Современные исследователи У. Перксен и Г. Гусейнов считают карту не просто изображением, рисунком, схемой, а набором инструктивных категорий и чисел, входящих в поле словесного представления определенной идеологии. «Место встречи словесного знака и наглядно- и/или телесно-схематического образа», в котором «складывается изобразительно-словесная идеологема», названо У. Перксеном как «визиотип». Мы будем придерживаться данного неологизма, включающего в сознание индивидов не только пространственно-географические, но и дискурсивные представления о Московско-Сибирском тракте как основном объекте в системе путей сообщения Сибири и будущей Новосибирской области XVIII–XIX вв.
Термин «визиотип» дает нам возможность использовать способ зрительного подхода к прошедшей действительности, придать наглядность обобщениям. Следовательно, визиотипы Московско-Сибирского тракта – это обобщенные представления о нем, основанные на визуальных источниках разного жанра (картах, схемах, планах, чертежах, рисунках, фотодокументах), на которых отражается имеющийся видеоряд объектов трактовой атрибутики. Моделью, способствующей формированию визиотипа сухопутной транспортной магистрали Сибири, являются карты.
Картографы рассматривают карту как пространственную, математически определенную и генерализованную образно-знаковую модель действительности, на которой показаны явления и процессы, их взаимные связи, динамика во времени и пространстве. Меняясь по мере накопления новых сведений и развития науки картографии, тематическая или специальная карта отображает процесс исторического развития того или иного явления, показывая его динамику. В нашем случае таким явлением мы считаем процесс создания Московско-Сибирского тракта и его отображение на уже описанных либо обнаруженных нами картах Сибири XVII–XIX вв.
От того, как оснащена та или иная карта основными элементами: самим картографическим изображением, математической основой, легендой, вспомогательным оснащением и дополнительными данными – зависит возможность более точного описания истории создания тракта. Изучение динамики картографического изображения тракта – дополнительный штрих к его комплексной истории.
Используя карту как исторический источник, мы включаемся в междисциплинарную область исследований. А. М. Берлянт считает карту не просто знаковой, но образно-знаковой моделью, и именно в образности кроется ее принципиальное отличие от других источников информации.
В нашем случае – это сведения о Большой сибирской дороге, создававшиеся в представлении правящих кругов России и Сибири, чиновников, военнослужащих, исследователей, путешественников, почтовых служащих, купцов.
В конце XVII в. С. У. Ремезов отразил некоторые маршруты тракта в «Хорографической книге», по которым впоследствии и прошло само полотно дороги.
До 1756 г. направление тракта в Западной Сибири от Тары до Томска на картах представлено условно. Так, на «Карте Тобольской провинции (нижняя часть)», «снятой и нарисованной чрез геодезиста Чичагова…» из «Атласа Всероссийской империи» 1732 г. И. К. Кирилова «дорога через Барабу в Томск» нанесена достаточно условно, так как не пересекает р. Омь, а идет севернее ее. У С. У. Ремезова этот участок карты составлен более подробно. П. Чичагов не нанес на карту Каинский, Каргатский и Убинский пассы или форпосты, устроенные в 1722 г. На «Ландкарте Томского, Кузнецкого и Красноярского уездов…», составленной геодезистом Василием Шишковым 17 сентября 1737 г., сама дорога не проведена, но то, что процесс ее проложения уже шел, можно увидеть из названия населенных пунктов, которые появились на Барабе и около р. Оби. Так, составитель карты указывает «станец Тартас, станец Каинской, станец Убинской, зимовье Вострово, зимовье Шелегино, д. Черемшанку, д. Б. Оеш, острог Чаусской, д. Соколово, юрты Орские» (на левом берегу Оби), на правом берегу – д. Порос, «изба зимовая Дубровска, д. Тошеринска, острог Умревинской» и далее на водораздел к Томи. Путешественник мог передвигаться по обозначенной линии населенных пунктов, которая и вошла в тракт.
Картографирование сибирских уездов было проведено в 20–50-е годы XVIII в. первыми геодезистами.
Идеи об устройстве новых путей сообщения из Москвы в Сибирь и по Сибири до Даурии были высказаны в 1727 г. В. Н. Татищевым в записке, поданной на имя Екатерины I. В. Н. Татищев предлагал конкретный и довольно детальный план устройства новых путей из России в Сибирь и внутри ее. «Возможно два пути от Москвы сделать… Другая дорога в Дауры (Южное Забайкалье) для пользы купечества и ездящих в оные места от Москвы через Казань, Уфимский уезд, через Царев Курган, Тару, Томск и не захватывая Енисейска в Дауры, которые ежели прямо сделают, можно весьма надеяться, что три тысячи верст, еже не более умалятся». Фактически В. Н. Татищеву принадлежит мысль об устройстве сухопутного тракта от Москвы до Сибири и Забайкалья, тем более что его руководство картографическим делом в России делало это предложение весьма обоснованным.
В Госархиве Омской области в описи картографических документов постоянного хранения за 1766–1917 гг. мы обратили внимание на несколько дел. Первое, под № 539, имеет название «План почтовой губернской дороге, лежащей Томской губернии по Каинскому уезду, начиная от границы Тобольской до уездного города Каинска», но не имеет датировки. План выполнен на одном листе размером 160x28 см, иллюминован. Масштаб: в 1 дюйме – 3 версты. На нем изображена условными знаками губернская дорога, села, деревни, почтовые станции, реки и речки, озера и истоки, пашни, леса и болота. Описаны расстояния между станциями. Вымерено расстояние от границы Тобольской губернии до Каинска в 193 версты.
Во втором деле под № 538 изображен «План почтовой губернской дороге лежащей Томской губернии по Каинскому уезду, начиная от уездного города Каинска до столба поставленного на границе между Каинским и Томским уездов» («уездов» – так в подлиннике). План начерчен на склеенной бумаге размером 40x210 см, в рамке 37x208 см. Масштаб тот же, что у первой карты. На плане написано, что измерение производил и план сочинял каинский уездный землемер титулярный советник Дмитриев, а «поверял» томский губернский землемер надворный советник Степан Зверев. На плане наименование дано в левом верхнем углу, описание расстояния между станциями в центре. Изъяснение знаков дано подобно делу № 539. Разделение волостей показано темно-зеленой краской, а разделение участков – красными чертами. Судя по плану, на восток от Каинска шла Верхне-Каинская волость, за озером Кол – Убинская волость, а от д. Каргатская Дуброва, входившей в Убинскую волость, – Иткульская волость до границы Томского езда. Тракт разбит на участки. Первый участок – до д. Кондуслинской; 2-й – до д. Убинской; 3-й – от Убинской до р. Каргат; 4-й – до выезда из Убинской волости; 5-й – от границы Иткульской волости до въезда в д. Сектинскую; 6-й включал деревни Сектинскую, Овчинникову, Крутые Лога и доходил до границы Томского уезда. Скорее всего, такое разделение на участки, выявление и указание на них гатей, мостов и перевозов было необходимо для разверстания дорожной повинности между крестьянами и для надзора за трактом со стороны уездных и губернских властей. На границе с Томским уездом на плане текст: «Граничной столб между уездом Томским и Каинским, от коего до станции Тырышкиной десять верст».
Но более подробная информация находится в третьем деле № 541 (которое приведено в нашем собрании карт и планов – О.К.) под названием: «Подробные планы губернской почтовой дороге лежащей Томской губернии по Каннскому уезду, начиная от границы Тобольской губернии до границы Томского уезда с показанием всех состоящих по ней мостов, гатей и прикосновенной ситуации и числа между станциев верст». Фактически это атлас из 13 листов, размером 48x30 см. Масштаб: в 1 дюйме – 250 саженей. Бумага плотная, ближе к ватманской. Измерение производил и планы сочинял тот же каннский уездный землемер Дмитриев, с поверкой того же томского губернского землемера Зверева. Легенда помещена на первом листе. На обороте его изъяснение знаков: села и деревни, почтовые станции, мосты (желтым цветом), гати, верстовые знаки, реки и речки, солонцы (зеленым штрихом), болота (зеленым штрихом), лога (серого цвета), пашни, кустарник. Черными цифрами показан счет верстам, а красными – количество мостов и гатей. Лист 2 начинается с обозначения границы между Тобольской и Томской губерниями.
План построен следующим образом: в районе каждой версты условными знаками отмечены все примечательные места – болота, пашни, солонцы, кустарники и т. п. Начиная с 15 версты от последней станции перед границей Тобольской губернии (эта верста являлась первой после пересечения границы), и до 25 версты, где располагалась д. Мурашева, тракт обозначен следующим образом: 1. «Гать сначала через солонцы, потом через болота, всего 775 саженей». 2. «Гать сначала через болота, а потом через солонцы, всего 250 саженей». 3. «Гать сначала через болота, потом через солонцы, всего 250 саженей» и т. д. Таким образом выделено 12 участков. Затем подводится итог: «От границы Тобольской губернии на расстоянии 10 верст 575 саженей всех гатей на 4 версты 85 саженей кои все шириной 4 саженей». В районе д. Мурашевой изображено оз. Сибирькуль и знак почтовой станции. Далее тракт шел между оз. Безымянным, находившимся севернее, и оз. Кушаги до д. Ново-Назаровой (без станции), располагавшейся на юго-восточном берегу оз. Кушаги. Затем – мимо оз. Мартышкино, между озерами Киги (оно оставалось севернее) и Куликовым (южнее), между озерами Юхлинским, оно же Таволжино (севернее), и Труп (южнее) к д. Камышевой, где была станция. Камышева находилась между озерами Лабуга и Труп. Далее тракт шел мимо оз. Большой Яркуль (располагалось севернее) и оз. Малояркуль (севернее), между оз. Гагариным (севернее) и Чистым болотом до с. Вознесенского на р. Омь. На плане обозначены и Омь, и р. Тантуринка, впадающая в Омь с севера. Далее на восток линия шла по гати мимо болота, по левому берегу р. Тартас, через перевоз на правый берег в с. Спасское; из него – мимо озер Малой Чуванкуль (севернее тракта) и Большой Чуванкуль (севернее) к д. Турумовой на р. Кама. Из Турумовой – через р. Каму мимо озер Карасульских (три озера, соединенных между собой протоками, оставались севернее, а отдельное оз. Карасульское находилось южнее тракта) в с. Покровское, расположенное по берегам рч. Ича. Далее путь проходил по мосту через речушку, вытекавшую из оз. Семискуль (севернее), мимо другого озера с тем же названием (тоже севернее) через Вшивое болото, мимо оз. Богусла (южнее) к д. Антошкиной. Антошкина обозначена у «оз. Без имени». По направлению к д. Булатовой гати шли южнее безымянного озера по мосту через речушку, затем снова между безымянным озерами, соединенными протокой (озера располагались на запад и восток, гать шла между ними), к оз. Булатово. Деревня Булатова находилась на южном берегу одноименного озера. От Булатовой почтовая дорога направлялась через р. Узаклу по мосту к гати, к мосту между озерами Теренкуль и безымянным и далее через гать и мост между безымянными озерами к д. Мангазерской, расположенной на западном берегу одноименного озера. Далее южнее оз. Мангазерского – через гати мимо оз. Мостового (оно оставалось западнее) к правому берегу р. Омь. По деревне Мошниной путь пролегал на перевоз длиной 60 саженей через Омь. Перевоз приводил в уездный город Каинск.
Проследим дорогу на восток от верстового столба на окраине Каинска. По левому берегу р. Омь она шла мимо деревень Тутовой и Сартаковой (в этих деревнях не было почтовых станций), минуя такую же д. Киселеву, озера Рямовое и Таскаево (оба лежали южнее тракта), через рч. Саскуль по мосту в д. Осиновые Колки, расположенную на северном берегу оз. Саскуль. Из Осиновых Колков путь пролегал мимо оз. Кол (южнее тракта) и между озерами Кондуслинским и Кол, мимо д. Кондуслинской (станции здесь не было), расположенной между двумя этими озерами. Далее – мимо и между четырех расположенных рядом озер, по трем мостам, затем через безымянную речушку и мост на ней и еще две безымянных речушки или протоки и мосты на них к д. Колмаковой (имелась станция), лежащей между двух озер. Из Колмаковой почтовая дорога шла через гати мимо д. Еланской (без почтовой станции) через р. Карапус. Из д. Убинской – через несколько гатей, протоки, речушки по мостикам до д. Карганской (со станцией), расположенной южнее безымянного озера. Далее – также по гатям и через протоки по берегу р. Каргат – до д. Каргатский Форпост, расположенной по берегам р. Каргат. Через мосты на реках Каргат и Колтониха, мимо озер Малый Канкуль (севернее тракта) и Большой Канкуль (южнее) по гатям – до станции в д. Каргатская Дуброва. Эта деревня располагалась возле озера без имени юго-западнее тракта. Далее трактовая линия тянулась через гати мимо д. Чулымской на р. Чулым, через мост до с. Иткульского (со станцией), расположенного между оз. Малое (оно лежало северо-западнее) и оз. Иткуль (юго-восточнее). Из с. Иткуль – мимо оз. Иткуль южнее по гатям, мимо оз. Рямовое (севернее) и гатям до д. Сектинской, где располагалась почтовая станция. Затем через небольшие гати путь вел в д. Овчинникову, тоже со станцией. От этого населенного пункта дальше тракт пролегал до д. Крутые Лога, и здесь гати имели длину всего 90 саженей. От Крутых Логов дорога направлялась до границы Каинского и Томского уездов.
В плане-атласе вымерены размеры всех гатей, мостов и перевозов. Меры эти указаны между каждой станцией тракта. Например, на протяжении 22 верст к востоку от станции в с. Вознесенском все гати в сумме имели длину в 1 версту 355 саженей, здесь располагался также перевоз на 90 саженей. Или от станции Колмаковой на расстоянии 31 версты всех гатей было 9 верст 300 саженей, 15 саженей тянулись мосты, «кои все шириною на 4 сажени». По всему Каинскому уезду на расстоянии 468 верст 475 саженей было два перевоза на 150 саженей длины, мостов – на 1 версту 109 саженей, гатей – на 78 верст 311 саженей. Итого разного рода сооружений было здесь на 80 верст 70 саженей.
Нетрудно догадаться, какой тяжелой обузой была для крестьян Каинского уезда дорожная повинность, включавшая не только поправку полотна дороги, но и заготовку строительных материалов, сами работы по строительству мостов, гатей, перевозов через реки. Например, для простейшего сооружения – деревянного моста или трубы через канаву, имевшую сажень ширины – требовалось 25 плотников и 12 чернорабочих, которые должны были заготовить 40 бревен разной толщины и 39 досок в 2,5 дюйма толщиной, а также 140 штук семидюймовых брусковых гвоздей. На мост через реку пятисаженной ширины требовалось 120 плотников и 120 чернорабочих. Они должны были заготовить 444 сосновых бревна толщиной от 3 до 7 вершков и 30 болтов с гайками в 2 фута длины и 1,4 фута толщины». Если фашины укладывались в два ряда, на устроение фашинной дороги (гати) шириной в 3 сажени и длиной в 500 саженей требовалось 5873 чернорабочих. Они должны были заготовить 16 тыс. фашин длиной в 1,5 сажени, 32 тыс. кольев длиной в 5 футов, 107 куб. саженей песка, а потом все это уложить на дорогу. Для укладки фашин в один ряд требовалось 5073 рабочих, фашин и кольев – в два раза меньше, чем для двухрядной дороги, а песку – столько же. Колья были размером лишь в 4 фута.
Итак, перед нами одно архивное дело, состоящие из атласа с планами почтовой дороги по части Томской губернии от ее западной границы в масштабе в 1 дюйме 250 саженей на 13 листах. Даты начертания и написания планов на них не указаны. Если исходить из датировки архивной описи, то можно предположить, что картографические документы были созданы в 1839 г. Но административное деление в это время было уже не уездным, а окружным. Карты наверняка составлялись до разделения Сибири на Западную и Восточную. Следовательно, планы должны быть датированы до 1822 г., т. е. до введения нового административно-территориального деления Сибири.
Более подробную информацию о времени составления планов почтовой дороги мы получили, изучив дела ГАОО за 1803–1821 гг. из фонда Сибирского генерал-губернатора. Из дела № 307 удалось узнать, что в 1818 г. в ответ на отношение Министерства внутренних дел, собиравшего сведения о дорогах и почтовых картах Российской империи, в сибирских губерниях не только собирали необходимые для министерства сведения, но и составляли чертежи почтовых дорог. В Томской губернии была составлена «Ведомость о почтовых по Томской губернии дорогах с показанием на оных станций и числа от одной до другой верст, и количестве почтовых лошадей на каждой станции поставленных». Ведомость составил уже известный нам Степан Зверев.
При картографировании почтовых дорог Томской губернии возникла несогласованность. Как пишет томский гражданский губернатор Д.В. Илличевский, «начальник колывано-воскресенских горных заводов обер-бергмейстер за колывано-воскресенскую округу сам отправлял от себя карту прямо к начальнику Главного штаба Е. И. В.». «Таким образом, - сообщал Илличевский, - карта Томской губернии, так сказать, должна быть представлена разорванной надвое и вместо одной карты составляла бы две». Таким образом, объясняется разрыв от д. Тырышкиной до г. Томска на трактовых планах Томской губернии. Эта местность как раз и находилась под управлением начальства Колывано-Воскресенских заводов, которое составило собственные чертежи здешнего участка дороги.
В декабре 1819 г. в Иркутск генерал-губернатору Сибири М. М. Сперанскому от томского гражданского губернатора Илличевского было отправлено отношение «с представлением четырех планов с описаниями». В нем говорилось, что «томский губернский землемер надворный советник Зверев на Ваш приказ составил 1. План всем описанным по Каинскому уезду чрез измерение землям с ведомостию, сколько у каждого селения и какого количества состоит во владении земель. 2. Лежащей по тому Каинскому уезду почтовой губернской дороге, по вновь произведенному измерению, подробные планы, составленные тетрадью, с положением на оных всех мостов и гатей и с описанием оных настоящей величины (это объект нашего описания – О.К.) и 3-е. Два плана из тех подробных планов оставленные, первый от границы Тобольской губернии до уездного томской губернии города Каинска, а второй от Каинска до границы Томского уезда с положением на всей прикосновенной к той дороге ситуации взнес сие ко мне для представления к Вашему Высокопревосходительству… Я имею честь представить при сем в двух трубках на благорассмотрение Вашего Высокопревосходительства»
Из Иркутска уже 7 января 1820 г. была отправлено письмо М. М. Сперанского с объявлением благодарности землемеру Звереву «за труды его».
Таким образом, из письма Д.В. Илличевского и благодарности М.М. Сперанского можно установить датировку охарактеризованных выше планов. Работы по измерению дороги и начертанию этих планов производились в 1818–1819 гг. Хотя о планах дороги по Томскому и Красноярскому уездам в письме Илличевского не говорится, но авторство Степана Зверева и методика, по которой был составлен атлас планов-чертежей из дела № 540, свидетельствуют о синхронности всех картографических работ, в том числе тех, что производились под руководством Зверева каинским и кузнецким уездными землемерами.
Из дела становится ясным, что в это же время происходило составление «Ведомости о дорогах Тобольской губернии с показанием на оных станций, числа верст и числа лошадей на станциях поставленных. Измерение учинено с 1806 по 1810 год с перестановкой верстовых столбов, учинена в Тобольске 1818 года». Также был составлен подобный вышеописанным атлас чертежей и по Тобольской губернии. В его составлении участвовали губернский землемер Филимонов, омский уездный землемер коллежский секретарь Панютин, тюменский уездный землемер коллежский регистратор Борис Филимонов и березовский уездный землемер коллежский регистратор Василий Филимонов. Изъяснения подписывал состоящий в штате Тобольского губернского правления отставной прапорщик Каргаев. Об этой работе сообщил в феврале 1821 г. тобольский гражданский губернатор сибирскому генерал-губернатору. Однако этого атласа чертежей в фондах ГАОО, к сожалению, не имеется.
Таким образом, подробные чертежи Томского губернского почтового пакта, хранящиеся в картографическом фонде ГАОО (дела 538–541), а также интересные неразысканные еще дорожные карты составлены в 1818–1819 гг. Это подтверждается перепиской генерал-губернатора Сибири с томским и тобольским гражданскими губернаторами. Итак, мы представили только один атлас карт-планов (дело 541) губернской почтовой дороги на территории Каинского округа (по сути барабинской зоны нашей области.
При подготовке статьи использованы материалы публикации О. Н. Катионова «О содержании и датировке планов томской губернской почтовой дороги, хранящихся в Государственном архиве Омской области» // Моя Сибирь: Вопросы региональной истории и исторического образования / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. С. 16–24.
Коллекция
Атлас Азиатской России
Источник:
Атлас Азиатской России. - СПб.: издание Переселенческого управления ГУЗИЗ, 1914.
ГАОО. Ф. 198.Оп. 1. Д.541
6. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
7. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
8. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
9. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
10. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
11. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
12. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
13. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
14. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
15. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
16. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
17. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
18. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
19. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
20. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
21. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
22. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
23. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
24. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
25. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
26. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
27. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
28. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
29. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
30. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
31. Планы губернской почтовой дороги, Томская губерния
***
32. Фрагмент дороги через Барабу от р. иртыш до р. Обь
Источник:
С. У. Ремезов Хорографическая книга. 1697 г.
33. ГАОО. Ф. 198.Оп. 1. Д. 538 (Каинск, Убинка)
План почтовой губернской дороге лежащей Томской губернии по Каинскому уезду начиная от уездного города Каинска до столба поставленного на границе между Каинским и томским уездом
Источник:
ГАОО. Ф. 198. Оп. 1. Д. 538
34. ГАОО. Ф. 198.Оп. 1. Д. 539 (Тоб.губ, Каинск)
План почтовой губернской дороге лежащей Томской губернии по каинскому уезду начиная от границы Тобольской до уезднаго города Каинска
Источник:
ГАОО. Ф. 198. Оп. 1. Д. 539
35. Карта М. Татаринова - К. Л. Фрауендорфа [1765 г.] (1)
Карта М. Татаринова - К. Л. Фрауендорфа [1765 г.],
Фрагмент 1: участок Сибирского тракта от Верхотурья и Екатеринбурга к Тюмени, далее Тобольску, Таре, острогам: Каинскому и Чаусскому.
36. Карта М. Татаринова - К. Л. Фрауендорфа [1765 г.] (2)
Карта М. Татаринова - К. Л. Фрауендорфа [1765 г.],
Фрагмент 1: участок Сибирского тракта от Чаусского острога к Томску, Ачинску и Красноярску
Ярмарочная сеть и основные дороги Томской губернии во второй половине XIX века.
Источник: Бородаев В. Б., Контев А. В.
Исторический атлас Алтайского края: картограф. мат. по истор. Верх. Приобья и Прииртышья: (от античности до начала 21 века) / А. В. Контев. - Барнаул: Азбука, 2006. - С. 96.
40. В доме на Сибирском тракте
42. г. Каинск. Вокзал. Здание не сохранилось
43. г. Каинск. Дом общественного собрания
45. г. Каинск. Торговый дом Братья Ерофеевы
48. Деревня на Сибирском тракте
61. Ландкарта Томского, Кузнецкого и Красноярского уездов
63. Мостовое сооружение. Типичная современная архитектура
65. Направление Сибирского тракта
67. Остатки Московско-Сибирского тракта
69. Партия ссыльных в пути. Худ. Дж. Фрост (Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. СПб.,1999. Т. 1. С. 150)
72. Плетеная корзина для транспортировки чая
82. Схема сдвига продольных транспорных связей Сибири
93. Этап. Худ. Дж. Фрост (Кеннан Дж. Сибирь и ссылка. СПб.,1999. Т. 1. С. 389)