ЧИТИНСКАЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Объединяет приходы и общины, действующие в Читинской обл., Респ. Бурятия, Агинском Бурятском авт. окр. Образована указом Свящ. Синода от 21 апр. 1994 в границах бывш. Забайкальской и Нерчинской епархии. Епархиальный город – Чита. Правящий архиерей – еп. Евстафий (Евдокимов).
До 1727 Забайкалье входило в Сибирскую и Тобольскую епархию, затем – в Иркутскую и Нерчинскую. Как самостоятельная Забайкальская и Нерчинская епархия образована по указу имп. Александра III 12 марта 1894 на тер. Забайкальской обл. с епископской кафедрой в Чите. 1-м архиереем назначен поставленный во епископа Селенгинского Георгий (Орлов). До 9 окт. 1894 упр-ние и суд осуществлялись им через духов. правление, в дальнейшем посредством духов. конcиcтopии, состоявшей из 3 чел. На нач. XX в. здесь насчитывалось уже более 20 благочинных, один из них ведал монастырями. В состав епархии входило Селенгинское вик-ство, созданное в 1861–62 для рук-ва Забайкальской духовной миссией, с 1880 переведенное в Читу. В 1898 еп. Георгия на Забайкальской епископской кафедре сменил Никодим (Преображенский), а еп. Никодима в том же году – возведенный в сан епископа нач. Алтайской духовной миссии архим. Мефодий (Герасимов), руководивший епархией по 1912. При еп. Мефодии возведено значит. кол-во церквей, в т. ч. Александро-Невский кафедральный собор. Так, на момент учреждения епархии в ней насчитывалось св. 200 церквей, 300 часовен и молельных домов, 4 монастыря: 3 муж. (Посольский Спасо-Преображенский, Селенгинский Свято-Троицкий, Чикойский Иоанно-Предтеченский) и 1 жен. (Читинский Богородицкий); к 1909 число церквей достигло 376. Создавались школы ведомства правосл. исповедания. В 1909 их было 235 (миссионер. школа при архиерейском доме, 37 школ грамоты и 197 церк.-приходских). В Чите работали духовное училище, епархиальное жен. училище и духовная семинария. Тогда же епархия имела 3 богадельни для содержания престарелых и 1 больницу. Действовали епархиальное попечительство «о бедных духовного звания» и Читинское церк. братство. При монастырях имелось 2 свечных з-да. Число монастырей постепенно росло, в 1921 их уже 6. Среди них 3 жен.: Читинский Богородицкий, Посольский Спасо-Преображенский (с 1900), Мысовской Успенский – и 3 муж.: Селенгинский Свято-Троицкий, Староселенгинский Спасо-Преображенский и Чикойская Иоанно-Предтеченская пустынь.
Забайкальская и Нерчинская епархия располагала значит. земел. угодьями, числившимися за церковнослужителями и монастырями, ей принадлежали богатые рыбой места на оз. Байкал, по рекам Селенга и Чикой. До нач. XX в. печ. органом епархии являлись «Иркутские епархиальные ведомости», позднее стали издаваться «Забайкальские епархиальные ведомости». Кроме того, регулярно публиковались отчеты о состоянии Забайкальской духовной миссии. В кон. XIX – нач. XX в. особо почитались считавшиеся чудотворными иконы св. Параскевы Пятницы (часовня на оз. Иргень), Главы Иоанна Предтечи (с. Ильинское), Знамения Божией Матери (с. Торга), Божией Матери «споручницы грешных» (Троицкосавск), 2 образа Николая Чудотворца (Селенгинский и Посольский мон-ри). 20 дек. 1912 Забайкальскую епископскую кафедру принял Иоанн (Смирнов), а в нач. 1916 епархию возглавил назначенный епископом Забайкальским и Нерчинским Мелетий (Заборовский). В 1918 в связи с рев. преобразованиями в стране и нач. преследования РПЦ упразднена Забайкальская духов. миссия, в том же году трагически погиб ее послед. викарий, епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов). В 1920 правящий архиерей Мелетии навсегда покинул Забайкалье вместе с отступавшими из Читы войсками атамана Г.М. Семенова; в 1920–22 пытался управлять церк. делами из Харбина. Официально епархия просуществовала еще целое десятилетие, за это время сменилось неск. епископов. В 1920–26 епархию возглавлял еп. Даниил (Шерстенников); с 1927 по 21 марта 1930 – еп. Евсевий (Рождественский); с 1930 по 1933 – еп. Марк (Боголюбов); с 22 сент. 1933 по 28 сент. 1934 – епархией вр. управлял епископ Верхнеудинский Иоанникий (Попов); с 9 нояб. 1934 по 4 янв. 1935 – еп. Серафим (Заборовский); с 3 марта 1936 по 18 мая 1936 – еп. Серафим (Шамшин), арестован в 1937 после перевода на Томскую кафедру. С 1937 епархия перестала существовать. На ее территории в результате церк. раскола в 1922 учреждена обновленческая Забайкальская епархия, просуществовавшая до 1929. Ею управляли: Алексий (Кононов; 26 окт. 1922–25), Михаил (Орлов; 16 февр. 1923 – 22 сент. 1926), Михаил (Трубин; 22 сент. 1926–27), Александр (Спасский; 1927), Александр (Авдентов; ноябрь 1927–?), вр. Михаил (Трубин; 1927–29). В 1920–30-е гг. репрессированы мн. священнослужители и верующие, большинство храмов закрыто. В 1948 восстановлена Иркутская епархия, территориально охватившая Забайкалье, а в апр. 1994 создана Ч. и З. е.
Первым епархию возглавил еп. Палладий (Шиман), в нояб. 1996 его сменил еп. Иннокентий (Васильев), управлявший епархией до окт. 1999. В это время началось актив. стр-во храмов, часовен, установление правосл. крестов. Восстановлен пострадавший от пожара Свято-Воскресенский кафедральный собор, отреставрировано здание миссионер. училища, где открыта Спасо-Преображенская церковь. В 2002 в Читинской обл. насчитывалось 49 правосл. зданий и сооружений, 5 из них отнесены к памятникам истории и культуры (Свято-Воздвиженский собор в Нерчинске, Свято-Воскресенский собор и Спасо-Преображенская церковь в Чите, Георгиевская церковь в Сретенске, церковь в Шилке). С 1997 ежегодно проводятся «Иннокентьевские чтения», издаются газ. «Православное Забайкалье», «Святое Преображение», ж. «Троицкое слово». Организованы 2-годичные катехизаторские курсы для населения, налажена работа воскрес. школ, открыта церк. б-ка. В дек. 1999 епископом Читинским и Забайкальским назначен Евстафий (Евдокимов). При нем продолжилось восстановление старых и стр-во новых монастырей, храмов, часовен; в 2001 началось возведение в Чите кафедрального собора во имя Казанской иконы Божией Матери. В 2004 во время празднования 100-летия Забайкальской и Нерчинской епархии и 10-летия Ч. и З. е. собор освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
Лит.: Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994; Жуков А.В., Янков А.Г., Дроботушенко Е.В., Баринов А.О. Современная религиозная ситуация в Восточном Забайкалье. Чита, 2003; Забайкалье: наука, культура, жизнь. 2003. № 3.
Е.В. Дроботушенко