Наиболее примечательные явления в сиб. агиографии связаны с лит. деятельностью Троицкого монастыря в Туруханске и его основателя Тихона. До нас дошел целый цикл, созданный в стенах этой обители. Наиболее ранний - «Сказание об Абалацкой иконе», где рассказывается, как вдове Марии из окрестностей с. Абалак близ Тобольска во сне или в состоянии обморока явилась икона Знамения Богородицы в сопровождении св. Марии Египетской и Николая Мирликийского, приказывая строить церковь в Абалаке во имя Знамения. Один из самых интересных памятников сиб. агиографии - «Житие Василия Мангазейского» (середина XVII в.) - покровителя рус. промышл. людей в Сибири. Это трогательный рассказ о 15-летнем мальчике, лавочном сидельце, которого зверски замучил корыстолюбивый изувер-хозяин. После мученической смерти юноша стал святым, творящим всевозможные чудеса. У него искали помощь и поддержку во время охотничьего и рыбного промыслов и походов за ясаком. Житие это было связано с лит. традициями рус. Севера («Житие святого из гробницы»), выходцами из которого являлись большинство жителей торгового сиб. города Мангазея. В конце XVII в. в Тобольском Архирейском доме написана «Повесть известная и свидетельствованная о проявлении честных мощей и отчасти сказание о чудесах святаго и праведного Симеона, новаго Сибирского чудотворца» - самое раннее агиографич. соч., посвящ. Симеону Верхотурскому.
Лит.: Ромодановская Е. Легенда о Василии Мангазейском. //Новые материалы по истории Сибири досоветского периода. - Новосибирск, 1986; Она же. Житие Симеона Верхотурского. // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - СПб., 1992. вып 3 (XVII в.), ч. 1: А-3; Очерки русской литературы Сибири в 2 т. - Новосибирск, 1982. Т. 1.