельно взятой семьи убеждает в том, что это есть отражение истории всей страны.
Вера Михайловна с детьми Гришей и Катей
3.3. Судьба детей Будагова как отражение эпохи
Судьбу детей удалось восстановить по воспоминаниям потомков Г.М. Будагова. Екатерина, единственная дочь Будаговых, по мужу - Штукенберг, в юности хотела стать актрисой и даже подавала документы на факультет кинематографии. Здесь тоже не обошлось без генетической предрасположенности, ведь среди Алперс (а Вера Михайловна Будагова имела девичью фамилию – Алперс) были известные театральные деятели. Она стала профессиональной переводчицей. Екатерина была очень образованна, знала несколько языков.
Екатерина Будагова
До глубины души трогают строки из ее писем, которые несут в себе не только частицу истории, но и частицу души автора. Корабль, на котором она служила переводчиком, назывался "Тина". Екатерина погибла в 1942 году.
Алексей Павлович Штукенберг, внук Г.М.Будагова
Ее сын Алексей Павлович Штукенберг, родился 14 октября 1917 года. На фронте он служил танкистом, был ранен и скончался в госпитале от ран в 1942 году. Необыкновенная нежность по отношению к бабушке, которую он называл «мама Вера» прослеживается в его письмах, сохранившихся в семейном архиве. Вера Михайловна очень тяжело переживала смерть дочери Екатерины и внука Алексея в 1942 году. Эта выявленная нами новая страница жизни семьи Будаговых подтверждает, что потомки Будагова были достойными людьми.
Сын Григория Моисеевича и Веры Михайловны – Григорий Григорьевич пошел по стопам отца, стал мостостроителем. Но не суждено ему было долго служить во благо людям, начались другие времена. Потомственный инженер был в 1930 году арестован, расстрельный приговор был заменен на 10 лет ГУЛАГа. В 1933 году Григорий Григорьевич был освобожден со снятием обвинения. А в 1940 году снова арестован и сослан в Сибирь.
Григорий Григорьевич Будагов, 1985 год
Известно, что он работал и на поселении под Новосибирском, и в Томской области. Несмотря на государственное беззаконие и мытарства, выпавшие на его долю, он не озлобился. Характер его не изменился, но сильно подорвалось здоровье. Вернувшись в Петербург уже в пожилом возрасте, он продолжил работать в железнодорожном институте. По его проектам в Питере построено несколько мостов. По отзывам людей, знавших его лично, он слыл интеллигентным, спокойным, доброжелательным человеком, располагал к себе людей. В книге воспоминаний Юрия Магалифа есть эпизод, в котором описана встреча автора с Григорием Григорьевичем Будаговым, из которого ясно, что никакие суровые условия ссылки не смогут сломать истинного интеллигента [15, стр.150]. Судя по этим воспоминаниям, сын Будагова жил в бараках на улице Лагерной (ныне улица Плахотного) и как ссыльный участвовал в строительстве «Сибкомбайна», что находится неподалеку от здания нашей гимназии.
Как нам удалось выяснить из общения с внучкой и правнучкой Г.М. Будагова, до репрессий Григорий Григорьевич был женат. Брак оказался неудачным. Его жена Мэри, имела страсть к алкоголю и, будучи в нетрезвом состоянии, наговорила много лишнего, чего было достаточно в то время для ареста.
Григорий Григорьевич Будагов с дочерью Любой, 1940 год, Ленинград
В длительной ссылке у Будагова Г.Г. возникла внебрачная связь, которая закончилась рождением Любови Григорьевны в 1936 году. Александра Николаевна так и не стала законной женой Будагова, на момент их отношений она была на 17 лет моложе Григория Григорьевича. Когда она родила дочь, ей было 18 лет. Маленькую Любу взяли в семью Будаговых, и Вера Михайловна стала практически мамой для неё.
Любовь Григорьевна, 1940 год
Любовь Григорьевна всю жизнь называла её "мама Вера". Дочь Веры Михайловны Екатерина Григорьевна в свое время хотела удочерить Любу, но по каким-то причинам этого сделать не удалось. Во время начала Великой Отечественной войны Вера Михайловна с маленькой Любой отдыхала в Прибалтике, они попали под оккупацию немцев, но потом были эвакуированы в Башкирскую АССР в Благовещенский район п/о Удельно-Дуваней. В 1945 году Веру Михайловну с Любой вызвали в Москву родственники по линии Алперс, хотя Москва в это время была еще закрыта для въезда. Когда Любовь Григорьевна вышла замуж, получилась неоднозначная ситуация. Отец ее мужа служил в охране Сталина, а её отец репрессирован. И поэтому в семье не принято было говорить о Будаговых, крайне не приветствовались упоминания о ее дворянском происхождении, любые разговоры на эту тему не то что пресекались, а просто даже не заводились. Это было горьким наследием после репрессий, ссылок, государственных беззаконий - люди просто боялись лишний раз открыть рот. В свою очередь это сказалось и на отношениях - сам брак оказался не слишком счастливым.
3.4. Современное поколение Будаговых
Законы природы совершенны. Должна была остаться времен связующая нить, которая соединяет поколения, которая создана историей и сама является ее созидателем.
Любовь Григорьевна Орлова, 1956 год
У Будаговых Григория Моисеевича и Веры Михайловны была одна единственная внучка – Орлова Любовь Григорьевна, которая на данный момент проживает в Москве. Там же проживают их правнуки - Евгения и Леонид . Кучеренко Евгения Николаевна (в девичестве Егорова) родилась в 1959 году, закончила Политехникум им. Моссовета по специальности модельер-конструктор, работала конструктором женской одежды в Доме моды Вячеслава Зайцева, потом была директором частного швейного предприятия. Сейчас занимается психологическим консультированием, родологией, астрологией. Евгения Николаевна оказала большую помощь в исследовании. Она предоставила массу интереснейшей информации из семейного архива, постоянно поддерживала переписку, отвечала на наши вопросы. Егоров Леонид Николаевич, правнук Будаговых, родился в 1964 году. Закончил техникум. Живет в Москве. Работает WEB-программистом. Занимается альпинизмом.
Представители четвертого поколения Будаговых – праправнуки. Кучеренко Мария Александровна родилась в 1978 году, закончила Российскую правовую Академию Министерства Юстиции РФ по специальности юрист. Работать юристом не захотела. Работает журналистом в журнале «Атмосфера красоты» ИД «Московский комсомолец». Праправнук Кучеренко Александр Александрович, родился в 1982 году, закончил МИФИ. IT-специалист (информационные технологии). Праправнучка Клёнова Ирина Леонидовна (в девичестве Егорова) родилась в 1987 году, закончила МПГУ - Московский Педагогический Гуманитарный Университет, магистр лингвистики. Как и отец, занимается альпинизмом.
Внучка Будагова Любовь Григорьевна Орлова и праправнучка Мария Александровна Кучеренко
Такой нам представилась времен связующая нить после того, как нам посчастливилось найти потомков Будагова Григория Моисеевича. Не вызывает сомнения факт, что для членов всех поколений этой семьи характерны такие черты, как образованность, интеллигентность, внутренняя культура. Это потомственные дворяне, и как бы не менялся мир вокруг, они проносят эти качества из поколения в поколение.
3.5. Память о Будагове в городе. Проблема исторической памяти.
Г.М. Будагов сделал очень многое для нашего города. Кроме того, что он руководил строительством моста через Обь, он еще и по праву может считаться основателем культуры и образования в Новосибирске. Имя Будагова освещено в нескольких музеях Новосибирска. Самая обширная информация представлена в экспозициях музея истории Западно-Сибирской железной дороги, включающая фотографии, документы, фрагменты воспоминаний Григория Григорьевича Будагова (сына Григория Моисеевича), записанные главным хранителем музея Козловой Татьяной Николаевной во время встречи с ним незадолго до его смерти. В музее истории города имеется постоянная экспозиция, посвященная основателям города и ее электронная версия на сайте музея. Как один из основателей города, Будагов упоминается в материалах экспозиций Новосибирского городского краеведческого музея зале №5. В музее одной из старейших школ Новосибирска №3 под портретом Г.М. имеется следующая запись: «Всему Новониколаевскому поселку был известен Григорий Моисеевич Будагов в селе Кривощеково. Сей сорокалетний энергичный, большелобый, с пышными усами и клиновидной бородкой инженер руководил строительством моста. Центром притяжения для местной интеллигенции был Григорий Моисеевич. Это он открыл первую в поселке одноклассную школу, где преподавали Трубин Аполлон Григорьевич и Посельская Анна Ивановна».
Можно отметить периодическое внимание общественности к заслугам Будагова. Привлекла внимание статья Елены Квасниковой «Под звуки «Школьного вальса» в газете «Ведомости» №1087 от 08.10.2010, где речь идет об открытии памятника-символа «Гимн Учителю», расположенного напротив Дома учителя. В статье акцентируется внимание на том, что один из участков стелы посвящен Г.М.Будагову – как человеку, которому потомки обязаны зарождением системы школьного образования в нашем городе [12].
В местных новостях ГТРК Россия 02 июня 2011, 12:42 вышел сюжет под названием «В Новосибирске, наконец, отреставрируют контору инженера Будагова». Статья новосибирской журналистки Я. Колесинской «Семейный альбом: сюжеты ненаписанных романов» в журнале Театральный проспект №7, позволяет исследовать неизвестные и нигде не упомянутые ранее факты. [13]
В Новосибирске есть Библиотека им Л.Н.Толстого, которая была основана Григорием Моисеевичем Будаговым как «библиотека дешевых изданий» в читальне при школе. Первое здание не сохранилось, и сейчас она расположена немного подальше от первоначального места. На сегодняшний день библиотека им. Л.Н.Толстого – это один из лидеров библиотечного дела, современный информационный, методический и досуговый центр, ориентированный на разные возрастные группы. Впервые войдя в ее двери, мы сразу отметили очень уютную и комфортную обстановку, доброжелательность сотрудников, и что самое интересное, прямо напротив входа, в центре стеллажа с экспонатами, увидели портрет Будагова. Он и сейчас приглашает всех желающих приобщиться к миру науки и культуры.
Порой бывает очень жаль, что мы, современные жители огромного мегаполиса, экономического, научного и культурного центра, стремительно выросшего из маленького поселка и раскинувшегося на местах, где немногим более сотни лет была сплошная тайга да болотные топи, не всегда с почтением и благодарностью вспоминаем тех, кому обязаны.
По злой иронии судьбы улица Будаговская, названная жителями более ста лет назад в благодарность человеку, сделавшему очень многое для развития и процветания города, сейчас носит название во имя тех, кто очень жестоко обошелся с тем поколением, которое созидало и приумножало. Улица Будаговская, ранее Трактовая, была переименована в Большевистскую в 1920 году. Противоречивость и абсурдность имеет место быть в общественном сознании, но всего лишь, на наш взгляд, потому, что большинство проявляют безразличие, ведь так проще и спокойнее. Есть на карте столицы Сибири улицы с абсолютно незначащими ничего названиями. Но почему бы не увековечить память о тех, благодаря кому мы ходим по этим улицам? (5) В повседневной суете мы порой не обращаем или даже не хотим обращать внимание на то, как на наших глазах разрывается и без того тонкая и хрупкая связующая нить времен. Проезжая по самому центру города, мимо начала улицы Большевистской, я постоянно испытываю чувство стыда за всех нас, жителей города. Даже не каждый новосибирец знает, что ужасно ветхое и даже страшное полуразвалившееся строение, немного напоминающее жилой дом в прошлом. по адресу улица Большевистская, 7 (в прошлом Будаговская) является конторой Григория Моисеевича Будагова. И лишь чудом фрагментарно сохранившиеся элементы декора, особая планировка выдают то, что дом относится к памятникам архитектуры конца 19 века.
Во время подготовительных работ по сооружению моста Григорием Моисеевичем Будаговым был приобретен земельный участок под строительство здания конторы. Вскоре появившееся здание главным юго-западным фасадом было обращено в сторону реки, именно в ту часть, где велись работы. В этом небольшом доме, который друзья называли «палаццо», жил и работал Григорий Моисеевич в течение двух лет. Как памятник архитектуры контора Г.М. Будагова является образцом городского дома периода начала строительства Новониколаевска и, согласно постановлению главы администрации Новосибирской области №1127 от 18.12.2001 г., находится под охраной государства [1, стр.7]. Но не как памятник архитектуры, не как исторически значимый объект дом не охраняется. До чего же нужно не уважать историю своей малой родины, чтобы проявлять равнодушие к тому, как на наших глазах разрушается память! До чего же нужно быть неблагодарными потомками, чтобы сваливать мусор во двор этого дома, стены которого еще помнят великих людей – основателей крупнейшего современного мегаполиса! На сегодняшний день дом Будагова в очень плачевном состоянии. Когда мы, набравшись смелости, подошли вплотную к дверям (вернее, к тому, что от них осталось), на глаза невольно навернулись слезы.
Так выглядела контора инженера Г.М. Будагова до ремонта
Так она выглядит сейчас
Несколько раз в средствах массовой информации поднимался вопрос о реставрации дома, но воз и ныне там. 2 июня 2011 года, в 12:42 по каналу «ГТРК Россия» вышел сюжет под названием «В Новосибирске, наконец, отреставрируют контору инженера Будагова». По словам специалиста НПЦ Воеводиной Т.В., в 2010 году было заключено охранное обязательство, а по версии Щукиной Е.М., директора музея истории города, объект включен в план реконструкции на 2012-2013 гг. и, может быть, даже войдет в состав мемориального комплекса «Городской парк «Начало». Тревожит то, что здание может просто развалиться, так и не дождавшись реконструкции.
Содержание данной работы позволяет обозначить проблему исторической памяти. Своим пренебрежительным отношением к наследию мы рискуем в недалеком будущем утратить свое историческое сознание, что приведет к деградации общества. Нельзя жить только настоящим, нужно думать о будущем, а, как известно, без прошлого оно невозможно.
Несмотря на огромные заслуги Будагова в основании города, далеко не каждому новосибирцу известно его имя. В ходе работы с фактами биографии Г.М. Будагова было проведено исследование с целью выяснения насколько известно жителям города личность человека, талантливого инженера и организатора, руководившего началом строительства моста и с легкой руки которого появились первые очаги образования и культуры в нашем городе. Результаты соцопроса заставили задуматься. 43,3% респондентов отметили Г.М. Будагова лишь как одного из руководителей строительства моста через Обь. На то, что он является еще и основателем первой школы и читальни, указали только 30% опрошенных. Занимателен тот факт, что 90% ребят, которым известны заслуги Г.М. Будагова, являются учениками нашей гимназии, а в нашем учебном заведении для ребят и гостей всегда открыты двери школьного музея «У истоков города».
Заключение
Таким образом, изучив историко-краеведческую литературу и сделав анализ подлинных документов из Государственных архивов Новосибирска и Томска, мы открыли несколько новых фактов из биографии одного из основателей нашего города Г.М. Будагова, выявили его роль в становлении Новониколаевска-Новосибирска. Тем самым мы доказали справедливость сформулированной нами гипотезы: выявленные нами факты жизни и деятельности Г.М. Будагова подтверждают, что его имя как одного из основателей города достойно памяти. Проведенное исследование помогло нам найти потомков Будагова, судьба которых действительно является ярким отражением трагической эпохи I половины ХХ века.
Мы, реализовав цель и задачи, сформулированные в нашей исследовательской работе, пришли к выводу, что роль Будагова Г.М. в становлении нашего города велика. Проделанная нами работа позволяет обозначить проблему исторической памяти: в городе нет ни улицы, ни площади, названной его именем. 15 января 2012 года в городских СМИ не было ни одного сюжета, связанного с именем Будагова, а между тем в этот день в Новосибирске на календаре была знаменательная дата: 160-летие со дня рождения Григория Моисеевича.
Таким образом, реализация поставленных целей и задач определила практическую значимость работы, которая заключается в следующем:
- изучение, анализ и систематизация историко-краеведческой литературы, архивных документов и экспонатов музеев г. Новосибирска позволили подчеркнуть значимость и важность роли Г.М. Будагова в становлении нашего города;
- ключевым моментом в работе над исследованием можно обозначить факт нахождения прямых потомков Будагова и сотрудничество с ними. Бесценная информация из их домашнего архива и личные воспоминания внучки Будагова уникальны.
- в ходе исследовательской работы удалось открыть новые факты о деятельности и судьбе Г.М.Будагова;
- полученные материалы о Г.М.Будагове легли в основу публикаций школьных краеведов в СМИ;
- существенно пополнилась экспозиция в школьном музее «У истоков города», посвященная основателям города;
- материалы, полученные в ходе исследования, позволили оформить экспозицию, посвященную Г.М.Будагову, составить тексты для экскурсий с учетом возраста и провести экскурсии в школьном музее для учащихся нашей гимназии, школ района, города;
- обозначили проблему исторической памяти в городе в связи с 160-летием Будагова.
Работа над исследованием помогла нам познать удовольствие от внесенного, хотя и небольшого, но значимого для нас вклада в восстановлении памяти о забытом, когда-то глубоко уважаемом человеке, инженере, сделавшем очень много для развития города.
Данная работа помогла осознать, что наше поколение должно продолжать историю города, влиять на его судьбу. Ведь будущее в наших руках, оно будет таким, каким сделаем его мы. Нам есть на кого равняться.
Литература
1. Баландин С.Н. Новосибирск. Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1978.с.7
2. Бочанова Г.А. Григорий Моисеевич Будагов (1852–1921 гг.) : (к 155 летию со дня рождения) // Личность в истории Сибири XVIII–XX веков. – Новосибирск: Сова, 2007. – с. 180–188.
3. Брат А. Сказ о городе. – Новосибирск: изд.дом «Сибирская горница» ,1998.
4. Будагов Григорий Моисеевич // Выдающиеся строители Сибирского пути.- Новосибирск : Сибвнешторгиздат, 2000.
5. Букевич Д. Кто достоин именной улицы в Новосибирске//Комсомольская правда, 03.03.2011
6. Васильева О.Первые школы города // Новосибирская школа.
7. Вехи истории//115 лет библиотеке им. Л.Н.Толстого
8. Горшенин А. Главный строитель Обского моста. // Созвездие земляков: знаменитые мужи Новосибирска. – Новосибирск, 2008. – С. 26–27
9. Горшенин А. Основатели.// Сибирские огни. - Новосибирск, №5, 2000.
10. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А. Так начинался Новосибирск. - Новосибирск: Наука 1978.
11. Горюшкин Л.М., Бочанова Г.А., Цепляев Л.Н. Новосибирск в историческом прошлом (конец XIX - начало XX в.).- Новосибирск: Наука,1978 .
12. Квасницкая Е. Под звуки школьного вальса.//Ведомости, № 1087.
13. Колесинская Я. Семейный альбом. Сюжеты ненаписанных романов.//Театральный проспект, №7
14. Косарева И.З. Мост в будущее // Созидатели: книга очерков – Новосибирск: Новосибирск, 2003. –Т. 1. – С. 44–49.
15. Магалиф Ю. Далекий взлет// Мой Новосибирск. Книга воспоминаний. - Новосибирск: Новосибирск,1999.
16. Наследники инженера Будагова//Библиотека, 2004, № 10, с. 3.
17. Никульков.А. Стремительный город// Сибирская Горница, №3, 1999.
18. Новониколаевск - Новосибирск: 100 лет. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1993 г., с. 79.
19.Новосибирск 100 лет: события, люди.- Новосибирск: Наука,1993.с 22-23
20. Фомичева И. Луч духовности и просвещения.// Библиотека №3, 2011. с.59
21. Эзотерическое масонство в советской России. Документы 1923 1941 гг.// Публикация, вступительные статьи, комментарии, указатель А.Л.Никитина.
23. http://.
24.http://wiki.darlingcity.ru/wiki/Будагов_Григорий_Моисеевич
25.http://ganichev.voskres.ru/
26. /http://arx.novosibdom.ru/node/2825
27. http://www.prosib.info/stat.php?tab=tema&id=67
29. http://www.phys.nsu.ru/school/museum/famous_people.htm
ПРИЛОЖЕНИЯ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ
Копии документов из Новосибирского музея Истории Западно - Сибирской железной дороги
1.1. Копия паспортной книжки Г.М. Будагова, выданная 22 сентября 1897 года.
1.2. Копия фотографии Г.М.Будагова.
Копии документов из ГАТО (Государственного архива Томской области)
2.1. Уведомление от Будагова Г.М. попечителю Западно-Сибирского учебного управления о наличии бесплатной школы на станции Обь от 8 февраля 1896 года (ГАТО, ф.126, оп.1, дело №987, Л.1).
2.2. Сведения о состоянии школы при народной читальне в селе Кривощеково (на 3 листах) (ГАТО, ф126, оп.1, дело№987, Л.12, 13, 14.)
2.3. Докладная записка ГМ. Будагова начальнику Томской губернии с просьбой разрешить прочтение в Кривощёковской читальне изданий, приложенных в списке, и предложение кандидатур, изъявивших принять участие в чтениях от 26 января 1896 года (ГАТО, ф.3, оп.2, дело № 3395, Л.36).
2.4. Ответ от управляющего учебным округом Будагову об утверждении кандидатур для участия в чтениях от 14 февраля 1896 года (ГАТО, ф.3, оп.2, дело№3395, Л.37).
2.5 Прошение Г.М. Будагова попечителю Западно-Сибирского учебного округа об утверждении списка изданий от 11 ноября 1896 года (ГАТО, ф.126, оп.1, дело № 904, Л.107,108,109,110).
2.6 Ходатайство Будагова попечителю Западно-Сибирского учебного округа о разрешении открыть библиотеку дешевых изданий при воскресной читальне от 19 апреля 1895 года (ГАТО, ф.126, оп.1, дело № 882, Л.1).
2.7 Ходатайство попечителю Западно-Сибирского учебного округа о назначении стипендии имени Будагова от комитета по студенческим делам Томского Технологического Института от 8 декабря 1912 (ГАТО, ф.194, оп.1, дело №125, Л.17).
2.8 Представление попечителю Западно-Сибирского учебного округа от комитета по студенческим делам кандидатур стипендиатов имени Будагова от 30 октября 1912 года ( ГАТО, ф.194, оп.1, дело № 125, Л.42).
Копии документов и фотографий из семейного архива внучки Григория Моисеевича Будагова Любовь Григорьевны Орловой (Будаговой)
3.1. Копии фотографии жены Г.М. Будагова Веры Михайловны Алперс.
3.2.Фото В.М. Алперс с детьми.
3.3.Фото В.М. Алперс и Г.М. Будагова.
3.4. Копии фотографий дочери Г.М.Будагова Екатерины Григорьевны Будаговой и ее сына Алексея Штукенберга.
3.5. Фото Е.Г. Будаговой.
3.6.Фото А. Штукенберга.
3.7. Копии фотографий младшего сына Г.М.Будагова – Григория Григорьевича Будагова.
3.8. Фото сына Г.М.Будагова – Г.Г.Будагова,1985 год.
3.9. Фото Г.Г. Будагова во время ссылки.
3.10. Фото сына Г.М.Будагова Григория Григорьевича со своейдочерью Л.Г. Орловой (Будаговой)1940 год
3.11. Копии фотографийвнучки Г.М.Будагова – Любовь Григорьевны Орловой (Будаговой), 1940 год
3.12. Фото Л.Г. Орловой (Будаговой), 1940 год.
3.13. Фото Л.Г. Орловой (Будаговой), 1956 год.
3.14. Фото Л.Г. Орловой с внучкой Марией.
3.15. Копии фотографий правнуков и праправнуков Г.М.Будагова.
3.16. Правнуки Г.М.Будагова – Евгения Кучеренко и Леонид.
3.17. Общая семейная фотография.
4. Копии документов из семейного архива правнучки Григория Моисеевича Будагова Евгении Николаевны Кучеренко
4.1. Копия заявления Будагова Г.Г. от 1 ноября 1939 года в отдел ЗАГСа с просьбой о смене фамилии дочери, рожденной вне брака.
4.2.Копии писем из семейного архива внучки Г.М.Будагова Л.Г.Орловой.
4.3. Копия письма В.М. Будаговой от Г.Г Будагова, 1 июля 1950 г.
4.4. Копия письма В.М. Будаговой от Екатерины, 18 июля 1941 г.
4.5. Копия письма В.М. Будаговой от А. Штукенберга.
5. Копии из частной коллекции Савченко Станислава Алексеевича – директора Новосибирского Фонда имени Н.П. Литвинова
5.1.. Копия фотографии родителей Г.М.Будагова
5.2. Копия фотографии «будаговской» школы
5.3. Копия фотографии старшего сына Г.М.Будагова – Владимира
6. Материалы, полученные в ходе исследования
6.1. Копия работы Г.М.Будагова, сделаннаяв Российской Государственной Библиотеке 28 июля 2011 года «О пропускной способности» год издания -
6.2. Копия фотографии железнодорожной станции Будагово
6.3 Фотографии конторы Г.М.Будагова (Новосибирск, ул. Большевистская, 7)
6.4. Фотография фрагмента стелы с изображением Г.М.Будагова (Дом Учителя в Новосибирске)
6.5. Запись интервью и воспоминаний потомков Г.М.Будагова
6.6. Воспоминания внучки Г.М.Будагова Л.Г.Орловой
6.7. Интервью с праправнучкой Г.М.Будагова Марией Александровной Кучеренко
6.8. Интервью с правнучкой Г.М.Будагова Кучеренко Евгенией
6.9. Схема родословной Будаговых
6.10. Фотография экспозиции, посвященной Г.М.Будагову в школьном музее «У истоков города»
7. Список респондентов.
Шестакова Юлия, ученица 9 класса МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17»
Научный руководитель: Яковлева Л.Д., заслуженный учитель РФ, руководитель музея «У истоков города»
Добавить комментарий