С артисткой Гаршиной новосибирцами прожито более 65 лет. Рядом с ее героинями, которые легко перешагивали рампу, поселяясь в сердцах, становились попутчиками, друзьями, особенно для театралов старшего поколения, – тех, чья юность пришлась на конец 40-х – начало 50-х гг. ХХ в. Они приходили еще в старое здание ТЮЗа, не замечая его тесноты, унося из театра веру в победу чести и добра. Трем поколениям юных новосибирцев Анастасия Васильевна Гаршина отдала себя без остатка. Ее талант стал достоянием Новосибирска. А. В. Гаршина – представительница замечательной когорты актеров и режиссеров, которые еще в конце 40-х гг. ХХ в. влились в новосибирский ТЮЗ (ныне Молодежный театр «Глобус»), составив ядро целого поколения театральной смены. Они приняли эстафету от легендарных основателей первого детского театра Сибири Е. Агароновой, Н. Михайлова.
Театр был центром духовной жизни наших земляков. Горячие творческие дискуссии о будущем театра, о месте молодых актеров в нем, остроумные капустники в Доме работников искусств, на которые почитали за честь попасть новосибирцы и гости города, – все вместе и определяло кипучую театральную жизнь Новосибирска 50–70-х гг. ХХ в. как «золотой век» театрального искусства нашего города.
Путь в искусство народной артистки РСФСР Анастасии Васильевны Гаршиной хотя и был достаточно прямым, но далеко не легким. Анастасия Васильевна Гаршина родилась 16 марта 1925 г. в с. Михайловка Кемеровской области в простой крестьянской семье, унаследовав от родителей завидное трудолюбие, живой интерес к книгам и пению. В школьные годы Анастасия и не мечтала об актерской профессии. Когда в войну на станции Инская поселились эвакуированные, она училась в восьмом классе. В Доме культуры железнодорожников стали работать кружки – драматический, хореографический и вокальный. Гаршина записалась во все сразу. Вели их опытные ленинградские педагоги О. А. Альшиц, Н. М. Либерман и М. И. Белозерова. Преподаватель эвакуированного в Новосибирск Ленинградского театрального института О. А. Альшиц и стала ее «крестной матерью», настояв на поступлении на актерский факультет. В 1944 г. вместе с институтом Гаршина уехала в Ленинград, где не только училась, но и снималась в массовках и эпизодах на Ленфильме. Эти первые послевоенные годы, учеба у прославленных мастеров, знакомство со знаменитыми театрами, посещение спектаклей с участием артистов, имена которых знала вся страна, стали для начинающей актрисы прекрасными уроками сценического мастерства. У Гаршиной был изумительный голос, чистый и звонкий, она хорошо танцевала и после института без колебаний предпочла московскому Вахтанговскому театру ленинградскую оперетту. С равным удовольствием Анастасия исполняла партии кальмановских героинь и играла в детских спектаклях (1947–1948 гг.). Почти сразу после окончания института она вернулась в родной город и на целых четыре десятилетия связала свою судьбу с Новосибирским ТЮЗом. Здесь она стала мастером, заслуженной артисткой республики, нашла свое признание и признательность зрителей, товарищей по искусству.
В январе 1949 г. худенькая, задорная выпускница института, впервые появилась на сцене Новосибирского ТЮЗа. Так сложилось, что первой ее ролью оказался мальчик Тишка из пьесы А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся», после чего амплуа травести закрепилось за ней на доброе десятилетие, а русский драматург А. Н. Островский стал любимым драматургом на всю жизнь. Роли второго плана – свахи Устиньи Наумовны или Мавры Тарасовны в пьесе «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1979 г.) – азарт и темперамент актрисы превращали в настоящие бенефисные номера.
Каждый художник принадлежит своему времени. Актерская молодость Гаршиной пришлась на первую послевоенную пору. Страна, выстоявшая в неслыханных испытаниях, залечивала раны, восстанавливала разрушенные города и села, сломанные человеческие судьбы. Энтузиазм, воля и доброта, равнение на героев недавних сражений стали эталонами в оценке человека. Юные герои Гаршиной жили на сцене взахлеб, утверждая себя как личности неординарные. Таково было знамение времени.
В ряде лирических героинь, среди которых выделялась романтическая Аленушка в «Товарищах романтиках» М. Соболя (1957 г.), Машенька в спектакле А. Афиногенова (1955 г.), в ролях сказочного репертуара (Купава «Снегурочка» А. Н. Островского, 1957 г.) Гаршина полна поэзии, которая в то время занимала особое место в духовной жизни общества. Актрисе важно было раскрыть и показать молодому человеку, вступающему в жизнь, ее безграничные просторы, трудность выбранных дорог. Жизнеутверждающие интонации, бездна юмора, которым окрашены многие образы Гаршиной, оказались сродни общей атмосфере наступающей «оттепели» в общественной жизни, веяния которой чутко улавливало сердце актрисы.
Если можно себе вообразить идеальный портрет артистки театра юного зрителя, то Анастасия Васильевна Гаршина очень близка к такому идеалу. Человек богато одаренный, она понимает детскую аудиторию и обладает не такой уж частой способностью свободно чувствовать себя в разных сценических жанрах – в комедии, сказке, водевиле... Прекрасно владея технологией своей профессии, она умеет быть сочной, бытовой и улыбчиво-ироничной, умеет трогать до слез и смешить до упаду.
Актрисе особенно памятен 1966 год. Он принес такие «коронные» роли классического репертуара, как Аркадина в «Чайке» (А. П. Чехов, 1966 г.) и Мария Стюарт в одноименной драме Ф. Шиллера (1966 г.), принцессу Изольду, возлюбленную Тристана («Тристан и Изольда» А. Бруштейн, 1960 г.), о которых мечтает любая актриса. Уже заслуженной артистке РСФСР, ей вручили орден Трудового Красного Знамени (1967 г.). А спустя несколько лет – еще одна большая творческая удача – роль Толгонай в «Материнском поле» по повести Ч. Айтматова (1972 г.). На Всесоюзном смотре национальной драматургии и театр, и актриса получили дипломы первой степени. Она великолепно играла Кручинину в спектакле «Без вины виноватые» по пьесе А. Н. Островского (1976 г.), была яркой, колоритной Простаковой в «Недоросле» Д. И. Фонвизина (1971 г.).
После трех десятилетий тюзовской работы зрелым мастером перешла Гаршина в «Красный факел» (1979 г.) Перед ней открылись новые горизонты. На новой сцене ею были сыграны роли Натальи Гавриловны в пьесе В. Розова «Гнездо глухаря» (1979 г.), тетушки Руцы в спектакле «Птицы нашей молодости» И. Друцэ (1981 г.), Бабушки в спектакле «Деревья умирают стоя» А. Касоны (1982 г.) и другие. На краснофакельской сцене творчество Анастасии Васильевны обретает «второе дыхание». Юмор, безудержная веселость в сочетании с проникновенным лиризмом ее первых тюзовских работ, романтика и трагедийный взлет «Тристана и Изольды», «Марии Стюарт» сменяются красками углубленного психологизма, серьезнейшей проработкой внутренней жизни роли. За выдающиеся заслуги в области искусства народная артистка РСФСР Анастасия Васильевна Гаршина награждена высокой правительственной наградой – орденом Ленина (1989 г.). В 1994 г. А. В. Гаршина возвращается в свой «второй дом», обновленный ТЮЗ – молодежный театр «Глобус» (Фонсия Лорси в спектакле «Игра в джин», версия пьесы «Зима» Д. Л. Кобурна, 1995 г., Марина в спектакле «Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1998 г. и др.)
Актриса Анастасия Гаршина – многолика. И не только в связи с широтой репертуарного диапазона, но еще и потому, что у каждого зрителя своя Анастасия Гаршина. Свой лик. Если бы можно было вывести на сцену всех ее героинь! «Какая смесь одежд и лиц!» – эта пушкинская строка удивительно точно характеризовала бы парад созданных актрисой сценических образов. Всем ее героиням отведено достаточно места в душе Анастасии Васильевны. Для нее все это – единый, многолетний непрекращающийся спектакль. Она не любит расставаться со своими ролями. И спустя много лет, бывает, возвращается к ним в мыслях, беседует, переигрывает. Что-то сыграла бы иначе, какие-то, в свое время неслучившиеся роли, только теперь запоздало осмыслены и осознаны... Сцена была и остается главным полем деятельности актрисы Гаршиной. Главным, но не единственным. Анастасия Васильевна – человек активной жизненной позиции. Двадцать лет она возглавляла Новосибирское отделение ВТО (1966–1984 гг.), являлась секретарем парторганизации театра «Красный факел». Вместе с мужем В. С. Орловым преподавала в театральном училище (1970–1978 гг.). Много сил вложила Анастасия Васильевна в то, чтобы состоялись актерские судьбы Надежды Александровой, Татьяны Черепановой, Игоря Белозерова, других артистов, успешно работающих сегодня в театрах.
...Теперь она уже не так активно занята в репертуаре театра, но до сих пор самостоятельно готовит себе программу для выступлений – стихи, фрагменты из прозы, драматургии. Любой концерт, представление, творческий вечер – актриса неизменно в форме. «Главное, – утверждает Анастасия Васильевна, – не давать себе расслабляться. Нужно насыщенно жить, постоянно чем-то заниматься. Я никогда не умела и теперь не могу сидеть без дела».
Анастасия Гаршина – горячий приверженец русской психологической школы драматического искусства. В то время, когда современный театр стремительно менял приоритеты, от актрисы потребовалось особенное мужество, чтобы обрести свое место в этом новом меняющемся театре, не поступясь самобытностью и мастерством.
Высокой человечностью, добротой, милосердием проникнуты последние работы актрисы – Мать в спектакле «Дальше – тишина» В. Дельмара (1993 г.), Марина в спектакле «Дядя Ваня» А. П. Чехова (1998 г.). И здесь она вновь соответствует высокому уровню художественной мысли. Она отстаивает общечеловеческие ценности, которыми живет сегодня мир в его борьбе с жестокостью и бездуховностью.
Г. П. Рыбина
Литература и документальные источники
НАРОДНАЯ артистка России Анастасия Гаршина. 50 лет на сцене : Буклет / Л. Шатина, Е. Абрамова. – Новосибирск, 1998.
РУБИНА М. Анастасия Васильевна Гаршина // Новосибирский Академический молодежный театр «Глобус», 1930–2000. – Новосибирск, 2001. – С. 27–30.
БАЛАНДИН Л. Предрешать судьбу // Новосибирск театральный. – Новосибирск, 1983. – С. 198–219.
ЗАГОРОДНАЯ А. Многоликая Анастасия Гаршина // Новосибирск. – 2001. – № 1. – С. 23–26 : ил.
ГАРШИНА А. В. Анастасия Гаршина: Бог подарил мне, наверное, способность понимать и ценить... : [Беседа] / Вела А. Лаврова // Новая Сибирь. – 2000. – 7 апр. – С. 9 : портр.
ГАРШИНА А. В. Вопреки версии «Зима» : [Интервью с актрисой. К 70-летию] // Сов. Сибирь. – 1995. – 27 апр. – С. 3 : ил.
ДРОЗДОВИЧ С. Вечная королева // Новая Сибирь. – 1999. – 26 февр. – С. 7 : портр.
УЛЬЯНИНА И. Джульетта, Изольда, Мария Стюарт, или Как вас еще называть? : [К 50-летию твор. деятельности] // Веч. Новосбирск. – 1999. – 19 февр. – С. 11 : портр.
ЖУРАВЛЕВА Г. К. Гаршина Анастасия Васильевна // Новосибирск : Энцикл. – Новосибирск, 2003. – С. 188 : портр.
Опубликовано: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2005 год. - Новосибирск: Новосиб.гос.обл.науч.б-ка, 2004. - 140 с., [10] л. ил.
Добавить комментарий