Более 26 лет Александр Карлович Иванов проработал на этом предприятии в должности главного инженера.
Главный инженер «Новосибирского завода химконцентратов» с 1961 по 1987 гг. Родился 21 августа 1924 года в Чите. Окончив школу, поступил в НИИЖТ, но в 1942 году был призван в армию. После тяжёлого ранения в 1944 году получил инвалидность и был комиссован. В 1950 году с отличием окончил Иркутский горно-металлургический институт. Трудовую деятельность начал в качестве лаборанта НИИ Енисейстрой МВД СССР. С 1954 года на Новосибирском заводе химконцентратов. Работал технологом цеха, заместителем начальника цеха, начальником цеха и более 26 лет главным инженером завода. Кандидат технических наук, 1975 г. Удостоен званий лауреата премии Совета министров СССР, 1981 г., лауреата Государственной премии СССР, 1988 г. Награждён орденами: Красной звезды, 1944 г., Знак Почёта, 1962 г., Трудового Красного Знамени, 1966, 1971 г.г. За время его работы на НЗХК было освоено урановое производство, созданы литиевое производство, изготовление топлива для исследовательских и энергетических реакторов. Александр Карлович осуществлял непосредственное техническое руководство процессами реконструкции, совершенствования, внедрения новых технологий (https://www.nccp.ru/about/history_of_nccp/famous_factory_workers/iak/).
Судьба этого человека была сложной, порой драматичной, но он сумел мужественно преодолеть все препятствия и посвятить свою жизнь любимому делу – становлению и развитию Новосибирского завода химконцентратов. Его уже нет с нами, но то, что он сделал для завода, навсегда останется в памяти потомков.
За свою трудовую жизнь Александр Карлович добился многого. Он никогда не останавливался на достигнутом, всегда стремился вперед, изучал новые технологии, разработки, а потом внедрял их в производство.
Не случайно главный инженер завода стал кандидатом технических наук, лауреатом Государственной премии СССР, премии Совета министров СССР, был награжден орденом «Знак почета» и двумя орденами Трудового Красного Знамени. Были у него и боевые награды: орден Красной звезды и медаль «За победу над Германией».
Латышский революционер, меньшевик, исследователь народов Севера
«Как река с истока…» начинается судьба каждого человека с его родителей, которые не только подарили ребенка миру, но и передали многие свои личностные качества, знания, опыт. Родители Александра Карловича были очень интересными людьми. Его отец – Карл Янович Лукс был профессиональным латышским революционером, который отсидел в тюрьмах в общей сложности более десяти лет, а потом был отправлен на вечное поселение в Иркутскую губернию. Далее «послужной список» Лукса просто впечатляет. После революции Карл Янович возглавил Забайкальских меньшевиков-интернационалистов, ведя непримиримую войну с большевизмом, однако это не помешало ему в дальнейшем бороться против белогвардейцев и интервентов, активно работать в подполье, быть командующим Восточно-Забайкальским фронтом, министром по национальным делам Дальневосточной республики, председателем Комитета по оказанию помощи голодающим в России.
В последующем, находясь на постах заместителя председателя дальневосточного Комитета содействия народностям северных окраин, уполномоченным Главнауки Наркомпроса РСФСР, директора Дальневосточного краевого музея, ректора Института народов Севера, он полностью отдавал свои силы новому и нужному делу
В Магадане его именем названа одна из улиц, ведь именно Карл Янович Лукс выбирал место для строительства первого населенного пункта на территории современного Магадана.
Читая воспоминания об отце Александра Карловича Иванова, сразу представляешь его самого – энергичного, неутомимого, полностью посвятившего себя избранному делу.
Инвалидность – не приговор
Детство Александра прошло в Чите, где он родился в 1924 году, там же закончил школу. Так сложилась судьба, что воспитывала его одна мама, которая окончив естественное отделение Иркутского педагогического университета, работала преподавателем в школе, позднее – в микробиологической лаборатории.
На фронт Александр Иванов был призван в 1942 году. Про войну он вспоминать не любил, слишком большой след оставила она в его судьбе. На фронте Александр Карлович был разведчиком, часто ходил за линию фронта за «языком». Когда его ранило, товарищи на руках вынесли бойца к своим. Долго лечился в госпитале, и в январе 1945 года Иванова мобилизовали, присвоив инвалидность второй группы. Победу он встретил в Иркутске. Правая рука практически не работала, но Александр постоянно ее «разрабатывал», даже привязывал к лопате и помогал матери сажать картошку. Постепенно рука «ожила», но на всю жизнь остались шрамы от ранений и плохой почерк.
Любознательный, технически одаренный молодой человек решил получить высшее образование, поступив в Иркутский горно-металлургический институт на специальность «обогащение полезных ископаемых».
В 1950 году Иванов получил диплом с отличием и был направлен на работу лаборантом в НИИ «Енисейстрой» МВД СССР. Чуть позже судьба забросила его на Чепецкий механический завод в город Глазов Удмуртской АССР, где он работал сначала мастером, а затем технологом цеха.
На НЗХК прошло несколько технологических революций
А в 1954 году Александр Карлович по его просьбе вместе с женой Дарьей Андреевной был переведен на Новосибирский завод химконцентратов, где прошел трудовой путь от технолога цеха, зам начальника, начальника цеха, до главного инженера завода. Что значили для него эти годы, хорошо знали его коллеги, которые вместе с ним, буквально поднимали завод.
История завода химконцентратов началась в 1948 году, когда площадку строящегося автозавода передали предприятию оборонного значения.
С 1951 года НЗХК производил топливо для уран-графитовых промышленных реакторов. В результате работы этого топлива в реакторах – нарабатывался плутоний, который в дальнейшем шел на производство ядерного оружия. Завод стоял вначале цепочки – из природного урана здесь изготавливали ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы). Предприятие принимало непосредственное участие в первом ядерном проекте СССР.
Диана Федоровна Зенкова – Лауреат Государственной премии, начальник отраслевой лаборатории автоматики вспоминает, что когда они с мужем приехали после окончания Московского энергетического института на Новосибирский завод химконцентратов, то здесь практически было только урановое производство. «С точки зрения автоматизации, механизации, контроля – это производство было первобытным», – вспоминает Диана Федоровна, в то время работавшая инженером в цехе контрольно-измерительных приборов.
– Завод все время находился в стадии реконструкции, совершенствования, внедрения новых технологических процессов. Роль главного инженера – Александра Карловича Иванова была огромна. Я его называла «рабочей лошадью». Он отличался колоссальной работоспособностью, удивительной дотошностью. Постепенно урановое производство стало современным, с новыми технологическими процессами, полностью автоматизированным. Вся эта работа была направлена на то, чтобы улучшить качество выпускаемой продукции, улучшить условия труда и повысить производительность.
Второе производство, которое чуть позже появилось на заводе – это литиевое производство. Металлический литий и его соли использовались в оборонном проекте и в народном хозяйстве. Большую роль НЗХК сыграл в развитии космической техники. Мы изготавливали радиационную защиту для приборных отсеков космических аппаратов.
Третье направление работы НЗХК – это выпуск топлива для исследовательских реакторов.
И, наконец, в начале 1970-х, когда стала бурно развиваться атомная энергетика, на НЗХК появилось то производство, которое сегодня является основным – фабрикация топлива для водо-водяных энергетических реакторов ВВЭР-1000.
Являясь инженером высочайшей квалификации, Иванов мобилизовал коллектив предприятия в сотрудничестве с учеными отраслевой и академической науки на решение труднейших производственных проблем. В результате очень многие научные разработки испытывались на заводе, а затем внедрялись в производство.
Вся реконструкция завода в течение 26 лет в техническом плане была в руках Иванова, – продолжает рассказ Диана Федоровна. За годы его работы было проведено несколько технологических революций! Александру Карловичу, как главному инженеру, приходилось решать не только организационные вопросы, но мелкие нюансы, проблемы. Прежде, чем принять решение, он всегда «докапывался до сути». Я удивлялась его дотошности. Когда мы ездили на рабочие совещания, на другие предприятия, он подробно изучал, а как налажено производство у них.
Проблемы качества, технологии всегда стояли во главе его интересов. Он даже ввел систему: каждый месяц на заводе проходили дни качества. Особое внимание уделял вопросам охраны труда и техники безопасности.
Анатолий Иванович Мещеряков, начальник ремонтно-строительного цеха НЗХК вспоминает, что в вопросах техники безопасности главный инженер, действительно был очень строг. Когда разрабатывали сани для перевозки кислородных баллонов, Иванов места себе не находил: «А буксир то выдержит?» Доверял исполнителям, но всегда проверял.
Бывало, что журил по-отцовски, но коллеги Александра Карловича не могут вспомнить, когда он говорил повышенным тоном, обычно тихо и спокойно. Он всегда утверждал, что криком дело не поправишь.
«Это был самый грамотный главный инженер на заводе», – вступает в разговор Юрий Иванович Мещеряков, бывший главный конструктор, начальник отдела комплексного проектирования нестандартного оборудования.
– С ним легко было работать. Это был очень порядочный, требовательный человек. Несколько раз мы с ним ездили на совещания в Москву. После официальной программы обязательно шла культурная – ходили в театр, ну, и в ресторанчик могли заглянуть.
Бегом вокруг Кремля
Из-за большой загруженности на работе, дома Александра Карловича видели мало. Воспитанием дочки Тани и сына Павла занималась в основном бабушка Татьяна Васильевна.
– Семья была счастливая, – вспоминает его дочь Татьяна Александровна Иванова. Во время отпуска путешествовали на автомобиле. Отец прекрасно ориентировался на местности, потому и в разведке служил. Он обладал харизмой, что казалось мне нормой. Был азартен. Любил красавицу жену и детей, часто дарил цветы. Дружил с однокашниками. По мере сил и возможностей всегда кому-то помогал в сложных жизненных ситуациях. Любил читать «толстые» и научно-популярные журналы. Хорошо бегал и плавал. На спор мог переплыть Бердский залив в районе санатория «Сосновка».
Страстный любитель физкультуры и здорового образа жизни главный инженер организовал на заводе группу здоровья, куда входил руководящий состав НЗХК. Потапенко Владимир Ильич – главный инспектор по контролю безопасности на ядерно-радиационных объектах рассказывал, что у них сложилась дружная команда, которая каждые выходные занималась спортом. С раннего утра собирались они в спорткомплексе «Сибирь»: бегали, плавали в бассейне, парились в бане. Летом все оздоровительные процедуры переносились на дачу к Александру Карловичу. Иванов всегда был душой компании, любил розыгрыши, шутки.
Если кто опаздывал в баню, того парил он сам, последним, практически голым веником.
Кстати, веники и травы для бани они тоже заготавливали каждое лето своим коллективом.
В 1987 году Иванов ушел с должности главного инженера и занялся проблемами экологии.
Сегодня на заводе существует корпоративная премия имени Иванова, которая ежегодно вручается за выдающийся вклад в охрану окружающей среды.
Каждый год молодые сотрудники завода Химконцентратов принимают участие в научно-практической конференции, посвященной памяти главного инженера ОАО «НЗХК» Александра Карловича Иванова. В этом году она проводится уже в шестой раз.
Дело, которому всю свою жизнь посвятил Александр Карлович, сегодня продолжает современное поколение. Во славу родного завода, во славу родного города!
Людмила Кузменкина
Добавить комментарий