БУРЯТСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. 1-й этап Б. н. д. (1900–03) связан с протестом против проведения землеустроит. работ и упразднения институтов родового самоупр-ния в р-нах компакт. проживания бурят. этноса. Его осн. формами являлась подача петиций и прошений на имя Николая II об отмене законов о земел. и волостной реформе, сохранении за корен. населением «породных» земель и традиц. системы мест. упр-ния. Наряду с обращениями в органы власти, исходившими от этнич. элиты, в среде инородцев возникали волнения, носившие стихийный и локальный хар-р. В целом протест. движение аборигенов Бурятии не смогло изменить колонизатор. направленность адм. и аграр. политики царизма. Но оно сыграло значит. роль в формировании нац. самосознания бурят. народа, служившего одной из гл. предпосылок дальнейшего развития Б. н. д.
2-й этап (1905–07) связан с событиями революции 1905–1907. В это время внутри бурят. элиты формируются 2 идейных течения – панмонгольское («стародумы», народники) и западническое («партия прогрессивных бурят», бурят. социал-демократы). Идеол. размежевание внутри Б. н. д. оказало значит. влияние на програм. установки его участников. Их оформление происходило в рамках новой формы нац. движения – общебурятских съездов. В апр. 1905 в Чите состоялся съезд бурят Забайкальской обл., выступивший с идеей восстановления институтов родового упр-ния (Степных дум) в пределах бывш. ведомств. В противовес этой позиции общебурят. съезд Иркутской губ. (авг. 1905) выдвинул проект создания органов земского самоупр-ния по типу рус. земств. Несмотря на полит. разногласия, бурят. обществ. элита консолидировано выступила за развитие нац. образования и культуры, пыталась противодействовать насаждавшейся из Центра аграр. реформе. Наряду с мирными формами протеста в р-нах проживания бурят вспыхивали вооруж. выступления. После завершения революции 1905–07 начался спад Б. н. д., к-рое вновь приобрело хар-р локал. волнений, направленных против переселенч. политики пр-ва П.А. Столыпина. В целом, в нач. XX в. произошла относительная консолидация бурят. элиты вокруг идеи нац.-культ. самоопределения этноса.
После победы Февр. революции начался 3-й этап Б. н. д. (1917–19), связанный с возникновением и развитием движения за общенац. автономию. В апр. 1917 состоялся 1-й общенац. съезд бурят Забайкальской обл. и Иркутской губ. Его участники приняли «Статут о временных органах по управлению культурно-национальными делами бурят-монголов и тунгусов Забайкальской области и Иркутской губернии», являвшийся проектом бурят. автономии с широкими правами в области внутр. законодат-ва, адм. упр-ния, судопроизв-ва, охраны порядка, здравоохранения, образования, духов. культуры. По инициативе делегатов съезда был создан Бурятский нац. комитет (Бурнацком). В окт. 1917 в Верхнеудинске прошел 3-й общебурят. съезд, учредивший единый верховный орган исполнит. власти – Центральный Бурятский национальный комитет с резиденцией в Чите. В его состав вошли представители бурят. интеллигенции – Д. Банзаргашин, Г. Гомбоев, Б. Ирдынеев, Э.-Д. Ринчино, Ж. Самбуев, М. Богданов. Деят-ть Бурнацкома способствовала созданию в кон. 1917 бурят. аймаков в Иркутской губ. (Ангарский, Эхирит-Булагатский, Тункинский) и Забайкальской обл. (Ангинский, Баргузинский, Хоринский, Селенгинский), возрождению институтов нац. самоупр-ния.
Значит. влияние на особенности нац.-гос. стр-ва в р-нах компакт. проживания бурят оказала Окт. революция. Под давлением мест. большевиков Бурнацком формально признал сов. власть. В кон. 1917 – нач. 1918 процесс формирования бурят. нац. автономии протекал в условиях мирной полит. борьбы Бурнацкома с органами новой рев. власти – советами. В марте–апр. 1918 состоялся III съезд представителей рабочих, крестьян, казаков и инородцев Забайкальской обл., к-рый признал право бурят. народа на самоопределение. При этом в бурят. аймаках сохранялись органы нац. самоупр-ния.
Летом–осенью 1918 в условиях развернувшейся Гражданской войны и падения сов. власти в Вост. Сибири бурят. нац. элита была вынуждена пойти на сотрудничество с пр-вом атамана Г.М. Семенова, а затем и пр-вом А.В. Колчака. В нояб. 1918, после объединения Бурнацкома с бурят. отд. Пр-ва Забайкальской обл., образована Бурятская нац. дума. К нач. 1919 формальные цели Б. н. д. были достигнуты, поскольку органы нац. самоупр-ния были официально признаны лидерами белого движения.
4-й этап Б. н. д. (1919–22) связан с попытками бурят. элиты реализовать право на самоопределение этноса в условиях Гражд. войны. Одной форм нац. движения в этот период являлось проведение конференций по обсуждению проблемы этнополит. и культур. единства всех монг. народов. Их идейной основой являлся панмонголизм, к-рый в годы войны стал стержнем неосуществившегося проекта по созданию «Велико-Монгольского государства».
Более успешная попытка оформления нац. государственности бурят. народа была осуществлена в рамках Дальневосточной республики (ДВР). В марте 1920 группа бурят-автономистов образовала Временный общебурятский нац. комитет. В мае–июне 1920 в Верхнеудинске состоялся съезд представителей бурят. населения Хоринского, Селенгинского и Баргузинского аймаков Забайкальской обл. Его участники провозгласили основой самоопределения достижение территор. целостности всего бурят. народа в рамках нац. автономии, приняли решение о сохранении нац. адм.-территор. единиц. Делегаты съезда учредили орган исполнит. власти – Бурят-Монгольский народно-рев. комитет. Важной вехой в процессе нац.-гос. стр-ва в бурят. аймаках стало принятие конституции ДВР (апр. 1921). В соотв. с ее положениями территория, занятая бурят. населением (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский аймаки), выделялась в Бурят-Монгольскую АО (БМАО). Общебурят. автономия была наделена широкими правами в сфере судопроизв-ва, адм.-хоз. и культурно-нац. жизни. В мае 1921 по инициативе бурят-депутатов Учредительного собрания ДВР Бурятский народно-рев. комитет был упразднен и вместо него создано Временное областное упр-ние БМАО ДВР. Аймачные и хошунные народ. ревкомы преобразовывались в упр-ния. В авг. 1921 Временное обл. упр-ние было признано офиц. органом исполнит. власти БМАО. В окт.–нояб. 1921 в Чите состоялось 1-е нац. собрание, на к-ром произошла смена руководства в Б. н. д. Нац. собрание БМАО ДВР сформировало Обл. упр-ние под пред. М.И. Амгаева, в к-ром ведущую роль играли коммунисты. С этого момента дальнейшее развитие нац. бурят. автономии происходило под контролем мест. органов РКП(б). В нач. 1922 на основе объединения бурят. аймаков Иркутской губ. создана Бурят-Монгольская АО в составе сов. России. После упразднения ДВР начался процесс формирования общебурят. автономии. 30 мая 1923 пост. ЦИК СССР авт. области бурят-монголов объединены в Бурят-Монгольскую АССР, в рамках к-рой буряты получили право на реализацию нац.-культ. автономии в составе РСФСР.
Во 2-й пол. 1980-х гг. в условиях перестройки начался новый этап Б. н. д. Идеол. основой зарождения нац. движения в БАССР являлась идея нац. возрождения, включавшего восстановление истории народа, лит., образования, письменности, государственности. Одной из ведущих форм Б. н. д. являлись неформал. орг-ции. В 1988 создано 1-е регион. полит. объединение – «Гэсэр». Осн. положениями его платформы являлись воссоединение бурят. авт. округов с БАССР, выдвижение представителей этноса на высш. руководящие посты в республике, возрождение нац. языка и культуры. В кон. 1980-х гг. в Бурятии возникло еще неск. обществ. орг-ций – Союз бурятской интеллигенции, Клуб избирателей, Народный фронт. Их деят-ть заключалась в орг-ции непосредств. обращения к руководителям партии и пр-ва, проведении публич. форумов по нац. вопросу.
Процесс демократизации обществ. жизни в БАССР обусловил развитие форм Б. н. д., обеспечивших полит. консолидацию его участников. В 1989 в Улан-Удэ состоялось расширенное собрание, на к-ром обсуждалась проблема гос.-правового и территор. единства бурят. народа. В нояб. 1990 была создана Бурят-Монгольская народная партия, в состав к-рой вошли представители бурят. интеллигенции. Стержнем ее платформы являлась идея о возрождении бурят-монг. народа через духов. и территор. воссоединение, воссоздание единой Бурят-Монгольской республики, этнизация образования и культуры, возвращение к общемонг. корням.
На закате перестройки произошло возрождение одной из традиц. форм Б. н. д. – общебурят. съездов. В февр. 1991 в Улан-Удэ состоялся I Всебурятский съезд. Осн. направлениями его работы стали обсуждение вопросов полит. и нац.-культ. развития Бурятии, осуждение акта 1937 о разделении БМАССР. По инициативе делегатов учреждена Всебурятская ассоциация развития культуры.
Формирование совр. бурят. государственности в составе России способствовало возникновению новых обществ. объединений этнич. толка. В 1992 организовано Движение нац. единства «Нэгэдэн», ставшее одной из ведущих обществ.-полит. орг-ций Бурятии. В кон. 1992 по ее инициативе произошло объединение «Нэгэдэл», БМНП и бурят. отд-ния Демократической партии России в блок «Народное согласие», члены к-рого разработали программу по комплекс. восстановлению полит., гражд. и культур. прав бурят. народа. В нач. 1993 рук-во ДНЕ «Нэгэдэн» в Улан-Удэ организовало науч.-практич. конференцию по проблемам формирования государственности Бурятии. Ее участники выступили за построение бурят. государственности на основе самоопределения народа, приоритета прав и интересов граждан, экон. самостоятельности. Итоги данной конференции оказали значит. влияние на разработку положений конституции Респ. Бурятия, принятой в 1994.
Во 2-й пол. 1990-х гг. в условиях стабильного развития президентско-парламентской республики начался спад Б. н. д. В 1996 по инициативе делегатов II Всебурятского съезда создан Конгресс бурятского народа, ставший ведущей обществ. орг-цией. Деят-ть Конгресса была направлена на проведение науч.-практич. конференций по проблемам воссоединения и реабилитации бурят. народа. Однако данные акции уже не оказывали значит. воздействия на обществ.-полит. процессы в республике.
В нач. XXI в. продолжается дальнейшее развитие традиц. форм Б. н. д. В совр. Бурятии проводятся «круглые столы» по проблемам обеспечения деят-ти орг-ций, науч.-практич. конференции, всебурят. съезды по вопросам нац.-культ. развития этноса. При этом осн. проблемой нац. движения остается слабое влияние неформал. объединений на полит. и духов. жизнь республики.
Лит.: История Бурят-Монгольской АССР. Улан-Удэ, 1954. Т. 1; 1959. Т. 2; Егунов Н.П. Колониальная политика царизма и первый этап национального движения в Бурятии в эпоху империализма. Улан-Удэ, 1963; Он же. Первая русская революция и второй этап национального движения в Бурятии. Улан-Удэ, 1970; Очерки истории и культуры Бурятии. Улан-Удэ, 1972. Т. 1; 1974. Т. 2; Елаев А.А. Бурятия: Путь к автономии и государственности. М., 1994; Он же. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М., 2000; Хамутаев В. Бурятское национальное движение в 1980–2000 гг. Улан-Удэ, 2005.