Краткая история города Новосибирска

Тема города всегда была и будет постоянным объектом изучения историков, ибо город всегда был не только локомотивом развития России, но и критерием ее цивилизованности.

Сибирские города начали возникать с началом колонизации региона русскими с конца XVI века. Первое появление русских служилых людей в районе расположения современного Новосибирска относится к 1598 году и связано с походом отряда (около 400 чел.) тарских казаков и стрельцов во главе с воеводой А. Воейковым для окончательного разгрома хана Кучума. 20 августа в устье реки Ирмени началось решающее сражение. Небольшой части татар удалось вырваться из окружения, и они побежали вниз по течению Оби и были окончательного разгромлены в районе, где сейчас стоит плотина Новосибирской ГЭС.

Одновременно с основанием Петербурга, в 1703 году томским сыном боярским Алексеем Степановичем Кругликовым сооружается Умревинский острог.

Между 1710-1711 гг. возникает Бердский острог, в 1713 г. томский дворянин Д. Лаврентьев в 6 верстах от устья р. Чаус поставил Чаусский острог. Под охраной 3 оборонительных сооружений начинается крестьянская колонизации Приобья.

В первой половине XVIII века на территории современного Новосибирска возникли деревни Кривощеково, Верх-Чемская, Нижне-Чемская, Верткова, Ерестная, Бугринская на левом берегу Оби; Усть-Инская и Ельцовская – на правом. В 1793 г. все они вошли в состав Кривощековской волости. В 1800 году она объединяла 37 селений, в которых насчитывалось 636 домов и проживало 4291 чел.

Со второй половины XIX в. нарастает поток переселенцев за Урал. Если до 1885 г. сюда проследовало 300 тыс. чел., то в 1885-1905 гг. их число составило 1,5 млн. чел. Главной причиной миграций являлось прогрессирующее малоземелье крестьян в Европейской России. В этих условиях ставится вопрос о строительстве в регион железной дороги.

В феврале 1891 г. император Александр III, памятник которому установлен в нашем городе в 2012 г., подписал указ о строительстве Сибирской железной дороги одновременно из Челябинска и Владивостока, удаленных друг от друга на 7 тыс. верст.

На заседаниях Комитета министров Российской империи 28 апреля и 5 мая 1892 г. министру финансов С. Ю. Витте удалось убедить других министров и Александра III в целесообразности строительства моста через Обь в районе села Кривощеково. 30 апреля 1893 года сюда из Колывани прибыл конный поезд инженера Г. М. Будагова, назначенного начальником строительства моста. В тот же день сюда же отправляется отряд мостостроителей с введенной в эксплуатацию Самаро-Златоустовской железной дороги. Собственно с этого начинается непосредственная история нашего города.

Появление и развитие Новониколаевска-Новосибирска совпало и ускорялось начавшейся в России индустриализацией, экстенсивным ростом механизированного производства. С этой точки зрения можно выделит следующие этапы его истории:

1. 1893 – февраль 1917;

2. 1917 – июнь 1941;

3. 1941 – конец 1950-х;

4. конец 1950 – начало 1990-х;

5. последнее двадцатилетие.

Несмотря на отличие функций, выполняемых городом в разное время, две особенности составляли стержень его жизнедеятельности. Прежде всего, постоянно возрастающее значение Новосибирска как транспортно-распорядительного (логистического) узла. На первом этапе – сооружение Транссиба, Алтайской железной дороги, развитие пароходства на Оби; в рамках второго – реконструкция Транссиба, прокладка железной дороги на Кузбасс; в послевоенный период – электрификация Транссиба и других железных дорог, организация авиационного сообщения; конец 1950 – конец 1980- гг. характеризуется строительством автодорог с твердым покрытием до Барнаула, Кемерово, Томска, Ленинск-Кузнецкого, наращиванием перевозок в Обь-Иртышском бассейне, превращением города в центр авиационных маршрутов Западной Сибири (открытие в 1963 г. Толмачевского аэропорта); в истекшем двадцатилетии завершилось строительство автотрассы до Омска и Северного объезда. Кроме того, история городского поселения целиком укладывается в процесс становления в России индустриального общества.

Теперь попытаемся кратко охарактеризовать качественные параметры каждого из перечисленных выше этапов.

Импульс быстрому росту населения в 1893 – феврале 1917 гг. (1093 чел. в 1894 г.; 27,7 тыс. в 1903; 63,5 тыс. в 1912; 69,8 тыс. в 1917 г.) дало железнодорожное строительство и специализация города как торгово-распорядительного центра Западной Сибири. Новониколаевск до революции являлся, по терминологии экономической географии, городом с преобладанием третичных видов деятельности, не связанных с добычей сырья или его переработкой. Он представлял разнообразные услуги в трех сферах: транспорт и связь, торговля и прочие (финансово-кредитные учреждения, страхование, гостиницы и наем жилья, зрелища и развлечения, медицина, образование, другие виды профессионального обслуживания).

Но до 1917 года здесь практически отсутствовали органы государственного управления (безуездный статус поселения). Экономическую основу его составляли 1,5 тыс. торговых заведений, 300 товарных складов. Грузооборот по железной дороге увеличился с 28,8 тыс. (1897 г.) до 560 тыс. т. в 1913 году. Перевозки по Оби обслуживали 12 частных пароходств, а грузооборот местной пристани (320 тыс. т. в 1913 г.) уступал в бассейне только Омску. Развитию торгово-транспортных функций способствовало открытие товарной биржи и 6 отделений крупнейших российских банков. В 1909 году казначейством выдается 2325 промысловых свидетельств на право заниматься торгово-промышленной деятельностью, в 1910 году – 2828. Еще одной специфической чертой функционирования торгово-распорядительного комплекса во время Первой мировой войны становится превращение Новониколаевска в кооперативную столицу Сибири.

Городской социум формировался из людей деятельных и инициативных. Вот как корреспондент местной газеты характеризует городское сообщество Новониколаевска в 1907 году в сравнении со старыми сибирскими городами – Томском, Омском, Барнаулом: «Новониколаевск живет, живет он мозгом и душой, и всей своей мускульной силой, это вы видите на каждом шагу. Тут люди со всех сторон: одни из Петербурга, Москвы, Варшавы и т. д., другие из Англии, Финляндии, третьи из Китая, Японии… и они все представляют из себя элемент крайне любознательный, наиболее способный, созидательный, напористый. Да, это сила непоколебимая, живая, которой у вас уже нет; она выдохлась в ваших городах с известными, плесенью покрытыми рамками и формами. Тут кипучая жизнь бьет фонтаном… Здесь каждый живет своей самостоятельной, независимой жизнью».[1]

На рубеже XIX-XX вв. Новониколаевский район становится центром сибирской мукомольной промышленности. Мукомолы представляли одну из самых влиятельных групп предпринимателей города. На 47 принадлежавших им предприятиях ежегодно перерабатывалось более 11 млн. пудов зерна (30 % от уровня производства в регионе и 70 % от суммы производства в Новониколаевске). К 1914 году в городе действовало 105 предпринимателей-мукомолов, и все они параллельно занимались торговлей, владели транспортными конторами и пароходами, являлись пайщиками в других отраслях местной промышленности. Социальный состав мукомолов отличался многоликостью – 41,2 % происходили из купцов, 25 % – из мещан, 17,5 % – из крестьян, 8,8 % – из дворян, 7,4 % – относились к личным почетным гражданам. Наиболее известные из них: Н. А. Туркин, И. В. Кулаев, И. М. Луканин, И. Ф. Дъяков, Т. С. Лобастов, В. С. Корольков и др.

  Второй этап (1917 – июнь 1941 г.) укладывается в рамки второго витка модернизации страны. По-прежнему продолжался быстрый рост численности населения (67,2 тыс. чел. в 1921 г.; 120,1 тыс. в 1926; 180,1 тыс. в 1931; 404 тыс. в 1939 г.). Сохраняя и развивая функции транспортного центра, Новосибирск оказался во втором эшелоне индустриализации. В общем объеме производства в 1937 году на долю текстильной, кожевенной и пищевой промышленности приходилось 50,7 %.

В 1923 г. в Новониколаевске по инициативе Общества друзей воздушного флота в Закаменской части (ныне Октябрьский район) сооружается первый аэродром, через который с 1928 года проходила авиатрасса Москва-Иркутск. В 1930 г. аэростанция переводится на аэродром Ельцовка (городской). С лета 1931 г. летчики организовали регулярную доставку в столицу Сибири матриц центральной газеты «Правда». В 1934 г. завершается строительство железной дороги Новосибирск (Инская) – Белово (Проектная). Одним из важнейших объектов этой ветки стало строительство моста через Обь (Комсомольского), которое осуществлялось ударными темпами и завершилось 17 октября 1931 г. На этом направлении развернулось строительство одной из крупнейших в СССР железнодорожных станций – Инская-сортировочная, а рядом жилого поселка.

Новой функцией города становится административно-управленческая (центр уезда, губернии, Сибирского, Западно-Сибирского краев, области, включавшей современные Кемеровскую и Томскую). Приобретение статуса региональной столицы привело к появлению различного рода управленческих структур (штаб Сибирского военного округа, управления железной дороги, пароходства, гражданской авиации, Сиблага, различного рода трестов и контор). В 1938 году рабочие составляли 16 % (68,8 тыс. чел.) жителей Новосибирска, а служащие 9 % (38,7 тыс. чел.).

6 января 1925 года в Новониколаевске в помещении народного музея состоялось организационное собрание «по созданию сибирского научно-исследовательского общества», позднее именовавшегося Обществом изучения Сибири и ее производительных сил (ОИС). В 1927-1930 гг. членами ОИС было проведено более 80 экспедиций. В 1920-1930-х года предпринималась попытка подготовки и издания Сибирской советской энциклопедии (ССЭ). В сентябре 1929 года в Москве вышел первый ее том, в марте 1931 – второй, весной 1932 года – третий. После массовых арестов 1933 года работа над заключительным четвертым томом ССЭ продолжилась. Но очередная волна репрессий в 1937 г. парализовала деятельность редакции. Оставшиеся ее члены получили разрешение на напечатание 25 экземпляров макета четвертого тома. Но выход его без статьи о И. В. Сталине привел к окончательному закрытию редакции в мае 1937 года и последующим репрессиям в отношении оставшихся ее членов.

В 1930-е годы в городе Новосибирске началось активное формирование научно-образовательного комплекса. В 1939 году здесь действовало 16 научно-исследовательских учреждений, в том числе: угольный институт Кузбассугля, филиал НИИ по редким металлам, Сибирский филиал всесоюзного института жидкого топлива и газа, областная опытная станция зернового хозяйства, институт молочной промышленности, Сибирский институт животноводства, областной музей, станция лекарственных растений и т. д.[2]

Первым по времени создания в городе полноценным вузом стал открытый 8 ноября 1929 г. Сибирский институт народного хозяйства (СибИНХ). Его первыми профессорами и доцентами стали Д. К. Чудинов, А. А. Азлецкий, А. В. Черных, Г. В. Круссер и др. В 1931 году его разделили на Институт потребительской кооперации и Урало-Сибирский плановый институт, но в 1935 году объединили в Урало-Сибирский институт народного хозяйства (УСИНХ). В 1937 году в нем обучалось 900 студентов, учебный процесс обеспечивали 12 кафедр. В том же году вуз закрыли и он пережил второе рождение почти 30 лет спустя, в 1968 году.

В ходе реорганизации в 1930 году Томского технологического института на базе его строительного факультета возник Сибирский строительный институт (Сибстрин), переведенный в Новосибирск в 1933 году, а в 1935 г. его переименовали в Новосибирский инженерно-строительный (НИСИ). В свою очередь, на базе его геодезического факультета в 1939 году организуется Новосибирский институт инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии (НИИГАиК). Самым крупным техническим вузом города тогда стал Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ), ведущий свою историю от томского Сибирского института инженеров транспорта (1930). Первенцем на ниве просвещения становится открытый в 1935 г. педагогический институт только с вечерним отделением. В 1940 г. состоялся первый прием студентов на его дневное отделение и первый выпуск на вечернем отделении. Наконец, в 1930 г. принимается решение об организации в Новосибирске института медицинских кадров (объединение в одном комплексе лечебного, учебного и научно-исследовательского дела в области здравоохранения). В связи с этим, в 1931 году Государственный институт усовершенствования врачей переводится из Томска в наш город, а осенью 1935 года открывается медицинский институт. Первыми его студентами стали заочники и 127 студентов 3-го курса, переведенных из Омского и Томского мединститутов. Набор на первый курс произвели в 1936 году, а первых 120 врачей выпустили в 1938 г.

Если в 1914 году в Новониколаевске в 50 начальных и двух средних учебных заведениях обучалось более 5 тыс. детей, то в 1939-м в 82 начальных, неполных средних и средних школах насчитывалось 54528 учащихся[3]. Значительный прорыв в рассматриваемый период применительно к нашему городу был осуществлен в культурной сфере. В 1939 году здесь функционировали два театра («Красный факел» и ТЮЗ), 41 клуб, цирк, 6 кинотеатров, 78 библиотек, издавалось три областных газеты («Советская Сибирь», «Большевистская смена», «Юный ленинец») и два журнала («Сибирские огни» и «Красная сибирячка»)[4].

В  рамках третьего этапа (1941 – конец 1950-х годов) продолжился динамичный рост  численности населения города (604 тыс. чел. в 1945 г., 885 тыс. в 1959 г.). С 1944 года (выделение Томской области) стабилизировались границы управляемой из него территории, но в Новосибирске продолжали действовать органы регионального управления. Уже в первые 10 дней после начала Великой Отечественной войны в военкоматы Новосибирска поступило 6708 заявлений от добровольцев, в том числе 2491 от женщин. На фронт уходили семьями. Туда отправились 6 братьев Игнатовых – Виктор, Сергей, Аркадий, Олег, Николай, Владимир, а затем Спартак и их сестра Мария.

За годы Великой Отечественной войны с территории Новосибирской области (в современных границах) призвали в армию 634890 чел., а также 12652 женщин-добровольцев[5]. Учитываю долю Новосибирска в общей численности населения территории, можно предположить, что из него призвали порядка 70-80 тыс. чел. В основном это были рядовые, 1922-1925 года рождения, в возрасте 18-20 лет. Всего в областную Книгу Памяти к настоящему времени занесено 188549 погибших, пропавших без вести и умерших от ран. На долю нашего города, судя по фамилиям, занесенным на пилоны Мемориала боевой славы в Ленинском районе, пришлось около 35 тыс. чел.

В городе накануне и за годы войны было сформировано 5 стрелковых (три из них стали гвардейские) и одна авиационная дивизии. 47 новосибирцев стали Героями Советского Союза, 6 полными кавалерами ордена Славы[6]. Наш земляк трижды Герой Александр Иванович Покрышкин совершил 650 боевых вылетов, провел 140 боев, сбил индивидуально 46 и в группе 6 немецких самолетов[7], уступив по этим показателям только И. Н. Кожедубу. Но помимо непосредственного участия в боевых действиях Александр Иванович вошел в историю советских военно-воздушных сил как автор новых тактических приемов ведения воздушного боя.

Наряду с мобилизацией людских ресурсов в городе, главным образом в помещениях 25 школ, развертывается сеть из 23 госпиталей[8]. В них восстановили здоровье 218611 раненым и контуженным воинам, провели 55 тыс. хирургических операций, 17500 переливаний крови. Раненых, которых по предварительным медицинским показаниям невозможно было направить в войска из-за инвалидности, готовили к трудовой деятельности на курсах бухгалтеров, библиотекарей, сапожников, портных, работников других посильных им специальностей. В 1942 г. в Новосибирске подготовкой командиров и военных специалистов для действующей армии занимались четыре военных училища (пехотное, военно-политическое, военно-инженерное и связи) и шесть курсов (младших лейтенантов, воентехников, интендантов, радиоспециалистов и др.).

Во время Великой Отечественной войны произошло превращение нашего города в крупнейший за Уралом индустриальный центр страны. Доля машиностроения в валовой продукции промышленности достигла в 1945 году 80 %, против 22,9 % в 1940-м. Был осуществлен первый виток милитаризации его экономики. С вводом 25 предприятий, строительство которых началось в 1930-е годы и размещения оборудования эвакуированных заводов (только за июль-ноябрь 1941 г. 50), город дал фронту 125 млн. снарядов и мин, наладил выпуск оптических приборов, радиоламп, радиостанций. Только за два года войны предприятия швейной, промысловой и инвалидной кооперации изготовили такое количество шинелей, в который можно было бы одеть личный состав 40 дивизий, а шорно-седельная фабрика обеспечила конской упряжью 96 артиллерийских дивизионов.

Новосибирский завод № 153 им. В. П. Чкалова, строительство которого завершилось в 1942 году, за годы войны вырос в крупнейшее предприятие Наркомата авиационной промышленности. Суммарное производство «яков» четырех модификаций: Як-1, Як-7, Як-9 и Як-3 всеми заводами Советского Союза за время войны составило 33810 истребителей, в том числе завод № 153 выпустил 15391 «як» (по 30 самолетов в сутки, что было достаточно для оснащения одного авиаполка). А всего заводом было выпущено вместе с другими самолетами (УТИ-4, ЛаГГ-3) 15787 летательных аппаратов, или примерно равное количество поставленных по ленд-лизу из США и Англии[9].

 В городе было размещено около 92 тыс. чел., эвакуированных из западных районов СССР, активно осуществлялось строительство новых промышленных предприятий (оловозавод, металлургический, «Тяжстанкогидропресс», ТЭЦ-3 и т. д.). Одним из наиболее ярких эпизодов военной истории гражданской авиации Новосибирска стало участие ее летчиков и технического персонала в перегонке американских военных самолетов, полученных по ленд-лизу, для чего на аэродроме Новосибирского аэропорта ГВФ («Северный») была сооружена бетонная взлетно-посадочная полоса. Всего через город был осуществлен транзит в действующую армию 6257 американских самолетов и 1700 летательных аппаратов отечественного производства на авиазаводах Иркутска, Улан-Удэ, Комсомольска-на-Амуре[10].

  Правительство планировало создание в Новосибирске крупного научно-исследовательского центра авиационной промышленности. В ноябре 1941 г. сюда прибыло большинство ученых ЦАГИ во главе с академиком С. А. Чаплыгиным. В январе 1942 г. принимается решение об образовании городского комитета ученых (НКУ). Научный совет по мобилизации ресурсов Новосибирской области, созданный в июле 1941 г.,  координировал деятельность комитетов ученых Новосибирска, Томска, Кемерово, Сталинска (Новокузнецка). Они тесно взаимодействовали с Комиссией АН СССР по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири, Казахстана на нужды обороны. Непосредственное сотрудничество с Академией наук ускорило решение вопроса о создании в нашем городе Западно-Сибирского филиала АН СССР (решение Совнаркома СССР от 21 октября 1943 г.) Новый филиал представлял собой комплексное учреждение с ярко выраженной региональной ориентацией исследований.

На собранные горожанами средства построили несколько эскадрилий истребителей, бронепоезд, подводную лодку «Новосибирский комсомолец». К началу января 1942 года в Новосибирской области для новогодних подарков воинам собрали 1,7 млн. руб., 20634 посылки, 250 тыс. пельменей. В городе работали в эвакуации Ленинградский драматический театр им. А. С. Пушкина, Центральный детский и другие театры. Несмотря  на экстремальную ситуацию военного времени в 1944 году выделяются значительные средства на достройку театра оперы и балета, в том же году начинается формирование оперной и балетной групп его труппы. Своеобразным дополнением к празднику Победы 9 мая стало открытие театра 12 мая 1945 г. премьерой оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».

В городе катастрофически не хватало квалифицированной рабочей силы. Ощущался острый дефицит строительных материалов, металла, автомобилей. Доведенные до отчаяния продолжительным рабочим днем (10-12 часов в сутки), скудным рационом питания, отсутствием элементарных жилищных условий работающие даже на оборонных предприятиях, несмотря на жесткие законы военного времени, разбегались. В мае 1943 года среднемесячная зарплата рабочих и служащих Новосибирска составляла 400 руб., а стоимость продуктов (за 1 кг) на рынке была следующей: картофель – 45 руб., квашеная  капуста – 40 руб., говядина – 400 руб.,  сливочное масло – 850 руб., 1 литр молока – 80 руб.[11] И тем не менее, горожане  мужественно переживали лихолетье, проявляя оптимизм и удивительную изворотливость в плане выживания, которого так не хватает нам сейчас.

Второй виток милитаризации Новосибирска охватывает период с конца 1940-х до конца 1950-х годов и связан с сооружением предприятий по производству компонентов атомного оружия, электронного и радиотехнического профиля. Параллельно формировалась сеть НИИ оборонного профиля. «Весовая» характеристика ВПК в экономике города в 1948 году определялась 21 объектом (42,5 тыс. рабочих и 7,2 тыс. ИТР), которые давали 54,4 % промышленного производства поселения. В 1951 году авиационный завод им. В. П. Чкалова произвел 1197 реактивных истребителей МИГ-17[12].

 В послесталинский период стремительно начинают изменяться количественные и качественные параметры городской инфраструктуры. Начинается массовое жилищное строительство. В конце 1955 года первый постоянный мост (Октябрьский) соединил левобережную и правобережную части города. Электрифицировались железные дороги и появились первые, привычные сейчас, электрички. В июне 1957 года из аэропорта Толмачево в Москву выполняется первый рейс пассажирского лайнера Ту-104. Открываются первые троллейбусные маршруты. В августе 1957 года начала работать студия телевидения, в марте 1958 года тиражом в 45 тыс. экз. выпускается первый номер городской газеты «Вечерний Новосибирск». В быт горожан в качестве неотъемлемого элемента входят электроутюги, пылесосы, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, телевизоры. Выглядело это тогда достаточно  скромно. Например, в 1957 году в личной собственности новосибирцев находилось всего 2200 легковых автомобилей[13].

Существенные подвижки происходят в научно-образовательном комплексе нашего города. В 1953 году начинают работать Новосибирский государственный электротехнический институт (НЭТИ) и Новосибирский государственный электротехнический институт связи, в 1956 г. – Новосибирский институт кооперативной и советской торговли. 18 мая 1957 года Совет Министров СССР одобрил предложения академиков М. А. Лаврентьева и С. А. Христиановича о создании в Новосибирске Сибирского отделения Академии наук СССР и началось строительство Академгородка. Уже 7 июня того же года в составе СО АН СССР образуются первые институты: Математики, Теоретической и прикладной математики, Гидродинамики, Физики (ядерной физики), Автоматики, Геологии и геофизики, Теплофизики, Цитологии и генетики, Экономики и организации промышленного производства, Экспериментальной биологии и медицины (в 1963 г. передан в Минздрав). Следствием создания академического научного центра стало открытие в 1959 году Новосибирского государственного университета. В 1958 году в городе функционировало 25 НИИ и 12 вузов, в которых обучалось 26,8 тыс. студентов.

Самый продолжительный по времени четвертый этап (конец 1950-х – начало 1990-х годов) характеризуется дальнейшим ростом численности населения. В июле 1962 года численность населения достигла 1 млн. чел.; в 1976 г. составила 1285,7 тыс., 1436,4 тыс. чел. в  1989 году. В целом город жил в едином ритме со всей страной. В это время в промышленности завершается индустриализация и в начале 1980-х годов количество промышленных предприятий стабилизируется, тогда же исчерпывается основной источник экстенсивного роста: дешевые рабочие руки из села. Начинается научно-техническая революция, следствием которой стало образование, кроме СО АН СССР, отделений еще двух академий: СО ВАСХНИЛ в 1969 г. и СО АМН СССР в 1970-м. В то же время экономика Новосибирска продолжает наращивать милитаристскую направленность. Таким образом, сохраняя в рассматриваемый период функции транспортного и управленческого центра Сибири, а также имея оборонную направленность экономического потенциала, Новосибирск приобрел еще одно качество – научного центра региона. В результате открытия отделений трех академий число научных учреждений в нем выросло с 29 в 1956 г. до 85 в 1980-м, а число научных сотрудников в них достигло в 1980 году 17 тыс. чел.

В 1960-1980-е годы в Советском Союзе происходила революция в сфере массового потребления, резкий скачок в обеспечении населения товарами промышленного производства, смена стандартов и условий жизни, которые приобретают современные очертания. Признаком качественных изменений в массовом потреблении можно считать рост реальных доходов населения, массовое жилищное строительство (в 1960 году обеспеченность жилой площадью одного жителя города составила 5,5 квадратных метров; в 1980 – 13,1; в 1985 году – 14,6 квадратных метров), распространением предметов длительного пользования (в 1980-е годы ежегодно продавалось по 17-22 тыс. холодильников, 42-45 тыс. телевизоров, 15-20 тыс. стиральных машин, 5-8 тыс. легковых автомобилей), массовое строительство дач и приобретение садовых участков, улучшение структуры питания и его калорийности.

Вместе с тем особенности индустриального общества в нашей стране заключались в недостаточности производства средств потребления, высокой доли импорта потребительских товаров, дефиците их и жилья, сравнительно низких стандартах жизни, высокой доли централизованных услуг и общественных фондов потребления. В частности, качественные характеристики жилья уже не удовлетворяли потребительские ожидания. В конце 1970-х годов первый секретарь Новосибирского обкома КПСС Ф. С. Горячев по этому поводу писал председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину: «Трудящиеся серьезно критикуют планировку и качество новых квартир, своими недостатками еще более ухудшающими их удобное заселение. В строящихся по типовым проектам домах зачастую более трети комнат проходные. Очень маленькая кухня, площадью мене 6 кв. м., затрудняет обычное в нашем быту ее использование как столовой. Совмещенные санитарные узлы в перенаселенных квартирах неудобны для живущих. В массовых сериях крупнопанельных жилых зданий отсутствуют типы домов для расселения одиночек и малосемейных»[14].

В большинстве своем горожане трудились добросовестно и верили в светлое будущее, в идеалы социализма. А если и появлялись сомнения, люди старались их заглушить, убежденные в том, что хороших людей больше, чем прохвостов, а последние лишь заметнее.

Современник вспоминал: «Тогда мы не считали саму задачу построения коммунистического общества утопической, и большинство из нас верило в безусловное преимущество социалистического строя. Конечно, догадывались, что на Западе живут лучше нас, но считали это временным явлением. «Что же вы хотите? – гласила пропаганда. – Ведь наша страна за всю свою короткую историю только и делала, что воевала да восстанавливала разрушенное хозяйство, и лишь теперь начинаем жить нормально. Скоро мы покажем, чего стоим»… Ну, а победы в космосе окончательно вскружили голову. Не было сомнения, что капитализм обречен»[15].

Продолжилось тогда развитие транспортной инфраструктуры городского поселения. В 1978 году сдается в эксплуатацию второй (Дмитровский) автодорожный мост через Обь, а через год начинается строительство первого за Уралом метрополитена. 28 декабря 1985 года подписывается акт о приеме первого пускового комплекса метро протяженностью 7,3 км от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая». Почти одновременно заканчивается строительство метромоста. Постоянно наращивало перевозку пассажиров Толмачевское авиапредприятие, достигнув в 1990 году максимального показателя в 1850 тыс. чел. В рассматриваемое время Новосибирск становится центром автотранспортных перевозок в регионе. Осенью 1967 года открывается движения по автостраде с твердым покрытием до Барнаула. В последующем аналогичные автодороги связали Новосибирск с Томском и Кемерово, а затем с Ленинск-Кузнецким. В конце апреля 1974 г. открывается современный комплекс речного вокзала с гостиницей.

Активно развивалась культурно-образовательная сфера города. В далеком 1961 году консерватория произвела первый выпуск дипломированных певцов и музыкантов. 15 октября 1966 года открылась Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) СО АН СССР, книжный фонд которой достиг в 1993 году 9 млн. экз. В 1971 году горожане выписывали 1154467 экземпляров газет и журналов, в том числе 84343 экз. местных изданий[16]. В 1984 году в специально построенное специализированное здание переехал Государственный архив Новосибирской области. В том же году в городе завершился переход на всеобщее среднее образование, с организацией горячего питания в школах. Начиная с 1968 года новосибирские спортсмены добились вершин спортивного мастерства, включая всесоюзные и олимпийские рекорды. В 52 видах спорта было зарегистрировано около 5 тыс. мастеров спорта СССР. На XXIV Олимпийских играх в Сеуле в 1988 году город представляли баскетболистки А. Леонова, И. Минх, Е. Худашова (бронзовые медали); борец А. Карелин (золотая медаль); пловец И. Полянский (золотая и две бронзовые медали); стрелки В. Черкасова (бронзовая медаль) и А. Черкасов.

Заключительный этап истории Новосибирска начинается на рубеже 1980-1990-х годов. Он отличается стабилизацией, а затем медленным падением численности населения мегаполиса (1436,4 тыс. чел. в 1989 г.; 1396,0  в 1997: 1409 тыс. чел. в 2010 г.). В то же время резко возрастает миграционная активность. С 1970 по 1998 гг. в Новосибирск на жительство приехало 1,5 млн. чел., а убыло – 1,3 млн. чел. В 2011 году за счет естественного прироста количество горожан увеличилось на 300 чел., а в результате механического на 23,4 тыс. чел.[17]

Произошло резкое (обвальное) падение промышленного производства. Практически рухнул Военно-промышленный комплекс. Развал экономики ударил по науке, прежде всего отраслевой. Благодаря выгодному географическому положению, предпринимательской активности горожан, высокому уровню их образования переход от планово-распорядительной советской экономике к рыночной происходил в Новосибирске без массовой безработицы и массовых протестных акций. Доля занятых в промышленности за 1980-2011 годы сократилась в два раза, выросла в торговле в три раза, в финансовой сфере – в четыре раза; в управлении, общественных объединениях, операциях с недвижимым имуществом – в 12 раз[18].

Таким образом, город восстановил статус торгово-распорядительного центра Сибири, осуществляя эту функцию на пространстве от Тюмени до Иркутска. Авиаторы освоили международные трассы. Определенная часть работников, высвободившая с государственных предприятий, занялась «челночным» бизнесом. За очень короткий срок на базе рыночных отношений формируется система оптовой, мелкооптовой и розничной торговли (более 1000 фирм и организаций), транспортных услуг, операций с недвижимостью, ремонта, рекламы, телекоммуникаций, связи, развлечений и т. д. Все в большей степени коммерческие структуры ориентируются на импорт продовольствия, ширпотреба, товаров длительного пользования, дающими большую прибыль в сравнении с отечественной продукцией. Августовский финансовый кризис 1998 года ударил по Новосибирску в гораздо большей степени, чем по прилегающим территориям, где доля местной продукции была выше и где пытались поддерживать своих товаропроизводителей, прежде всего в аграрной сфере.

В пламени перестройки устояла высшая школа, однако дефицит специалистов, необходимых сейчас, восполнялся за счет открытия частных вузов и гуманитарных специальностей в технических институтах. В целом происходила коммерциализация образования. В настоящее время в городских вузах обучается 120 тыс. студентов, из них 60 тыс. – на дневном отделении. Учебный процесс обеспечивают 20 тыс. чел., в том числе 900 штатных профессоров, докторов наук. Бюджет высшей школы равняется 12,3 млрд. руб., из которых 50 % вузы зарабатывают за счет предоставления образовательных и прочих услуг[19].

Произошли определенные изменения в функциях города как региональной столицы. В Читу, а затем в Екатеринбург передислоцировался штаб военного округа. С 2000 года Новосибирск является резиденцией полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе. Наш город стал штаб-квартирой «Сибирской ярмарки», здесь же обосновались исполнительные дирекции Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Сибирское отделение Международной ассоциации руководителей предприятий и т. д.

И в начале XXI века динамично развивается наш Новосибирск, являющийся своеобразным памятником ХХ столетия, проявлением торжества созидательной деятельности, мужества, предприимчивости и героизма сибиряков.

Шиловский М. В.


[1] Обь (Новониколаевск), 1907, 3 июня.

[2] Новосибирская область. Экономико-географическое описание. Новосибирск, 1939, с. 245.

[3] «История города. Новониколаевск-Новосибирск. Исторические очерки. Новосибирск, 2005, ч. 1, с. 423.

[4] Новосибирская область…, с. 109-110.

[5] Аравин И. Л. Мобилизационные людские ресурсы Новосибирской области и их использование в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (По материалам областной книги памяти). Автореф. диссерт. канд. истр. наук. Новосибирск, 2008, с. 18.

[6] Цыплаков И. Ф. Сибиряки в огне войны. Ратный и трудовой подвиг новосибирцев. Новосибирск, 1975, с. 30.

[7] Быков М. Ю. Асы Великой Отечественной войны. Самые результативные летчики 1941-1945 гг.: Справочник. М., 2007, с. 500-501.

[8] Накоржевый А. И. Сибирский военный округ в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). Новосибирск, 2006, с. 198-199.

[9] Шумилов В. Н. От И-16 до Су-34. Самолеты авиазавода им. В. П. Чкалова. Новосибирск, 2009, с. 159.

[10] Накоржевый А. И. Указ. соч., с. 196.

[11] Новониколаевская губерния – Новосибирская область. 1921-2000. Хроника. Документы. Новосибирск, 2001, с. 146.

[12] Новосибирск 100 лет. События. Люди. Новосибирск, 1993, с. 243.

[13] Там же, с. 263.

[14] Куксанова Н. В. Социально-бытовое развитие городов Сибири в 1960-1970-е годы. Новосибирск, 1994, с. 54.

[15] Казарезов В. В. Ветер с полудня. Новосибирск, 1997, с. 154.

[16] Новосибирск. 100 лет…, с. 335.

[17] Вечерний Новосибирск, 1999, 22 марта; Молчанова О. В. Социально-экономическое развитие города Новосибирска // Новосибирская область: история и современность. Материалы научно-практической конференции. Новосибирск, 2012, ч. 1, с. 71.

[18] Молчанова О. В. Указ. соч., с. 72.

[19] Пустовой Н. В. Роль высшей школы в развитии Новосибирской области // Новосибирская область: история и современность, ч. 1, с. 69.