Лесообразовательный процесс в Барабинской лесостепи

В статье рассматриваются вопросы состояния и динамики лесов Барабинской лесостепи и предлагаются рекомендации по восстановлению и созданию новых лесов на этой уникальной равнине юга Западной Сибири.

На крайнем юге Западной Сибири между лесной зоной и степью располагается уникальное физико-географическое образование, простирающееся на тысячу километров с запада на восток и на более чем двести километров с севера на юг, территория которой покрыта участками степей, лугов, озер, лесов – называемое со времени ее освоения Барабинской лесостепью. Ее уникальность заключается в том, что на этой громадной площади противоборствуют четыре природных процесса – лугообразование, болотообразование, степеобразование и лесообразование. Первые три процесса проявляются в подзоне особенно активно и каждому из них способствует исключительная выположенность рельефа и климат. В связи с этим на юге подзоны доминируют степи, в средней и северной части простираются луга и низинные болота, приуроченные к плоским прогнутым поверхностям с близким уровнем грунтовых вод.  Леса, за исключением степных участков, занимают повсеместно повышенные формы рельефа и склоны блюдцевидных понижений, образуя так называемые «колочные леса» (рис. 1). Эта приуроченность отражает общее свойство лесов произрастать и развиваться только на территориях с расчлененным рельефом, характеризующихся различной дренированностью (Морозов, 1931; Пономарева, 1970; Седых, 1991, 2009, 2011; и др.). На космических снимках зимнего залета особенно ярко проявляется эта закономерность.

Рис. 1. Леса приурочены к склонам блюдцевидных понижений, образуя «колочные леса».

Слабое присутствие лесов на территории лесостепи, как и на севере Западной Сибири в Сургутском Полесье и далее на территории Ямало-Ненецкого округа, обусловлено выположенностью рельефа, что является главным лимитирующим фактором существования лесов в этих регионах. В то же время оба региона обладают неиспользованными возможностями увеличения лесистости, развитию которой на севере препятствуют в силу холодного и влажного климата болото- и тундрообразовательный процесс, а в лесостепи степе- и лугообразование в силу аридных особенностей климата и присутствие низинных болот. В то же время наряду с наличием расчлененности поверхностей, осложненных многочисленными гривами, сложенных суглинистыми и супесчаными отложениями (Устинов и др., 2005; Казанцев и др., 2005; и др.) и климата, в лесостепи лесорастительные условия благоприятствуют произрастанию всех лесообразующих пород, что позволяет поднять лесистость с 5% до 10-20%. При этом при проведении лесоводственных мероприятий в Барабинской лесостепи могли быть созданы наиболее продуктивные леса на уровне II и III классов бонитета. Лесоустроительные материалы свидетельствуют о доминировании этих лесов в лесостепной подзоне, что отражают благоприятные условия для их обитания в этом регионе.

Однако, чтобы добиться увеличения лесистости Барабы и высокой продуктивности лесов можно было бы воспользоваться знаниями о закономерностях динамики лесообразовательного процесса в лесорастительных условиях этой подзоны, но, к сожалению, их нет, ввиду того, что леса Барабы просто серьезно никем не изучались. Соответственно и лесное хозяйство не может воспользоваться этими знаниями, и оно ведет свое лесоводственное дело, руководствуясь спросом местного населения на дрова.

Более того, ранее, начиная с работ И.И. Жилинского, и до сих пор все виды мелиораций, проводившиеся в Барабинской лесостепи, были направлены на подъем продуктивности сельскохозяйственных угодий, и они никак не касались улучшения лесного хозяйства в этой подзоне (Гергерт, 2005; Функ, Павлова, 2005; Маслов, 2005; Альбах, 2005; и др.), что является несомненно большим историческим пробелом в деле освоения природных ресурсов Барабы.

Свидетельством отсутствия или наоборот активного ведения лесного хозяйства в лесах и, в частности, в березовых и осиновых, является распространение повсюду разновозрастных лиственных насаждений. Они состоят преимущественно из нескольких поколений древостоев порослевого происхождения (рис. 3) совершенно не характерных для лиственных лесов.

Рис. 3. Березняки порослевого происхождения.

Это состояние указывает на неиспользование лесными насаждениями потенциальных возможностей местных лесорастительных условий, где могли бы формироваться высокопродуктивные одновозрастные леса с высоким качеством древесины (рис. 4), а не нынешние, идущие на дрова или углежжение.

Рис. 4. Березняки семенного происхождения.

Их разновозрастность обусловлена или часто возникающими паловыми пожарами или же обычным процессом возрастной динамики, отпадом отдельных деревьев или группы деревьев в результате прекращения жизни и сменой их новыми древостоями порослевого происхождения (рис. 5, 6). Этому же процессу способствуют выборочные рубки, усиливающие деградацию лесов и снижение их технического качества и былой продуктивности, и в целом содействуют процессу снижения лесистости подзоны.

Рис. 5. Березняки, пройденные паловыми пожарами.

Рис. 6. Осинники, пройденные паловыми пожарами.

Ранее, до активного обживания лесостепи переселенцами с Запада, леса, видимо, были другими и их было значительно больше, о чем свидетельствуют высокопродуктивные сенокосы, возникшие на месте лесов по воле человека, а также отдельные сохранившиеся массивы березняков высокой продуктивности, семенного происхождения. Они развивались без вмешательства человека на гарях после пожаров как все остальные леса в лесной зоне Западной Сибири, как на расчлененных, так и на равнинных поверхностях. И сейчас на территории лесостепи можно встретить молодые березняки на гарях, возникшие естественным путем за счет привнесенных семян. Их развитие будет осуществляться по типичным схемам послепожарных лесных сукцессий, формируя высокопродуктивные березняки с высокими техническими качествами древесины, если этому процессу не помешают палы и вмешательство человека с выборочными рубками.

Что же касается хвойных насаждений, а они представлены только сосновыми, то отношение к ним лесоводов совершенно не объяснимо. Лесные культуры сосны пытаются создавать на месте произрастания березы, на слабо дренированных засоленных суглинистых почвах, пытаясь выращивать сосну в несвойственных для нее условиях. Это следует признать, мягко выражаясь, совершенно не продуманной операцией. Наукой доказано, что сосняки, воспроизведенные на этих почвах, не выживают и со временем замещаются лиственными породами. Для создания сосновых лесов необходимы совершенно другие технологии, основанные на использовании закономерностей естественного воспроизводства лесов, где были бы задействованы механизмы, благодаря которым существуют сосняки в Барабинской лесостепи. Их мало, они в составе покрытой лесом площади составляют всего 2 %, но они существуют в лесостепи и их изучение в настоящее время является просто необходимостью. Я уверен, площадь сосновых лесов могла быть значительно увеличена с использованием знаний природных факторов, благодаря которым формируются эти насаждения этой лесной формации.

На территории Барабы также изредка в примеси с лиственными лесами произрастают и другие хвойные породы – ель, пихта, кедр, лиственница, что свидетельствуют о возможности формирования из них полноценных насаждений. Климатические и геоморфолого-почвенные условия благоприятствуют существованию всех лесообразующих пород, что позволило бы в совокупности с лиственными породами и сосной значительно увеличивать лесистость и дендрологическое разнообразие лесных экосистем путем создания лесных массивов на территории этой уникальной Барабинской лесостепи.

Благодаря современной землеройной технике на опытных участках, сложенных суглинистыми и супесчаными отложениями, можно было бы уже сейчас создавать гривный рельеф, который привел бы к увеличению дренированности и снижению в связи с этим солонцеватости валов и созданию тем самым благоприятных условий для закрепления лесной растительности. На севере в Сургутском Полесье повышенные формы рельефа техногенного происхождения, там повсеместно занимаются новыми молодыми лесами, возникшими естественным путем, которые по продуктивности значительно превышают фоновые. Это связано только с улучшением дренированности и улучшением химико-физической структуры местообитаний, которые ранее были заняты малопродуктивными заболоченными лесами. Не исключено, этот эффект от целенаправленного преобразования рельефа мог бы проявиться и в этой полузаболоченной лесостепи, что стало бы одним из приемов мелиорации территорий для воспроизводства лесов.

Наряду с этими мероприятиями для организации полноценного лесного хозяйства в этом регионе Западной Сибири необходимо решить задачи, исполнение которых позволило бы освоить потенциальные возможности природы лесостепи к созданию многообразных лесных ресурсов.

На основе аэрокосмических, литературных и фондовых материалов и наземных работ:

  1. Провести оценку особенностей геоморфологического строения территории и связанного с ним качества лесорастительных условий, пригодных для создания лесов.
  2. Исследовать строение и восстановительно-возрастную динамику лесных насаждений, развивающихся под воздействием природных и антропогенных факторов.
  3. Открыть полигон для апробации новых методических приемов формирования лесов с использованием природных и антропогенных факторов.
  4. Создать питомник по выращиванию посадочного материала всех лесообразующих пород Сибири в объеме, позволяющим обеспечивать полную потребность на их использование при проведении лесокультурных работ на всей территории Барабинской лесостепи.
  5. На основе проведенных научно-исследовательских и опытно-производственных работ разработать новые технологии создания лесов и внедрить их в производство работ по облесению Барабинской лесостепи.

 

Следует отметить, при наличии средств, работы по облесению территории могли бы быть начаты одновременно с проведением научных исследований, что позволило бы ускорить процессы осуществления глобальной проблемы по восстановлению и созданию новых лесов на территории этой уникальной и до сих пор загадочной лесостепи планеты.

В.Н. Седых, д.б.н., главный научный сотрудник Западно-Сибирского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института леса им. В.Н. Сукачёва Сибирского отделения Российской академии наук (ЗСФ ИЛ СО РАН)

Литература

Устинов М.Т., Глистин М.В., Казанцев В.А., Магаева Л.А. Адаптивно-ландшафтная мелиорация Барабы. – Журнал «Мелиорация и водное хозяйство». – М., 2005. – С. 47-49.

Казанцев В.А., Магаева Л.А., Устинов М.Т. Эколого-мелиоративные особенности Барабы. – Журнал «Мелиорация и водное хозяйство». – М., 2005. – С. 27-29.

Гергерт В.А. Стодесятилетие начала мелиоративного обустройства Барабинской низменности. – Журнал «Мелиорация и водное хозяйство». – М., 2005. – С. 8-10.

Функ В.А., Павлова Н.И. План осушения болот и урегулирования вод барабы. – Журнал «Мелиорация и водное хозяйство». – М., 2005. – С. 15-18.

Маслов В.С. Комплексная мелиорация Барабинской низменности и ее научное сопровождение. – Журнал «Мелиорация и водное хозяйство». – М., 2005. – С. 11-16.

Альбах А.Д. Проблемы мелиорации в Барабинском районе. – Журнал «Мелиорация и водное хозяйство». – М., 2005. – С. 17-18.

Седых В.Н. Аэрокосмический мониторинг лесного покрова. – Новосибирск, «Наука», СО, 1991. – С. 238.

Седых В.Н. Лесообразовательный процесс. – Новосибирск, «Наука», 2009. – С. 164.

Седых В.Н. Леса и нефтегазовый комплекс. – Новосибирск, «Наука», 2011. – С. 138.

Морозов Г.Ф. Учение о лесе. – М.; Л., 1931. – 438 с.

Пономарева В.В. Лес как элювиально устойчивый тип растительности // Бот. журн. – 1970, Т. 55. – С. 1585-1595.

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image