80 лет Новосибирской области

28 сентября 1937 года вышло постановление ЦИК СССР «О разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область и Алтайский край». К Новосибирской области было отнесено 58 районов (из 113 районов края по состоянию на октябрь 1936 г.) и Нарымский округ с 8 районами. То есть, в момент образования область включала в себя территории современных Новосибирской, Кемеровской и Томской областей. [3]

В справке областной плановой комиссии руководству области (составлена не ранее октября 1937 г.) написано, в частности, следующее. «К началу 1937 г. население области исчислялось в 4 186 тыс. чел. […] Новосибирская область, расположенная на территории, превышающей территорию, занимаемую в Европе любой державой (Новосибирская область – 595 тыс. кв. км, Франция – 551 тыс., Германия – 472 тыс. […]), представляет собой мощный хозяйственный комплекс с крупной индустрией и широко развитым основательно механизированным сельским хозяйством. Вместе с тем мощная сырьевая база и энергетические ресурсы Новосибирской области […] дают основания предполагать, что в течение ближайших лет она будет в состоянии […] конкурировать с крупными промышленными областями Союза». [6]

Сентябрьское Постановление 1937 года стало отправной точкой в создании на востоке страны крупного хозяйственного района, в границах которого действовал полный технологический цикл – от производства или добычи сырья до выпуска готовой промышленной продукции. Сравнительно высокий уровень развития региональной экономики был обеспечен реализацией двух первых пятилетних планов (1928–1937), направленных на расширение и модернизацию её мощностей.

В конце 1930-х годов народное хозяйство Новосибирской области представляло собой сложный производственный комплекс, опиравшийся на мощную ресурсную базу. Одним из его базовых секторов являлись отрасли, связанные с получением и переработкой сельскохозяйственного сырья. В предвоенные годы Барабинская степь и северная часть Кулунды превратились в областную житницу, дававшую основные урожаи зерновых культур. В 1939 г. их средняя урожайность составляла 12,9 ц/га, что в 1,8 раза превышало уровень 1913 г. Несмотря на периодические неурожаи, к началу 1940-х годов валовой сбор зерна достиг 1 млн т [7]. Благодаря успехам хлеборобов выросло производство главного пищевого продукта. Если в СССР в начале третьей пятилетки (1938) на душу населения выпекалось 97,4 кг хлебобулочных изделий, то во вновь образованной области – 123,1 кг [9].

В рассматриваемый период в регионе развивались также мясомолочное животноводство и маслоделие. В 1937–1940 годах поголовье крупного рогатого скота выросло с 1,55 до 1,71 млн голов, овец и коз – с 1,26 до 2,02 млн, свиней – с 0,52 до 0,77 млн голов [7]. В 1938 г. в области произведено на душу населения 7,2 кг мяса и 3,8 кг масла (в целом по СССР – 6,7 и 1,16 кг) [9]. Эти данные свидетельствуют, прежде всего, о достижениях барабинских маслоделов, опережавших своих коллег из других районов страны. Прочная продовольственная база, созданная в регионе в годы третьей пятилетки, имела огромное значение для снабжения в военное время действующей армии и городского населения.

Сырьевой вектор экономического подъёма имел не только аграрную, но и индустриальную направленность. Область являлась обширной кладовой природных ресурсов, использовавшихся в промышленных целях. В северных районах (Нарым) были сосредоточены обширные лесные массивы. Здесь заготавливалась древесина, которая перерабатывалась затем на деревообрабатывающих предприятиях (Асино, Колпашево, ныне города Томской области). На востоке и юго-востоке располагался Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс), служивший основой для топливодобывающей индустрии. В 1938 г. кузбасские шахтёры дали 13,04 % угля [9], добытого в стране, в 1940 г. – 12,7 % [5]. К началу войны только Донбасс обладал более высокой долей в общей угледобыче (51,7 %) [5]. Наличие кузнецкого чёрного золота обусловило рост производства электроэнергии в Новосибирской области с 22,4 млн руб. в 1937 г. до 43,6 млн руб. в 1939 г. (в неизменных ценах 1926/27 гг.). К концу 1930-х местная энергетика превысила общесоюзные показатели по выработке на душу населения (282,5 и 232 кВт·ч соответственно) [9]. Динамично развивающийся ТЭК создавал предпосылки для размещения в годы войны за Уралом заводов, эвакуированных из прифронтовых районов.

Наряду с угледобычей, на юге Кузбасса осуществлялась разработка рудных месторождений. Интенсивная эксплуатация подобных месторождений велась в Горной Шории, где добывались руды чёрных и цветных металлов, которые использовались в качестве сырья в металлургии (Сталинск, Гурьевск, Белово, (Новокузнецк (бывший Сталинск), Гурьевск и Белово – города Кемеровской области). В начале второй пятилетки на территории Новосибирской области выпускалось 5,4 % чугуна, 3,8 % стали и 3,8 % проката, изготовленного в СССР, в начале же третьей – 10,4, 9,4 и 8,8 % соответственно [9]. По выпуску такой продукции регион занимал третье место в стране после Донбасса и Урала.

Переработка природного сырья в топливо, энергию и металл позволяла перейти к созданию машиностроительного комплекса. В предвоенные годы в области производилась техника, применявшаяся, прежде всего, в ресурсодобывающих секторах народного хозяйства. В Киселёвске и Прокопьевске (ныне – города Кемеровской области) выпускалось оборудование для угледобычи, в Новосибирске – техника для обогащения руды и металлообрабатывающие станки. В это же время заложены основы оборонной индустрии. Итог 1938–1940 годов в новосибирском авиастроении – около 900 боевых самолётов, в промышленности боеприпасов – 330 тыс. снарядов, 415 тыс. взрывателей и 26 млн патронов. (Хотя вклад местного военпрома в укрепление обороноспособности Советского Союза был весьма невелик: в продукции авиапромышленности страны – 0,7 %, боеприпасной – 1,5 %. В целом развёртывание в регионе крупномасштабного выпуска боевой техники и боеприпасов произошло уже в военные годы.)

Одной из новых отраслей, наряду с машиностроением, стала химическая промышленность. В Кузбассе за счёт коксующихся углей организовывалось производство синтетического каучука, необходимое для выпуска резины и резиновых изделий. На основе коксового газа налаживалось получение азотных соединений, служивших сырьевым компонентом при изготовлении взрывчатых веществ. Кузбасская азотно-туковая химия являлась производственным направлением, изначально ориентированным на тесную кооперацию с формировавшейся индустрией пироксилиновых порохов (Кемерово). В результате закладывался фундамент одного из крупных многоотраслевых комплексов, конечной продукцией которого являлись артиллерийские боеприпасы.

Предвоенный экономический бум в Новосибирской области сопровождался ростом индустриального строительства. В рамках третьего пятилетнего плана на востоке СССР осуществлялась программа по сооружению производственных объектов, которые должны были дублировать выпуск изделий, производившихся на предприятиях европейской части страны. В 1938–1940 годах во вновь образованном регионе действовало более 40 промышленных строек, где возводились угольные шахты, металлургические, машиностроительные, химические заводы [4].

Развитие региональной экономики стимулировало активное использование сети транспортных коммуникаций. Ведущее место в ней занимала Транссибирская железнодорожная магистраль, связывающая всю область в единое хозяйственное пространство. По её стальным нитям осуществлялась доставка сырья и материалов на заводы и фабрики, а также миграционное движение между городами, между сельскими районами и городами. С 1937 по 1939 г. объём грузовых перевозок по Томской железной дороге вырос с 39,5 до 44,7 млн т, пассажирских перевозок – с 13,3 до 16,2 млн чел. [9]. Только за эти годы масштабы грузоперевозок на поездах увеличились в полтора раза, пассажироперевозок – в два раза. В годы войны железнодорожная сеть превратилась в важнейшую транспортную артерию, обеспечившую как эвакуацию предприятий и населения, так и доставку на фронт боевых резервов, вооружения и боеприпасов.

Наличие в регионе судоходных рек (Обь, Томь и др.) позволяло осуществлять перевозки и водным путём. Хотя по сравнению с железными дорогами, водный транспорт играл менее существенную роль. Ещё меньшее значение имели автомобильное движение и авиация, на которые приходилась небольшая доля грузовых и пассажирских потоков. Вместе с тем, в предвоенное время Новосибирская область обладала разветвлённой транспортной инфраструктурой, являвшейся одним из факторов её экономического развития.

Таким образом, в конце 1930-х годов в Новосибирской области существовало три экономические зоны. Это – связанные между собой производственной кооперацией – центр (Новосибирск), восток и юго-восток (Кузбасс), где добывались полезные ископаемые, и осуществлялась их переработка в электроэнергию и сырьё, за счёт которых выпускалась конечная продукция (от оборудования до самолётов и порохов); север (Нарымский край и примыкающие к нему с юга районы), ориентированный на лесозаготовки и обработку древесины; юго-запад (Бараба и Кулунда) с опорой на сельское хозяйство и производство продовольственных товаров. С такой хозяйственно-территориальной структурой регион вступил в Великую Отечественную войну.

В это время в связи с ростом военной индустрии он был дважды разукрупнён. Указом ПВС СССР от 26.01.1943 из состава Новосибирской области выделилась Кемеровская, Указом от 13.08.1944 из состава Новосибирской и Кемеровской областей – Томская. Ещё до войны, в 1939 г., и в 1944 году к Новосибирской области была присоединена часть территории Алтайского края: Кочковский район, Андреевский, Веселовский (В 1963 г. в связи с укрупнением районов Новосибирской области Андреевский район включён в состав Карасукского района, сельсоветы Веселовского – переданы в Карасукский и Краснозёрский районы), Карасукский и Краснозёрский районы.[3] В результате область получила территорию, которая практически совпадает с современными границами и имеет площадь 178,2 тыс. кв. км. [2]

За семьдесят лет, прошедших со дня Победы над фашизмом, областная экономика претерпела огромные изменения. После административно-территориальных преобразований 1943–1944 годов основным центром хозяйственной жизни региона стал Новосибирск. Получив мощный импульс в условиях военной поры, город продолжал интенсивно развиваться и в послевоенные десятилетия. Во второй половине 1940-х – конце 1980-х основу его промышленности составляло военное и гражданское машиностроение, опиравшееся на научно-образовательный комплекс. Что касается районов и городов областного подчинения, оставшихся в составе области, то они сохраняли в основном агропромышленную специфику. Лишь в отдельных местах разрабатывались месторождения нефти (Северный район) и строительного сырья (Искитимский район). Вплоть до распада СССР в структуре регионального хозяйства преобладали наукоёмкие отрасли, производившие готовую высокотехнологичную продукцию.

Подобная экономическая структура в итоге оказалась роковой для индустриально высокоразвитой Новосибирской области. Радикальные рыночные реформы 1990-х годов привели к моментальному разрыву сложившихся в Советском Союзе технологических цепочек, в которые были включены ведущие новосибирские предприятия. Нарушение работы хозяйственного механизма привело к лавинообразному спаду промышленного производства. Его адаптация к рынку носила весьма болезненный характер и сопровождалась резким сужением сферы применения наукоёмких технологий. В этих условиях на первое место вышли торговля и услуги, ставшие основными нишами для развития постсоветского предпринимательства. В начале XXI века на волне общероссийской стабилизации Новосибирской области удалось выйти из кризисного пике. Началось быстрое восстановление традиционных отраслей – промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства. Несмотря на циклические кризисы (1998, 2008–2009, 2014–2016 гг.), регион демонстрирует положительную динамику хозяйственного развития. Наиболее показательно об этом свидетельствуют статистические данные за последние несколько лет. В 2010–2014 годах совокупный оборот местных предприятий и фирм по всем видам экономической деятельности вырос с 895,1 до 1275,6 млрд руб. или на 42,5 %. Однако источники данного роста кардинально отличаются от тех, которые существовали в советский период. В первой половине 2010-х годов в экономике заметно увеличилась доля торговли и технического обслуживания – с 37,5 до 46,5 %. В то же время удельный вес обрабатывающих производств сократился с 16,2 до 14,7 %, производства и распределения электроэнергии, газа и воды – с 12,8 до 8,5 %, добычи полезных ископаемых – с 1,8 до 1,7 %, строительства – с 4,3 до 3,3 %, транспорта и связи – с 20,0 до 17,6 % [1]. Несмотря на частичное возрождение хозяйственного потенциала, продолжается тенденция к его деиндустриализации. Происходит медленная деградация и утрата уцелевших остатков советского «индустриального чуда», обеспечившего когдато технологический прорыв области от добычи и переработки минерального сырья к выпуску сложных машин, а затем и электроники.

Но наряду с негативными, постепенно проявляются и позитивные тенденции экономического развития. Символом положительных перемен является Технопарк, недавно построенный в новосибирском Академгородке. Его инфраструктура призвана обеспечить прикладные разработки в области приборостроения, информационных технологий, биотехнологий и биомедицины, нанотехнологий и новых материалов. Эти разработки должны стать основой для инновационного бизнеса, способного дать современному потребительскому рынку высокотехнологичные товары, имеющие высокую рентабельность. Но для достижения этой цели необходимы соответствующие производственные мощности, которыхв регионе пока нет. Решение данной проблемы может обеспечить программа реиндустриализации, разработанная областным правительством в 2015 году. От степени её реализации зависят дальнейшие перспективы развития региональной экономики, находящейся перед непростым выбором: окончательно превратиться в большой «торгово-развлекательный центр» или подняться на уровень инновационных технологий XXI века в промышленном масштабе.

Р.Е. Романов

ИСТОЧНИКИ

1. НОВОСИБИРСКАЯ область в цифрах, 2014 : стат. ежегодник : (по кат. 1.12) / Федер. служба гос. статистики, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Новосиб. обл. – Новосибирск : [б. и.], 2015. – 132 с. : граф., табл. – См. с. 18.

2. БИРЮКОВ А.Д. Новосибирская область / А.Д. Бирюков, В.А. Зверев, Л.В. Лобова // Историческая энциклопедия Сибири. – Новосибирск, 2010. – Т. 2. – С. 499–505. – См. с. 499.

3. СПРАВОЧНИК по административно-тер риториальному устройству Новосибирской области, 1937–2006 гг. / Упр. гос. арх. Службы Новосиб. обл., Гос. арх. Новосиб. обл. – Новосибирск : [б. и], 2007. – 601, [1] с. : ил. – См.с. 17, 34, 50, 63, 72, 131.

4. ОБОРОННАЯ промышленность Новосибирской области в годы Великой Отечественной войны : док. науч. изд. / Упр. гос. арх. Службы Новосиб. обл., ОГУ «Гос. арх. Новосиб. обл.», Ин-т истории СО РАН. – Новосибирск : ОГУ «ГАНО», 2005. – 872, [1] с. : ил., табл., [8] л. ил. – См. с. 46.

5. ПАРАМОНОВ В.Н. Россия в 1941–1945 гг.: проблемы индустриального развития. – Самара : Самар. гос. мед. ун-т, 1999. – 560 с. – См. с. 243.

6. «НОВОСИБИРСКАЯ область… представляет собой мощный хозяйственный комплекс…» // Наша малая родина : хрестоматия по истории Новосиб. обл., 1921–1991. – Новосибирск, 1997. – С. 156–159. – См. с. 156, 157.

7. ГОНЧАРОВ П.Л. Сельское хозяйство и аграрная наука в Сибири и Новосибирской области // Страницы истории Новосибирской области : Люди, события, культура : I обл. науч.-практ. конф. краеведов : тез. докл. и сообщ. – М., 1995. – Ч. 2. – С. 5–7. – См. с. 5.

8. РАБОЧИЙ класс Сибири в период упрочения и развития социализма / В.В. Алексеев [и др.] ; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. – Новосибирск : Наука, Сиб. отд-ние, 1984. – 376 с., [8] л. ил. –(История рабочего класса Сибири).

9. НОВОСИБИРСКАЯ область в 1939 г. : стат. сб. Новосиб. обл. плановой комис. – Новосибирск : [б. и.], 1940. – 300, [4] с. – См. с. 124, 125, 232, 233.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. ОСНОВНЫЕ направления социально-экономического развития Новосибирской области : Экономика. Соц. сфера. Система упр. : Новосиб. обл. Новые пути развития / Правительство Новосиб. обл. – Новосибирск : [б. и.], 2016. – 179 с. : ил., табл., диагр.

2. НОВОСИБИРСКАЯ область : атлас. – Новосибирск : Картогр. ф-ка, 2013. – 127, [1] с. : ил.

3. НОВОСИБИРСКАЯ область. 75 лет : Люди, события, факты / Правительство Новосиб. обл. – Новосибирск : Ист. наследие Сибири, 2012. – 639 с. : ил., портр. – Разд.: Краткий очерк истории Новосибирской области /А.А. Николаев. – С. 7–40; Полвека созидания и роста : Новосиб. обл. в 1937–1990 гг. : [из публикаций обл. газ. «Совет. Сибирь»]. – С. 41–564; На изломе исторического пути : Новосиб. обл. в 1991–2011 гг. : [ст. «Исходное состояние и движущие силы трансформации», «Хронология некоторых событий», «Макроэкономические изменения[…]»] / А.А. Кисельников [и др.]

4. НОВОСИБИРСКАЯ область : 75 лет со дня образования / подгот. Л.М. Харчук // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2012 год. – Новосибирск, 2011. – С. 217–219. – Библиогр.: с. 219. – О географическом положении и современном социально-экономическом развитии области.

5. АНФИНОГЕНОВА Н.М. 70 лет со дня образования Новосибирской области (1937) // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2007 год. – Новосибирск, 2006. – С. 139–141. – Библиогр.: с. 141–143. – Об истории административно-территориальных преобразований в границах современной Новосибирской области (с 1917 г.).

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2017 год

категория: 
подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image