СИБИРСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ, первое постоянно действующее военно-мор. подразделение России на Д. Востоке. Создана как Охотская флотилия в связи с указом Сената от 10 мая 1731 об учреждении Охотского воен. порта. В состав флотилии вошли парусные корабли, стр-во к-рых велось в Охотске с 1714. 1-й командир порта и флотилии Г.Г. Скорняков-Писарев. Флотилия осуществляла дозор. службу и охрану рыб. промыслов на Д. Востоке, принимала участие в 1-й (1725–30) и 2-й (1733–43) Камчатских экспедициях под рук-вом В. Беринга. К сер. XVIII в. насчитывала 7 боевых кораблей и судов. В последующие годы пришла в упадок и боевой силы не представляла. В 1799 в Охотск направлены 3 фрегата и 3 малых корабля под команд. контр-адм. И.К. Фомина для формирования постоянно действующей воен. флотилии. С 1850 базировалась в Петропавловском порту (ныне – Петропавловск-Камчатский). В период Крымской войны (1853–56), в авг. 1854, корабли флотилии принимали участие в боевых действиях против англо-фр. воен. эскадры, сыграв важную роль при обороне Петропавловска. С 1855 гл. базой флотилии являлся Николаевский пост (ныне – Николаевск-на-Амуре). В это время в ее состав входили только транспорт. суда.
В 1856 флотилия переименована в С. в. ф. с последующим усилением ее боевого состава за счет кораблей, купленных в САСШ и построенных на верфях Николаевска-на-Амуре. После присоединения к России Уссурийского кр. в 1871 база флотилии переместилась во Владивосток. В связи с обострением рус.-яп. противоречий в 1896 морское мин-во приступило к усилению рус. воен. флота на Тихом океане в целях достижения паритета с Японией. Согласно принятой в 1898 судостроит. программе намечалось построить для Тихоокеанского флота ок. 60 боевых кораблей, но обеспечить их постройку в срок не удалось. К нач. Русско-японской войны гл. военно-мор. соединением России на Д. Востоке являлась 1-я Тихоокеанская эскадра, базировавшаяся в Порт-Артуре. В ее состав вошли корабли, переброшенные из Балтийского моря (7 эскадрен. броненосцев, 8 крейсеров, 13 миноносцев, 2 канонер. лодки) и часть кораблей С. в. ф. (2 крейсера, 2 минных крейсера, 12 миноносцев и 5 канонер. лодок). Оставшиеся в составе С. в. ф. 4 крейсера и 10 миноносцев продолжали базироваться во Владивостоке. Гибель 1-й и разгром в Цусимском сражении 2-й Тихоокеанских эскадр привели к резкому сокращению военно-мор. потенциала России на Д. Востоке. В 1906 в состав С. в. ф. входили 2 крейсера («Аскольд» и «Жемчуг»), 8 эсминцев, 17 миноносцев и 13 подвод. лодок. В Первую мировую войну флотилия потеряла крейсер «Жемчуг» (потоплен 28 окт. 1914 нем. крейсером «Эмден» в порту Пенанг). Крейсер «Аскольд» направлен в Средиземное море, затем вошел в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Часть кораблей флотилии переведена в др. флоты, оставшиеся конвоировали транспорты с грузами из САСШ во Владивосток.
К 1917 С. в. ф. состояла из 1 вспомог. крейсера, 14 миноносцев, 2 канонер. лодок, 2 заградителей, 5 подвод. лодок, 3 транспортов, 2 посыльных судов и насчитывала ок. 6 тыс. чел. личного состава. Матросы С. в. ф. принимали актив. участие в революции 1917, в боях с белогвардейцами и интервентами в 1918. Во время Гражданской войны флотилия подчинялась командованию вооруж. сил ряда антибольшевист. пр-в. В окт. 1922 в условиях разгрома белогвардейцев войсками Народно-революционной армии ДВР С.в.ф. под команд. контр.-адм. Ю.К. Старка покинула Владивосток и перебазировалась в порт Посьет (Корея). Флотилия прекратила свое существование в янв. 1923 на Филиппинах, где исправные корабли были проданы, а неисправные – брошены. Вырученные от продажи кораблей средства распределены между офицерами и ниж. чинами в целях обеспечения их жизни в эмиграции. С 1999 ныне существующий Тихоокеанский флот считается преемником С. в. ф.
Д.Г. Симонов