БАРДОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ в Новосибирском академгородке 1968 г., праздник самодеят. (авт.) песни. По решению Всесоюз. конф. по проблемам самодеят. песен. творчества фестиваль предполагалось провести осенью 1967; в связи с возникшими орг. трудностями его открытие дважды переносили, в итоге он состоялся в марте 1968. Б. ф. организовал и провел кафе-клуб «Под интегралом».
В рамках фестиваля выступили 29 авторов. Они дали 16 концертов. Участники Б. ф. исполняли в осн. лирич. и турист. песни, но организаторы придали фестивалю политически оппозиц. окраску. Фестиваль открыл новые имена, в т. ч. А. Дольского, Ю. Кима. Наиб. успехом в Новосибирском академгородке пользовались песни драматурга и поэта А. Галича, выступавшего в жанре соц. сатиры с резкой критикой конформизма, рецидивов сталинизма и проявлений авторитарно-тоталитар. тенденций в жизни сов. об-ва. Своим участием А. Галич превратил песен. фестиваль в значимое полит. событие с долговр. резонансом, далеко вышедшим за пределы Новосибирска. В печати А. Галич был обвинен в «очернении советской действительности».
Б. ф. отразил специфику формирования эстет. ориентиров и обществ.-полит. взглядов оппозиционно настроенной интеллигенции 1960-х гг. В 1998 в новосиб. Академгородке состоялся фестиваль автор. песни «30 лет спустя». На него прибыли барды из мн. городов, чтобы продемонстрировать уважение к бардовскому празднику 1968 и потенциал автор. песни в контексте духов. противостояния массовой культуре.
Лит.: Бурштейн А.И. Реквием по шестидесятым, или под знаком Интеграла // ЭКО. 1992. №1; Карпов Ю.Д. А. Галич: март 68-го // Библиография. 1993. №1; Бардовский фестиваль 1968 в новосибирском Академгородке через призму документов // Вестн. НГУ. 2003. Сер.: История, филология. Т. 2, вып. 2.
А.Г. Борзенков