В музей Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук 23 сентября 2024 года передали костяной предмет, получивший неофициальное название «Ачинский жезл».
Жезл был найден известным археологом Виталием Епифановичем Ларичевым в 1972 году в окрестностях города Ачинска в Красноярском крае. Учёный предполагал, что нанесённый на предмет сложный геометрический узор воплощает лунно-солнечный календарь, созданный 17-18 тысяч лет назад, то есть старейший из известных в Евразии.
Обнаружение «Ачинского жезла» связано с Ачинской палеолитической стоянкой, местом обитания древнего человека. Стоянку открыл в 1960 году сотрудник местного краеведческого музея Георгий Александрович Авраменко. Человек уникального трудолюбия и эрудированности, переживший политические репрессии со стороны советского правительства, Георгий Александрович попал в Сибирь из Украины и посвящал всё своё время изучению истории Ачинска и его окрестностей. Авраменко установил, что возраст Ачинской стоянки не менее 19–20 тысяч лет.
В 1972 году во время повторных раскопок археолог, востоковед, доктор исторических наук Виталий Епифанович Ларичев (1932 – 2014) выявил на стоянке артефакт, для интерпретации которого понадобилось длительное время. Продолговатый предмет имел утолщение на одном конце, поясок посередине и округлую головку. Поверхность «жезла» была покрыта спиралевидным орнаментом из 1065 выемок. Детальное исследование орнамента позволило учёному прийти к выводу, что выемки сделаны штампами разной формы и обозначают Луну в разных фазах. Выемки собраны в неслучайные группы, соответствующие астрономическим периодам. По мнению В.Е. Ларичева, устройство «Ачинского жезла» позволяет предполагать, что уже в позднем каменном веке, задолго до складывания, например, Египетской и Шумерской цивилизаций, древние люди в Восточной Сибири вели наблюдения за светилами и прогнозировали небесные явления.
Находка Виталия Епифановича Ларичева была в работе у его коллеги и друга, теоретика архитектуры и композиции, кандидата архитектуры Виктора Ивановича Сазонова (1936 – 2015). Вместе исследователи изучали мировоззренческие представления людей древности и их образное выражение, запечатлённое в артефактах прошлого, выпустили совместные научные публикации. В 2024 году уникальный археологический предмет поступил в собрание музея Института археологии и этнографии СО РАН, куда и был сдан по полевой описи 1972 года, а затем выдан в работу исследователям.
«Возвращения» «Ачинского жезла» не случилось бы без помощи родственников Виктора Ивановича Сазонова и главного научного сотрудника Новосибирского краеведческого музея Сергея Георгиевича Рослякова. В первую очередь теперь состояние жезла предстоит оценить реставраторам. Кроме того, как отметил на церемонии передачи артефакта директор ИАЭТ СО РАН, член-корреспондент РАН Андрей Иннокентьевич Кривошапкин, для его изучения теперь доступны совсем другие возможности. «В 1970-е было бы невозможно сделать 3D-модель предмета, провести точную его датировку, определить в лабораторных условиях, из какого материала «жезл» выполнен. Может быть, даже и к лучшему, что предмет нашёлся только сейчас, через полвека, когда мы обладаем в институте всеми научными мощностями для того, чтобы исследование было продолжено на новом уровне» — подчеркнул Андрей Иннокентьевич.
Ученик Виталия Епифановича Ларичева, старший научный сотрудник института Сергей Владимирович Алкин в своём выступлении рассказал о том, как непрост был научный путь Ларичева. «Своеобразная трагедия Ларичева состояла в том, что ему не с кем было спорить. Теория Виталия Епифановича подразумевала, что человек овладел палеоастрономией и палеокалендаристикой ещё в очень давние времена, в эпоху верхнего и даже среднего палеолита. Много находилось желающих не согласиться с этой идеей. Однако их аргументы состояли в том, что «этого не было, потому что этого не могло быть никогда». Но Виталий Епифанович никогда не рассуждал спекулятивно, голословно. Он всегда говорил и писал только о тех вещах, с которыми работал сам. Те же, кто пытались его оспаривать, своих материалов и исследований в данной сфере не имели». По словам Сергея Владимировича, общепринятой на сегодня в науке остаётся точка зрения, что первые календари появились 5-6 тысяч лет назад. Однако такое сложное культурное явление не могло появиться «на пустом месте», без тысячелетних астрономических наблюдений, передачи и анализа их данных. В связи с этим, концепции древних обсерваторий в Хакасии, календаря из Ачинска и других находок В.Е. Ларичева выглядят имеющими логическую основу.
Помощники в «возвращении» жезла, дочь Виктора Ивановича Сазонова архитектор Наталья Викторовна Сазонова и его внук Юрий Владимирович Сазонов, поделились воспоминаниями об отце и деде как о человеке невероятно увлечённом наукой и глубоким философским осмыслением прошлого, и в этом Сазонов и Ларичев были очень схожи. Наталья Викторовна показала бокс из плексигласа с нанесёнными разметками-линейками. Его сконструировал В.И. Сазонов и поместил внутрь «жезл», чтобы удобнее было проводить изучение нанесённого на него мелкого орнамента — за многие десятилетия до компьютерных технологий.
Теперь, после надлежащей подготовки артефакт и связанные с его изучением предметы — публикации, измерительный бокс, прорисовки и рукописные выкладки — смогут занять достойное место в постоянной экспозиции музея и в составе временных выставок. Предмет, предполагаемый как древнейший календарь, несомненно, привлечёт внимание жителей и гостей Новосибирской области.
Фото ИАЭТ СО РАН
Добавить комментарий