Сегодня в городе десять районов. Центральный, Железнодорожный и Заельцовский районы образуют Центральный округ. Это много или мало?
Границы государств, краев, областей постоянно меняются. Все мы помним, как кроили и перекраивали Сибирь-матушку. Что уж говорить про территории городов. Количество городских районов все время то уменьшается, то увеличивается. Это связано со многими факторами: с расширением городской черты, с появлением новых промышленных районов.
Посмотрим, как делили на районы наш родной Новосибирск.
Еще в 1896 году в поселке Новониколаевском, которому было всего-то три года от роду, был составлен первый план усадебного землепользования с границами будущих улиц и жилых кварталов. Населенный пункт разделили на три части, или три района: Вокзальный, Центральный и Закаменский. Такого исторического деления придерживались многие годы, вплоть до 1920 года. Тогда на территории Новониколаевска появился новый, четвертый, район — Ипподромский. Это было связано с подготовкой выборов в горсовет в апреле 1920 года. Деление произвели по географическому положению. Постепенно оно закрепилось и вошло в практику. В 1929 году один из старейших районов города — Закаменский — переименовали в Октябрьский. В его границы входила часть территории нынешних Центрального и Железнодорожного районов.
Особенно большие административно-территориальные изменения происходили в Новосибирске в 30-е годы — годы первых пятилеток. В 1930 году в левобережье началось строительство крупнейшего завода «Сибкомбайн», железной дороги от станции Толмачево к шахтам и рудникам Кузбасса. В связи с этим постановлением Президиума ВЦИК от 20 октября 1930 года был образован Заобский район Новосибирска. В городскую черту включили населенные пункты Большое Кривощеково и село Бугры, деревни Вертково, Ерестная, Перово, Малое Кривощеково, Усть-Иня, сельскохозяйственную опытную станцию и внеусадебные земли селений Каменское и сельхозкоммуны им. Сырцова. До этого на левом берегу существовал Бугринский район, но не города, а Новосибирского округа с центром в селе Бугры.
2 декабря 1934 года, после убийства Кирова, Заобский район переименовали в Кировский. 29 сентября 1933 года президиум Новосибирского горисполкома принял решение об образовании нового района города — Эйховского — в честь председателя крайисполкома Роберта Эйхе. Однако, в 1938 году этот район был уже переименован в Первомайский, а станция Эйхе в станцию Инская.
В 30-е годы исчез с карты Новосибирска Ипподромский (позднее Горнозаводской) район. 20 января 1933 года постановлением ВЦИК в Новосибирске был образован Дзержинский район — в честь председателя ВЧК, наркома путей сообщения Феликса Дзержинского. Основой этого района стали строительные площадки завода горного оборудования и крупного трикотажного комбината.
Особенно бурный рост населения, строительства жилья наблюдался в 1936 году, когда на базе завода горного оборудования стали возводить авиационный завод имени Чкалова. А один из старейших районов города — Вокзальный — в августе 1936 года переименовали в Кагановический район. В 30-е годы не стало Центрального района. Его территорию поделили между Дзержинским и Октябрьским районами.
В конце 30-х годов в Новосибирске насчитывалось пять районов: Октябрьский, Первомайский, Дзержинский, Заобский, Кагановический.
В 1940 году снова решили немножко перекроить город — образовался Заельцовский район. Для новой административной единицы «оттяпали» территорию у Дзержинского и Кагановического районов. Произошло так называемое разукрупнение районов. Свое название район, как и речки Ельцовка-1 и Ельцовка-2, получил от речной рыбы «елец обыкновенный», что водится в Оби и ее притоках.
19 февраля 1940 года на карте Новосибирска вновь появился Центральный район. Историю забывать нельзя. Отсюда начиналось развитие нашего города — первый храм, первый банк, первая электростанция, радиостанция, первый стадион…
Следующее десятилетие — и снова изменения. В 1957 году в соответствии с Указом Верховного Совета РСФСР Кагановический район был переименован в Железнодорожный. А 26 марта 1958 года, в связи с созданием Сибирского отделения Академии наук СССР и Новосибирского научного центра, появился Советский район.
На удивление, в 60-е годы никаких территориально-административных делений в городе не наблюдалось. Зато в 1970 году Кировский район разделили на две части — Кировский и Ленинский.
Следующее изменение произошло в 1980 году. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 октября 1980 года был организован Калининский район за счет части территории Дзержинского района. Через два года к нему отошла часть территории Заельцовского района вместе с поселком Пашино. Последний раз его границы уточнялись в 2001 году.
С тех пор Новосибирск был разделен на десять административных районов — Центральный, Железнодорожный, Октябрьский, Дзержинский, Заельцовский, Калининский, Первомайский, Советский, Ленинский, Кировский. Самыми крупными из них по численности населения являются: Ленинский - 288 тыс. человек (18,9 % численности населения города), Октябрьский - 205,1 тыс. человек (13,5 %), Калининский - 189,5 тыс. человек (12,4 %), Кировский - 176,2 тыс. человек (11,6 %) районы; по занимаемой площади - Советский (87,5 кв. км), Ленинский (70,3 кв. км), Заельцовский (69,9 кв. км) районы.
И вот, в 2013 года произошли новые преобразования. Три района (Железнодорожный, Заельцовский и Центральный) объединили в Центральный округ с единой администрацией. По численности населения Центральный округ (281,3 тыс. человек, 18,5 % численности населения города) сопоставим с самым крупным - Ленинским районом.
Людмила Кузменкина