ГАНО представил выставку «БАМ - 50 лет»

В выставочном зале ГАНО открылась выставка документов «БАМ - 50 лет», посвященная 50-летию начала основного этапа строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ).

В 2024 году отмечается 50 лет начала основного этапа строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Её называли «стройкой века». Перед железнодорожниками Советского Союза стояла задача проложить магистраль в экстремальных природно-климатических условиях по неосвоенным территориям Восточной Сибири и Дальнего Востока от станции Тайшет до города Советская Гавань. БАМ – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Её протяженность более 4 тыс. километров. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты. БАМ пересекает одиннадцать полноводных рек, прорезает 7 крупных горных хребтов, проходит более чем через 60 городов и 200 железнодорожных станций.

ГАНО впервые в своей истории демонстрирует документы и фотографии по теме строительства Байкало-Амурской магистрали. На выставке представлены более 70 документов и фотографий, задействованы материалы личного фонда исследователя вечной мерзлоты В.П. Фролова (Ф.Р-2027), фотофондов ГАНО (Ф.Р-2190 и Ф.П-11796), личные вещи строителей БАМа.

На открытии выставки присутствовали сотрудники библиотек, архивов, преподаватели высших учебных заведений, студенты Новосибирского колледжа транспортных технологий имени Н.А. Лунина.

Фото ГАНО

С приветственным словом к участникам презентации обратился директор Государственного архива Новосибирской области Дмитрий Геннадьевич Симонов.

– Я был школьником, когда со всех концов страны на строительство БАМа ехала молодежь.  Это создавало ощущение причастности к чему-то великому. Я настраивался, что и мне в будущем предстоит принять участие в чем-то великом. Сейчас появляется надежда, что мы входим вновь в эпоху созидания. Я рад, что вы в молодом возрасте застали эту эпоху, что у вас тоже возникнет ощущение чувства удовлетворения от причастности к великим свершениям.

Презентацию выставки провел ведущий архивист отдела научно-исследовательской и методической работы Государственного архива Новосибирской области Игорь Валерьевич Самарин.

Оказывается, впервые фраза Байкало-Амурская магистраль прозвучала в 1888 году. На совещании Русско-технического общества подняли вопрос, что стране нужна стратегическая дорога на восток, которая бы решала задачи роста экономики, освоения территории и укрепления обороноспособности страны. Предпочтение отдали Транссибирской магистрали, которую построили за 10 лет. Тем не менее, идея БАМА с обходом озера Байкал с севера, не исчезла. В 1926 году строительство Байкало-Амурской магистрали было поручено Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В это время проводились топографическая разведка местности. А первые рельсы положили в 30-е годы под руководством НКВД. С началом Великой Отечественной войны часть рельсов была разобрана, стран нуждалась в металле для изготовления вооружения. Но работы по изучению трассы БАМ не прекращались. С 1967 года разрабатывались рабочие чертежи и был создан макет БАМа, с помощью ЭВМ проводились испытания, приближенные к реальным условиям и математические просчеты рельефа. 1974 год – основополагающая дата в строительстве Байкало-Амурской магистрали. В апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на которую отправились массы молодых людей. Студенческие строительные отряды ехали туда со всего огромного Советского Союза.

На выставке представлены уникальные документы, хранящиеся в ГАНО. Например, фонд Василия Петровича Фролова – инженера, изыскателя, разведчика недр вечной мерзлоты и составителя математической модели прохождения трассы БАМ. Здесь есть подлинные документы, таблицы, расчеты. Фролов работал над проектом Байкало-Амурской магистрали в 30-е годы, а позже в Томске он разрабатывал селекцию многих растений. После его смерти супруга передала этот фонд в ГАНО.

В Государственном архиве Новосибирской области хранится более 200 научных отчетов по БАМу. Надо было не только строить железную дорогу, но и осваивать территории для жизни людей, например, развивать сельское хозяйство, чтобы обеспечивать строителей и жителей продуктами питания.

В ГАНО находятся на хранении авторефераты диссертаций, комплексные планы о создании продовольственной базы в зоне освоения БАМ. В разработке планов участвовали СО РАН, его академические институты, ВАСХНИЛ. Новосибирцы и Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта принимали участие в строительстве восточного участка БАМа. Поэтому в архиве находится много документов и уникальных фотографий именно с этого участка БАМа.

На выставке представлены уникальные и очень хорошего качества фотографии, всего их на хранении в ГАНО более 200 штук. Здесь и строители магистрали, и возведение жилых домов, и свадьба на БАМЕ, и открытие детского сада.

Посетители выставки смогут увидеть картины советских художников, посвященные БАМУ. Это альбом «БАМ – стройка мужества» выпущенный в 1980 году.

А также личные вещи строителей Байкало-Амурской магистрали – сапоги, стройотрядовская куртка новосибирского медицинского института и БАМовский значок.

А вот уникальный значок новосибирского строительно-монтажного поезда (СМПБАМстрой) архивисты так и не нашли.

Уникальный экспонат выставки, которого больше нет нигде в Новосибирске – газета «Байкало-Амурская магистраль» от 20.12.1974 года.

Член регионального Совета Новосибирского отделения Русского географического общества Евгений Валентинович Захаров рассказал собравшимся о 30-дневном мотопробеге, посвященном 50-летию БАМа, в котором он принимал участие. Участники мотопробега за месяц проехали вдоль всей трассы БАМа. Дорога проходила и по грунтовой дороге вдоль трассы, и вброд через речушки, и на поезде по мостам через полноводные реки.

В подготовке выставки ГАНО помогли партнеры: отдел краеведения Новосибирской государственной областной научной библиотеки, Городской центр истории новосибирской книги им. Н.П. Литвинова, парк музеев «Галерея времени» («Музей эпохи СССР»).

Сейчас на БАМе запущена активная модернизация. Президентом подписан указ о реализации проекта БАМ 2.0. По итогам строительства планируется увеличить грузопоток крупнейшей железнодорожной магистрали примерно в два раза, грузопоток обновлённого БАМа будет составлять примерно 35-40 миллионов тонн грузов.

Желающие смогут посетить выставку до конца октября 2024 г., предварительно записавшись по номеру телефона (383) 296-56-87 Государственного архива Новосибирской области.

Подготовила Людмила Кузменкина

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image