От прожектора до лазера (ОАО «Электроагрегат»)

Напечатано по:
История промышленности Новосибирска. Том III. (Второй фронт, 1941 – 1945). – Исторические очерки. Новосибирск, 2004. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 151 – 174.

Заводу «Электроагрегат» в отличие от многих его собратьев повезло в том плане, что во время всеобщей экономической нестабильности он сумел сохранить свое имя, свое лицо и свою историю. В тяжелые девяностые одни предприятия прекращали свое существование, на их месте возникали другие, новые хозяева уничтожали все старое, в том числе музеи предприятий, рукописные летописи с любительскими фотографиями, хранившимися в красных уголках, материалы технических библиотек, которые сейчас могли бы считаться библиографическими раритетами, архивные документы. В результате целый пласт истории отечественной промышленности едва не оказался уничтоженным.

В отделе информации завода «Электроагрегат» хранится уцелевший альбом – пожелтевшие машинописные листы в красном переплете. На титульном листе заголовок «История завода «Электроагрегат». В качестве коллектива авторов указаны директор Милейковский, секретарь ячейки ВКП(б) Серов, председатель завкома Мелков. Вместо выходных данных подпись: ответственный за выпуск зам. директора Степанов И.С.

Заведующий отделом информации завода Борис Баяндин упомянул, что существовал еще один автор, имя которого почему-то на титульный лист не попало, – главный механик, Федор Коновец. Это он сохранил для потомков первые страницы истории Московского прожекторного завода, ставшего впоследствии «Электроагрегатом». Эти страницы приехали в Сибирь из Москвы, больше года вместе с не распакованным фондом библиотеки пролежали в ящиках под открытым небом.

Шоссе Энтузиастов

В 1930-х годах в районе шоссе Энтузиастов в Москве началось строительство административного корпуса Московского электрокомбината. На строящееся предприятие была направлена группа выпускников Военно-электротехнической академии, ей предстояло наладить работу по выпуску новых видов прожекторов для Красной Армии. В числе выпускников академии прибыли Аарон Львович Эстрин (впоследствии он станет директором завода) и Г.Н. Григорьев – будущий главный инженер. Вскоре на базе Московского электрокомбината постановлением Экономсовета при Совнаркоме СССР от 9 февраля 1939 года был создан Государственный союзный прожекторный завод. Вновь образовавшееся предприятие вошло в подчинение Главного управления Наркомата Вооруженных сил. Год спустя постановлением СНК СССР от 15 апреля 1940 года завод передали в ведение Народного комиссариата электротехнической промышленности СССР.

Война

30 июня 1941 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР утвердили план на III квартал 1941 года, в котором определили главные направления перестройки экономики на военный лад. Особое место занимало создание и развитие крупного промышленного производства на востоке страны. В сентябре-октябре 19 41 года подразделения Красной Армии находились прямо на территории Московского прожекторного завода. Получая автомобили, оборудованные изделиями завода, бойцы тут же отправлялись на боевые позиции – в части ПВО Москвы.

В октябре 1941 года от члена Политбюро ЦК ВКП (б) Н.М. Шверника поступило указание об эвакуации завода в Новосибирск. Еще раньше, летом 1941 г., часть заводского оборудования эвакуировали в Йошкар-Олу. Для согласования плана эвакуации с местными властями в Новосибирск приехал парторг завода И.С. Кузин.

В октябре 1941 начался демонтаж оборудования. Станки и инструменты погрузили в железнодорожные вагоны. К каждому эшелону прицепили несколько теплушек, в которых ехали рабочие завода с семьями.

Железная дорога была перегружена. Все графики и расписания сломаны. Эшелоны по нескольку суток простаивали в тупиках. Людям все это время требовалось питание, уголь для отопления вагонов. В Бронницах под Москвой завод имел подсобное хозяйство. Это позволило снабдить эшелоны картофелем и другими овощами.

С одним из первых эшелонов в Новосибирск прибыл директор прожекторного завода А.Л. Эстрин. Группа рабочих во главе с главным инженером Григорьевым осталась в Москве для демонтажа котлов и выемки кабелей. В Новосибирск увезли все, вплоть до инструмента из кладовых и тумбочек. Заводчане понимали, что каждое сверло, каждый гвоздь пригодится на новом месте.

В архиве завода сохранились записанные много лет назад воспоминания ветеранов. Вот что рассказывает о том времени бывший главный механик Федор Коновец: «Разборку прессового оборудования мы завершали уже тогда, когда большая часть завода была эвакуирована, а Москва подвергалась налетам вражеской авиации. Гулким эхом отдавались в пустых цехах удары ломов и молотков. Оборудование приходилось выдалбливать из бетонных оснований – ведь устанавливали его капитально, не на один десяток лет. Упаковку и укладку запчастей мы вели так, чтобы на новом месте установку, сборку и наладку станков можно было сделать в кратчайшие сроки. Закончив все работы по демонтажу, мы обнаружили на территории соседнего завода, который уже полностью эвакуировался, оставленную пилораму. Мы решили ее разобрать и увезти. Оказалось, очень правильно поступили. В Сибири она больше 10 лет трудилась на строителей, возводивших заводские корпуса».

В начале ноября 1941 года первые эшелоны прибыли в Новосибирск и стали под разгрузку на станции Ельцовка (теперь Новосибирск-Восточный). Вспоминает М.С. Тимофеевич, бывший главный конструктор завода: «В морозы, доходившие до 35-49 градусов, по 12-15 часов в сутки мы работали на разгрузке эшелонов. Оборудование устанавливали в нескольких местах: на территории трамвайного парка, завода «Красный литейщик» (сейчас в том месте, где был завод «Красный литейщик», проходит Ипподромская автотрасса. – Е.В.), на территории Галпрома (сейчас там гостиница «Северная», а в 1941 году была трикотажная фабрика), в гараже и даже в цоколе оперного театра. В общей сложности заводу было предоставлено 4 тысячи квадратных метров производственных площадей. Этого было мало».

Образовавшееся предприятие назвали заводом им. Кагановича. Расстановка оборудования на разных площадках в значительной мере осложняла работу завода. Самые большие трудности возникли при возобновлении выпуска основной продукции – крупных прожекторов. Для производства этих изделий требовалось крупное литье из цветных сплавов. Изготовить эти детали на маленьком пятачке формовочного плаца «Красного литейщика» не представлялось возможным. Чтобы выйти из положения, заводские конструкторы А.П. Ганжа и А.И. Синяпкин переработали схемы выполнения крупных узлов и деталей на сварной вариант, тем самым решив не только проблему производственных площадей, но и обеспечив существенное снижение себестоимости изделий. В этом варианте прожекторы изготавливались до конца войны и в послевоенное время, пока не были сняты с производства.

Образцы первой продукции завода хранятся сейчас в музее: стаканы для снарядов, детали для хвостовых стабилизаторов авиабомб и «катюш». Здесь же можно увидеть прожектор диаметром 2,1 метра – самый большой из всех, какие тогда выпускались. До и после войны эти прожекторы использовались пограничниками. В войну их применяли при штурме Берлина, а также во время артобстрелов для дезориентации противника.

Основная продукция завода в то время – противосамолетные автомобильные зенитные прожекторные станции. Новосибирские специалисты применяли угольные электроды, которые создавали внутри прожектора электрическую дугу. Она, в свою очередь, отражалась от зеркальной поверхности. Луч такого прожектора достигал 20 километров в длину – «просвечивал все небо до стратосферы», как говорили сами изобретатели, – и позволял советским зенитчикам обнаруживать вражеские самолеты на большом расстоянии от своих позиций.

Вместе с заводом в Новосибирск прибыли 500 рабочих с семьями. Их разместили в зданиях школ, в домах горожан. На месте нынешнего испытательного цеха стоял барак, в котором жили сначала депортированные калмыки, принимавшие участие в строительстве завода, с 1944 года – пленные немцы, потом заключенные. За заводом, где сейчас частный сектор, сооружали землянки. В них селились главным образом репрессированные, высланные на поселение в Сибирь. Только в 60-х годах на месте землянок стали появляться добротные дома. Многие из этих домов стоят до сих пор.

Зима 1941-1942-го выдалась особенно лютой. Вспоминает конструктор завода Т.Ф. Пелецкая: «Понятие «цех» было чисто символическим – корпуса только возводились. Не было стен, крыши, между станками гуляла поземка, присыпая заготовки и детали. Тем не менее на фронт бесперебойно шли ручные гранаты Ф-1, снаряды М-7, М-13, М-31, пехотные и зенитные прожекторы, солдатские котелки» .

В срочном порядке в сильные морозы проводились работы по продлению железнодорожной ветки от ст. Ельцовка до трамвайного парка. С платформ эшелонов в первую очередь сгружались машины ЗИС. Затем в машины выгружали оборудование и развозили по местам установки.

Первое время завод обходился запасом материалов, вывезенных из Москвы. Связи с поставщиками – заводами Украины, Белоруссии – оказались потерянными, требовалось искать новых партнеров. Автомобили и прицепы завод начал получать с Поволжья и Урала. Из Кемерово поступал заменитель бензина – бензол.

В архиве Новосибирского обкома партии сохранился документ «Повестка дня заседания партийного бюро завода 10 декабря 1941 года». Обсуждались следующие вопросы: обеспечение рабочих жильем, питанием, утверждение парторгов цехов и агитаторов по цехам. Комсомольцы – в основном подростки, заменившие у станков отцов и старших братьев, ушедших на фронт, отработав смену у станка, трудились на строительстве землянок и бараков, распространяли сводки Совинформбюро.

В начале 1942 года на территории завода начали строительство двух корпусов и котельной. Корпуса возводили одноэтажные, длинные, похожие на сараи. Стены выполняли из смешанных материалов – кирпича, цементных блоков, дерева, – из любых подручных материалов. Тем не менее, эти корпуса дали возможность разместить испытательную станцию, электросварочный цех и ряд мастерских. В этом же году запустили котельную. В этом единственном теплом на заводе месте рабочие могли просушить одежду и обувь, согреться.

Никто из заводской интеллигенции не отказывался от тяжелых работ по строительству бараков или разгрузке оборудования. Вспоминает директор завода Эстрин: «Трудно сказать, где рабочие обедали первое время и обедали ли вообще. Требовалось создать хоть какой-нибудь пищеблок. Инженеры и служащие взяли в руки ломы и лопаты. Опять скрежещет промерзший грунт. Строится здание барачного типа, предназначенное для заводской столовой».

Несмотря на трудности, завод с первых дней исправно выполнял план и неоднократно завоевывал 1-е место среди пред-приятий отрасли, был награжден знаменем Совета Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) в соревновании заводов наркомата отрасли.

Весной 1942 года основные работы по размещению завода завершились, хотя строительство производственных и жилых помещений продолжалось. Численность работающих за счет местного населения увеличилась с 500 до 1500 человек. Но пришла новая беда – голод. Рабочие получали в день по карточкам 800 граммов хлеба, служащие и неработающие члены их семей – 400. Между тем рабочий день составлял для взрослых – 11 часов, для подростков – 8 часов. Люди падали в голодные обмороки, умирали дети.

Чтобы хоть как-то поддержать заводчан, руководство решило выделить всем работающим земельные участки под огороды. Благо, земли на сибирских просторах достаточно. Чтобы не отрывать от работы всех, организовали бригаду, которая вспахала все поле. Затем каждый засадил свой участок картофелем и другими овощами. Не было ни одного человека – от директора до сторожа, – который побрезговал бы тяжелым сельскохозяйственным трудом.

Первый урожай на заводских огородах оказался богатым. Люди стали трудиться с удвоенной силой. Но, как только начались осенние холода, многие не вышли на работу. Оказалось, рабочим просто не в чем ходить – у них не было никакой обуви. То, что сейчас называют бартером, раньше называлось кооперацией. Кооперативные отношения между предприятиями распространились повсеместно. Самой конвертируемой валютой стали продукты питания.

Сельское хозяйство Новосибирской области остро нуждалось в деталях для тракторов. Завод в кратчайшие сроки освоил их выпуск. В качестве оплаты заводчане получили 300 килограммов пельменей – по тем временам просто царское вознаграждение.

Обувная фабрика им. Кирова в Новосибирске шила кирзовые сапоги для армии. На фабрике не хватало рабочих. Директор прожекторного завода предложил помочь с кадрами и поставил условие: за каждого временного рабочего завод получает три пары обуви. Решили направить на фабрику бригаду из 10 человек. В результате заводской коллектив получал 900 пар обуви в месяц. За несколько месяцев сотрудничества обувь получили все заводчане и члены их семей, удалось даже создать небольшой запас.

Автомобилям, предназначенным для монтажа прожекторов, требовалась 1000-километровая обкатка. Многие предприятия нуждались в транспорте. Завод оказывал им помощь, тем самым сокращая холостые пробеги. Фабрика валяной обуви за оказанную транспортную помощь изготовила для заводчан 800 пар валенок.

С конца 1942 года в коллективе возобновилось соцсоревнование, ширились ряды стахановцев, ударников, вкладчиков в сталинский фонд Победы, среди работающих на прожекторном заводе значилось 22 многостаночника.

В этом же, 1942, году формируется Сибирская добровольческая дивизия. Бойцы Сибирской дивизии отправляются на защиту Сталинграда. Над одной из частей дивизии, где служил комиссаром бывший парторг завода Г.Б. Грубин, коллектив завода взял шефство. Многие заводчане погибли. В память о них в заводском сквере сооружен обелиск.

Зиму 1942-1943 годов пережили значительно легче. Кроме личных огородов заводчан, у предприятия появилось подсобное хозяйство, расположенное за Чкаловским аэродромом. Там выращивались овощи, и содержался скот. За счет заготовленного заводчанами сена зимой удалось прокормить не только своих буренок, но и коров из соседнего колхоза, благодаря чему в заводской столовой имелось молоко, а иногда даже мясо.

Из воспоминаний ветерана завода К.П. Титова: «В 1942 году 15-летним, со школьной скамьи, я был мобилизован в Трудовые резервы. Попал в школу ФЗО. Получил специальность слесаря-жестянщика. В июне 1942 года меня зачислили в штат жестяно-медницкого цеха прожекторного завода. До сих пор как дорогую реликвию я храню первую сделанную мной вещь – 3-литровый жестяной бидончик».

В октябре 1943 года на заводе создали молодежную бригаду слесарей-жестянщиков, ее возглавил Кирилл Титов. Члены молодежной бригады выполняли по 2-3 нормы в день. «Для всех был один закон: пока не выполнишь норму, с рабочего места не уходишь. Работали по 11 часов. Вместо выходных – 18-часовая пересмена».

За достижение высоких показателей комсомольско-молодежным бригадам присваивали звание фронтовых. К началу 1944 года количество комсомольско-молодежных бригад на заводе им. Кагановича достигло 54. Из них 14 носили звание фронтовых.

За годы войны для фронта завод изготовил 3000 прожекторов и прожекторных станций, свыше 2000 мощных зенитных и посадочных станций. За выполнение заказов по поставке военной продукции в 1941-1945 годах завод наградили Красным знаменем Государственного Комитета Обороны.

Реконструкция

Мир пришел одновременно со свежей весенней листвой, белой кипенью садов. Завод, основанный в 1941 году, нуждался в реконструкции. Корпуса военного времени строили на скорую руку, без полов, с незаконченными перекрытиями. Внутрицеховым транспортом служили в основном лошади. За годы войны заводское оборудование не обновлялось и износилось. Производство постоянно испытывало нужду в сверлах, резцах, других расходных материалах. В начале июля 1945 года группу работников завода во главе с директором Эстриным направили в Германию, в расположение советской военной администрации для демонтажа и отгрузки с немецких заводов необходимого оборудования.

Директором завода в 1947 году назначается В.Н. Трифонов. А.Л. Эстрин после Победы хотел вернуться в родную Москву, но не смог. Он умер от инфаркта в Новосибирске. В том же 1947 году завод перестал носить имя Кагановича. Его назвали просто и по-деловому – почтовый ящик № 109.

Первый послевоенный проект реконструкции завода разработал Новосибирский филиал института «Гипроэнергопром». В августе 1950 года утвердили смету реконструкции завода. Под территорию отвели 22 гектара. Производства, размещенные в разных местах, сконцентрировали на одной площадке. В конце 50-х годов возвели северную пристройку к основному корпусу. В ней разместились слесарно-сварочный и штамповочный цехи. В 1956 году ввели в эксплуатацию новый корпус. В нем разместились испытательная станция, сборочные цеха, дирекция завода и новая котельная, которая своей мощностью в два раза превышала котельную военных лет.

В 1952-1955 годах велась работа по модернизации изделий, производилась полная корректировка чертежно-конструкторской и технологической документации, привезенной из Москвы в 1941 году. Завод активно осваивал конверсионную продукцию: зерносушилки, узлы комбайнов и другой сельхозтехники. За своевременное выполнение срочных заказов Министерства сельского хозяйства ряд работников завода наградили медалями «За освоение целинных земель».

Второй проект реконструкции завода разработал в 1960 году институт «Гипроэнергомаш». С 1963 по 1970 годы шла поэтапная сдача огромного аппаратного корпуса завода. В производственных помещениях применили техническую новинку – виброизолирующие опоры, значительно упрощающие процесс установки и переустановки станочного оборудования.

Большое внимание уделялось механизации и автоматизации производственных процессов. В малярном цехе создается комплексный механизированный участок окраски узлов и деталей, оборудованный подвесными конвейерами, моечными агрегатами, покрасочными и сушильными камерами. В цехе гальванопокрытий соорудили автомат цинкования и многопроцессорный гальванический автомат АГ-18. В электромонтажном цехе – автомат для клеймения и отрезки бирок, раньше это делалось вручную. С появлением автомата производительность труда увеличилась в несколько раз. В цехе штабелирования и сушки пиломатериалов изменили технологию сушки – вместо паровоздушных камер стали применять электромагнитные. Процесс ускорился, качество улучшилось. На смену лошадям пришли тягачи и электрокары.

Вспоминает главный механик Ф.Ф. Коновец: «Мы вели установку 400-тонного пресса. Неразборная его часть весила 28 тонн. В нашем распоряжении было два крана грузоподъемностью 5 и 10 тонн. Мы посчитали перегрузку кранов и сочли ее допустимой. Однако перегрузка от кранов передавалась на колонну. Риск был велик. Проектировщики возразили против проекта категорически. Сказали, что арматура колонны не выдержит. Тем не менее, по опыту мы полагали, что запас прочности, заложенный в колонне, нас выручит. Я стоял возле колонны, чтобы, как сапер – если ошибся, то первый и последний раз в жизни. Облегчено мы вздохнули, когда пресс стал на место».

В 1950 годы основным профилем завода стала передвижная энергетика. Осваивается выпуск 5-10-киловаттных агрегатов и станций. Главная задача – электрификация хлебных токов Новосибирска. В сельское хозяйство направили более 1 тысячи электроагрегатов. В кратчайшие сроки завод наладил выпуск малых агрегатов для киноустановок, малых прожекторов для освещения железнодорожных путей и стадионов. Многие из этих прожекторов до сих пор работают на стадионах «Спартак», «Чкаловец», «Красное знамя».

Летом 1953 г. в Новосибирске впервые проводились легкоатлетические соревнования на приз газеты «Электрик». Заводская футбольная команда «Молния» выиграла первенство среди команд города. Три года подряд – с 1952-го по 1954-й – заводчане п/я № 109 занимали первое место в эстафете на приз трижды Героя Советского Союза А.А. Покрышкина. Рабочий завода, участник штурма Берлина Г. Блинков установил среди заводчан рекорд в беге на 100 метров. За деньги, заработанные на разгрузке барж с лесом, комсомольцы завода первыми в городе приобрели 11 комплектов хоккейного снаряжения и начали тренироваться на «Спартаке».

В 1954 году началось строительство заводского пионерлагеря «Веселые и задорные» в Нижней Ельцовке. В строительстве лагеря участвовал каждый второй заводчанин. Завод наряду с другими предприятиями города взял шефство над строительством моста через Обь. На обкаточных машинах туда возили строительные материалы.

В том же году на полях Новосибирской области собрали небывало высокий урожай зерновых. Мест для хранения зерна не хватало, а на заводе как раз построили новый корпус. По решению обкома партии его отдали под зернохранилище. Ответственность за сохранность возложили на комсомольцев. Они систематически перелопачивали зерно, осуществляли погрузку-разгрузку, охраняли зернохранилище.

Еще одна характерная особенность того времени – формирование трудовых династий. В эти годы на заводе появляются династии Бирюковых, Кузьминых, Стрементаревых, Жуковых. В 1950 годы завод признавался победителем Всесоюзного социалистического соревнования 11 раз.

О 60-х годах старший мастер кузнечного цеха завода В.Г. Смирнов говорил так: «Хороши были люди в то время – сердцем горели! Не было любителей хорошо пристроиться, пожить за чужой счет. Были люди, не стесняющиеся своих мозолей».

В этот период возрождаются традиции военных сборов для молодежи допризывного возраста. Подшефная заводу седьмая танковая рота в 1966 и 1967 годах завоевывала первенство в соревнованиях по боевой и политической подготовке среди предприятий района и получила знамя Дзержинского райкома комсомола.

Рождение объединения

Свое нынешнее название Новосибирский завод электроагрегатов получил в 1974 году. 16 апреля 1974 года приказом министра № 231 образуется Новосибирское производственное электротранспортное объединение «Электроагрегат». В состав объединения вошли: Новосибирский завод электроагрегатов (головное предприятие), Сибирский завод тягового электромашиностроения, «Сибэлектротрансмаш», научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт комплексного электропривода (НИИКЭ), Сибирское особое конструкторское бюро систем электропитания (СибОКБ). Генеральным директором объединения назначили В.И. Гребенщикова. Перед предприятием поставили задачу единения науки и производства, решения комплексных научно-технических проблем.

Завод «Сибэлектротрансмаш» основали в 1961 году как завод тепловозного оборудования. В 1963-м он вошел в состав Новосибирского электротехнического объединения, с 1966-го стал частью завода «Сибэлектротяжмаш».

НИИКЭ был организован в 1960 году на базе СКБ завода «Сибэлектротяжмаш» (в то время Новосибирский турбогенераторный завод). Первоначальное название института – Сибирский научно-исследовательский электротехнический институт (СибНИЭТИ). В 1962 году в состав СибНИЭТИ ввели лабораторию электропривода завода «Тяжстанкогидропресс». Основными направлениями технической политики объединения стали: совершенствование структуры управления; специализация и концентрация производства; максимальная механизация и автоматизация производственных процессов; внедрение высокопроизводительных технологических процессов и оборудования; обеспечение качества изделий на уровне лучших мировых стандартов; создание благоприятных условий труда и отдыха для рабочих.

Ассортиментный список продукции завода существенно расширился. Кроме основной продукции – автономных электростанций и засекреченных военных заказов, на предприятии начали производить табуретки, плечики для одежды, кофеварки, гирлянды, детские электромобили. Общая номенклатура – 200 наименований изделий. Завод экспортировал свою продукцию в 32 страны мира, являлся единственным в Советском Союзе поставщиком крупных электромашин мощностью 600, 800, 1300 кВт для карьерных самосвалов БелАЗ.

В середине 70-х гг. во исполнение постановления ЦК КПСС «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров» специалисты объединения разработали эксклюзивную нормативно-справочную систему «ЭТРО» для подбора и расстановки кадров. «Самая большая роль отводится мастерам и бригадирам, – писал о системе директор предприятия В.И. Гребенщиков. – Только мастер и бригадир способны точно определить, насколько совпадут интересы поступающего на работу с интересами производства». В первый год применения системы «ЭТРО» текучесть кадров на «Электроагрегате» сократилась с 13 до 11 %.

Конструкторы объединения напряженно работали над проблемами механизации производственных процессов. Очень долго наименее поддающимся механизации считался труд сборщика-монтажника. Специалисты занялись разработкой так называемых «управляемых рабочих мест». В комплект УРМ-1 на базе микро-ЭВМ входило расчерчивающее устройство, программатор и сверлильный станок. Комплект позволял сократить сроки изготовления печатных плат в 8 раз, трудоемкость по сравнению с ручным методом снизилась в 12 раз.

Рационализаторством занимались не только конструкторы, но и простые рабочие. Приказом по объединению объявили конкурс на лучшую творческую бригаду. Победителями стали сварщики Титов, Клинов и Сбулдырев, предложившие проект «Комплексная разработка планировки сварочного цеха». Это был путь к дальнейшему развитию конвейерных линий. Главная ценность проекта состояла в том, что каждая ветка придуманного рабочими конвейера могла работать самостоятельно и решать локальные задачи. По расчетам применение «комплексной планировки сварочного цеха» могло заменить 18 электрокар, 10 тракторов, 2 автомобиля ГАЗ-66. Предполагаемый экономический эффект – 73 тысячи рублей.

Благодаря творческим бригадам автоматизировали работу на гильотинных ножницах. Экономический эффект составил 18 тысяч рублей. Автоматизация контрольно-измерительных операций освободила человека от участия в монотонном процессе, заменив его ЭВМ.

В 1976 году на предприятиях начинает внедряться «динамовский метод организации труда». В отчетном докладе XXV съезду КПСС говорилось о коллективах механического завода «Динамо», Горьковского и Минского автозаводов, которые показали пример высокой производительности труда на основе личных планов каждого работника. 21 мая 1976 года в объединении «Электроагрегат» прошла научно-практическая конференция под названием «Личный производственный план – основа роста производительности труда», после чего в свет вышла «Методика разработки личных производственных планов работниками на год и месяц по НПО «Электроагрегат». Каждый работник основного производства получил личный план, в котором был указан объем работ в нормо-рублях, расчетный плановый рост производительности труда в процентах, фонд рабочего времени в часах и так далее.

1980-й – завершающий год десятой пятилетки. В соревнованиях по личным производственным планам повышения производительности труда участвовали 60 процентов рабочих НПО «Электроагрегат».

Большое внимание уделялось вопросам улучшения культуры обслуживания в заводских столовых, душевых, гардеробных. «Нельзя сказать, чтобы эта работа проходила гладко, – пишет очевидец, – среди работников столовых есть еще люди с примитивным представлением о производственном сервисе. Мы делаем все для того, чтобы убедить их в том, что вкусный обед, атмосфера дружелюбия и внимания помогают жить и работать с «огоньком».

На заводе электроагрегатов в 80-е годы появляются вокальный, танцевальный, эстрадный и хоровой кружки, ансамбль эстрадных и русских народных инструментов, духовой оркестр и струнный квартет. Самодеятельные артисты получают звания лауреатов и дипломантов, почетные грамоты ВЦСПС.

В год Олимпиады пятеро заводчан становятся мастерами спорта СССР, десять – получают первый разряд в различных видах спорта. На заводе работает 1000 значкистов ГТО и 400 спортсменов-разрядников. Соревновательный дух царит везде. На производстве рождаются почины: «Пятилетке качества – рабочую гарантию», «Ни одного отстающего рядом», «Рабочей инициативе – инженерную поддержку».

Перестройка

В 1980 году проходит международная выставка «Электротехнология-80». НПО «Электроагрегат» имеет на ней колоссальный успех. Наибольший интерес вызвали первый в мире прецизионный станок для сверления печатных плат, в котором не имелось трущихся частей; крупное достижение советских электротехников – двигатель с газовой смазкой или двигатель на «воздушной подушке»; глубокорегулируемый электропривод для станков с ЧПУ, обеспечивающий высокую точность обработки и быстрое перемещение подач. Эта разработка получила Государственный Знак качества.  50 стран социалистического лагеря заключили с новосибирским предприятием контракты о поставках продукции.

В преддверии последней – одиннадцатой – пятилетки заводчане отчитывались перед страной. В течение десятой пятилетки коллектив предприятия 19 раз занимал передовые места во Всесоюзном социалистическом соревновании. В соревновании за право работать с личным клеймом участвовали 800 рабочих, 370 добивались этого права. В течение пятилетки на заводе подали 4000 рацпредложений и 200 заявок на изобретения. Экономический эффект от внедрения новшеств составил 14 миллионов рублей. Каждый второй инженерно-технический работник предприятия имел личный творческий план. Система политической и экономической учебы охватывала 5 тысяч человек. Коллектив предприятия принял социалистические обязательства по достойной встрече XXVI съезда КПСС, в которых записано: «Выпустить дополнительно к пятилетнему заданию следующие виды продукции:

– низковольтной аппаратуры более чем на 5 миллионов рублей;

– запасных частей для электрооборудования не менее чем на 300 тысяч рублей;

– обеспечить готовой продукции сверх плана на 250 тысяч рублей».

1985-й – год начала реформ. На заводе сдается в эксплуатацию лазерная установка, с помощью которой можно вырезать детали любой конфигурации из листовой стали толщиной до трех миллиметров. Выпускаются десятки модификаций дизель-электростанций и агрегатов мощностью от 10 до 200 кВт, различные типы наземных источников электроснабжения для запуска самолетов.

Кроме высокотехнологичной продукции для государственных нужд, на «Электроагрегате» производят игрушки, товары народного потребления. В заводском музее на постаменте как памятник эпохе стоит электромобиль и педальный карт. Ветераны даже помнят, сколько стоил в магазинах этот карт – 46 рублей. А знаменитые электрокофеварки «Экспресс» у многих работают до сих пор. Последнюю кофеварку на заводе выпустили в 1994 году. Образец этой продукции тоже стоит в музее. Электроагрегатовские кофеварки из пищевого алюминия в 5-10 раз долговечнее, чем импортные пластмассовые, к тому же потребляли меньше энергии. Специалисты завода уже разработали механизм автоматического отключения – как у «заморских». Но в стране началась перестройка, и производственникам стало не до внедрения технических новшеств. В полной мере влияние реформ заводчане ощутили на себе в 1991 году: выполненные госзаказы остались неоплаченными. Так начался кризис. Рабочие годами не получали зарплату.

В 1993 году объединение преобразуется в открытое акционерное общество. Чтобы выжить, руководство АО начинает продавать оборудование, сдавать в аренду площади.

В 1999 году предприятию наконец удалось выйти из затяжного кризиса. Вновь появились заказы на профилирующие изделия – передвижные электростанции и электроагрегаты малой энергетики. Их использовали в полевых условиях чеченской войны, в больницах, в фермерских хозяйствах. В настоящее время завод сотрудничает с Министерством обороны, Министерством внутренних дел, Федеральной погранслужбой, а также с газовиками и нефтяниками, использующими электроагрегаты новосибирского производства в условиях Крайнего Севера. Не так давно на предприятии освоили выпуск горношахтного электрооборудования, отвечающего повышенным требованиям безопасности и надежности. Для ЗАО «Ассоциация «Кузбассуглемаш» на заводе изготавливается аппаратура управления проходческим комбайном АУК-130.

Созданная и активно развивающаяся служба маркетинга завода постоянно отслеживает потребности рынка и эффективно влияет на формирование номенклатуры изделий и планов производства. Преодолевая трудности экономического спада, ОАО «Электроагрегат» продолжает вносить свой вклад в развитие промышленного и оборонного потенциала страны.

 

Хронология:

1941 г. – Московский прожекторный завод эвакуируется в Сибирь.

12 декабря 1941 г. завод изготовил первые детали и узлы для предприятий, выпускающих боеприпасы.

1942 г. завод освоил серийный выпуск продукции для фронта: ручные противотанковые гранаты, снаряды, походные и зенитные прожекторы, солдатские котелки, морские прожекторы, боеприпасы, аэродромные агрегаты электропитания.

1943 г. – завод вдвое увеличил производственные мощности.

1944 г. – начинается освоение видов гражданской техники: автономной осветительной электростанции для инженерных работ, электромоторов малой мощности.

1945 г. – сибирские прожекторы «дошли» до Берлина и сыграли решающую роль при штурме фашистской столицы.

1953 г. – создано конструкторское бюро по разработке новых видов гражданской продукции. Запущены в производство: паровозный прожектор, передвижные электростанции и электроагрегаты мощностью 10, 50, 75 киловатт.

1957 г. – выпуск прожекторов для промышленности вырос более чем в 5 раз. На предприятии впервые стали выпускать товары народного потребления: медицинские рефлекторы, отражательные печи, детскую мебель, игрушки. Для заводчан строятся жилые дома и детские сады, пионерский лагерь на 240 мест.

1964 г. – продукция завода экспортируется в 32 страны мира. Началось изготовление аэродромного передвижного агрегата для наземного обслуживания и запуска самолетов и вертолетов.

1966 г. – предприятие переименовано в Новосибирский завод электроагрегатов.

1974 г. – на базе завода электроагрегатов, ставшего головным предприятием, создано Новосибирское производственное электротранспортное объединение «Электроагрегат».

1978 г. – новинка предприятия – электрокофеварка «Экспресс» – стала самой популярной продукцией «Электроагрегата» в стране и по праву завоевала Знак качества.

1979 г. – новый технологический рывок: в электромонтажном цехе начался выпуск систем управления станков с ЧПУ, получивших впоследствии Государственный Знак качества.

1981 г. – завод переходит на сложную продукцию с интегральными схемами, внедряются роботы.

1985 г. – сдана в эксплуатацию лазерная установка с ЧПУ, с помощью которой можно вырезать детали любой конфигурации из листовой стали толщиной до трех миллиметров. На заводе внедрена автоматизированная система управления производством.

1993 г. – объединение преобразовано в открытое акционерное общество «Электроагрегат».

1996 г. – предприятие осваивает новую продукцию – многофункциональные электроагрегаты мощностью от 1,2 кВт до 5 кВт.

1999 г. – профилирующие изделия – передвижные электростанции и электроагрегаты малой энергетики. Для работы в условиях Крайнего Севера освоен выпуск электроагрегатов мощностью 100 кВт в кузовах собственного производства.

Издательство: 
Издательский Дом «Историческое наследие Сибири»
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2004 г.
подкатегория: 
Average: 3.9 (20 votes)

Добавить комментарий

Target Image