ПАЗЫРЫКСКИЙ МОГИЛЬНИК. Расположен в Улаганском р-не Респ. Алтай. Состоит из 5 курганов, сложенных из камня, диам. до 42 м и выс. до 4 м. Все курганы были ограблены еще в древности. 1-й пазырык. курган раскопан в 1929 М.П. Грязновым, курганы 2–5 – С.И. Руденко (1947–49). Исследована центр. часть насыпей, включающая захоронение. Благодаря своеобраз. природ. условиям под насыпями «царских» курганов образовались линзы мерзлоты, в результате чего сохранились уник. высокохуд. предметы из дерева, кожи, войлока, тканей, мумии людей. Погреб. камеры представляют собой глубокие ямы, в к-рых помещали бревенч. срубы с полом и потолком. 1-й курган сильно ограблен. Хорошо сохранилась камера за срубом, где были похоронены 10 коней. Неск. особей принадлежали к среднеазиат. породе, остальные – помесь среднеазиат. лошади с мест. алтайской. В хорошем состоянии также уборы коней – мягкие седла, набитые шерстью сев. оленя, затянутые подпругой и укрепленные подхвостным и нагруд. ремнями. На одном седле по бокам висели войлоч. фигуры тигров. Подстриженную гриву украшал войлоч. нагривник со стилизов. изображениями петухов. Голова коня закрыта маской, увенчанной рогами оленя. Все 10 комплектов упряжи отличаются разнообразием сюжетов, изобразит. приемов и техники исполнения. Дерево и кожа раскрашивались, покрывались листовым золотом и оловом. В могиле остался гроб-колода из ствола лиственницы, бока к-рого украшали фигурки петухов из кожи. На полу камеры сохранились части войлоч. ковра со стилизов. головками тигров.
Во 2-м кургане П. м. находились мумифицир. трупы мужчины и женщины. Тело мужчины покрыто татуировкой (как недавно выяснилось под спец. освещением, татуированы все сохранившиеся в П. м. мумии). На груди и спине изображен тигр. Руки покрыты стилизов. фигурами оленей с орлиным клювом и головами на оконечностях рогов, фигурками горного барана, крылатого тигра и др. На ноге изображены налим, 4 горных козла и мифич. хищник.
Погреб. камера 3-го кургана была покрыта берест. полотнищами. В сев. части могилы, за срубом погребено 14 верховых коней в полном снаряжении, украшен. декорир. бляхами из дерева и рога. В осн. погреб. камере найдены войлоч. голов. убор и кафтан, деревян. стремя и щит.
В 4-м кургане также обнаружено 14 верховых лошадей в упряжи, украшен. деревян. бляхами в виде животных, изображенных в традициях скифо-сибирского звериного стиля. В погребении находились деревян. столики – блюда, шестинога для шатра и др. быт. предметы.
Погреб. камера 5-го пазырык. кургана представляла собой двойной сруб с мощными бревенч. перекрытием. Внутри погреб. камеры помещалась бревенч. колода с мумиями мужчины и женщины, на голове к-рой уцелел голов. убор. До нас дошли фрагменты деревян. столика, деревян. подушка. Стены сруба были обтянуты белым войлоком, на сохранившихся фрагментах к-рого имеются апплицир. изображения птицы феникс, борющейся с фантастич. чудовищем, наделенным телом хищника, птичьими крыльями, человеч. головой и руками, зверин. ушами и оленьими рогами. В сев. части могилы, за пределами сруба погребены 5 верховых коней в полном снаряжении, здесь же находятся деревян. колесница с четверкой запряженных лошадей, войлоч. шатер и телега. Великолеп. находкой является ворсовый ковер из Ирана или Ср. Азии. На ковре вытканы фигуры крылатых грифонов, ланей, оседланных коней и всадников. На стенах шатра (площ. ок. 30 кв. м) нашиты известные аппликации орнаментал. полос и 2 ряда повторяющихся изображений сидящего на троне человека и стоящего перед ним всадника. На верху шатра крепились 4 сшитые из войлока фигуры лебедей. Убранство верховых коней поражает богатством и разнообразием. На одном из коней упряжь снабжена уздой и седлом с многочисл. деревян. бляхами. Чепрак седла из кит. шелка с худ. вышивкой. Убранство коня дополнено кожаной маской, увенчанной деревян. головой оленя с ветвистыми кожаными рогами. Седло др. коня имело покрытие из дорогой персид. многоцвет. ткани с выполненными в технике гобелена изображениями идущих львов и сцен жертвоприношения.
П. м. датируется V–III вв. до н. э. Данный некрополь, где производились захоронения наиб. богатых и знатных особ пазырык. об-ва (вероятно, вождей или «царей»), является выдающимся памятником пазырык. культуры Алтая. Материалы П. м. хранятся в Гос. Эрмитаже (С.-Петербург).
Лит.: Грязнов М.П. Первый пазырыкский курган. Л., 1950; Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953; Он же. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани. М., 1968; Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV–III вв. до н. э.). Новосибирск, 2005.
В.И. Молодин