Пять дней

Новосибирский режиссёр снял документальный блокбастер о легендарном лётчике-асе Александре Покрышкине.

Для режиссера Павла Меняйло Александр Покрышкин был с детства знаковой фигурой.

Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин! Надрывались с весны 1943 года немецкие посты оповещения, предупреждая, что знаменитый русский ас в воздухе: «молодёжи» — срочно вернуться на аэродромы, «старикам» — выйти из затяжных боёв. «Ахтунг! Покрышкин!» — это документальный фильм в жанре киноинтервью, снятый творческой командой режиссёра Павла Меняйло. В ленте тщательно и вдохновенно воссоздаётся атмосфера 1944 года, когда Александр Покрышкин, уже овеянный славой национального героя и получивший третью звезду Героя, приехал в Новосибирск на пять дней, чтобы обнять мать и беременную жену. В воздухе и настроениях людей уже чувствуется приближение Победы, но война идёт, требуя концентрации всех сил — и физических, и духовных.

Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин в годы войны совершил более 650 боевых вылетов, участвовал в 156 воздушных боях.

— Мне бы хотелось, чтобы дети и подростки не только из Новосибирска, но и из любых уголков России могли узнать об этом человеке, проникнуться его удивительной судьбой, — рассказывает Павел Меняйло. — Чтобы он стал для них понятным и живым, не просто именем на табличке, названием площади или метро. Я сам с детства мечтал об авиации, и книга «Небо войны» Покрышкина была одной из самых любимых. Новое поколение тоже нуждается в таких героях. Есть ощущение, что кино получилось замечательным. Много сил и энергии потребовалось мне и прекрасному художнику Евгении Шадриной, чтобы утвердить образ Покрышкина. Вместе с продюсером Юрием Яшниковым мы долго добивались правильного ритма, чтобы фильм был зрительским и смотрелся на одном дыхании. Но главное — появилось полное ощущение, что нам удалось сделать героя Покрышкина живым и осязаемым.

Аутентичность атмосферы «роковых сороковых».

Короткая передышка, пять дней отпуска, дома ждут любимые люди, но за Александром Ивановичем в Новосибирск увязывается толпа журналистов и кинохроникёров — шагу ступить нельзя без настырных вопросов. Покрышкина возят по заводам, где он встречается с рабочими, отвечает на вопросы — одно из интервью и становится сюжетной основой фильма. Павел Меняйло подчёркивает: мы не гонялись за «дословной аутентичностью» этого интервью, но попытались достоверно реконструировать тот разговор, передав зрителю особый момент жизни Покрышкина, когда он был молод и дерзок.

— Работа над фильмом подкидывала настоящие сюрпризы, о которых мы даже не догадывались на старте проекта, — вспоминает продюсер Юрий Яшников. — Редактор по архивам фильма «Ахтунг! Покрышкин!» Мария Кельчевская нашла информацию о том, что в 1945 году в США про Александра Покрышкина был выпущен комикс. Звучит невероятно, но этот факт подтвердился. Мы сумели найти и купить через интернет один сохранившийся экземпляр и доставили его в Россию. Вместе с режиссёром пришли к выводу, что это необычная и яркая краска для фильма, которую просто необходимо добавить в сценарий.

Для того чтобы зритель открыл дверь в 1943 год, нужно было полностью воссоздать атмосферу квартиры тех лет, где каждая вещь аутентична и дышит историей. В Новосибирске есть человек, который трепетно хранит эхо прошлых лет в пространствах памяти Академгородка, — Анастасия Близнюк, основательница легендарного «Интегрального музея Академгородка», хранитель и собиратель артефактов советской эпохи. В прошлом году она создала новое выставочное пространство в здании Вычислительного центра СО АН СССР, здесь сейчас работает три научных института, связанных с IT-отраслью. «АкадемВЦентре» — это три комнаты: прихожая, гостиная и рабочий кабинет, обставленные мебелью и артефактами тех лет, когда отцы-основатели Академгородка превращали Новосибирск в научный центр Сибири. Экспозиция посвящена первому директору Вычислительного центра, выдающемуся специалисту в области вычислительной математики Гурию Марчуку, но художники-постановщики фильма «Ахтунг! Покрышкин» сказали: локация — отличная! И вместе с Анастасией Близнюк полностью реконструировали квартиру 1940-х годов с пронзительной атмосферой тех лет, где зритель мог увидеть в кадре подлинные вещи Александра Покрышкина — бинокль и шахматы.

Над фильмом работала команда профессионалов - лауреатов многих кинематографических премий.

— Команда кинопроекта проделала огромную работу по поиску достоверных данных, организации съёмочного процесса, чтобы зрители могли увидеть эту картину, — сказал на премьере фильма, которая прошла в центре культуры и отдыха «Победа», заместитель министра культуры Новосибирской области Владимир Деев. — Для нас особенно важно, что съёмки проходили в Новосибирской области и в процессе использовались наши подлинные материалы, участвовали и помогали наши учреждения культуры.

Наталия ДМИТРИЕВА | Фото предоставлены командой «Киноинтервью» и пресс-службой министерства культуры НСО

https://xn--b1aecnthebc1acj.xn--p1ai/08102024-five-days

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image