65 лет Сибирскому научно-исследовательскому институту авиации имени С. А. Чаплыгина (1941)

Август – 75 лет ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина». 19.08.1941 вышло постановление ГКО «О создании второй научно-исследовательской базы авиации на Востоке СССР». В Новосибирске, согласно Приказу Наркомата авиационной промышленности СССР от 21.08.1941, началась организация филиала Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), расположенного в пос. Стаханово Московской области (с 1947 г. – г. Жуковский). В октябре–ноябре 1941 г. в Новосибирск эвакуировано около 500 учёных, инженеров и рабочих, доставлена часть демонтированного оборудования и техническая документация. Группу ведущих учёных ЦАГИ возглавил академик АН СССР С.А. Чаплыгин (1869–1942), один из основоположников аэродинамики, заслуженный деятель науки, Герой Социалистического Труда. В годы войны в лабораториях института по заданиям ГКО проводились испытания образцов авиатехники, создавался научнотехнический задел для разработки перспективных летательных аппаратов (ЛА). В 1946 г. большинство специалистов ЦАГИ вернулись в г. Жуковский. 9.07.1946 постановлением Совета Министров СССР Новосибирский филиал ЦАГИ получил статус научно-исследовательского института и стал называться Государственным союзным сибирским научно-исследовательским институтом авиации. Ныне ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» – крупнейший научно-исследовательский центр авиационной науки с уникальной экспериментальной базой, исследовательскими лабораториями и коллективом высококвалифицированных специалистов, работающих на следующих направлениях авиационной науки. Аэродинамика и динамика полёта ЛА, статическая, усталостная, тепловая и динамическая прочность авиаконструкций, бортовое оборудование, исследование ресурсных характеристик ЛА различных типов, лётные испытания, научно-техническое сопровождение создания, эксплуатации и ремонта авиационной техники. За Уралом СибНИА – единственный многопрофильный авиационный центр, способный решать практические задачи разработки, создания и испытаний ЛА, а также сопровождения их эксплуатации и продления ресурса. (Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2006 год. С. 67, 72; http://sibnia.ru).

Федеральное государственное унитарное предприятие «Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина» за 65 лет своей деятельности внесло огромный вклад в развитие авиации страны. Институт известен далеко за пределами Сибирского региона. Фундаментальные и прикладные исследования и испытания авиационной и космической техники выдвинули его коллектив в авангард науки и производства. Здесь создается техника новых поколений летательных аппаратов, которые поднимутся в воздух через несколько лет.

Институт, являясь второй крупнейшей научно-исследовательской базой авиации страны, строился постепенно.

Сорок первый год. Война. Немецкие войска уже были в Смоленске, бомбили Подмосковье. У правительства возникла проблема с эвакуацией Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), расположенного в г. Жуковском. 19 августа 1941 г. вышло постановление Государственного Комитета Обороны «О создании второй научно-исследовательской базы авиации на Востоке СССР». Местом ее расположения был выбран Новосибирск, где согласно приказу Наркомата авиационной промышленности СССР от 21 августа 1941 г. и стал создаваться филиал ЦАГИ. В октябре-ноябре из Москвы были эвакуированы около 500 ученых, инженеров, рабочих, доставлена часть демонтированного оборудования и техническая документация. Группу ведущих ученых ЦАГИ возглавил один из основоположников аэродинамики – заслуженный деятель науки, Герой Социалистического Труда, академик Сергей Алексеевич Чаплыгин. Он и заложил основные научные направления развития института. (Академику С. А. Чаплыгину не довелось увидеть плоды своих трудов в Сибири: он умер в Новосибирске 8 октября 1942 г. и похоронен на территории института. В 1969 г. в честь 100-летия со дня рождения ученого институту было присвоено его имя.)

На площадке, отведенной в Дзержинском районе города, строилась первая очередь института – аэродинамическая лаборатория. В начале 1942 г. началось возведение корпуса лаборатории прочности с залами статических и динамических испытаний и лабораторными помещениями.

В 1943 г. была введена в строй аэродинамическая труба Т-203 и проведены первые экспериментальные работы. В марте 1944 г. создана лаборатория прочности, которая, как и труба, является главной «кормилицей» института.

В годы войны в лабораториях института по заданиям ГКО проводились испытания образцов авиатехники, создавался научно-технический задел для разработки перспективных летательных аппаратов.

В 1946 г. большинство специалистов ЦАГИ вернулось в г. Жуковский, а новосибирский филиал решено было сохранить. 9 июля 1946 г. постановлением Совета Министров СССР Новосибирский филиал ЦАГИ, получив статус научно-исследовательского института, стал называться Государственным союзным сибирским научно-исследовательским институтом авиации. В ноябре 1946 г. первым директором СибНИА был назначен Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий Олег Константинович Антонов, возглавлявший одновременно опытное конструкторское бюро на Новосибирском авиационном заводе имени В. П. Чкалова. Его знаменитые самолеты «Аннушка» и Ан-14 – «пчелка» – обрели крылья в стенах СибНИА. Они оказались долгожителями – часть из них летают до сих пор. И это был первый большой вклад в авиацию.

С июня 1948 г. по ноябрь 1959 г. институтом руководили бывшие сотрудники ЦАГИ: кандидат технических наук Е. В. Кияев, затем кандидат технических наук, дважды лауреат Государственной премии В. Б. Белянин. За это время образованы лаборатория самолетного оборудования, проектнотехнологическая лаборатория для исследовательских разработок нестандартного уникального оборудования для экспериментальной базы института, созданы скоростные и сверхзвуковые аэродинамические трубы, позволяющие отрабатывать аэродинамические компоновки перспективных летательных аппаратов.

К середине 1950-х гг. в мировой авиации остро встала проблема проведения усталостных испытаний летательных аппаратов. Кроме того, возникла проблема акустической прочности. Все это потребовало создания в стране мощной экспериментальной базы, способной исследовать усталостную прочность различных типов самолетов в лабораторных условиях. Было принято решение построить такую базу в СибНИА, а сам институт ориентировать в основном на исследование различных видов прочности и на ресурсные испытания опытной и серийной авиационной техники. В 1957 г. было утверждено проектное задание на реконструкцию института. Тогда же началось строительство нового корпуса – лаборатории статической прочности летательных аппаратов, позволяющей испытывать на прочность самолеты с полетным весом до 500 т. В ноябре 1959 г. начальником института был назначен доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР Виталий Григорьевич Сувернев. Он возглавлял институт в течение тридцати лет. Под его руководством существенное развитие получила экспериментальная база института, расширился круг научных исследований. Был введен в практику безбассейновый метод испытаний герметических фюзеляжей, разработана универсальная система ресурсных испытаний, созданы корпус-стенд статических и повторных испытаний авиатехники, огромный уникальный стенд для комплексных испытаний самолета Ту-144 (таких стендов всего три в мире, один – в Англии, второй – во Франции, третий – в Новосибирске). Были проведены все необходимые испытания, но, к сожалению, самолет был снят с производства.

В 1960-е гг. в институте работал видный авиаконструктор, сын итальянского барона (прозванный «красным бароном»), выпускник Миланского политехнического института Р. Л. Бартини, создавший новое направление в области аэродинамики и разработавший проект сверхзвукового летательного аппарата принципиально новой схемы.

В апреле 1972 г. создается вычислительный центр института. В июле 1977 г. организуется отдел летно-исследовательских работ (позже переименованный в летно-исследовательскую базу), а через год из отделения прочности выделяется лаборатория внешних нагрузок.

К 1980-м гг. СибНИА превратился в крупнейший за Уралом научно-исследовательский и испытательный центр с высококвалифицированным штатом научных работников – теоретиков, экспериментаторов, инженеров-испытателей – и прекрасным опытным производством. В институте получили развитие все направления исследований прочности авиационных и ракетно-космических конструкций. Были разработаны оригинальные технологии теоретических и экспериментальных исследований и созданы уникальные испытательные стенды. Научная жизнь буквально била ключом: проводились симпозиумы, конференции, осуществлялись многочисленные публикации в журналах, выпускались монографии, защищались диссертации. Был построен и задействован крупнейший в мире испытательный корпус-стенд для испытаний прочности натурных конструкций самолетов с массой до 500 т, за который коллектив был удостоен Государственной премии СССР. Созданы стенды для испытаний стоек шасси любых самолетов. Разработаны оригинальные методы исследования влияния акустических нагрузок, нагрева конструкции самолетов и ракет. В октябре 1984 г. организована научно-исследовательская лаборатория для исследований статической прочности авиационных конструкций при высоких и криогенных температурах. К 1986 г. масштабная реконструкция института закончилась вводом в эксплуатацию нового корпуса усталостной прочности самолетов. Этот период многие работники СибНИА вспоминают как время расцвета института.

В 1989 г. на должность начальника института был избран доктор технических наук, профессор, лауреат премии Совета Министров СССР Алексей Николаевич Серьезнов, который возглавляет институт и сегодня. Он встал во главе института в трудные перестроечные годы. Переход страны на рельсы рыночной экономики привел к многомесячному отсутствию финансирования института. Численность сотрудников значительно уменьшилась, сократились и объемы научных исследований. А испытания многих летательных аппаратов вообще были остановлены. В 1998 г. встал вопрос о приватизации института. Это означало бы, что в течение года институт становился банкротом, так как выход из категории государственных предприятий предусматривает снятие льгот по уплате ряда налогов. СибНИА является единственным предприятием такого рода за Уралом, а по ряду проводимых испытаний – единственным в Российской Федерации, и решением правительства РФ приватизация института была остановлена.

За годы работы были испытаны практически все гражданские самолеты, изготовленные в Советском Союзе. Так, в стенах института проходили испытания сверхзвуковые самолеты Ту-144. Был проведен огромный комплекс исследований по обеспечению этой программы. Проводились испытания по аэрокосмическому челноку «Буран». К сожалению, эта программа была закрыта, но институт на ней многому научился. Были найдены новые решения, каких не было в мировой практике. В «закромах» института находится и луноход, проходивший испытания. Это пилотируемая капсула, в которой могли вести исследования космонавты. Но лунный проект был тоже закрыт, хотя испытания по нему проведены полностью. В области аэродинамики институт работал с первыми в мире подводными лодками, с экранопланами и экранолетами – летательными аппаратами уникальной конструкции. Они летают над поверхностью воды или суши на высоте от 1 до 5 м, что позволяет экономить топливо и увеличивать дальность полета.

Одно из высших достижений института – работа над созданием боевого самолета Су-27 с красивым, неповторимым обликом. За эту работу главный научный сотрудник, кандидат технических наук С.Т. Кашафутдинов получил Государственную премию. Сегодня это лучший боевой самолет, которым наша страна может по праву гордиться. И, вообще, все «семейство» самолетов Су прошло обкатку в аэродинамических трубах СибНИА. Сейчас институт успешно занимается самолетами боевой авиации уже пятого поколения.

Кроме того, формировался облик современных спортивных самолетов, за что в 2003 г. были удостоены Государственной премии начальник отделения кандидат технических наук С. Г. Деришев и С. Т. Кашафутдинов.

Важным направлением в деятельности института является испытание шасси. СибНИА располагает уникальной в России линейкой испытания шасси всех типов самолетов – от легких до тяжелых и, единственный в стране, занимается доводкой шассийных групп.

Сегодня институт имеет уникальную научную, производственную, экспериментальную базу для проведения прочностных и ресурсных испытаний практически любых авиационных конструкций, самых современных самолетов всех типов – грузовых, пассажирских, боевых, спортивных, деловых. На его стендах проходят испытание порядка десяти самолетов в собранном виде самых последних модификаций. Здесь начали испытывать самолет Ту204, отечественную разработку КБ Туполева. Это самолет средней дальности, высоко оцененный международными специалистами. Он должен прийти на смену уже сходящему со сцены Ту-154, однако отсутствие государственной финансовой поддержки привело к тому, что прочностные ресурсные испытания растянулись на многие годы. В просторном зале института находится на испытаниях самолет с герметическим фюзеляжем С-80, разработанный ОКБ Сухого. С-80 и самолет Ан-38, выпускаемый на заводе имени Чкалова, в ближайшем будущем составят самолетный парк авиакомпаний, обслуживающих местные воздушные линии. С-80 – самолет повышенной комфортности. Он будет летать на высоте, где пассажиры практически не почувствуют «болтанки». Кстати, СибНИА располагает сегодня летно-исследовательской базой, имеющей свой парк самолетов, своих летчиков и летчиков-испытателей, выросших в стенах института.

Одним из важнейших направлений в деятельности института является исследование по акустике. Сейчас во всем мире предъявляются очень жесткие требования к шумам. 50% составляют шумы двигателя и по 25% – шумы конструкций летательного аппарата и шумы шасси. Работа над созданием малошумных конструкций проводилась всегда. Малошумные двигатели – уже реальность. И сегодня одной из актуальных задач является уменьшение шума посадочных шасси.

Кроме того, СибНИА разрабатывает нетрадиционные транспортные средства. Одно из них – амфибийный катер на воздушной подушке. Его можно использовать для охоты, рыбалки, отдыха и как разъездное спасательное, туристическое, медицинское, грузовое транспортное средство. Причем он пригоден для всех климатических зон. Катер способен передвигаться по воде, болоту, глубокому снегу, любой равнинной поверхности, преодолевать перекаты, отмели, пологие береговые склоны, промоины, торосы.

Для того, чтобы выжить в новых экономических условиях, институт не только «осваивает» небо, но и «обживает» землю. Высокая квалификация специалистов, современная лабораторная база, богатый опыт позволяют плодотворно трудиться в разных областях промышленности. Одним из таких направлений является работа в области дефектоскопии, неразрушающих методов контроля. Так, совместно со СГУПС в ряде железнодорожных депо России внедрены дефектоскопические системы, обеспечивающие безопасность эксплуатации грузового железнодорожного транспорта. Разработанная сибирскими учеными акустико-эмиссионная диагностическая система стала лауреатом премии им. Косыгина за достижения в области высоких технологий. Создана целая гамма приборов для оценки прочности, долговечности и технической безопасности, в том числе и для безопасности таких объектов, как газо- и нефтепроводы. По инициативе и во многом благодаря усилиям руководства СибНИА создана Ассоциация «Сибирская промышленная гидравлика и пневматика». Она объединяет крупнейших разработчиков и производителей гидравлического и пневматического оборудования Сибирского федерального округа. Президентом Ассоциации «СибПГП» является академик РАТ А. Н. Серьезнов. ФГУП «СибНИА имени С. А. Чаплыгина», Институт теоретической и прикладной механики СО РАН получили заявки на проработку технических проблем, существующих на обогатительных фабриках и Западно-Сибирском металлургическом комбинате. И самое главное – удалось наладить прямые деловые связи с потенциальными потребителями гидравлической и пневматической продукции. Уже получила известность лаборатория гидравлических испытаний общепромышленной продукции при испытательном центре (ИЦ СибНИА). Руководит лабораторией исполнительный директор Ассоциации «СибПГП» кандидат технических наук Ю. В. Колеватов. Лаборатория тоже работает в рамках Ассоциации «Сибирская промышленная гидравлика и пневматика».

Ученые и инженеры СибНИА внесли неоценимый вклад в развитие науки и техники отечественного самолетостроения. Исследованы аэродинамические характеристики моделей более 1000 различных летательных аппаратов и наземных транспортных средств, проведены усталостные испытания натурных образцов и определен ресурс около 200 самолетов и вертолетов. Впервые в стране разработана и освоена сварка алюминиевых сплавов, созданы уникальные стенды для испытания посадочных устройств летальных аппаратов и многие другие методы и устройства для проведения исследований и испытаний авиационной техники, проверено также большое количество различных ракет, и каждый раз специалисты института выдавали рекомендации КБ по улучшению конструкции изделий.

СибНИА является надежным партнером многих предприятий, ОКБ, НИИ авиационно-космического профиля. Установлены связи с авиационными центрами Болгарии, Индии, Китая. В том, что институт выстоял и готов активно участвовать в развитии авиационной науки и техники, заслуга коллектива, его руководителей. Директор института А. Н. Серьезнов так определяет основные задачи, которые стоят перед авиационной наукой: «С каждым днем самолетов становится все больше и больше, в мире их уже около двухсот тысяч, и перевозят они огромное количество людей. Поэтому на первый план сегодня выходят другие критерии: экономичность, экологичность, безопасность и бесшумность. Иными словами, главное в самолете – его интеллект и комфортность». Над этим и работает СибНИА. На экспериментальных стендах проверяют на прочность и качество авиационную технику XXI века – самолеты Ту-204, Ту-154Б, Ту-154М, С-80ГП, М10Т «Гжель», Ту- 22, Су-27МК, Су-33, Су-34, Ил-78. Это ли не показатель того, что институт снова набирает обороты и развивается!

Л. М. Харчук

ОНИ создавали СибНИА : Док. очерки. – Новосибирск : Кн. изд-во, 1991. – 144 с. : ил. СЕРЬЕЗНОВ А. Н. СибНИА: запас прочности : [К 60-летию ин-та : Интервью с директором] / Подгот. А. Попова // Чест. слово. – 2001. – 21 нояб. – С. 11 : ил., портр.

ХУДЯКОВ С. Д. Здесь самолеты обретают крылья : [К 60-летию ин-та : История образования] // Ведомости Новосиб. обл. Совета депутатов. – 2001. – 17 авг. (№ 33). – С. 16 : ил., портр.

СЕРЬЕЗНОВ А. Н. СибНИА: от космических челноков до летающих лодок / Подгот. А. Попова // Чест. слово. – 2004. – 7 апр. (№ 15).  – С. 9 : ил., портр. Интервью с директором о работе института, поисках и находках ученых.

КАШАФУТДИНОВ С. Т. Высший пилотаж : СибНИА будет делать сверхзвуковой «лимузин» / Подгот. О. Калайда // Аргументы и факты. – 2003. – Сент. (№ 38).  – С. 1, 7 прил. – (АиФ на Оби : прил.). Интервью с заместителем директора о разработках НИИ прошлых лет (Су-27, Су-26) и современных.

СЕРЬЕЗНОВ А. Н. Как проверяют самолеты : [Интервью с директором] / Подгот. И. Семенова // Сиб. столица. – 2003. – ¹ 4. – С. 10–12 : ил., портр. КОРОЛЕВ А. Лестница в небо : Будущее авиации рождается в Сибири // Рос. газ. – 2002. – 29 марта. – С. 19. О приоритетных направлениях работы института.

КАШАФУТДИНОВ С. Т. Институт был его детищем // Сов. Сибирь. – 1999. – 17 июня. – С. 2 : портр. К 80-летию В. Г. Сувернева, бывшего директора СибНИА.

КАШАФУТДИНОВ С. Т. Он написал двенадцать книг // Сов. Сибирь. – 1998. – 16 апр. – С. 2. К 40-летию трудовой и научно-педагогической деятельности профессора А. Н. Серьезнова, директора СибНИА.

ВОДИЧЕВ Е. Г. Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С. А. Чаплыгина (СибНИА им. С. А. Чаплыгина) // Новосибирск : Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 780.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2006 год

 

подкатегория: 
Average: 4 (2 votes)

Добавить комментарий

Target Image